bigpo.ru
добавить свой файл
1




Тема 2.

Этногенез восточных славян


План:

1. Понятие этногенеза, этноса, языковой общности.

2. Древние предки восточных славян

А) индоевропейцы;

Б) балтославянская этническая общность

В) славянская этническая общность

3. Этногенез восточного славянства.


1. Понятие этногенеза, этноса, языковой общности.

Этногенез – это процесс формирования этноса, его происхождение.

Вопрос о происхождении именно славян был поставлен наукой позже, нежели проблема образования Русского государства. Связано это с тем, что в XVIII в., когда начинается собственно наука, важнейшей формой человеческого общежития признавалось государство, а не этнос. С другой стороны, происхождением славистика обязана политическим обстоятельствам, а именно: ущемлению национального достоинства славянских народов в составе Австро-Венгрии в конце XVIII –первой половины XIX в. Возможность объединения славян воспринималась австрийскими немцами и венграми как самая большая угроза. В среде славянской интеллигенции (чешской, хорватской, сербской) возникает «панславизм», целью которого являлось сперва воссоздание единого славянского языка, а затем – создание единой общеславянской федерации. Только в 1918 г. с распадом Австро-Венгерской империи славянские народы частично получили государственность. Отцом проблемы этногенеза славян считается чешский ученый Павел Шафарик (первая половина XIX в.), а основные методики установления этногенеза – разработаны сравнительным языкознанием и археологией.

Этнос – это особый, исторически возникший вид социальной группировки людей, особая форма их коллективного существования, которая складывается естественным историческим путем и не зависит от воли входящих в нее людей. Она способна к устойчивому многовековому существованию за счет самовоспроизводства. Обладает определенным внутренним устройством и особыми специфическими чертами, отличающими его от всех других подобных образований. Обязательным условием для формирования любого этноса являются общность территории и общность языка.

Признаками этноса принято считать следующие явления:

Этническая территории – это территория, на которой складывается этнос, но она не есть то же, что территория проживания этноса.

Язык – границы распространения языка и границы этнической территории обычно совпадают.

Национальный характер – особые этнические и психологические черты.

Национальное самосознание – осознание членами этноса своей принадлежности к нему.

В связи с этим, необходимо посмотреть, как данные признаки находят свое отражение в истории восточного славянства.


Главнейший источник, на основании которого можно проследить этногенез того или иного народа – это его язык. Сравнениями языков – лингвистическими изысканиями ученых установлено, что, в целом, давным-давно первобытные люди говорили на одном языке: существовала единая языковая общность всего населения мира – т.н. ностратичесая макросемья, сформированная в верхнем палеолите на территории юго-восточной Азии. Но где-то 15 тыс. лет назад (XIII–XII тыс. до н.э.) в верхнем палеолите и начале мезолита активизируется расселение людей, этническая экспансия и начинается процесс изоляции групп друг от друга и, соответственно, распада этой макросемьи, т.е. их языки меняются и отличаются.. Это очень долгий процесс. И приблизительно в IV тыс. до н.э. формируется индоевропейская языковая семья и индоевропейская языковая общность, к которой относятся и славянские языки. Сегодня в мире насчитывается где-то 4–5 тысяч самостоятельных языков. Эти языки образуют 20 языковых семей и 9 крупных изолированных языков.

Такие выводы делаются на основании изучения языков.

     

Археология, палеогеология, палеозоология и палеоботаника рассказывают нам о бытии ностратический макросемьи. Родиной далеких предков народов нашей страны была Евразия. Во время последнего великого оледенения (так называемого валдайского) здесь сформировалась единая природная зона, т.е. климат от Атлантического океана до Уральского хребта был примерно одинаков. На бескрайних равнинах Европы паслись огромные стада мамонтов и северных оленей – основных источников пропитания человека эпохи верхнего палеолита. По всей территории и растительность была приблизительно одинаковой, поэтому животные свободно бродили в поисках пищи, а их регулярных сезонных миграций животных тогда не было. За ними столь же бессистемно передвигались первобытные охотники, вступая друг с другом в постоянные контакты. Таким образом, поддерживалась своеобразная этническая однородность общества позднепалеолитических людей.

Экологический кризис – Х– V тыс. до н.э. Однако 12–10 тыс. лет назад наступило последнее существенное похолодание, следствием которого стало “сползание” Скандинавского ледникового щита – до середины Европы и разделил прежде единую в природном отношении Европу на две части. Изменился характер растительности. В поисках пастбищ животные были вынуждены совершать регулярные сезонные миграции из приледниковых тундр (куда они уходили на лето, спасаясь от кровососущих насекомых) в южные леса (зимой), и обратно. Вслед за животными в наметившихся границах новых природных зон стали кочевать и охотившиеся на них племена. При этом прежде единая этническая общность оказалась разделенной на западную и восточную части Балтийским ледниковым “клином”.

