bigpo.ru
добавить свой файл
1


ПРОГРАММА КУРСА


Тема 1. Введение в конфликтологию.

Исторические условия возникновения конфликтологии. Эволюция конфликтологических взглядов в истории философско-социологической мысли. Особенности развития воззрений на конфликт в древние времена (Конфуций, Гераклит, Платон, Демокрит, Аристотель); средние века (Аврелий Августин, Фома Аквинский); эпоху Возрождения (Н.Кузанский, Коперник, Д.Бруно, Н.Макиавелли); новое время и эпоху Просвещения (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Ж.-Ж.Руссо, А.Смит). Воззрения на природу конфликта в первой половине XIX века (И.Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах). Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии во второй половине XIX и в XX веке (К.Маркс, Ф.Энгельс, О.Конт, В.Вундт, Г.Зиммель, П.Сорокин, З.Фрейд). возникновение и развитие конфликтологии как теории и как практики (Р.Дарендорф, Л.Козер, М.Шериф, Д.Рапопорт, Л.Томпсон, К.Томас, М.Дойч, Д.Скотт, Ч.Освуд, Р.Фишер, У.Юри). особенности развития конфликтологии в России. Предмет конфликтологии. Задачи и методы конфликтологии. Теоретико-методологические основы конфликтологии. Конфликтология в системе наук. Современные проблемы развития конфликтологии.


РАЗДЕЛ I

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА


Тема 2. Характеристика конфликта как социального феномена.

Понятие конфликта, его сущность и структура. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта. Субъекты конфликта и их характеристика. Предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон и их роль в анализе конфликта. Классификация конфликтов и причины конфликтов. Причина и конфликтная ситуация. Типы конфликтных ситуаций. Динамика конфликта. Этапы и фазы конфликта.

Тема 3. Теории механизмов возникновения конфликтов.

Формулы конфликта. Конфликты типа А, Б, В. Зависимость конфликта от конфликтогенов. Закон эскалации конфликтов (формула А). Зависимость конфликта от конфликтной ситуации и инцидента (формула Б). Зависимость конфликта от двух и более конфликтных ситуаций (формула В). Конфликты и трансактный анализ. Понятие трансакции и их типы. Основные поведенческие характеристики Родителя, Взрослого, Ребенка. Алгоритм трансактного анализа.


Тема 4. Технологии управления конфликтами.

Понятие управления конфликтом. Управление конструктивными и деструктивными конфликтами. Основное содержание управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение. Динамика конфликта и содержание управления им. Источники прогнозирования конфликта. Пути предупреждения конфликта. Вынужденные и превентивные формы предупреждения конфликта. Стимулирование конфликта, его формы и средства. Технологии регулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные. Этапы регулирования конфликта. Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов. Алгоритмы деятельности руководителя (менеджера) по управлению конфликтами. Факторы принятия конструктивных решений по конфликту. Модель применения власти по разрешению конфликтов по Х.Корнелиус и Ш.Фэйр.


РАЗДЕЛ II

ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА


Тема 5. Теории поведения личности в конфликте.

Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристика. Стратегии поведения личности в конфликте. Двухмерная модель Томаса - Киллмена стратегии поведения в конфликте. Типы конфликтных личностей. Теория акцентуации характеров (К.Леонгард, А.Е.Личко и др.). Конфликтная личность демонстративного и ригидного типа. Конфликтная личность неуправляемого и сверхточного типа. Конфликтная личность «бесконфликтного» типа.


Тема 6. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте.

Понятие технологий эффективного общения и их разновидности. Общение как основной элемент в конфликтном взаимодействии. Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения и их функции в конфликте. Достижение взаимопонимания, конструктивного взаимодействия и эмпатии в общении. Понятие технологий рационального поведения в конфликте. Правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии.


Тема 7. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов.

Переговорный процесс, его функции и основное содержание. Модели поведения партнеров в переговорном процессе («Избегающий», «Уступающий», «Отрицающий», «Наступающий»). Технологии общения в переговорном процессе. Технологии управления эмоциями в переговорном процессе. Д.Скотт и ее технологии управления эмоциями («заземление», «визуализация», «проецирование», «очищение ауры»). Правила самоконтроля эмоций (эмоциональная выдержка; рационализация эмоций и поддержание высокой самооценки) и их применение в переговорном процессе. Манипулятивные технологии в переговорном процессе. Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе. Типы стратегий: «выигрыш - выигрыш», «проигрыш - выигрыш», «проигрыш - проигрыш». Тактики переговоров: «видимое сотрудничество», «дезориентация партнера», «провокация чувства жалости у партнера», «ультимативная тактика», «лавирование резервами уступок». Тактические приемы: «закрытая дверь», «визирование», «внешняя опасность» и др.


