bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6


I. Введение. Обоснование и актуальность программы


Какого ребенка можно считать одаренным? На этот вопрос существуют различные ответы. Одни исследователи выделяют как признак одаренности высокие интеллектуальные способности, другие – раннее проявление познавательной активности и любознательности, третьи – выраженную критичность мышления, нонконформизм. Однако их объединяет одно – одаренный ребенок не такой, как все.

В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

  • В школе должны быть свои традиции.

  • Школа должна давать современное образование.

  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Наличие способных учащихся в школе, реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» подчеркивают актуальность и необходимость данной Программы развития.

II. Проблемно-ориентированный анализ


В нашей школе не первый год действует система работы с одаренными детьми, целью которой является создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.

Задачи: - укреплять методическую базу по работе с одаренными детьми;

- расширять диапазон мероприятий для раскрытия способностей учащихся по разным направлениям;

- создать условия для участия учащихся в соревнованиях и конкурсах различных направлений и уровней;

- сформировать банк данных достижений учащихся школы.

В работе с одаренными детьми мы выделяем три этапа:

I Этап – диагностирование одаренности школьников

II Этап – внутришкольная работа по вовлечению и развитию детей

III Этап – участие школьников в конкурсах, соревнованиях различного уровня и выход на премию «Одаренные дети».

I этап: диагностирование одаренности школьников

Цели: - систематизация представлений педагогов о способностях учащихся;

- определение направления интересов школьников;

- определение степени выраженности у ребенка различных видов одаренности, определение преобладающего вида.


Диагностирование одаренности учащихся начинается с первой ступени обучения. Мы используем различные методики диагностики одаренности детей, анализируем результаты, делаем выводы и строим свою работу, создавая такие условия, чтобы дети могли проявить себя именно в той деятельности, которая им интересна.

Несколько слов о тех методиках, которые применяются в школе. Во-первых, это методики для родительского исследования, они помогают последним получить информацию о ребенке как о личности, уже составившей представление о мире, об окружающих, имеющей свои интересы и желания, способной проявить себя в той или иной деятельности. Эти методики применяются в старшей группе дошкольного образования и начальной школе. Таким образом, мы уже имеем представление о ребенке, переступившем порог школы для его развития. Мы используем методику «интеллектуального портрета». Разработана она американскими учеными и используется в школах для одаренных детей. Интересна она тем, что дает достаточно полное представление о различных сторонах развития ученика. Проводит исследование классный руководитель, составляет на каждого карту-характеристику. Этому исследованию подвергаются дети 4-х классов и ученики средней ступени. Педагогический коллектив начал осваивать методику «Карта одаренности» (автор А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета). Она поможет педагогам увидеть что-то новое в ребенке, чего раньше не замечалось, а также те изменения, которые произошли за определенный период (2 предыдущих года), она также позволяет определить вид одаренности ребенка. Данные методики хороши тем, что ими пользуются не только классные руководители, но и родители, и руководители ОДО, что дает более объективную оценку способностям учащегося. Диагностирование помогает, прежде всего, в определении направлений развития школьника. Ежегодная обработка результатов помогает открыть необходимые детям объединения дополнительного образования.

Анкета.

Дорогие друзья!

Просим вас отметить знаком «+» те предметы, которыми вы занимаетесь или хотели бы заниматься в свободное от учёбы время, для того, чтобы учесть ваши пожелания при открытии новых объединений.

(Проведено в сентябре 2008 г.)


Наименование предмета




Наименование предмета




1.Физкультурно-спортивная направленность:




6. Эколого-биологическая направленность:




- футбол




- охрана окружающей среды




- различные виды борьбы




- экология




- волейбол




- растениеводство




-баскетбол




- лесоводство




- гимнастика




- животноводство




2.Художественно-эстетическая направленность:




- анатомия




- хореография




7. Социально-педагогическая направленность:




- изобразительное искусство




- психология




- кукольный театр




- экономика




- пение и музыка




- профилактика вредных привычек




- фольклор




8.Культурологическая




- игра на гитаре




- история




- бисероплетение




- словесность




- вязание




- русский и иностранные языки




- вышивание




- этика




- мягкая игрушка




9. Естественно-научная




- природный материал




- химия




- моделирование и конструирование женской одежды, шитьё




- математика




- аранжировка цветов




- медицина




3. Туристско-краеведческая направленность:




10.Военно-патриотическая




- туризм




- основы безопасности жизнеобеспечения




- история родного края




- пограничное дело




- генеалогия




Ваши предложения.




4. Научно-техническая направленность










- обработка дерева










- радиотехника










- компьютер










- техническое моделирование











следующая страница >>