      В результате некоторого похолодания климата, наступившего в середине V тыс. до н.э., широколиственные леса отступили на юг и в северных районах распространились деревья хвойных пород. В свою очередь это повлекло за собой, с одной стороны, сокращение численности и разнообразия травоядных животных, а с другой - передвижение их в южные регионы. Экологический кризис заставил человека перейти от потребляющих форм ведения хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящим (земледелие, скотоводство). В археологии такой период принято называть неолитической революцией.

      В поисках благоприятных условий для зарождающегося скотоводства и земледелия племена осваивали все новые и новые территории, но при этом постепенно отдалялись друг от друга. На смену единому укладу жизни бродячих или полубродячих охотничьих племен приходили обособление и все большая дифференциация новых этнических общностей.


Одним из обособившихся конгломератов стали индоевропейцы. Наиболее полная информация о наших древнейших предках сохранилась в самом эфемерном порождении человека – языке. Еще в прошлом веке ученые-лингвисты обратили внимание на то, что лексика, фонетика и грамматика языков значительного числа народов, населяющих Евразию, имеют много общих черт. Вот лишь два примера такого рода (А.А. Реформаторский):

      Русское слово “мать” имеет параллели не только в славянских, но также в литовском (motina), латышском (mate), древнепрусском (muti), древнеиндийском (mata), авестийском (matar-), новоперсидском (madar), армянском (mair), албанском (motrё - сестра), латинском (mater), ирландском (mathir), древневерхненемецком (mouter) и других современных и мертвых языках.

      Не меньше однокоренных “собратьев” и у слова “искать” - от серебохорватского искати и литовского ieskoti (искать) до древнеиндийского icchati (искать, спрашивать) и английского to ask (спрашивать).

      На основе подобных совпадений было установлено, что все эти языки имели общую основу. Они восходили к языку, который условно (по месту обитания этносов, говоривших на языках - “потомках”) назвали праиндоевропейским, а носителей этого языка - индоевропейцами.


2. А) Индоевропейская общность.


      К числу индоевропейцев относятся индийские, иранские, италийские, кельтские, германские, балтийские, славянские, а также армянский, греческий, албанский и некоторые мертвые (хетто-лувийские, тохарские, фригийский, фракийский, иллирийский и венетский) языки.

      Время существования индоевропейской общности и территория, на которой жили индоевропейцы, восстанавливаются на основании анализа индоевропейского языка и сопоставления результатов такого исследования и археологическими находками.       


Время существования праиндоевропейской общности, т.е. общности людей с похожим языком и бытом, относят к V-IV тыс. до н.э. Около 3000 г. до н.э. начинается процесс распадения праиндоевропейского языка на языки-“потомки”.

     

 Более сложным оказалось решение вопроса о прародине индоевропейцев. Единой, общепризнанной точки зрения по поводу того, где исконно обитали носители праиндоевропейского языка, пока не существует:

Наиболее обоснованной считается восточно-анатолийская. Тщательный анализ лингвистических материалов, мифологии праиндоевропейцев (точнее следов мифов, сохранившихся у их потомков) и сопоставление этих данных с результатами исследований палеобиологов позволили им определить в качестве наиболее вероятной прародины индоевропейцев район современной Восточной Анатолии вокруг озер Ван и Урмия (верховья Тигра, северный Загрос, восточная граница Турции и Ирана). (Месопотамия, Урарту)

      

Основным занятием индоевропейцев было пашенное земледелие. В то же время им, видимо, было известно садоводство. Существенное место в хозяйстве индоевропейских племен занимало скотоводство. Скот использовали в качестве основной тягловой силы.

  Толчком для изменений (миграции и изоляция групп людей) послужил экологический кризис.    На рубеже IV-III тыс. до н.э. жизнь индоевропейских племен стала преображаться. Начались глобальные климатические изменения: понизилась температура, повысилась континентальность - более жаркие, чем прежде, летние месяцы чередовались со все более суровыми зимами. В результате снизились урожаи зерновых культур, земледелие перестало давать гарантированные средства для обеспечения жизни людей в зимние месяцы, а также дополнительные корма для животных. Постепенно усилилась роль скотоводства. Увеличение стад, связанное с этими процессами, потребовало расширения пастбищ и поиска новых территорий, где могли бы прокормиться и люди, и животные. Взоры индоевропейцев обратились к бескрайним степям Евразии. Наступил период освоения соседних земель.

      С начала III тыс. до н.э. открытие и колонизация новых территорий (что нередко сопровождалось столкновениями с коренным населением) стали нормой жизни индоевропейских племен, что нашло отражение в мифах, сказках и легендах индоевропейских народов - иранцев, древних индийцев, древних греков. Особые масштабы миграция племен приобрела с изобретением колесного транспорта, а также приручением и использованием для верховой езды лошадей. Это позволило скотоводам перейти от оседлого образа жизни к кочевому или полукочевому. Следствием изменения хозяйственно-культурного уклада стал распад индоевропейской общности на самостоятельные этносы.

