bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ


по курсу


ТЕХНОЛОГИИ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ


Для студентов факультета журналистики




Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2001


УТВЕРЖДЕНО

кафедрой «Реклама и связи с общественностью»


С о с т а в и т е л ь канд. филол. наук, доц. Н.В. Старых


Сборник методических материалов по курсу «Технологии массовых коммуникаций». М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. 24 с.


Подготовлен на факультете журналистики.


© Старых Н.В., 2001






ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМАТИКУ КУРСА



Многообразие определений рекламы как показатель дискуссионности позиций, интерпретирующих её предметную область. Междисциплинарность рекламной проблематики.

Иерархия научных парадигм, образующих методологическую базу для конструирования творческих технологий рекламы. Социальная психология как «базовый язык» для формулирования коммуникативных целей. Значимость культурологического подхода в адекватной интерпретации мотивационной базы в поведении аудитории. Методы социологии в обеспечении обратной связи массовых коммуникаций. Привлечение нормативно-ценностного контекста специальных наук в разработке специализированных рекламных кампаний: политической, коммерческой, экономической, социальной, институциональной и т.д. О конфликте культурологической и маркетинговой концепций рекламы.

Макроструктурная характеристика развитой профессиональной деятельности. Нормы этического и правового внутри корпоративного регулирования. Управление бизнесом и проблемы включения этой дисциплины в образовательный стандарт по рекламе.


Литература

Обязательная:

Текст лекции.

Дополнительная:

Бове К.Л., Аренс У.Ф. Эволюция рекламы // Современная реклама. – Тольятти, 1995. – С. 4-44.

Головко Б.Н. Фотореклама: искусство возможного. – М., 1999.

Ульяновский А.В. Мифодизайн рекламы. – СПб., 1995.

Ученова В.В., Старуш М.И. «Философский камешек» рекламного творчества. Культурология и гносеология рекламы. – М., 1996.


Раздел I. ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ

КОММУНИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ


Тема 1. Специфика целеполагания в массовых коммуникациях


Взаимосвязанность проблем целей и эффективности. Особенности целеполагания в различных ответвлениях массовых коммуникаций.

Переменные, управляющие психологическим контекстом коммуникативного воздействия. Категория мотивационной вовлеченности аудитории и алгоритмы воздействия при высоком и низком её показателях. Понятия информационного и эмоционального воздействия.

Соперничество как внешняя переменная, управляющая контекстом рекламного воздействия. Методы оценки конкурентных сил. Методы выявления конкурентов-лидеров, их имиджей и имиджей продукта их социальной деятельности в сознании целевой аудитории.

Категория жизненного цикла социальной структуры как синтетическая формула факторов массовой коммуникации. Типичные коммуникативные задачи на этапах жизненного цикла и проблема выбора стратегий. Стратегии позиционирования, формирования имиджа, отстройки от конкурентов, антикризисные коммуникации.


Литература


Обязательная:

Батра Р., Майерс Дж.Дж., Аакер Д.А. Рекламный менеджмент. – М.– СПб. – Киев, 1999.

Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations.– СПб., 1995. – Ч.1.

Россистер Дж. Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. – СПб., 2000.

Текст лекции.

Дополнительная:

Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и прак-тика. – М., 1998.

Федотова Л.Н. Социология рекламы. – М., 1999.


Тема 2. Критерии и методы оценки эффективности

массовых форм воздействия


Развитие концепций рекламного воздействия: формулы AIDA, ДАГМАР, модель Р.Лавиджа и Г. Стинера.

Осведомленность как компонент когнитивного отклика, достаточный для низкомотивированной и необходимый для высокомотивированной аудитории. Характеристика внимания как психологического механизма, обеспечивающего эффект осведомленности. Методы стимуляции внимания в аудиториях с различной степенью мотивационной вовлеченности.

Выявление уровней осведомленности в тестах на узнаваемость. Методы тестирования рекламы по Бриззону и Старчу.

Понимание как обязательный компонент когнитивного отклика для высокомотивированной аудитории. Типичные искажения информации на этапе толкования. Метод Милтон-модели в выявлении отрицательных стереотипов. Приемы преодоления барьеров в понимании. Методы тестирования рекламы на запоминаемость.

Критерий притягательной силы рекламного сообщения как принцип коррекции эмоционального уровня социально-психологической установки аудитории. Методы тестирования притягательной силы рекламы.

Критерий убедительности рекламного воздействия, методы тестирования убедительности.


Литература

Обязательная:

Батра Р., Майерс Дж.Дж., Аакер Д.А. Рекламный менеджмент. – М.– СПб. – Киев, 1999

Россистер Дж. Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. – СПб., 2000.

Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. – СПб., 1999.

Текст лекции.

Дополнительная:

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М., 1997.

Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. – М., 1995.

О`Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. – Челябинск, 1997.

Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. – СПб., 2000.

Шёнерт В. Грядущая реклама. 199 правил и примеров достижения успеха. – М., 1999.


Раздел II. КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ


Тема 3. Мотивационные характеристики аудитории

и проблемы сегментации


К проблеме соотношения категорий потребности и мотива. Соотношение рационалистических и идеалистических мотиваций в мировоззренческой структуре личности. Типология человеческого поведения: инструментальное, традиционное (или ценностно-ориентированное), игровое, аффективное.

Естественный человек как субъект инструментального поведения. А.Маслоу об иерархии человеческих потребностей. Сферы современной российской рекламы, апеллирующей к инструментальному поведению.

Традиционное поведение – ориентированное на удовлетворение потребностей, сформированных культурой. Эмоционально-заразительная и нормативно-принудительная грани культурного воздействия. Особенности организации коммуникативного воздействия через лидеров мнений.

Сопоставление ценностного и аффективного поведения масс. Г.Лебон о душе расы и душе толпы.


Литература

Обязательная:

Текст лекций.

Дополнительная:

Ильин В.И. Поведение потребителей. – СПб., 2000.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000.


следующая страница >>