bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 13 14


Социальный портрет пожилых людей города.


В Кемерово на 01.01.2008 проживает 136,6 тысяч получателей пенсий, из которых 18,6 тысяч (13,6%) получают пенсию ниже прожиточного минимума. 99,0 тысяч пенсионеров - пожилые люди, из них свыше 27,0 тысяч человек (27%) - пожилые люди, чей возраст старше 74 лет. 1132 жителя города являются долгожителями. Из 42,2 тысяч людей, имеющих группу инвалидности, около 30,0 тысяч человек – граждане, чей возраст старше 55 лет. Во всех возрастных группах пенсионеров большинство составляют пожилые женщины (более 67%).

Более 80,0 тысяч пожилых людей ежегодно обращаются в комплексные центры социального обслуживания города за различными видами социальной помощи, из них 6,6 тыс. человек обслуживаются центрами на постоянной основе в отделениях надомного обслуживания.

Главными проблемами пожилых людей являются здоровье, малообеспеченность, социальная невостребованность и одиночество.

Желание изменить качество жизни пожилых людей в лучшую сторону, сделать весомой и признанной ценность вклада пожилых людей в социальную, экономическую и культурную жизнь городского сообщества, содействовать интеграции граждан старшего поколения в политические процессы, происходящие в городе и стране, предопределило необходимость разработки и создания новой модели социального обслуживания пожилых людей.

Собственно работа по разработке и внедрению новой межведомственной модели социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в городе началась в 1998 году и активизировалась в марте 2001 года, когда администрация города совместно с Российско-Европейским фондом и при участии представителей общественных организаций приступила к реализации международного проекта «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в г. Кемерово и Кемеровской области». Результатом трехлетней работы в рамках проекта явились разработка и реализация городской целевой программы «Старшее поколение» и создание Кузбасской модели инновационного подхода к работе с пожилыми людьми.

Основной целью работы в рамках межведомственной модели стала консолидация усилий всех служб и объединение ресурсов городского сообщества в интересах пожилых людей, которая достигалась реализацией четырех основных задач: созданием комплексной системы медико-социальной адаптации и реабилитации пожилых людей и инвалидов; развитием социального партнерства всех учреждений, объединений и общественных организаций городского сообщества; разработкой и внедрением новых социальных технологий и обеспечения социальной сферы квалифицированными специалистами по работе с пожилыми людьми и инвалидами; а также вовлечением самих пожилых людей в работу по самореализации и самообслуживанию, инициированием их социальной активности.


Основные принципы межведомственной модели.


В основе межведомственной модели социального обслуживания пожилых людей заложены принципы, определенные в 1991 Организацией Объединенных Наций: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство и обеспечение права пожилых людей на доступ к информации.

Независимость – обеспечение условий для независимой жизни пожилых людей: предоставление им дохода, позволяющего обеспечить доступность продуктов питания, жилья, одежды, медицинского обслуживания; поддержки со стороны семьи и общества; возможности работать или заниматься другими видами деятельности, приносящими доход; участвовать в программах образования и профессиональной подготовки; жить в безопасных условиях; жить дома до тех пор, пока это возможно.

Участие – этот принцип означает, что пожилые люди должны быть активно вовлечены в жизнь общества, могут участвовать в принятии политических решений, делиться своим опытом и знаниями с молодым поколением; пожилые люди могут выполнять работу, в том числе на добровольной основе, в интересах того сообщества (общины), членами которой они являются; пожилые люди вправе создавать движения и ассоциации лиц пожилого возраста.

Уход - для соблюдения этого принципа должна существовать совокупность следующих условий: обеспечение пожилых людей уходом и защитой со стороны семьи и сообщества, членом которого они являются; доступ к медицинскому об­служиванию, позволяющему поддержать или восстановить оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия; доступ к социаль­ным и правовым услугам; возможность пользоваться услугами попечительских учреждений, обеспечивающих защиту и реабилитацию в гуманных и безопасных условиях; возможность пользоваться правами человека и основными свободами, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, право принимать решение в отношении ухода за ними и качества их жизни, находясь в любом учреждении, обеспечивающем кров, лечение или уход.

Реализация внутреннего потенциалавозможность для всесторонней реа­лизации своего потенциала; доступ к возможностям общества в области образо­вания, культуры, духовной жизни и отдыха.

Достоинство — возможность вести достойный и безопасный образ жизни, не подвергаться эксплуатации и физическому или психологическому насилию; право на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, их экономичес­кого вклада.

Право на доступ к информации гарантировано Конституцией РФ и заключается в том, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому, возможность ознакомления с документами, непосредственно затрагивающими права и интересы пожилых через опубликование в СМИ, выпуск специализированных сборников и буклетов, размещение информации в Интернете и на стендах и т.д.

Полное осуществление всех принципов межведомственной модели социального обслуживания пожилых людей достигается совместной и согласованной работой учреждений и организаций социальной сферы города. Основным органом, координирующим деятельность в рамках реализации модели является Координационный совет по делам пожилых людей и инвалидов, действующий при администрации города Кемерово.

