bigpo.ru
добавить свой файл
  1 ... 13 14 15 16

Як-9Т - танковый истребитель


Танковый вариант истребителя ЯК-9 — ЯК-9Т (Як-9-37) появился на фронте Великой Отечественной войны в 1943 году, выпускался с марта 1943 по июнь 1945 г. В развале V-образного двигателя самолета, взамен 20-мм пушки, была установлена мощная 37-мм авиационная автоматическая пушка НС-37 конструкции А.Э.Нудельмана и А.С.Суранова.









В авиационных пушках, как правило, используются патроны, имеющие меньший заряд по сравнению с патронами сухопутной артиллерии того же калибра. Соответственно, и гильзы патронов имеют меньший объем. Это объясняется тем, что как общий объем и вес оружия и боекомплекта, так и импульс отдачи при выстреле для самолета значительно более существенны, чем для любого другого носителя, и должны быть минимальными. Кроме того, начальная скорость снаряда при стрельбе с летящего самолета — складывается из скорости снаряда относительно самолета и скорости полета самого самолета. Для современных реактивных истребителей и штурмовиков этот прирост скорости значителен и составляет практически 50-70%, добавляемых к скорости снаряда. Но для истребителей периода Второй Мировой Войны этот прирост составлял только 15-20%. Самолет является уязвимой целью, и поражается не только прямым попаданием снаряда, но и осколками при воздушном разрыве снаряда возле самолета. Поэтому вопрос бронепробиваемости в отношении самолета, а следовательно и необходимая для этого высокая скорость снаряда не стоят остро в воздушном бою.

Но воздушные цели имеют очень высокие угловые скорости, поэтому темп стрельбы (техническая скорострельность) стрелково-пушечного вооружения самолетов должны быть очень высокими. Скорострельность современных многоствольных авиационных пушек доходит до 9 000-10 000 выстрелов в минуту, одноствольных — до 1 600. Чем короче патрон, тем при прочих равных условиях короче путь затвора и других подвижных частей автоматики, и, следовательно, выше скорострельность оружия. Большие величина и масса патрона также затрудняют достижение высокой скорострельности.

Но танк — цель совсем иного рода. Его мощная броневая защита противостоит специальным бронебойным снарядам противотанковой артиллерии. И для снарядов обычной авиационной пушки 20-30-мм калибра танк практически неуязвим.

Патрон пушки НС-37 по мощности соответствовал боеприпасам 37-мм сухопутных зенитных и противотанковых пушек. Но гильза при том же объеме была более короткой, а в поперечнике — увеличена, кроме того, не имела выступающей закраины. Гильзы отечественных противотанковых и зенитных пушек имеют длину 250 мм и диаметр основания (над закраиной) 46 мм. Гильза патрона к НС-37 имеет длину 198 мм, при диаметре фланца 54 мм. В боекомплект входили патроны с бронебойно-зажигательно-трассирующими (БЗТ) и осколочно-зажигательно-трассирующими (ОЗТ) снарядами. БЗТ снаряд имел массу 770 г и начальную скорость 810 м/с. ОЗТ снаряд — соответственно 732 г и 865 м/с. На дальности 400 м снаряд БЗТ пробивал 45-мм броню, на дальности 200 м — 50 мм. Скорострельность пушки — 240-260 выстрелов в минуту. Разрывного заряда снаряд БЗТ не имел. Действие автоматики основано на использовании энергии отдачи ствола при его коротком ходе. Питание патронами — из звеньевой рассыпной металлической ленты. Боекомплект пушки — 30 патронов при свободной укладке, 32 патрона — при тщательной. Сбор стреляных гильз и звеньев лент осуществлялся в гильзо-звеньесборник, размещенный под оружием. Ствол пушки НС-37 проходил через полую втулку винта самолета, выступая за пределы кока винта на 160 мм. Дульных устройств ствол не имел.

Размещение на самолете тяжелой пушки потребовало перенесения кабины пилота на 400 мм назад для сохранения центровки. Отдача пушки при стрельбе была весьма значительной, и приводила к течам в трубопроводах самолета и поломкам деталей. Поэтому качество производства самолетов Як-9Т должно было быть особенно высоким.

Вооружение самолета Як-9Т дополнял 12,7-мм универсальный пулемет Березина УБС (синхронизированный для стрельбы через винт), с боекомплектом в 200 патронов (при тщательной укладке — 220 патронов) и питанием из рассыпной металлической ленты. Расположение пулемета — обычное, в левой верхней части фюзеляжа.









Типы снарядов, входившие в боекомплект пушки, позволяли поражать как воздушные, так и наземные цели. Как отмечает А.Т.Степанец в своей книге "Истребители Як периода Великой Отечественной войны", появление самолетов Як-9Т на фронте произвело сильное моральное воздействие на немцев. Действительно, бронебойные (БЗТ) снаряды пушки могли поражать танки противника по крыше, на дистанции 400 м пробивая 40-мм броню при попадании под углом до 300 (по нормали — 45 мм), на дистанции 500 м — 30-мм броню под углом до 450. А попадание осколочного (ОЗТ) снаряда в самолет противника приводило к полному разрушению последнего.

