bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 9 10
1. Общая антропология, ее объект, предмет, связи с другими науками.
Общая антропология – естественная биологическая дисциплина. Её специфика: биологическое развитие рассматривается в связи с общественным развитием человека, его культуры. Она изучает развитие человека как вида, члена общества (социума). Специфика человека как биологического вида в том, что он рождается не с готовым набором биологических качеств: мышление и речь на уровне онтогенеза передаются как склонности, а развитие происходит лишь под влиянием общества.
Антропология – это область научного знания, система наук, всесторонне изучающих человека.
Объект исследования общей антропологии – человек.
Предмет исследования общей антропологии – биологическая культура человека в социо-культурном аспекте. Это биологическая природа человека, её вариации, происхождение и развитие.




2.   Место общей антропологии в системе наук о человеке.
В школах разных стран под антропологией понимаются различные научные направления. В Европе это физическая антропология, морфология, а культурными и социальными аспектами развития человека занимается этнология. В Англии под антропологией понимается социальная антропология, а физические аспекты исследуются палеонтологией и генетикой, культурные – археологией и историей. В США под антропологией понимают культурную антропологию, включающую в себя отчасти палеонтологию и генетику человека. В Российской научной школе антропология – это отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию человека и рас, при этом эволюция исследуется в зависимости, как от природных, так и от социо-культурных факторов. Так, антропология из биологической науки приобретает интегративный социальный междисциплинарный характер.
Российская антропология включает 3 раздела:
1.   морфология
2.   эволюционная антропология (проблемы антропогенеза).
3.   расоведение, теория рас или этническая антропология. Это изучение сходств и различий между расами человека.
Связи антропологии с другими науками:
I. биологические: генетика, физиология, зоология, приматология
II. общественные: социология, психология, этнография, философия
III. гуманитарные науки.


3.   История становления и развития антропологических учений.
Зачатки антропологических знаний о человеке возникли уже в античной философии. Родоначальник учения о человеке – Сократ. Для античной философии было важно выделить признак, отличающий человека от животных. 3 точки зрения на сущность человека (свойства, которые выделяют данное явление среди других):
1.   Сократ и его ученик Анаксагор: сущность человека проявляется в том, что у него есть подвижная рука для трудовой деятельности.
2.   Исократ: сущность человека в том, что он обладает способностью к речи.
3.   Платон и Аристотель: сущность человека в том, что он способен к интеллектуальной абстрактно-логической деятельности, которая развивается ещё у кроманьонцев в виде религиозных обрядов, первобытного искусства. Животным же присущи только простейшие черты интеллектуальной деятельности.
Аристотель закладывает основы изучения животного мира и высказывает идею «лестницы» всех живых существ от более низких к более высшим. Он выделил 3 уровня биологической организации: растение (физиологические процессы), животное (психика и мыслительные процессы), человек (интеллектуальная деятельность и нравственность).
Второй центр развития антропологии – Древний Египет. Развитие анатомии (мумификация).
Третий центр – Китай и Вавилон.
В Средневековье развитие антропологии было заморожено, так как доминировала идея божественной предопределённости. С точки зрения отцов церкви биологическая природа человека двойственна:
Он является самым совершенным животным. Он создан в особый день творения, наделён разумом и речью. Но в процессе грехопадения природа человека оказалась испорченной, и его психическая природа подвержена страстям. Человек занимает промежуточное положение между животными и божественными существами. Цель человека – приблизиться к Богу. Католицизм вводит идею об индивидуальной ответственности за свои грехи. Православие предлагает человеку 2 пути: к богу и к животным, человек сам выбирает свой путь. Православие предполагает коллективную ответственность людей друг за друга.
Дальнейшее развитие антропологии в эпоху Возрождения опирается на опыт античности, латынь становится общеевропейским языком. Однако античность опирается на опыт наблюдения, а деятели Возрождения проводят антропологические исследования трупов и способствуют бурному развитию анатомии. Прорыв – изменение естественнонаучной картины мира. До Эпохи Возрождения была геоцентрическая примитивная картина мира. Доказана шарообразность Земли, её вращение вокруг Солнца и множественность миров во Вселенной.