Координационный совет по делам пожилых людей и инвалидов.

Координационный Совет по делам пожилых людей и инвалидов, как совещательный орган, создан в соответствии с распоряжением администрации города Кемерово № 640 от 25.03.2002 года. Цель создания Совета – объединение усилий и согласованности действий общественных, государственных и муниципальных организаций, повышения эффективности решения проблем пожилых людей и инвалидов.

В работе Совета принимают участие, наряду с руководителями и специалистами различных предприятий и учреждений администрации, представители Главного бюро МСЭ, Кемеровского филиала фонда социального страхования, Пенсионного фонда РФ, представители Русской Православной Церкви, общественных организаций, объединяющих пожилых людей и инвалидов – ВОГ, ВОС, ВОИ, городского Совета ветеранов войны и труда. На постоянной основе в Совете работают директора и заведующие социально-реабилитационными отделениями комплексных центров социального обслуживания населения.

В результате шестилетней практической работы определились основные направления деятельности Совета:

1. Содействие принятию эффективных мер по дальнейшему совершенствованию разнообразных форм социальной и медицинской помощи пожилым людям и инвалидам, повышению эффективности всех видов реабилитации инвалидов, а также беспрепятственному доступу к социальной инфраструктуре.

2. Изучение условий жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов, проживающих в городе Кемерово и подготовка предложений администрации города Кемерово для активного вовлечения пожилых людей и инвалидов в социально-экономическую жизнь города.

3. Рассмотрение вопросов содействия общественным организациям инвалидов по созданию новых рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов и по сохранению существующих рабочих мест на действующих предприятиях.

Основное внимание Совет уделяет медико-социальному обслуживанию пожилых людей и инвалидов, различным аспектам реабилитационной работы и развитию новых технологий социального обслуживания. На контроле Совета находятся и вопросы обучения и повышения квалификации специалистов по социальной работе.

Медицинское обслуживание пожилых людей.


Обеспечение доступности и повышение эффективности необходимой медицинской помощи пожилым людям, их оздоровления в целях укрепления физического и психического здоровья, поддержания долголетней активной жизни стало приоритетным направлением при создании модели межведомственного взаимодействия социального обслуживания пожилых людей.

В существовавшей ранее практике работы врачи не вникали в социальные аспекты жизни пациентов, а специалисты по социальной работе не владели в достаточной степени определенными медицинскими знаниями, необходимыми при организации индивидуального ухода за пожилыми людьми с тем или иным заболеванием, с нарушениями функций организма в результате травм и увечий. Создание и укрепление системы взаимодействия учреждений социальной и медицинской помощи в интересах пожилых людей является важнейшим направлением в реализации программ городской социальной политики.

Сейчас работа поликлиник города и КЦСОН строится на основании совместных годовых планов. Ежемесячно в поликлиниках проводятся совещания, с участием работников КЦСОН, по вопросам оказания медико-социальной помощи пожилым и инвалидам. Работники ЛПУ также участвуют в совещаниях КЦСОН. Еженедельно проводятся рабочие совещания (зав. отделениями, участковые терапевты, геронтологи с привлечением социальных работников), «круглые столы» по проблемам взаимодействия двух служб.

Реализация первого проекта программы «Старшее поколение» «Организация долговременной медико-социальной помощи пожилым людям» началась с разработки Положения о порядке взаимодействия комплексных центров социального обслуживания, поликлиник и стационаров г. Кемерова по обслуживанию пациентов, нуждающихся в постоянном уходе и наблюдении. Следующим шагом стала разработка индивидуальных планов ухода за клиентом социальной службы с непосредственным участием участкового врача.

Создание в 2001 году межведомственных консультативно-отборочных комиссий с целью определения «маршрута» клиента социальной службы, объема необходимой ему медицинской, социально-медицинской, социально-реабилитационной помощи с учетом его индивидуальных потребностей значительно усовершенствовало систему предоставления социальных услуг и стало началом зарождения системы отслеживания эффективности социального обслуживания в каждом конкретном случае, для каждого отдельно взятого пожилого человека, воспользовавшегося социальной помощью. Консультативно-отборочные комиссии осуществляют координацию работы медицинских и социальных учреждений на уровне района города.

Любой пожилой человек может обратиться в такую комиссию, созданную при комплексном центре социального обслуживания по месту жительства и получить рекомендации по социальному или медицинскому обслуживанию.

