bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3
На правах рукописи


Сыргий Иван Васильевич


Cовременные подходы к комплексной реабилитации пациентов с дистальной окклюзией

в периоде дошкольного возраста


14.01.14 – Стоматология


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук


Воронеж – 2010

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


Научный руководитель:

доктор медицинских наук, профессор Сущенко Андрей Валерьевич


Официальные оппоненты:

доктор медицинских наук, профессор Лесных Николай Иванович


доктор медицинских наук Журихина Ирина Алексеевна


Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный медико-стоматологический университет Министерства здравоохранения и социального развития»


Защита состоится «___ » ________ 2010 г. в « ____ » часов на заседании диссертационного совета Д 208.009.01 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по адресу: 394036, Россия, г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 10.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко Министерства здравоохранения и социального развития»


Автореферат разослан «____» _______________ 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета






А.А. Глухов


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы. Аномалии зубочелюстной системы занимают одно из первых мест среди заболеваний челюстно-лицевого комплекса. Функциональные и морфологические отклонения обнаружены у 75% детей в возрасте 3 лет и по распространенности превышают частоту кариеса и других стоматологических заболеваний в этом возрасте (В.Г. Сунцов и соавт., 2001; К. Фаррелл, 2003). У детей 3 лет сформированные аномалии развития зубочелюстной системы выявлены в 48% случаев (Ф.Я. Хорошилкина, 2000; Л.С. Персин, 2001-2004). Зубочелюстные аномалии встречаются в период временного прикуса у 71% детей дошкольного возраста, проживающих в сельской местности (Ю.В. Андрианова и соавт., 2004). Выявлено, что у детей с временными зубами одно из первых мест по частоте встречаемости занимает дистальная окклюзия зубных рядов. Частота аномалий увеличивается с каждым годом жизни.

Ранняя диагностика зубочелюстных аномалий, а также своевременное проведение профилактических и лечебных мероприятий, имеет большое значение, поскольку патология прикуса временных зубов, не устраненная на этапе своего формирования, приобретает более выраженные и тяжелые формы, приводит к общим расстройствам организма.

В связи с вышеизложенным актуальной проблемой является лечение зубочелюстно-лицевых аномалий в раннем возрасте. Ведущая роль в возникновении нарушений зубочелюстной системы принадлежит функциональным расстройствам. Задачей лечения в периоде временного прикуса является коррекция возникающего и развивающегося гнатического, дентоальвеолярного и мышечного дисбаланса. При осуществлении успешной ортодонтической терапии на ранних этапах формирования прикуса ребенка в последующем не возникает необходимость в более сложном комбинированном лечении (В.Г. Лавриков, И.М. Теперина, 2004).

В связи с взаимообусловленностью местных и общих нарушений необходимо применять комплексы реабилитационных мероприятий, включающих методы лечения, направленные на устранение как причин развития морфологических, функциональных и эстетических нарушений в зубочелюстной системе, так и самих нарушений (Л.С. Персин, 1997-2006; О.И. Арсенина, 1998-2005; Г.Б. Оспанова, 2000; И.Е. Андросова и соавт., 2003; Т.В. Снеткова с соавт., 2004; Bishara et al. S., 1998; White L., 1998; Mauck C., Trankmann J., 1998; Kluemperer et al. G., 2000; Mahony D., 2002; Usumez, et al. S., 2003; Korbmacher H., 2004).

На современном этапе развития ортодонтии появился целый спектр инновационных диагностических и лечебных мероприятий по коррекции дистальной окклюзии в периоде раннего детского возраста. Однако не разработан алгоритм использования данных методов в комплексе общих реабилитационных мероприятий по устранению этой аномалии окклюзии. Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует об актуальности настоящего исследования.


Целью исследования является повышение качества оказания ортодонтической помощи пациентам с дистальной окклюзией в периоде дошкольного возраста.


Задачи исследования

1. Изучить клинико-рентгенологические и биометрические нарушения зубочелюстного комплекса у детей с дистальной окклюзией в период прикуса временных зубов и начальном этапе сменного прикуса.

2. Дать оценку степени влияния раннего ортодонтического лечения с помощью графических методов реконструкции на формирование архитектоники верхней части полости рта.

3. Разработать показания и схемы лечения детей дошкольного возраста имеющих в анамнезе дистальную окклюзию с использованием стандартного и предложенного автором активного преформирующегося эластопозиционера

4. Провести анализ эффективности использования этапа психологического тестирования в процессе планирования ортодонтической помощи у детей с дистальной окклюзией.

