bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
4. Парламентские слушания, «правительственные часы», «круглые столы»


Наряду с пленарными заседаниями Государственным Собранием (Ил Тумэн) регулярно проводятся парламентские слушания, «правительственные часы», «круглые столы». За 2010 год проведено 8 парламентских слушаний, 12 «правительственных часов» и состоялось 25 «круглых столов».


Проведены следующие парламентские слушания:

1) «О деятельности иностранных граждан в арктических и северных районах Республики Саха (Якутия)» (парламентские слушания состоялись 25 мая 2010 года).

Организатор: постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера.

Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), представители муниципальных образований, представители министерств и ведомств Республики Саха (Якутия), управлений федеральных территориальных органов исполнительной власти, средств массовой информации.

Парламентские слушания прошли под руководством заместителя Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) А.В.Кривошапкина.

Выступающие отметили, что в силу своего геополитического расположения, огромного ресурсного потенциала и планетарного экологического значения Арктика является регионом особых стратегических интересов ведущих стран мира. Векторы этих интересов зачастую имеют противоположную направленность. Практически все страны циркумполярного мира демонстрируют намерения существенно активизировать своё присутствие в Арктике в целях обеспечения собственных национальных интересов в регионе.

В результате глобального потепления Арктика приобретает всё большое стратегическое значение: открываются новые возможности для добычи нефти и природного газа на арктическом и континентальном шельфе, перспективы прокладывания новых трансарктических путей доставки грузов, круглогодичного судоходства по Северному морскому пути, а также наращивания военного присутствия.

Районы арктической зоны Российской Федерации играют ключевую роль в экономике страны, обеспечении её национальной безопасности и геостратегических интересов. Природно-ресурсный и экономический потенциал региона играет всё возрастающую роль в экономике страны.

Арктическая зона Республики Саха (Якутия) – крупнейший регион площадью более 1,5 млн. кв. км. Северная граница арктической зоны Якутии простирается вдоль побережья морей Лаптевых и Восточно-Сибирского. Общая протяженность морской береговой линии составляет более 4,5 тыс. км.

К арктической зоне относятся 14 районов Якутии: Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Оймяконский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский.

Порядок въезда и пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации осуществляется Федеральными законами «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также другими нормативными правовыми актами.

Пребывание и деятельность иностранных граждан на территории арктических и северных районов республики можно соотнести к трём основным направлениям: внешняя трудовая миграция, научные исследования и совместные научные проекты, северный туризм.

В 2008 году по 14 арктическим районам на миграционный учёт поставлено 535 иностранных граждан, в 2009 году – 820, за 4 месяца 2010 года – 388. Основными органами взаимодействия в сфере привлечения иностранной рабочей силы являются Управление Федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия) и Комитет занятости населения Республики Саха (Якутия), проводящие государственную миграционную политику в части обеспечения защиты республиканского рынка труда, регулирования внешней трудовой миграции. Так, в 2009 году квота по привлечению иностранных работников в арктических районах составила 807 человек, из них в Оймяконском – 750 и Жиганском – 26. В 2010 году заявленная квота составила 575 человек, из них в Оймяконском – 521 и Жиганском – 22.

Участники парламентских слушаний отметили, что в течение последних лет просматривается неуклонный рост посещения иностранных граждан приграничных районов республики, что связано в первую очередь с активизацией проведения научных исследований по вопросам потепления климата, недровых богатств Севера, как континентальной части, так и в морских пространствах, а также с туризмом и деятельностью по оказанию помощи местному населению, особенно коренным малочисленным народам. Так, если в 2008 году в пограничную зону прибыло 63 различных групп из 17 стран, то в 2009 году – 77 групп из 25 стран.

Вместе с тем, имеют место многочисленные нарушения правил въезда и пребывания иностранных граждан в пограничной зоне. Нарушения допущены как в целях проведения научных и исследовательских работ в Нижнеколымском, Усть-Янском, Булунском и Анабарском районах, так и в туристических целях в Булунском районе. Вследствие несвоевременного согласования, семи иностранцам было отказано в посещении пограничной зоны (в туристических целях). В связи с активным строительством ряда социальных объектов в приграничных районах увеличились нарушения строительными организациями, которые привозят иностранных граждан в пограничную зону, в нарушение установленного порядка. Так, в 2008 году выявлено 19 нарушителей правил пограничного режима, в 2009 году – 33, на 19 мая 2010 года – 50.


2) «О проекте закона Республики Саха (Якутия) «Об утверждении отчета об исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009 год» (публичные слушания состоялись 9 июня 2010 года).

Организатор: постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации.

Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), представители министерств и ведомств Республики Саха (Якутия), общественность.

С докладом перед парламентариями выступил министр финансов Республики Саха (Якутия) В.А. Новиков. Государственный бюджет республики на 2009 год был утвержден по доходам в размере 81 848 580 тыс. рублей, по расходам – в размере 83 282 894 тыс. рублей, дефицит составил 1 434 314 тыс. рублей.