Тема 8. Внутриличностные конфликты.

Понятие внутриличностного конфликта и его особенности. Внутриличностный конфликт и борьба мотивов. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов. Проблема внутриличностных конфликтов во взглядах З.Фрейда. Теория комплекса неполноценности А.Лодера. Учение об экстраверсии и интроверсии К.Юнга. Концепция «экзистенциальной дихотомии» Э.Фромма. Теория психоаналитического развития Э.Эриксона. мотивационные конфликты по К.Левину. теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. теория потребностей А.Маслоу. Формы проявления внутриличностных конфликтов и их симптомы: неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, рационализм. Способы разрешения внутриличностных конфликтов и их содержание: компромисс, уход, переориентация, сублимация, идеализация, вытеснение, коррекция. Особенности возникновения внутриличностных конфликтов, связанных с профессиональной деятельностью менеджера.


Тема 9. Межличностные конфликты.

Понятие межличностного конфликта и его структура. Основные подходы в изучении межличностных конфликтов. Мотивационный подход М.Дойча и Г.Макклинтона. Когнитивный подход. Деятельностный подход. Организационный подход и др. сферы проявления межличностных конфликтов, их причины и способы разрешения: коллектив, семья, система «гражданин - общество», диффузная группа. Классификация межличностных конфликтов. Межличностные конфликты и межличностные отношения. Взаимоположительные и взаимоотрицательные конфликты; односторонние положительно–отрицательные и односторонние противоречиво-положительные конфликты; взаимно противоречивые и безразличные конфликты. Уровни развития межличностных конфликтов. Конфронтация, ссора, скандал (кризис). Психологические признаки межличностных конфликтов. Специфика проявления причин межличностных конфликтов в профессиональной деятельности менеджера и пути их разрешения.


Тема 10. Групповые конфликты.

Понятие групповых конфликтов и их структура. Классификация групповых конфликтов. Особенности образа конфликтной ситуации в групповых конфликтах. «Деиндивидуализация» восприятия и групповая атрибуция. Конфликт типа «личность - группа» и его особенности. Конфликт между лидером и группой; конфликт между рядовым членом группы и группой. Причины конфликта «личность - группа» и их проявления в профессиональной деятельности менеджера. Социально-психологические и индустриально-психологические причины. Пути разрешения конфликтов между личностью и группой. Межгрупповые конфликты, их причины и функции. Классификация межгрупповых конфликтов. Формы протекания межгрупповых конфликтов и способы их разрешения.


РАЗДЕЛ III

СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА


Тема 11. Конфликты в обществе.

Социальные конфликты как конфликты в сфере всех общественных отношений (экономических, политических, социальных, идеологических, правовых, нравственных и этических). Классификация социальных конфликтов и их характеристика. Экономические конфликты. Политические конфликты. Конфликты в социальной сфере. Идеологические конфликты. Конфликты в сфере морали и права. Конфликты в сфере искусства. Война как самый острый социальный конфликт. Основные пути разрешения социальных конфликтов.


Тема 12. Конфликты в организации.

Понятие организации как основной ячейки в структуре современного общества. Типы конфликтов в организации. Объективные и субъективные причины их возникновения. Функции конфликтов в организации. Организационно-технические, социально-экономические и административно-управленческие предпосылки конфликтов в организации. Социально-психологические и социально-культурные источники конфликтов в организации. Основные способы управления конфликтами в организации.


Тема 13. Конфликты в семье.

Семья как ячейка общества и ее социальные функции. Структура семейных отношений. Отношения между супругами. Отношения в системе: «родители - дети», «супруги и их родители». Факторы конфликтности в семейных отношениях. Кризисные периоды в развитии семьи. Девиантное поведение как фактор конфликтности. Характеристика конфликтности в супружеских отношениях. Кризисная семья, конфликтная семья, проблемная семья. Формы конфликтного поведения супругов. Психотравмирующие последствия супружеских конфликтов. Предупреждение супружеских конфликтов и их разрешение. Конфликты в отношениях между родителями и детьми. Факторы конфликтности отношений «родители - дети». Причины конфликтов в системе «родители - дети». Формы проявления конфликтогенов между родителями и детьми и способы их предупреждения и разрешения.


