bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5


Третьяк О.А, Румянцева М.А.


Cети: подходы к объяснению феномена межфирменной кооперации


Феномен межфирменных сетевых отношений, получивший столь широкое распространение в последние годы, привлекает многочисленных исследователей, пытающихся объяснить причины его возникновения и интенсивного роста. Цель данной статьи – дать обобщающую картину развития теоретических взглядов на межфирменные сети как новый феномен организации бизнеса, показать корни возникновения новой сетевой парадигмы в контексте развития теории фирмы и, наконец, наметить перспективные направления исследования этого феномена.

Вместо предисловия

Тенденция постоянного роста межфирменной кооперации отмечается в целом ряде исследований. Так, согласно обзору Booz-Allen&Hamilton, в течение десяти лет (с1987по 1997) число альянсов в мире росло в среднем на 25% ежегодно (Harbison and Pekar 1997) и темпы эти сохранились вплоть до настоящего времени (OECD 2002). Coopers & Lybrand отмечает 50% рост стратегических альянсов среди американских компаний, демонстрирующих наиболее интенсивное развитие ( Trendsetter Barometer 1998). Те же тенденции отмечаются и в использовании других форм межфирменной кооперации (OECD 2002). Несмотря на то, что эти цифры могут вызвать некий скепсис по поводу их получения, несомненным остается как факт наличия, так и стремительного роста феномена межфирменной кооперации (Contractor, Lorange 2002).

Межфирменная кооперация развивается по всей цепочке создания ценностей. Между тем наиболее быстрый рост партнерств отмечается в научных исследованиях и разработках (Hagedoorn 2002). Что касается форм этой кооперации, предпочтение постепенно отдается всевозможным контрактным формам по сравнению с внутрифирменной интеграцией под «крышей» единой собственности. Так недавний обзор зарубежных прямых инвестиций США, проведенный Департаментом Коммерции показал, что в 90-е годы рост лицензий, выданных компаниями США, (уровень которого превышал 11% ежегодно) опережал рост торговли и прямых иностранных инвестиций вместе взятых (Contractor 1999). Так из категории случайных рыночных курьезов межфирменная кооперация перерождается в феномен, активное развитие которого не может ни привлекать внимания исследователей. Это направление деятельности фирм начинает анализироваться в контексте стратегического развития и повышения нематериальных активов фирмы, активного вовлечения знаний и обмен ими в процесс создания добавленной стоимости.

Интенсивный рост межфирменной кооперации в различных ее формах актуализирует вопросы о «размывании» границ фирмы, о новых формах организации бизнеса. Некоторые, исследователи, возможно вдохновленные началом нового столетия, предрекают широкомасштабную революцию в формах, характере деятельности и процессах современных организаций. Эти утверждения, как правило, аргументируются ссылками на рост сетевых и «клеточных» организаций (например, Майлс, 1997), федеральных организаций (Ханди, 1992), организаций постмодернистского толка и организаций-хамелеонов (Волберда,1998), а также индивидуализированных корпораций (Гошал и Барлетт, 1998). И если и существуют некоторые сомнения по поводу масштабности распространения этих схем в пространстве современных изменений, то все более очевидным и неоспоримым становится факт явного широкого экспериментирования современных фирм в сфере организации бизнеса. Некоторым авторам даже удалось показать связь между инновационными формами организации и результатами деятельности компании (Уиттингтон, 1999). Эта связь еще раз подтверждает тезис о том, что конкурентоспособность в настоящее время достигается в результате упорного состязания инноваций в широком смысле, в том числе и в формах организации бизнеса, где негибкие и бюрократические формы не имеют шансов на успех.

В то время как интересы исследователей - «управленцев»1в основном сосредоточены на более детальном описании и объяснении феномена сетевой межфирменной организации с позиций изменяющихся процессов, структур, границ, складывающихся новых правил управления, в том числе и стратегического, нарастает необходимость обобщения различных взглядов и подходов к объяснению феномена межфирменных сетей и с других теоретических позиций. В частности объяснения межфирменной кооперации предлагаются в фундаментальных теориях экономики, социологии и других наук, отдельные направления которых получили импульс к развитию благодаря разработке вопросов, связанных с сетевой формой межфирменной кооперации. Обобщение основных достижений фундаментальных и прикладных исследований в объяснении межфирменных сетей поможет более четко представить корни возникновения новой сетевой парадигмы в контексте развития теории фирмы, с одной стороны, и обозначит направления анализа и развития этой парадигмы, - с другой. Необходимость такой комплексной теоретической основы для выстраивания сетевого подхода по мере накопления результатов многочисленных эмпирических исследований возрастает.

В процессе анализа вклада различных теорий и их направлений в объяснение межфирменных сетей будем придерживаться следующей логики. Сначала проанализируем объяснения феномена сетей, предлагаемые в основных теоретических подходах экономики и социологии. Исходя из различных теоретических посылок, они предлагают различные объяснения причин существования сетей и определения этого феномена. Однако систематизация этих подходов, на наш взгляд, обеспечит комплексную аргументацию в объяснении межфирменной кооперации. Далее проанализируем развитие сетевой парадигмы в рамках теории фирмы, обращая особое внимание на современное понимание фирмы, трактующее знания как основу конкурентных преимуществ, предлагающее альтернативный, социально ориентированный механизм защиты знаний. И, наконец, проанализируем дискуссию о том, что участие фирмы в сетевых отношениях приносит одновременно как индивидуальные выгоды для фирм-участниц сетевого взаимодействия, так и коллективный выигрыш, который обеспечивается только благодаря совместному участию всех членов сетевого взаимодействия. Логика объяснения межфирменной кооперации и вклада различных областей исследования в понимание этого феномена представлена на рисунке 1.

Необходимость такого акцента на исследование сетевых форм межфирменной кооперации зиждется на признании того факта, что сетевая форма организации является естественной составляющей экономического и социального окружения, и представляет активно развивающуюся форму рыночного взаимодействия хозяйствующих субъектов. Эта форма существует наряду с другими организационными формами и представляет иной механизм координации, отличный как от иерархического (внутрифирменного), так и от рыночного.

Цель представленного обзора отнюдь не в предложении читателю еще одного более четкого определения сети. Напротив, мы постарались представить как можно более широкий спектр представлений о сетевом взаимодействии, определяя вклад различных теорий в толкование этого феномена и выделяя наиболее важные характеристики, объясняющие его сущность. Таким образом, мы попытались проследить эволюцию теоретических взглядов на сетевые отношения и показать направления их дальнейшего развития.


следующая страница >>