Формирование антропологии происходит в конце 18 – начале 19 века. Расцвет – середина 19 века.
Источники возникновения антропологии как биологической науки:
1.   Кругосветные экспедиции 15-16 века (Колумб, Васко де Гама, 18 век: Кук). Они впервые познакомили европейцев с человекообразными обезьянами в Африке и с новыми колониальными народами и культурами. Путешествия стали эмпирической базой теоретической антропологии. Начинает развиваться теория рас. На основе собранного материала обосновывается идея близости предков человека к животным и, прежде всего, обезьянам.
2.   Ч. Дарвин, книга «Происхождение видов путём естественного отбора» (1859). Она привлекла внимание учёных на проблему происхождения и развития человека как биологического и общественного существа, то есть к проблемам антропогенеза.
3.    В середине 19 века антропология развивается как биологическая наука. Она исследовала: 1. биологическую природу человека 2. его происхождение 3. положение в животном мире 4. биологические типы человека, зависящие от места проживания, климата, пола, возраста, особенностей труда. К концу 19 века антропология проходит период институализации и выступает как единство теории рас, теорий анатомического строения человека и теорий антропогенеза.
Изначально антропология использовала методы антропометрии, то есть замерялись органы человека и сопоставлялись с биологическими типами (так возникла теория рас). Также сопоставлялись и останки древних людей с современным человеком. На основе этого реконструировалась история развития человечества. Появление термина «антропология» происходит значительно раньше – 1596 год  (книга Отто Гасмана – «Антропология»).
4.   Развитие антропологии в середине 19 века. Огромный интерес к проблеме возникновения человека и теории рас привёл к возникновению антропологических обществ:
a.   Париж, 1859 год. При этом обществе создан антропологический музей и организованы курсы по её изучению.
b.   В 1863 году антропологическое общество возникает в Лондоне.
c.   В 1864 году в Москве открыт антропологический отдел общества естествознания.
d. 80-х годах возникают несколько обществ в Германии и Италии. Целью этих обществ стала организация археологических и этнографических экспедиций. Эти экспедиции имели своей целью изучение колониальных народов, особенностей их культуры и быта, развитие теории рас, поиск останков. Практические задачи: разработка эффективных моделей управления колониальными территориями.
В начале XX века была разработана концепция негласного управления, когда управленческие задачи основаны на культурных традициях, особенностях социальной организации колониальных народов. В рамках биологической антропологии формируется социальная. Её цели:
* исследование первобытных колониальных народов и их социокультурной организации. Под первобытными народами американские и английские антропологи – Льюис Генри Морган, Эдуард Тейлор – понимали такой тип общества и культуры, который сохранил социальную стабильность за счёт традиций и непотребительского отношения к природе. Первобытное общество основано на сопричастности человека и природы. Ему противопоставляется европейское, сформировавшее свой цивилизационный облик за счёт покорения природы. Важным было исследование первобытных народов с точки зрения выстраивания эволюции человека, общества и культуры. Для того, чтобы построить эволюцию человека:
1. доказать универсальность человека, установить сходство людей разных стран, континентов.
2. Выявить законы развития человека как биосоциального существа.
3. выделить этапы данного развития
Это классический эволюционизм, линейно-стадиальный подход, был распространён в середине 19 века. Л.Г. Морган выделяет 3 этапа развития человека и культуры: 1. дикость 2. варварство 3. цивилизация. Критерий выделения этапов – материальная культура. Переход от дикости к варварству – при овладении гончарным ремеслом, а от варварства к цивилизации – обработка железа. Через эти этапы проходит любое общество, по Моргану. Но это не так, это не универсально. В 19 веке в контексте антропологии формируется социальная антропология. В конце 19 – начале 20 века формируется социально-философская антропология, исследующая проблемы взаимосвязи человека и общества.


4. Структура общей антропологии.

Современная антропология – система наук о человеке. Она включает в себя следующие направления:
1.   эволюционная антропология – учение о происхождении и развитии человека как биологического и социального существа.
2.   морфология – исследует биологические вариации человека в зависимости от пола, возраста, особенностей труда и климата.
3.   психологическая антропология – изучает человеческое поведение в единстве рационального и бессознательного, используя методы психоанализа и парапсихологии.
4.   теория рас – учение о возникновении рас и их классификации, выявлении ареалов обитания, изменении физического облика человека в процессе адаптации к внешней среде.
5.   культурная антропология – учение о человеке как творце культуры. Она изучает проблемы культурогенеза, культурные системы и их особенности, связь между духовным миром человека и этнокультурой.
6.   философская антропология – раздел философии, так как первые представления о происхождении человека концентрировались на базе философии. Это учение о природе и сущности человека, основных законах его биологического, духовно-психического и социального развития.
7.   политическая антропология – изучает человека как политическое существо, действующее во всех политических организациях: партиях, общественных организациях, органах законотворчества и управления, концентрирует своё внимание на политическую специфику традиционного общества, влияние политической системы на процессы модернизации, вызванной процессами глобализации и информатизации.
8.   педагогическая антропология – изучает законы развития и формирования личности человека в онтогенезе под влиянием родителей, социального окружения, СМИ, образования, самовоспитания и самосовершенствования.
9.   экологическая антропология исследует зависимость биологической природы человека от экологических факторов среды и отношение человека к природе и его экологическое сознание.