5. Оценить продолжительность ортодонтической коррекции у пациентов, использовавших в процессе лечения различные виды эластопозиционеров.


Научная новизна

На сновании комплекса клинических, биометрических, графических и рентгенологических исследований впервые проводится сравнительный ситуационный анализ качества оказания ортодонтической помощи у пациентов с дистальной окклюзией при использовании инновационных методов диагностики и лечения.

Предлагается алгоритм проведения психологического исследования у пациентов с дистальной окклюзией в периоде временного прикуса.

Изучается эффективность раннего ортодонтического лечения с помощью стандартных и индивидуально преформирующихся эластопозиционеров.

Приводятся данные относительно продолжительности ортодонтической терапии у больных с дистальной окклюзией при использовании современных методов диагностики и лечения.

Разработана оригинальное устройство «Активный преформирующийся эластопозиционер» (получена приоритетная справка по заявке на получение патента Российской Федерации на полезную модель № 2009145615/22(065016) от 26.03.2010г.).


Практическая значимость

Данные исследования позволят оптимизировать методы комплексного обследования детей с дистальной окклюзией, улучшить качество ортодонтического лечения в комплексе реабилитационных мероприятий у пациентов с данной патологией. В работе приведены унифицированные методы диагностики зубочелюстной системы, доступные большому кругу клиницистов. Результаты и выводы, сделанные в процессе научно-исследовательской работы могут найти применение в учебном процессе профильных кафедр ВУЗов и ортодонтических отделениях стоматологических поликлиник.


Реализация результатов работы.

Основные научные положения и практические рекомендации внедрены в работу стоматологической поликлинике Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения и социального развития, используются в лекционном материале и практических занятиях на кафедрах стоматологии детского возраста, стоматологии общей практики и ортопедической стоматологии ИПМО,», МУЗ ГО г. Воронеж ДКСП №2.

По материалам диссертации опубликовано 6 статей, из них 1 – в издании, рекомендованном ВАК РФ.

Основные положения результатов диссертационной работы были представлены на: Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы стоматологии». (Москва, 2008); Научно-практической конференции с международным участием

«Актуальные вопросы стоматологии детского возраста и профилактики стоматологических заболеваний» (С-Петербург, 2009); Всероссийской научно-практической конференции «Врождённая и наследственная патология головы, лица и шеи у детей. Актуальные вопросы комплексного лечения» (Москва, 2009); Областной научно-практический семинар по ортодонтии. (Воронеж, 2009)., XXV Международной специализированной выставке «Здравоохранение» (Воронеж, 2009); II Молодежном инновационном форуме (Воронеж, 2010).


Объем и структура диссертации.

Текст диссертационной работы изложен на 122 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, главы материалов и методов, результатов собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего в себя 125 источников, в том числе 45 - иностранных авторов. Материал диссертации проиллюстрирован 13 таблицами и 29 рисунками.


Положения, выносимые на защиту

1. Комплексный сравнительный анализ клинических и антропобиометрических параметров верхне-челюстного комплекса у пациентов с ДОЗР в периоде временного и первом периоде сменного прикуса.

2. Графическая регистрация формы и величины верхней части полости рта у дошкольников в процессе лечения дистального соотношения зубных рядов различными видами двучелюстных эластичных позиционеров.

3. Целесообразность внедрения этапа психологического тестирования процесс планирования ортодонтического лечения у данной категории пациентов.

4. Улучшение и совершенствование методов ортодонтической коррекции у детей с дистальной окклюзией зубных рядов в данной возрастной группе.

5. Мониторинг длительности ортодонтического лечения при использовании стандартных и индивидуально изготовленных эластопозиционеров оригинальной конструкции в периоде временного прикуса у пациентов с дистальной окклюзией.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


В основу работы положены данные комплексной диагностики и ортодонтической коррекции 90 пациентов, имевших в анамнезе дистальную окклюзию зубных рядов в возрасте от 3 до 7 лет. Исследования проводились на базе стоматологической поликлиники ВГМА им.Н.Н. Бурденко, МУЗ ГО г.Воронеж ДКСП № 2. Московский научно-практический центр медицинской помощи детям. Распределение обследованных пациентов с ДОЗР в соответствии с этапом развития ребенка и полом представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение больных с дистальной окклюзией зубных рядов в зависимости от пола и возраста.