Тема 14. Конфликты в сфере управления.

Сущность управления и его структура. Предпосылки конфликтности процесса управления. Типы конфликтов в сфере управления. Конфликт между субъектом и объектом управления и его причины. Конфликты между различными уровнями управления и внутри них. Конфликты стиля управления. Способы предупреждения и разрешения конфликтов в сфере управления. Роль оптимизации управленческой структуры и научной организации труда в предупреждении управленческих конфликтов. Принцип гласности и социальной справедливости в управленческой деятельности как факторы предупреждения конфликтности. Подбор и расстановка кадров как средство предупреждения и разрешения конфликтов в сфере управления.


Тема 15. Глобальные и региональные конфликты.

Понятие глобальных конфликтов, их критерии и причины. Типы глобальных конфликтов. Конфликт между обществом и природой; проблема войны и мира; проблема дисбаланса в развитии стран и другие. Понятие региональных конфликтов, их субъекты, критерии и причины. Классификация региональных конфликтов. Национальные интересы как причина и предмет межгосударственных конфликтов. Этнические конфликты. Внутригосударственные конфликты.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Российская конфликтология: Аналитический обзор 607 диссертаций ХХ в. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб: Питер, 2005.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Бабосов Е.М. Конфликтология: Учебное пособие. – Мн.:Тетраси-стемс, 2000.

Богданов Е.И., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. – Калуга: КГПУ, 2002.

Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: речь, 2003.

Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. – Мн.: Изд-во БГУ, 2000.

Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М.: Инфра-М, 2000.

Глазл Ф. Конфликт – менеджмент: Настольная книга руководителя и консультанта. – Калуга: Духовное познание, 2002.

Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб: Питер, 2004.

Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. – М.: ЭКМОС, 2000.

Держач А.А. Управление развивающим общением: психолого-педагогические и акмелогические основы. – М.: РАГС, 2004.

Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. – М.: Гардарики, 2000.

Егидес А.П. Психология конфликтов в деловом общении (концепции и технологии). – М., 2004.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб: Питер, 2005.

Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект): Учеб. пособие. – М.: МПСИ, 2001.

Коваленко Б.В., Пирогов А.И., Рыжов О.Л. Политическая конфликтология. – М.: Ижица, 2002.

Конфликты в современной России: (проблемы анализа и регулирования) / Под ред. Е.И. Степанова. – М.:Эдиториал, 2000.

Козер Л.А. Функции социального конфликта. – 2000.

Леонов Н.И. Основы конфликтологии: Учеб. пособие. – Ижевск, 2000.

Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты. – М.: Экономика, 2000.

Мириманова М.С. Конфликтология: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2003.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. – СПб: Питер, 2002.

Рубин Д., Пруйт Д, Ким С.Х. Социальный конфликт. – М., 2001.

Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. – СПб: Питер, 2003.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


Общие положения. Студенты заочного отделения в процессе изучения дисциплины «Конфликтология» выполняют контрольную работу, которую представляют в учебную часть института не позднее, чем за 15 дней до начала сессии.

Контрольная работа является одной из форм самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов, призванной выявить уровень знаний по дисциплине «Конфликтология», умение работать с литературой, способность четко формулировать свои мысли.

Контрольная работа выполняется после изучения основных положений курса на основе полученных знаний, а также на основе самостоятельного изучения и анализа рекомендованной научной и учебной литературы. Поощряется привлечение дополнительной литературы, в том числе научной, философской, экономической и иной (в том числе – периодических печатных изданий), если это необходимо для более полного и всестороннего раскрытия темы.

Наряду с тем, что основная функция работы – контрольная, в ходе ее выполнения реализуются следующие учебные цели:

- развиваются способности по сбору, систематизации и анализу информации, формируются навыки исследовательской работы с различными источниками;

- закрепляются и углубляются знания по дисциплине «Конфликтология»;

- вырабатывается умение грамотно, аргументировано и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации, умение лаконично излагать свои мысли в письменной форме литературным языком;

- формируются навыки поиска аргументированных доказательств собственной позиции по проблемным вопросам и способности использовать полученные знания в повседневной жизни и практической деятельности.

Степень достижения указанных целей студентом оценивается в рецензии преподавателя с выставлением соответствующей оценки.