5.   Положение человека в животном мире.
Человек как биологический вид возникает в результате длительного процесса эволюции животного мира. Основные этапы эволюции:
1.   3 млрд. лет назад: появление клетки и одноклеточных организмов в первобытном океане.
2.   1 млрд. лет назад: появление многоклеточных и растений
3.   680 млн. лет назад: появление первых животных – беспозвоночных
4.   400 млн. лет назад – появление первых позвоночных в мировом океане
5.   350 млн. лет назад – появление земноводных, способность дышать воздухом.
6.   300 млн. лет назад – появление птиц
7.   100 млн. лет назад – появление млекопитающих
8.   40 млн. лет назад – появление приматов
В процессе эволюции приматов выделяется подотряд низших приматов (лемуров), высших приматов и семейство гоминидов (человекообразных обезьян) – горилл, орангутангов, шимпанзе. С африканскими шимпанзе человек обнаруживает максимальную близость по физиологическим и генетическим признакам – 99% генов их практически совпадают. Гемоглобин человека, составляющий 141 аминокислоту по количеству и последовательности соединения полностью идентичен шимпанзе. На сходстве основана эволюционная теория Дарвина, что подтверждено данными молекулярной биологии.
Общий предок человека и шимпанзе существовал 15-20 млн. лет назад, разделение линий человека и шимпанзе произошло 6 млн. лет назад. На основе законов генетики, оперирующей понятием «мутация» и связывающей биологический вид с хромосомным набором, эволюция основана на идее моногенизма, то есть мутация как качественное изменение набора хромосом происходит у одного или нескольких биологических особей, то есть возникают 1-2 особи с новым набором хромосом, а затем популяция нового вида увеличивается.
С появлением кроманьонцев 50 тыс. лет назад биологическая эволюция остановилась, а развитие человека стало определяться приспособлением к климатическим и природным условиям. Физиологическая общность человека с высокоорганизованными приматами обнаруживается по следующим признакам:
1. прямохождение. У человека: развитие тазовых костей из-за изменения центра тяжести, костей голени, икроножной мускулатуры, сгибающей и разгибающей колени и стопу; изгибы позвоночного столба, которые выполняют функцию рессоры, пружинящей при резких толчках и рывках. Это создаёт условия для постоянного, в отличие от обезьян, прямохождения.
2. кисть и цепкие руки: отведённый в сторону большой палец для хватательных движений. Общность и в том, что концы пальцев имеют чувствительные голые участки кожи, тактильные узоры и тактильную чувствительность; пальцы покрыты ногтями. У человека: более длинный первый палец, более подвижная в целом рука.
3. особое положение глаз на черепной коробке, взгляд, направленный вперёд для лучшего ориентирования в пространстве.
4. большой объём мозга, и, как следствие, нервная деятельность, развитие психики и интеллекта. На протяжении эволюции высших приматов объём мозга постоянно увеличивается, это один из важнейших факторов эволюции человека. Приматы, однако, обладают лишь некоторыми признаками наличия сознания и ВНД: ориентировочный рефлекс; стремление к манипулированию предметами независимо от их пищевой ценности; познавательная активность; способность использовать орудия труда в процессе деятельности; способность к строительству жилищ; развитые формы социальной организации, наличие иерархии в стаде и период социализации до 6 лет, семейно-брачные отношения; наличие темперамента, способность по-разному реагировать на раздражители.
5. сложное строение голосовых связок и речевого аппарата, что создаёт предпосылки для речевой деятельности.
6. коллективная форма организации совместной жизни
7. длительная зависимость детей от родителей, долгий период обучения и социализации.
Различия человека и животных кроются в 3 биологических признаках, которые развивались на протяжении длительной эволюции предков человека и принципиально важны для homo sapiens как вида (гоминидный треугольник):
1.   прямохождение как устойчивое биологическое свойство: развитие костей таза, особое строение стопы, кости голени, икроножные мышцы, S-образный изгиб позвоночника.
2.   развитие руки и кисти: подвижность, особое положение 1го пальца – он противопоставлен остальным и более длинный по сравнению с обезьянами.
3.   увеличение объёма мозга и расширение его функций как ведущего органа психической деятельности. Принципиальное отличие между человеком и животным.