      Итак, приспособление к изменившимся природно-климатическим условиям заставило протогреков, лувийцев, хеттов, индоиранцев, индоариев и другие племенные объединения, сформировавшиеся в рамках праиндоевропейских племен, отправиться на поиски новых, более подходящих в хозяйственном отношении территорий. А продолжавшееся дробление этнических объединений вело к колонизации новых земель. Эти миграционные процессы заняли все III тыс. до н.э. Итак, индоевропейская общность распалась.


Б) Балтославяне и “великое переселение народов”

      В числе последних крупных миграционных волн индоевропейцев были носители древнеевропейских диалектов, откочевавших в Европу. По мере продвижения на запад из них выделялись племенные объединения, оседавшие на новых территориях. Одновременно с обретением новой родины происходило разделение племен по роду их основной деятельности: земледельцы отделялись от скотоводов.

      Приблизительно в 2500–2000 гг. до н.э. от носителей германских языков отделились и осели “на постоянное место жительства” племена, говорившие на близких балтославянских диалектах. Они заселили огромную территорию, включавшую южное побережье Балтийского моря, значительную часть Центральной и Восточной Европы. Судя по всему, земли, на которых осели балтославяне, на западе ограничивали реки Днестр и Висла, на востоке - верховья Западной Двины и Оки. Южные территории, освоенные балтославянами, включали Верхнее Поднепровье.


Периодизацию истории славянства можно представить следующим образом:

Раннеобщеславянский период (второе тысячелетие до н.э. – начало I тыс. до н.э. ) – существование славянства в рамках балтославянской общности;

Среднеобщеславянский период (VIII в. до н.э. – V вв. до н.э.) – разделение балтов и славян.

 Позднеобщеславянский период (IV вв. до н.э. – X вв.) – становление славянства как этнической общности и дальнейшее его размывание.


 Историческая лингвистика свидетельствует, что балтославянская культурно-языковая общность сохранялась на протяжении почти полутора тысяч лет – второе тысячелетие до н.э. – середина I тыс. до н.э. Лишь около 500 г. до н.э. из единого балтославянского языка выделились собственно славянские и балтийские племенные союзы, что нашло отражение в диалектах. Причем балты разделились на три крупные группы - западную (предки пруссов, ятвягов, галиндов, куршей и скалвов); срединную, или летто-литовскую (предки литвы, жемайтов, аукштайтов, латгалов, земгалов и селов), и днепровскую (предков летописной голяди и других племен, названия которых неизвестны). В свою очередь славяне в IV-X вв. также разделились на три главных диалектных ареала: южный (предки современных болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов), западный (предки чехов, словаков и поляков) и восточный (предки русских, украинцев и белорусов).

      Все перечисленные диалектно-племенные группировки постоянно контактировали между собой, что и было основой сохранения балтославянской общности. Зону особенно активных культурных и языковых связей балтов и славян составляли области верхнего Поднепровья, Западно-Двинского и Окского бассейнов, населенные племенами днепровских балтов и постепенно осваиваемые славяноязычным населением.

Таким образом, время зарождения, начало истории славянства обычно датируется от II тыс. до н.э. до середины I тыс. до н.э.


Позднеобщеславянский период связан с «великим переселением народов»? Что это?

Нашествие гуннов. Новый этап в этнической истории Европы связан со вторжением в 375 г. гуннов.  О столкновениях с ними,   начиная с III в. до н.э. упоминают древнейшие китайские хроники, – тюркоязычные кочевники хунну (хьюнну или сюнну). Для защиты была возведена Великая Китайская стена, начало строительства, которой относится ко времени правления прославившегося своей жестокостью императора Цинь Шихуанди (221-210 гг. до н.э.) Борьба с воинственными соседями, продолжавшаяся пять с половиной веков, закончилась победой Китая. Оттеснили … в Европу.

      На завершающей стадии этой борьбы, в II-IV вв. в Приуралье из тюркоязычных хуну, местных угров и ираноязычных сарматов сформировалось новое этническое образование - племя гуннов. В 351 г. гунны были вынуждены уйти от границ Империи и двинуться на запад. Фактически гунны возглавили мощный союз тюркских, иранских и германских племен, двинувшийся на Европу. Это перемещение вызвало грандиозные по масштабам этнические процессы, получившие в исторической литературе название “великого переселения народов”.