Возраст (лет)

Пол пациента

Мальчики

Девочки

1-3

9

15

4-7

27

39

Всего

36

54

Общее число обследованных

90


Согласно периоду развития зубочелюстной системы, обследованные дети были, разделены на две группы: 1-я группа, состояла из 34 человек – период прикуса временных зубов, 2-я группа, включающая 56 индивидуумов – этап сменного прикуса. В зависимости от вида эластопозиционера используемого в процессе ортодонтической терапии пациенты были распределены также на две группы: 44 дошкольника применяли для коррекции ДОЗР - стандартный предортодонтический Трейнер Т4К (“MYOFUNCTIONAL RESEARCH CO.”) у 46 пациентов проводили лечение с помощью – активного преформирующегося эластопозиционера оригинальной конструкции.

В контрольную группу было включено 50 индивидуумов идентичной возрастной группы с физиологической окклюзией не имевших указанного нарушения. Все пациенты, входящие в контрольную группу проходили обследование на кафедре стоматологии детского возраста ГОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздрава России. На базе МУЗ ГО г. Воронежа ДКСП №2 и Московского научно-практического центра медицинской помощи детям был проведен осмотр 250 детей в возрасте от 3 до 7 лет с целью выявления частоты встречаемости зубочелюстных аномалий и деформаций.

Общая характеристика методов исследования: эпидемиологическое и клиническое обследование детей дошкольного возраста, лабораторно-инструментальные методы (анализ гипсовых моделей челюстей и графический тригонометрический анализ верхней части полости рта), лучевые исследования (прицельная внутриротовая рентгенография и ортопантомография), определение восприимчивости пациентов к ортодонтическому лечению (психологическое тестирование).

Статистическая обработка полученных числовых данных осуществлялась с использованием критерия-t Стьюдента для сравнительной оценки сопоставляемых выборок. Анализ и оформление результатов проводились с использованием описательных статистических критериев. Различия в сопоставляемых выборках считались дотоверными при степени вероятности безошибочного прогноза равной более 95% (Р<0,05). Анализ полученных данных проведен с использованием универсального статистического програмного пакета Statistica for Windows, Star Graph, SPSS.


РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Эпидемиологический анализ дентоальвеолярных и гнатических изменений у детей дошкольного возраста

У 250 детей в возрасте 3-7 лет обследованных на базе кафедры стоматологии детского возраста ГОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко и Московского научно-практического центра медицинской помощи детям была выявлена высокая распространенность зубочелюстных аномалий и деформаций (75,2 ± 1,6%), данные исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Распространенность аномалий зубочелюстной системы (в %) у 250 детей в периоде временного и начальном этапе сменного прикуса участвовавших в обследовании


Виды зубочелюстных аномалий и деформаций

Распространенность (%)

Дистальная окклюзия, глубокая резцовая окклюзия/дизокклюзия

39 ± 0,3

Мезиальная окклюзия, обратная резцовая окклюзия/дизокклюзия

4 ± 1,5

Вертикальная резцовая дизокклюзия

7 ± 0,5

Перекрестные формы окклюзии, сужение зубных рядов, дефицит места в зубном ряду

14 ± 1,5

Диастема

8 ± 0,5

Физиологическая норма окклюзионных взаимоотношений зубных рядов

28 ± 0,5


Из данных таблицы 2 следует, что наибольшее распространение имеют аномалии окклюзии и аномалии зубных рядов (64 ± 3,8%), значительно реже встречаются положения отдельных зубов - 8 ± 0,5. На первом месте среди аномалий окклюзии зубных рядов у обследованных детей занимает дистальная окклюзия в сочетании с глубокими формами прикуса.

Среди 90 пациентов обоего пола с ДОЗР, которым было проведено обследование и последующее лечение на кафедре стоматологии детского возраста, были выявлены различные аномалии и деформации в пределах зубных рядов и отдельных зубов (табл. 3).


Таблица 3

Распространенность аномалий зубочелюстной системы (в %) у детей с ДОЗР в периоде временного и начальном этапе сменного прикуса


Аномалии отдельных зубов

Встречаемость

Аномалии зубных рядов

Встречаемость

Аномалии формы

8,5±0,6

Нарушение формы

13,6±0,6

Аномалии структуры твердых тканей

39,0±0,5

Нарушение размера зубного ряда в сагиттальном направлении

32,8±0,2

Дисколории твердых тканей

7,0 ±0,3

Нарушение размера зубного ряда в трансверсальном направлении

18,6±1,4

Аномалии размера

15,4±0,9

Нарушение последовательности расположения зубов

0,0

Аномалии количества

10,7±1,2

Нарушение симметричности расположения зубов

29,9±0,1

Аномалии сроков прорезывания

26,2±0,5

Нарушение контактов между смежными зубами (скученное или редкое положение)

25,4±0,8

Аномалии положения

29,8±1,7









следующая страница >>