Исключительной для человека является психическая деятельность, которая, по Павлову, формируется как единство 2 сигнальных систем:
1ая – чувственное познание мира на основе рецепторов. Возникают 3 формы чувственного познания: ощущение (на основе разных рецепторов),  восприятие (целостное представление о предмете окружающего мира, возникающее на основе обобщения), представление. Деятельность 1ой сигнальной системы связана с работой органов чувств и их обобщения на основе рациональной мозговой деятельности.
2ая – связана с речью. Человек не только обладает органами артикуляции, но и специальным отделом ГМ, который отвечает за сбалансированную работу всех органов артикуляции. Речь создаёт условия для коммуникации и служит средством передачи, трансляции положительного социального опыта (орудий труда, технологий).
По Павлову, 1ая и 2ая сигнальные системы тесно взаимосвязаны между собой, но их взаимосвязь создаёт психическую проблему взаимосвязи мысли и речевой деятельности. Главные сущностные свойства человеческой психики:
1.   наличие сознания (сознание – это субъективный образ объективного мира). Оно образуется на том, что для человека как психического существа свойственно рациональное отношение к миру (мир – объект познания), ценностное отношение к миру (психические свойства, которые присущи только человеку).
2.   трудовая деятельность, в отличие от животных, во-первых, имеет рациональный характер, то есть, предполагает наличие целей и ориентации на результат. Во-вторых, деятельность человека – рациональная программа: постановка целей, выбор средств их достижения, система действий. При этом цель человеческой деятельности напрямую соотносится с возможностями человека и окружающего мира. Деятельность человека характеризуется рациональностью, ценностью, ориентированностью на результат. В-третьих, деятельность человека тесно связана с социальным опытом (орудиями труда, технологиями), и во многом имеет стандартизированный характер. А деятельность животных в большей степени имеет поисковый характер, так как они не передают социальный опыт.
3.   логическое и рефлексивное мышление, основанное на способности к абстрагированию.
4.   развитая речь
Сознание как свойство человеческой психики – форма отражения окружающего мира позволяет человеку:
1.   выявлять устойчивые связи и закономерности окружающего мира (общие законы развития).
2.   прогнозировать тенденции будущего развития ситуации
3.   регулировать деятельность и поведение с учётом потребностей и интересов, а также объективных свойств окружающего мира
4.   анализировать своё поведение и психику с точки зрения сопоставления с другими людьми.
Представление о рефлексии как форме человеческого сознания впервые было сформулировано Сократом («Внутренний разговор души»). Оно развито в книге «Феномен человека» Тейяра де Шардена (1929 год). Для него рефлексирующее сознание это возможность человека постигать свой внутренний мир и анализировать психическое состояние. Рефлексия – это основа духовного мира человека. Специфика духовного мира человека проявляется через следующие характеристики:
1.   несводимость: 1. у человека отсутствует биологическая специализация – свойство биологического вида существовать лишь на определённой территории с благоприятными внешними условиями, т.е. у человека нет определённого ареала и он способен адаптироваться на самых разных территориях. 2. человек выступает как открытая биологическая программа кроме некоторых основных рефлексов, не обусловленная наследственностью, то есть, человек формируется в процессе влияние социальной среды и собственных усилий. 3. человек, в отличие от животных, не только осмысливает свою исключительность, но и стремится к максимальному дистанцированию от природы.
2.   искусственность и утопичность: искусственность обусловлена тем, что человек не связан биологическими программами, инстинктами, средой существования. Свой духовный мир человек формирует сам. Утопичность: человек как психическое существо постоянно неудовлетворён, а значит, стремиться к духовному совершенствованию. Если человеческая деятельность – стремление к разумному, то возникает парадокс: достигая результата, человек редко бывает удовлетворён, результат требует постановки новой цели.
3.   невыразимость: проявляется в том, что, несмотря на то, что современная наука много знает о строении человеческого мозга, ресурсы мозга безграничны и используются только на 10-15%.


следующая страница >>