Особенности пушки диктовали определенную тактику ее применения. Ввиду большой отдачи стрельба длинными очередями приводила к уводу самолета вниз, и соответственному смещению наводки оружия (наведение пушки осуществлялось корпусом самолета). Поэтому, хотя пушка технически допускала ведение непрерывного огня в пределах боекомплекта, стрельба длинными очередями (свыше 2-3 выстрелов) приводила к непроизводительной трате боеприпасов. При этом мощное действие снарядов, особенно ОЗТ по воздушным целям, делало эффективной прицельную стрельбу 1-2 выстрелами. 12,7-мм пулемет мог использоваться в качестве пристрелочного, перед открытием огня из пушки. По данным, приводимым исследователем А.Б.Широкорадом в очерке "История авиационного вооружения", в некоторых боевых операциях потери танков противника от огня авиации доходили до 10-15% общего числа потерь от всех видов оружия.

Истребитель Як-9К

с пушкой НС-45


До распространения ракетного оружия основным вооружением самолетов было бомбовое и стрелково-пушечное. При этом пушечное вооружение занимало и те ниши, которые впоследствии были заняты неуправляемыми ракетами. Как следствие, калибр авиационных пушек достигал значительной величины. В частности, в 50-х гг. ХХ в. в СССР разрабатывались экспериментальные автоматические авиационные пушки калибра 57 мм, 76 мм и 100 мм. И хотя орудия калибра 76 мм и 100 мм остались опытными изделиями, крупнокалиберные авиационные пушки меньшего калибра не только состояли на вооружении, но и участвовали в боях.

В конце ВОВ в небе появились истребители Як-9К (К — крупно-калиберный), вооруженные мощной

крупнокалиберной 45-мм автоматической пушкой НС-45. По калибру и могуществу боеприпаса пушка НС-45 превосходила все другие авиационные системы, состоявшие на вооружении самолетов воюющих армий, а Як-9Т по массе секундного залпа, составлявшей 5,6 кг/с, превосходил все отечественные и зарубежные истребители. Конструктивно Як-9К являлся модификацией истребителя Як-9Т (танкового), на который вместо 37-мм пушки НС-37 была установлена 45-мм пушка НС-45. Основой пушки НС-45 стала пушка НС-37 конструкции Нудельмана-Суранова с 45-мм стволом, установленным взамен 37-мм ствола. По существу, пушка НС-45 явилась результатом максимального форсирования как возможностей оружия, так и возможностей носителя. Истребитель Як-9 не был самым тяжелым самолетом в своем классе. Отдача пушки доходила до 6975 кг. При стрельбе летчика буквально подбрасывало на сидении.



Как отмечается в книге А.Т.Степанца "Истребители Як периода Великой Отечественной войны", прицельная стрельба из пушки НС-45 была возможна на скоростях самолета более 350 км/ч, очередями в 2–3 выстрела. При стрельбе на скорости менее 350 км/ч самолет резко разворачивался, летчик совершал резкие движения вперед-назад. Кроме того, большая сила отдачи вызывала течи воды и масла в трубопроводах самолета и приводила к другим нарушениям конструкции.

Темп стрельбы пушки — 260–280 выстр./мин. Масса пушки — 152 кг. Впервые в отечественной практике ствол авиационной пушки был снабжен мощным дульным тормозом, поглощающим 85% энергии отдачи при стрельбе. Самолеты Як-9К были легко узнаваемы по характерному профилю носовой части с выступающим из кока винта дульным тормозом пушки.

Ствол пушки имеет очень тонкие стенки — около 4 мм (в самом тонком месте). Это вызвано тем, что пушка, как и все предыдущие, расположена в развале V-образного двигателя самолета и ствол проходит через полую втулку винта: наружный диаметр ствола невозможно увеличить, не внося изменений в двигатель.

45-мм патрон к НС-45 был создан на базе гильзы 37-мм патрона НС-37: дульце заготовки гильзы обжато под калибр 45 мм, а длина гильзы уменьшена — для того, чтобы при увеличившейся длине снаряда общая длина патрона осталось прежней (328 мм).

Осколочно-фугасный снаряд для нового патрона, вероятнее всего, взят от патрона к универсальной корабельной 45-мм автоматической пушке: геометрия наружной (выступающей из гильзы) части снарядов полностью идентична. Однако снаряд к патрону НС-45 имеет иную конструкцию ведущей части и меньший вес. В снаряде к корабельной пушке — два ведущих пояска, при этом второй и частично первый скрыты в дульце гильзы, а снаряд к патрону НС-45 имеет один ведущий поясок. Масса снаряда — 1065 г. Снаряд снабжен головным взрывателем и имеет трассер, оставляющий бледно-розовый след на полете, что позволяет корректировать огонь по трассам во время стрельбы. Наружные линейные размеры взрывателей к снарядам 37-мм зенитных и авиационных пушек и вышеописанных 45-мм морского и авиационного снарядов совпадают. Но установки взрывателей могут быть оптимизированы для каждой конкретной системы.