Выполнение контрольной работы включает следующие основные этапы:

- выбор темы;

- сбор информационного материала;

- составление плана контрольной работы;

- выполнение и оформление контрольной работы;

- представление контрольной работы на проверку.

Тематика и задания контрольных работ разрабатываются и определяются соответствующим факультетом института.

Студентам предоставляется право самостоятельного выбора темы контрольной работы в соответствии с его научными и профессиональными интересами, но при этом обязательно согласование темы с преподавателем.

Если студент получает неудовлетворительную оценку, то он обязан доработать задание для получения положительной оценки.

Студенты, не представившие работы в срок (получившие неудовлетворительную оценку и не доработавшие их) считаются имеющими академическую задолженность и не допускаются до экзаменационной сессии.

Оформление контрольной работы. Контрольная работа оформляется аккуратно, с учетом требований, предъявляемых к литературному оформлению научного труда. Оптимальный объем задания не должен превышать 20 страниц машинописного текста, отпечатанного через 2 интервала (с использование компьютерной техники интервал – 1,5). При наличии приложений контрольная работа может быть несколько больше, но в любом случае не более 25 страниц (разрешается представить указанный объем текста в рукописном виде).

Контрольная работа оформляется на лицевой стороне белой бумаги стандартного формата А-4 (210 Х 297 мм). Каждая страница должна иметь поля: левое – 30 мм., верхнее – 20 мм., правое – 10 мм., нижнее – 25 мм. Заголовки вопросов отделяются от основного текста пробелом в 3 интервала сверху и снизу. Нумерация страниц производится последовательно, начиная с 3-й страницы (т.е. после титульного листа и плана работы).

В контрольной работе большое значение имеет правильное определение абзацев, каждый из которых, как правило, говорит о новой мысли автора. Абзацу должны быть присущи единая тема и логическая целостность. Каждый абзац должен начинаться на удалении 3 или 5 знаков (ударов по пробельной клавише) от левого поля по всей работе.

Если в контрольной работе автором приводится цитата для подтверждения рассматриваемых положений, то в ее тексте сохраняются все особенности документа, из которого она взята: орфография, пунктуация, расстановка абзацев, шрифтовые выделения. Цитата внутри текста, как правило, заключается в кавычки. Все цитаты подтверждаются ссылкой на первоисточник. Это может быть внутритекстовая, подстрочная или затекстовая ссылка. Как правило, используются подстрочные ссылки, помещаемые внизу страницы.

Ссылки, воспроизведенные из других изданий, приводятся с указанием источника заимствования («Цит. по:», «Приводится по:..»), например:

1. Цит. по: Ушаков С.И. Предупреждение конфликтов. – СПб.: Питер, 2005. – С. 19.

При первом библиографическом описании документа в ссылке указываются все обязательные (при необходимости и некоторые факультативные) элементы, например:

  1. Карпова Н.В. Ведение переговоров. – Новгород: Изд-во «Лань», 2005. – С. 5-8.

В повторных библиографических ссылках на источник разрешается опускать последние слова длинных заглавий, заменяя их многоточием (...), например:

1. Карпова Н.В. Ведение... – С. 5-8. (Полное название источника: Карпова Н.В. Ведение переговоров. – Новгород: Изд-во «Лань», 2005. – С. 5-8.).

При записи подряд нескольких ссылок на один документ разрешается в повторной сноске приводить слова: «Там же. – С. 23.», «См. там же. – С. 45.».

В повторных ссылках в тексте только на одну работу данного автора (авторов) основное заглавие и следующие за ним повторяющиеся элементы опускают или заменяют словами «Указ. соч.», «Цит. соч.», например: Карпова Н.В. Указ. соч. – С. 60.

Ссылки печатаются через 1,5 интервала (с использованием компьютерной техники – интервал 1,0).

Таблицы, схемы, графики, рисунки, копии документов, как в основном тексте, так и в приложениях должны быть выполнены на стандартных листах. Таблицы, занимающие большую часть формата страницы, помещаются на отдельных листах. По тексту они нумеруются арабскими цифрами, например: Схема 4, Рис. 8 и т.д.

Приложения, помещаемые в конце работы, должны иметь сплошную нумерацию. Кроме нумерации все приложения должны иметь и тематические заголовки. Достоверность информации в приложении подкрепляется ссылкой на источник.

Титульный лист оформляется в соответствии с общеинститутскими требованиями.