За 2009 год в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) поступило 83 524 773,6 тыс. рублей доходов, или 100,9%, при этом расходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) исполнены в сумме 81 816 931,6 тыс. рублей, (97,3% от годового плана). Превышение доходов над расходами составило 1 707 842 тыс. рублей. За 2009 год государственный бюджет Республики Саха (Якутия) был уточнен четыре раза.

Для сохранения финансовой устойчивости бюджета республики в условиях мирового экономического кризиса важной задачей в 2009 году являлось укрепление доходной базы бюджета республики за счет собственных доходов, а также путем привлечения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.

Влияние мирового экономического кризиса негативно отразилось на финансово-хозяйственной деятельности таких основных крупнейших налогоплательщиков республики, как АК «АЛРОСА» и ОАО «Якутуголь», что, в свою очередь, привело к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет. В связи с этим при первой корректировке бюджета было произведено уточнение налоговых доходов государственного бюджета в сторону уменьшения на 8,5 млрд. рублей.

С начала 2009 года проводилась большая работа по снижению негативного влияния финансового кризиса на экономику республики, принимались меры по поддержке базовых отраслей экономики. Системообразующие предприятия обеспечивались кредитными ресурсами для поддержания их текущей деятельности. Решались стратегические задачи Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта, энергетики Республики Саха (Якутия), в связи с этим на фоне общероссийской тенденции снижения притока капитала, объем инвестиций в основной капитал в республике превысил 351 млрд. рублей с реальным ростом почти в 2 раза к 2008 году.

Кроме того, в течение 2009 года была проведена работа с федеральными органами исполнительной власти по выделению дополнительной финансовой помощи бюджету республики. В результате проведенной работы в марте 2009 года перечислена авансовая дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности в размере 1 млрд. рублей для финансирования расходов по «северному завозу», в августе 2009 года из федерального бюджета предоставлен бюджетный кредит для частичного покрытия дефицита бюджета на сумму 1 150 000 тыс. рублей, получены кредиты на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования на сумму 31 630 тыс. рублей. Кроме этого, в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации бюджету республики выделена дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ в сумме 500 000 тыс. рублей.

В сентябре 2009 года после годового периода стагнации, впервые отмечены предпосылки к восстановлению экономики республики. Рост экспорта продукции предприятий республики ускорился, глубина падения внешнеторгового оборота сократилась с 75% за январь-июнь 2009 года до 37% по оценке за 2009 год. В четвертом квартале, в результате улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, а также предпринятых антикризисных мер Правительства России и Республики Саха (Якутия), замедлилось снижение промышленного производства.

По данным годового отчета об исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия), по состоянию на 1 января 2010 года доходная часть исполнена на 100,9%. При плане 82 714 441,6 тыс. рублей исполнение составило 83 524 773,6 тыс. рублей, или получено дополнительных доходов в сумме 810 332 тыс. рублей. По сравнению с фактическим поступлением 2008 года в 2009 году поступило доходов на 12 383 649,1 тыс. рублей больше. Данный рост произошел за счет существенного увеличения объема средств из федерального бюджета.

Налоговых доходов за анализируемый период поступило 30 809 539,9 тыс. рублей, что больше годовых бюджетных назначений на 795 530,9 тыс. рублей. Исполнение плана составило 102,7%. Неналоговых доходов поступило в сумме 5 015 597,1 тыс. рублей при годовом плане 4 971 802 тыс. рублей, или исполнение составило 100,9%. Безвозмездные поступления за 2009 год поступили в объеме 47 699 636,6 тыс. рублей.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года поступление налоговых доходов сократилось на 1 661 111,7 тыс. рублей. Также претерпела изменение структура налоговых доходов бюджета. Так, если в 2008 году удельный вес налога на прибыль организаций составлял 42,8%, то в 2009 году сократился до 25,2%.

В структуре налоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009 год налог на доходы физических лиц занимает наибольший удельный вес (30,9%). Следует отметить, что данный вид налога является наиболее стабильным источником доходов бюджета в условиях кризиса. По итогам исполнения государственного бюджета 2009 года поступление налога на доходы физических лиц составило 9 506 102,2 тыс. рублей, плановые назначения исполнены на 103%.

По сравнению с прошлым годом, поступления по данному налогу увеличились на 903 301,7 тыс. рублей, основной рост обеспечен организациями, задействованными на строительстве и обслуживании нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий Океан. В то же время высвобождение работников, нахождение их в вынужденных отпусках и работа предприятий в режиме неполной занятости, несвоевременная уплата работодателями удержанных сумм налога на доходы физических лиц негативно повлияли на его поступление в бюджетную систему. Так, в сравнении с 2008 годом в 2009 году темпы роста поступления налога на доходы физических лиц снизились.

Налог на имущество организаций по итогам 2009 года поступил в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в сумме 4 813 369,9 тыс. рублей при плане 4 746 329 тыс. рублей или исполнение составило 101,4%. Удельный вес налога в структуре налоговых доходов бюджета по сравнению с 2008 годом увеличился на 7% и составил в 2009 году 15,6%. В сравнении с прошлым годом рост поступлений по налогу составил 2 011 126,3 тыс. рублей.