Начальная скорость снаряда — 780 м/с. Дульная энергия — 320 000 Дж. Масса патрона — 1,93 кг. Подача патронов осуществлялась из звеньевой металлической ленты. Боекомплект пушки на Як-9К — 29 выстрелов. Система вооружения Як-9К, как и Як-9Т, включала, помимо пушки, 12,7-мм пулемет Березина УБС, стрельба из которого велась через плоскость, ометаемую винтом. Боекомплект пулемета — 200

патронов в рассыпной ленте. Открытие огня из пушки и пулемета осуществляется от двух кнопок, расположенных на ручке управления самолетом. При этом возможно как одновременное, так и раздельное ведение огня из НС-45 и УБС. На приборной доске дополнительно установлен счетчик выстрелов пушки.

Тактическое значение и преимущество пушки НС-45 заключается, главным образом, в том, что при могуществе осколочного снаряда калибра 45-мм достаточно одиночного попадания в воздушную цель для ее уничтожения. В отличие от пуль и снарядов авиационных пулеметов и пушек меньшего калибра, для 45-мм осколочного снаряда бронезащита самолета — фактически противопульная — не является ощутимой преградой. При этом 45-мм осколочный снаряд обладает высокой эффективностью не только при стрельбе по самолетам, но также и по многим наземным целям, таким как автомобили, бронетранспортеры, строения и т.п. Благодаря чему Як-9К мог выполнять задачи, обычно решаемые штурмовиками, хотя и не имел ни такой бронезащиты, ни такого ударного вооружения, как, например, штурмовик Ил-2, прозванный "летающим танком".

Наличие в боекомплекте снарядов бронебойного действия позволило бы поражать легкобронированные наземные цели, такие как бронемашины и легкие танки. Но о наличии либо отсутствии таких снарядов ничего определенного сказать нельзя. В то же время и их отсутствие имеет свои основания.

При данной кинетической энергии, калиберный бронебойный снаряд даже меньшего калибра (37-мм НС-37) не был достаточно эффективным при стрельбе по танкам. При увеличении же калибра на базе существующего патрона бронебойное действие снаряда будет еще ниже за счет увеличения площади контакта с целью и уменьшения скорости полета снаряда. Создание же специального подкалиберного бронебойного снаряда, во-первых, требует дополнительных затрат, что в военное время всегда проблематично. Во-вторых — в полной мере эффективность такого снаряда раскрывается тогда, когда снаряд делается легким и обладает за счет этого высокой скоростью встречи с целью. Но при этом баллистика осколочного и подкалиберного бронебойного снарядов будет различна, и невозможно будет вести стрельбу осколочными и подкалиберными снарядами при одном прицеле. При загрузке боекомплекта только с одним из типов снарядов огонь по не предполагавшейся цели не будет эффективным. Все это позволяет предположить, что осколочно-трассирующий снаряд был единственным типом снаряда для пушки НС-45.

Как отмечает А.Широкорад в книге "История авиационного вооружения" (Минск, 1999 г.), пушка НС-45 серийно производилась в 1944–1945 гг. на заводе № 74. В 1944 г выпущено 75 пушек, в 1945 — 120 пушек. А.Степанец указывает, что войсковые испытания проходили 44 самолета Як-9К, в 274иап 278иад и в 812иап 65иад: с 13 августа по 18 сентября 1944 г. — на 3-м Белорусском фронте, с 15 января по 15 февраля 1945 г. — на 2-м Белорусском фронте. Было выполнено 340 боевых самолето-вылетов, состоялся 51 воздушный бой. Потери противника составили 12 истребителей, с нашей стороны потерян один Як-9К.

Як-9К участвовали в боях в Донбассе, Мелитополе, Николаеве, Крыму, принимали участие в Берлинской операции. В массовое производство истребитель Як-9К не запускался.

Таким образом, хотя пушка НС-45 состояла на вооружении и выпускалась серийно, все же она является достаточно редким образцом оружия, т.к. выпускалась недолго и не в таких количествах, как другие образцы оружия. Патрон 45 х 185 в настоящее время по существу можно назвать раритетным образцом боеприпаса, или во всяком случае очень редким. И, как следствие крайней скудости отечественного справочного аппарата во всем, что касается вооружения и военной техники, встреча даже с музейным экспонатом или качественной фотографией НС-45, и тем более ее боеприпасов — большая удача для любителя.

В конце 1950-х гг. пушка НС-45 устанавливалась на некоторых экспериментальных (опытных) образцах самолетов, которые не находились в серийном производстве.

<< предыдущая страница