Структура контрольной работы. Студентам рекомендуется следующая структура контрольной работы:

- титульный лист – 1 стр.;

- план работы – 1 стр.;

- введение – 1-2 стр.;

- основная часть, состоящая из 2 – 3 вопросов – 10-15 стр.;

- заключение – 1-2 стр.;

- ссылки, вынесенные в конец работы (затекстовые) – 1-2 стр.;

- библиографический список – 1-2 стр.;

- приложения (если есть) – до 5 стр.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, кратко показывается степень ее разработанности, формулируются конкретные цели и задачи работы.

В основной части подробно раскрывается содержание вопросов темы, которые нумеруются римскими цифрами. Их рассмотрение должно отвечать требованиям научности, конкретности, доказательности, тесной связи с жизнью и задачами развития конфликтологической практики. Каждый вопрос основной части задания должен заканчиваться краткими (2-3 абзаца) выводами.

В заключении даются краткое обобщение полученных в результате выполнения контрольной работы выводов, практические рекомендации и предложения, в том числе по перспективам дальнейшего изучения проблемы.

При составлении библиографического списка рекомендуется источники располагать в алфавитном порядке.

В приложения выносятся архивные документы, таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте работы.
Типичные недостатки контрольной работы. Нередко недостатки работы обнаруживаются уже в ее плане. В частности, в план включается много вопросов, хотя некоторые из них выходят за рамки темы, а другие повторяют друг друга или название темы. Подобный план не способствует логичному изложению материала, концентрации внимания на основных теоретических положениях работы, определению и исследованию узловых вопросов. План не должен содержать более трех вопросов.

Встречаются случаи, когда студент слово в слово переписывает отдельные части монографий, учебников, журнальных статей. Контрольная работа становится своего рода монтажом выдержек из различных литературных источников. Важно помнить, что разные авторы ставят перед собой разные цели и используют разный стиль письма; компиляция не способствует успешному выполнению контрольной работы.

К недостаткам структуры контрольной работы относится отсутствие какой-либо части работы: плана, введения, заключения, списка использованной литературы. Случается, что план не соответствует содержанию; последовательность изложения не соответствует той, какая указана в плане; в тексте работы не выделены разделы в соответствии с планом работы.

Некоторые студенты используют морально устаревший материал. Не подвергая сомнению научности прочих источников, экономический факультет рекомендует к использованию при выполнении Контрольной работы произведения, изданные не позднее 2000 г. (в том случае, если работа не затрагивает исторического аспекта).

Ряд студентов стремятся обойтись в работе без цитат, ссылок, сносок. Подобный подход также относится к числу неправильных.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ




  1. Развитие конфликтологических идей в философской мысли Древнего Востока.

  2. Эволюция конфликтологических идей в античной философии.

  3. Проблема конфликта в средневековой философии и в философии эпохи Воэрождения.

  4. Проблема конфликта в философии Нового времени.

  5. Проблема конфликта в классической немецкой философии.

  6. Особенности развития теории конфликта в марксистской философии.

  7. Современные проблемы развития конфликтологии.

  8. Сущность конфликта и его структура.

  9. Классификация конфликтов.

  10. Причины конфликтов.

  11. Динамика конфликта.

  12. Конфликтные ситуации.

  13. Формулы конфликта.

  14. Конфликты и трансактный анализ.

  15. Управление конфликтом.

  16. Прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности.

  17. Предупреждение или стимулирование конфликта.

  18. Регулирование конфликта.

  19. Разрешение конфликта.

  20. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии.

  21. Стратегии поведения в конфликте.

  22. Типы конфликтных личностей.

  23. Содержание технологий эффективного общения.

  24. Технологии рационального поведения в конфликте.

  25. Основное содержание переговорного процесса

  26. Варианты посредничества

  27. Модели поведения партнеров в переговорном процессе.

  28. Манипулятивные технологии в переговорном процессе.

  29. Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе.

  30. Особенности, присущие внутриличностному конфликту

  31. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов.

  32. Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов

  33. Проблема внутриличностного конфликта во взглядах Зигмунда Фрейда (1856-1939).

  34. Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера (1870-1937).

  35. Учение об экстраверсии и интроверсии Карла Юнга (1875-1961).

  36. Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма (1900-1980).

  37. Теория психосоциального развития Эрика Эриксона (1902-1994).

  38. Мотивационные конфликты по Курту Левину (1890-1947)

  39. Отличительные особенности межличностных конфликтов.