В городе организовано 8 геронтологических приемов, в т.ч. 1 прием гинеколога-геронтолога. В городских поликлиниках работают врачи-специалисты, прошедшие обучение на цикле тематического усовершенствования по вопросам оказания медицинской помощи людям пожилого возраста. Кроме того, эти вопросы включены в сертификационные циклы, проводимые для врачей-терапевтов (1 раз в 5 лет). Увеличилась доступность указанных врачей-специалистов для населения. Ежегодно консультацию геронтолога получают около 20 тыс. чел., а в рамках мероприятий ко Дню пожилого человека и Декаде инвалидов в поликлиниках города проводятся дни «открытых» дверей для пожилых и инвалидов с консультациями узких специалистов, геронтологов. В дневных стационарах ежегодно проходят лечение более 2000 чел. В стационаре на дому ежегодно получают лечение около 2500 чел. Комплексные медицинские осмотры участников и инвалидов ВОВ проводятся ежегодно не менее, чем на 99. Для осмотра немобильных пациентов созданы выездные бригады специалистов с участием геронтолога для проведения осмотров на дому. В целом, ежегодно осматриваются на дому около 40000 чел. Лицам, относящимся к категории особого внимания, ежегодно по результатам осмотров заполняются «талоны диспансеризации». По данным поликлиник в 2005 представители КОВ осмотрены на 89%. С целью контроля за состоянием здоровья указанной категории граждан в 2003 году была введена единая маркировка амбулаторных карт обложкой желтого цвета. В каждой поликлинике у врачей-специалистов на приеме выделено специальное время для приема граждан категории особого внимания.

В практике оказания медико-социальной помощи на дому пожилым и инвалидам используется немедикаментозная реабилитация, в частности, инструктор ЛФК при необходимости посещает нуждающихся пациентов на дому с целью обучения принципам лечебной физкультуры

Медицинская реабилитация осуществляется в комплексе с социальной реабилитацией. Геронтологи или участковые терапевты поликлиники регулярно ведут прием в отделениях дневного пребывания КЦСОН. Проводятся лектории и консультативные приемы в КЦСОН, Совете ветеранов, в тематику которых включены различные вопросы, касающиеся профилактики заболеваний и укрепления здоровья в пожилом возрасте. В целях наблюдения пожилых и инвалидов на дому внедрена единая индивидуальная карта медико-социальной реабилитации, которая ведется медицинскими и социальными работниками.

В структуре учреждений, оказывающих медико-социальную помощь пожилым и инвалидам особое место занимает хоспис. Хоспис оказывает паллиативную, социальную и психологическую помощь инкурабельным онкологическим больным. В существующей структуре МУЗ «ГКБ № 4» - 60 коек, из них хосписные койки – 45 коек, 15 медико-социальных коек для лиц без определенного места жительства, нуждающихся в медицинском и социальном уходе, который осуществляется силами 10 врачей, 19 медицинских сестер.

Кроме стационарного отделения в хосписе помощь на дому оказывают 3 выездные бригады. Количество наблюдаемых пациентов на дому ежегодно составляет более 500 чел.

С целью оказания плановой стационарной помощи людям пожилого и старческого возраста, в т.ч. ветеранам войн и лицам, к ним приравненным, с 27.09.2005 функционирует гериатрическое отделение МУЗ «ГКБ № 2» на 60 коек. Помимо традиционного лечения в отделении пациенты получают фитотерапию, физиолечение, массаж.

В лечебно-оздоровительном центре «Милосердие» ежегодно на 40 койках оказывается медико-социальная помощь около 600 чел., в областном госпитале ветеранов войн – более 1000 чел., в отделении ветеранов войн ГКБ № 3 - более 1100 чел.

Лечебно-оздоровительный центр «Милосердие» можно выделить, как наглядный результат сотрудничества социальных и медицинских работников. Его деятельность финансируется из трех источников: ОМС, бюджета управления социальной защиты населения и средств граждан (доля 10%). Центр пользуется заслуженной популярностью среди пожилых людей.

На базе муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница № 11" создан областной центр медико-социальной помощи с целью оказания медицинской помощи преимущественно социально незащищенным категориям граждан города Кемерово и Кемеровской области (северные территории): малообеспеченным, попавшим в трудную жизненную ситуацию, одиноким и брошенным и не имеющим страхового полиса гражданам, пожилым гражданам, нуждающимся в медицинской помощи и социальном уходе.

В Центре медико-социальной помощи (МУЗ «Городская клиническая больница №11») оказывается медицинская помощь на 410 койках (181 – хирургического профиля, 229 - терапевтического профиля) бесплатно в рамках Территориальной программы ОМС. Для создания благоприятного психологического климата, условий для социальной адаптации и взаимодействия с учреждениями социальной защиты в учреждении организована работа психолога и социальных работников.

Направление на госпитализацию осуществляется в плановом порядке через территориальные поликлиники, в то же время больница продолжает 3 раза в неделю дежурить по городу по оказанию экстренной медицинской помощи по хирургическому и терапевтическому профилям.


В результате реализации межведомственной модели взаимодействие медицинских и социальных работников в настоящее время осуществляется также по следующим направлениям:

  • выявление участковыми и лечащими врачами на дому и в условиях стационаров пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи и передача сигнальных данных в комплексные центры социального обслуживания (в 2007 выявлено 520 чел., из них по объективным показаниям и согласно заявлениям зачислено на обслуживание в КЦСОН - 282 чел.);

  • введение во всех ЛПУ определенных часов приема участковыми терапевтами специалистов по социальной работе без очереди;

  • проведение совместной работы по оформлению инвалидности немобильным ветеранам из числа тружеников тыла –1265 чел., из них 519 – направлено на МСЭ, 493 – признаны инвалидами).



следующая страница >>