Транспортный налог в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) поступает от организаций и физических лиц. Всего за 2009 год поступило налога в сумме 379 864,9 тыс. рублей, в том числе от организаций 221 232,9 тыс. рублей и 158 632 тыс. рублей уплачено физическими лицами. План поступления транспортного налога за анализируемый период исполнен на 100,4%. Рост поступления налога по сравнению с прошлым годом составляет 15 134 тыс. рублей и объясняется увеличением количества плательщиков налога.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) поступил в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в 2009 году в сумме 6 811 277,3 тыс. рублей. Удельный вес налога в структуре налоговых поступлений 2009 года составил 22,1%. Плановые показатели НДПИ перевыполнены на 4,6% или на 297 537,3 тыс. рублей. По видам добываемых полезных ископаемых перевыполнение главным образом сложилось по добыче алмазов на 150 040,7 тыс. рублей и золота на 103 326 тыс. рублей. По сравнению с уровнем 2008 года поступление НДПИ в 2009 году увеличилось на 21% или на сумму 1 183 750,1 тыс. рублей.

За 2009 год поступило в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 18 059,6 тыс. рублей при утвержденных назначениях 16 000 тыс. рублей (112,9%). Поступления 2009 года увеличились к отчетным данным 2008 года на 2 059,6 тыс. рублей. Увеличение поступлений за анализируемый год связано с улучшением администрирования сборов.

Государственной пошлины в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) поступило 896,2 тыс. рублей, при годовом плане 880 тыс. рублей, с ростом к показателям 2008 года на 535,1 тыс. рублей.

В течение 2009 года в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) поступала задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным платежам. По итогам года данные поступления составили 22 600 тыс. рублей. Наибольшее поступление по отмененным налогам, сборам и платежам обеспечили: платежи за пользование природными ресурсами (44,5%) и налог на пользователей автомобильных дорог (43,2%).

По неналоговым доходам в государственный бюджет республики при плане 4 971 802 тыс. рублей поступило 5 015 597,1 тыс. рублей, или 100,9%. Наибольший удельный вес в структуре неналоговых доходов составляют платежи от ОАО «АЛРОСА-Нюрба» (70%), которые поступали в течение года согласно Соглашению от 27 января 2007 года по 292 450 тыс. рублей ежемесячно. По итогам 2009 года вышеназванные платежи поступили в полном объеме в сумме 3 509 400 тыс. рублей.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составляют 19,6% от общего поступления неналоговых доходов. При плане 944 083 тыс. рублей исполнение составило 986 814,9 тыс. рублей или получено дополнительных доходов в сумме 42 731 тыс. рублей. В сравнении с прошлым годом вышеназванные поступления сократились на 642 081,7 тыс. рублей.

За отчетный период в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) перечислены дивиденды по акциям, находящимся в государственной собственности, на общую сумму 768 079 тыс. рублей.

Плановое задание по поступлению доходов в республиканский бюджет от арендной платы за землю, государственная собственность на которые не разграничена, установлено в размере 45 000 тыс. рублей.

Норматив отчислений в республиканский бюджет по данному виду доходов составляет 20%. Фактическое поступление доходов в республиканский бюджет составило 40 426,6 тыс. рублей, план выполнен на 90%.

Арендная плата и поступления от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, перечислены в республиканский бюджет на сумму 19 574,2 тыс. рублей, против запланированных 17 500 тыс. рублей, или исполнение составило 111,9%.

Поступление доходов от сдачи в аренду государственного имущества Республики Саха (Якутия) в бюджет республики обеспечено на общую сумму 101,1 тыс. рублей, план 2009 года (90 080 тыс. рублей) выполнен на 122,2%.

Безвозмездные поступления за 2009 год в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) исполнены в сумме 47 699 636,6 тыс. рублей, в том числе финансовая помощь из федерального бюджета – 46 360 140 тыс. рублей, или 99,9%.

Уточненная бюджетная роспись расходов на 2009 год составила 84 118 316,5 тыс. рублей. Кассовое исполнение расходов государственного бюджета за 2009 год составило 81 816 931,6 тыс. рублей или 97,3% от плановых годовых назначений. По сравнению с 2008 годом расходы бюджета увеличились на 8,4% или на 6 868 526 тысяч рублей.

Следует отметить, что кассовое исполнение расходной части государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2009 году производилось по заявкам на кассовые выплаты от главных распорядителей и получателей бюджетных средств в разрезе по месяцам, в пределах общего годового объема выделенных лимитов бюджетных обязательств.

В течение года принимались все необходимые меры по исполнению принятых бюджетных обязательств. Благодаря своевременно принятым антикризисным мерам, в т.ч. оптимизации расходов, бюджетные обязательства по социальным выплатам, финансированию заработной платы и другим первоочередным расходам исполнены в полном объеме.

В 2009 году произведено повышение фонда оплаты труда работников бюджетной сферы на 11,2% и практически завершен переход республиканских учреждений на новые системы оплаты труда. Задолженности по оплате труда работников бюджетной сферы в течение года не допускалось.


3)

следующая страница >>