  40. Основные сферы межличностных конфликтов.

  41. Управление межличностными конфликтами.

  42. Причинные факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну

  43. Основные типы групповых конфликтов.

  44. Конфликт «личность - группа».

  45. Межгрупповые конфликты.

  46. Основные группы конфликтов в обществе.

  47. Экономические конфликты.

  48. Политические конфликты.

  49. Социальные конфликты.

  50. Конфликты в духовной сфере общества (духовные конфликты).

  51. Современные конфликты в обществе: сущность, содержание и формы проявления.

  52. Движущие силы и мотивация конфликтов в обществе.

  53. Уровни экономических конфликтов в современном обществе.

  54. Война как конфликт.

  55. Идеологические конфликты в современном российском обществе.

  56. Конфликты в сфере искусства.

  57. Религиозные конфликты и основные сферы их проявления: история и современность.

  58. Государственная власть как основной предмет политических конфликтов.

  59. Конфликт и власть.

  60. Организация и конфликты в ней.

  61. Классификация конфликтов в организации.

  62. Управление конфликтами в организации.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ


  1. Когда возникла конфликтология как относительно самостоятельная теория ?

  2. Когда складывается конфликтологическая практика и с какими событиями в психологии это связано ?

  3. Дайте определение предмета конфликтологии.

  4. Перечислите методы конфликтологии.

  5. Перечислите основные принципы исследования конфликтов.

  6. Назовите ученых, с именами которых связано становление конфликтологии как относительно самостоятельной дисциплины.

  7. Когда и где впервые были созданы конфликтологические центры ? Когда и где появился первый центр по разрешению конфликтов в России ?

  8. Дайте определение конфликта, приведите классификацию конфликтов.

  9. Изобразите графически структуру конфликта, сформулируйте необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.

  10. Дайте определения основных структурных элементов конфликта: «стороны конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиции конфликтующих сторон».

  11. Дайте определение причин конфликта, приведите их классификацию.

  12. Дайте определения понятий «конфликтная ситуация» и «инцидент».

  13. Перечислите типы конфликтных ситуаций.

  14. Дайте определение конфликтогенов, назовите основные их типы и формы их проявления.

  15. В чем суть закона эскалации конфликтогенов (первая формула конфликтов)?

  16. Сформулируйте правила бесконфликтного взаимодействия, вытекающие из закона эскалации конфликтогенов.

  17. Сформулируйте правила возникновения и способы разрешения конфликтов по второй формуле.

  18. Сформулируйте правила возникновения и способы разрешения конфликтов по третьей формуле.

  19. Что такое трансакция? Основные виды трансакций и их поведенческие характеристики.

  20. Перечислите поведенческие характеристики «Родителя».

  21. Перечислите поведенческие характеристики «Взрослого».

  22. Перечислите поведенческие характеристики «Ребенка».

  23. Приведите определение понятия «управление конфликтом».

  24. Объясните понятия: «прогнозирование конфликта» и «предупреждение конфликта».

  25. Что следует понимать под регулированием конфликта?

  26. Перечислите этапы и важнейшие технологии регулирования конфликта.

  27. Что следует понимать под разрешением конфликта? Предпосылки разрешения конфликта.

  28. Перечислите принципы управления конфликтами.

  29. Перечислите негативные факторы принятия конструктивных решений по конфликту.

  30. Назовите основные модели поведения в конфликтном взаимодействии.

  31. Какая модель поведения в конфликте характеризуется стремлением уладить конфликт, доброжелательным отношением к сопернику?

  32. Какой модели поведения в конфликте присущи нарушения этики общения, отказ от компромисса и т.п.?

  33. Какая модель поведения в конфликте характеризуется непоследовательностью поведения, уходом от острых вопросов и т.п.?

  34. Назовите основные типы конфликтных личностей.

  35. В чем главная опасность конформистской модели поведения в конфликте?

  36. Что понимают под технологиями эффективного общения в конфликте?

  37. Назовите основные содержательные аспекты процесса общения.

  38. Сформулируйте основное (существенное) противоречие процесса общения в конфликте.

  39. Сформулируйте психологический закон общения.

  40. Сформулируйте основные правила эффективного общения в конфликте.

  41. Что понимают под технологиями рационального поведения в конфликте?

  42. Сформулируйте первое правило самоконтроля эмоций.

  43. Сформулируйте второе правило самоконтроля эмоций.

  44. Сформулируйте третье правило самоконтроля эмоций.

  45. Назовите основные этапы переговорного процесса.

  46. Назовите три варианта посредничества.

  47. Назовите основные модели поведения в переговорном процессе и дайте их характеристику.

  48. Сформулируйте определение манипуляции.

  49. Перечислите манипуляции, направленные на унижение оппонента.

  50. Как соотносятся между собой понятия: «стратегия переговорного процесса» и «тактики переговорного процесса»?

  51. Перечислите основные стратегии в переговорном процессе.

  52. Перечислите основные тактики в переговорном процессе.

  53. Перечислите приемы тактики «выжимания уступок».

  54. Приведите определение внутриличностного конфликта.

  55. Перечислите особенности внутриличностных конфликтов.

  56. Перечислите формы проявления внутриличностных конфликтов.

  57. Перечислите основные способы разрешения внутриличностных конфликтов.

  58. Перечислите особенности межличностных конфликтов.

  59. Перечислите сферы проявления межличностных конфликтов.

  60. Назовите типы межличностных конфликтов в организации.

  61. Перечислите основные причины межличностных конфликтов в организации.

  62. Назовите основные причины межличностных конфликтов в обществе.

  63. Назовите основные причины межличностных конфликтов в семье.

  64. Раскройте основное содержание управленческой деятельности по прогнозированию межличностных конфликтов и их предупреждению.

  65. Раскройте основное содержание управленческой деятельности по регулированию и разрешению межличностных конфликтов.

  66. Назовите типы межличностных конфликтов в зависимости от взаимной направленности субъектов в личностных отношениях.

  67. Назовите основные типы групповых конфликтов.

  68. Перечислите особенности конфликта «личность - группа».

  69. Перечислите варианты конфликтов «личность - группа».

  70. Назовите формы проявления конфликтов между личностью и группой.

  71. Назовите основные причины конфликта между руководителем и возглавляемым им коллективом.

  72. Что лежит в основе межгруппового конфликта?

  73. Объясните понятие «групповая атрибуция».

  74. Перечислите варианты межгрупповых конфликтов.

  75. Перечислите основные формы проявления межгрупповых конфликтов.

  76. Определите понятие экономического конфликта.

  77. Назовите главный фактор, определяющий экономические конфликты, и обоснуйте свой ответ.

  78. Перечислите основные субъекты экономических конфликтов.

  79. Определите понятие политического конфликта.

  80. Назовите основной предмет политических конфликтов и перечислите их основные субъекты.

  81. Перечислите формы экономических и политических конфликтов.

  82. Определите понятие социального конфликта. Перечислите основные сферы проявления социальных конфликтов.

  83. Перечислите основные типы конфликтов в организации.

  84. Перечислите признаки назревающего в организации конфликта.

  85. Дайте характеристику позиционных, ресурсных и динамических конфликтов в организации.

  86. Дайте характеристику структурных и инновационных конфликтов в организации.

  87. Приведите определение семейных конфликтов.

  88. Перечислите и раскройте особенности семейных конфликтов.

  89. Перечислите пути предупреждения семейных конфликтов, назовите и раскройте основные формы их разрешения.

  90. Перечислите управленческие противоречия, сформулируйте основное противоречие в сфере управления.

  91. Дайте определение управления и управленческого конфликта, перечислите формы управленческих конфликтов.

  92. Перечислите управленческие конфликты, различающиеся по субъектам конфликтного взаимодействия и назовите их причины.

  93. Перечислите управленческие конфликты, различающиеся по функциям управления и назовите их причины.

  94. В чем состоит суть несогласия, напряженности, конфронтации как форм конфликта в сфере управления.

  95. Приведите определение глобального конфликта, перечислите его особенности и основные типы.

  96. Каковы предпосылки возникновения глобальных конфликтов ?

  97. Раскройте объективные основы прогнозирования и пути предотвращения глобальных конфликтов.

  98. Приведите определение региональных конфликтов, перечислите их особенности, назовите наиболее острые современные региональные конфликты.



Подписано в печать 27.03.2006 г.

Формат 60 х 90 1/16. Бумага SvetoCopy.

Гарнитура Times New Roman. Печ. л. 1,0.

Тираж 100 экз. Заказ № 26-06.


Издательство Института правоведения и предпринимательства

(Санкт-Петербург)

196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Малая, д.8