      

Европа впервые серьезно столкнулась с миграционными потоками с востока еще до того, как племена гуннов пересекли урало-каспийскую границу. Первой волной переселений стали вытесненные гуннами со своей “исторической родины” (южное побережье Балтийского моря и бассейн Нижней Вислы, Крымский полуостров) германских племен готов, ираноязычных аланов и, возможно части сарматов. Под напором гуннов, с III в., совместно с другими племенами готы вторгаются в пределы Римской империи и к концу IV в. заселяют ее территорию.

      Готское нашествие изменило буквально всю этно-лингвистическую карту Европы. И в языке славян ясно прослеживаются следы ирано-готского влияния. Они связываются с так называемым среднеобщеславянским периодом (рубеж VIII в. до н.э. - IV-V вв. до н.э.).

     Вторая волна переселения – это последующее вторжение гуннов на территорию Европы обычно датируется 375 г. Гуннское нашествие еще раз перекроило этническую и политическую карту Европы. Память об этих драматических событиях сохранили не только письменные источники, но и эпос многих европейских народов.    Разгром римского Причерноморья повлек подрыв славянства Поднепровья, экспортировавшего в Причерноморские города хлеб.  Важно отметить, что как балтославяне, так и выделившиеся из этой общности славянские племена оказались, таким образом, выключенными из культурно-исторической общности, которая формировалась в то время на основе синтеза средиземноморской цивилизации и культур пришлых варварских племен.

Первые достоверные сведения о славянах относятся только к следующему крупному нашествию кочевников в Европу.


Первые известия о славянах.

      Нашествие аваров – ветвь мировой экспансии. После ухода гуннских племен из степей, примыкавших к границе Небесной империи, в Восточной Монголии и Западной Манчьжурии сформировался союз кочевых племен, которые китайские летописи называли терминами сяньби или вей. Наиболее влиятельными в союзе были племена объединения жуань-жуаней и киданей. В VI в. жуань-жуани начали продвигаться по следам гуннских племен на запад. В середине VI в. они напали на Кавказскую Албанию, вторглись в пределы Азербайджана и Армении, а оттуда пошил на север. В европейских источниках их называют аварами. Создан Аварский каганат.

      К 50-м годам VI в. они вступили на земли Северного Причерноморья и Приазовья, которые в V-VI вв. уже были колонизированы славянами.

      По мнению ряда исследователей, именно авары стали той силой, которая привела в движение славянские племена и вывела их на историческую арену. Начиная с середины VI в. славяне попадают в поле зрения западноевропейских хронистов и восточных (арабоязычных) авторов. Они вместе с Аварским каганатом начинают экспансию на Балканы.

      Первые бесспорные сообщения о славянах как о самостоятельной этнической группе (использование этнонима «славяне») содержит труд готского историка Иордана (первая половина VI в.). Иордан был секретарем полководца Базы, находившегося на службе у императора Восточной римской империи. Он дважды упоминал славян:

1. «О происхождении и деяниях гетов»: “В этой Скифии первыми с запада пребывает народ гепидов, который окружен великими и славнейшими реками. Ведь по северу и по его области растекается Тисия (совр. Тиса) с юга же [его] отсекает сам великий Данувий, с востока - Флутавсий (Олт? Прут?), который, будучи стремительным и изобилующим водоворотами, неистовствуя, катится в воды Истра. В их [т.е. рек] окружении лежит Дакия, укрепленная [расположенными] наподобие венца крутыми Альпами. У их левой стороны, которая склоняется к северу, от истока реки Вистулы на огромных пространствах обитаем многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и обитания, преимущественно они все же называются славянами и антами. Славяне живут от города Новиетуна [традиционно отождествляется с г. Новиодуном, совр. Исакча, на правом берегу Дуная] и озера, которое называется Мурсианским [?], вплоть до Данастра и на севере до Висклы; болота и леса заменяют им города. Анты же, самые могущественные из них, там, где Понтийское море делает дугу, простираются от Данастра вплоть до Данапра. Эти реки удалены друг от друга на много переходов”.

2. “После избиения херулов (германские племена, потерпевшие в 512 г., поражение от гепидов и лангобардов и ушедшие из Среднего Подунавья на свою историческую родину, в Ютландию) Херманарик также двинул войско на венетов, которые, хотя и достойные презрения из-за их [плохого] вооружения, но могучие численностью, сперва попробовали сопротивляться. Но ничего не значит множество негодных для войны, особенно когда с попущения Господня наступает многочисленное [хорошо] вооруженное войско. Они же, как мы сказали в начале нашего изложения или в каталоге народов, произойдя из одного корня, породили три народа, то есть венетов, антов и славян, которые, хотя теперь свирепствуют всюду, по грехам нашим, тогда, однако, все подчинились власти Херманарика”.

      Согласно Иордану, к племенам венетов, названия которых менялись “в зависимости от различных родов и мест обитания”, относились народы, которых он именовал славянами и антами. Территорию славянского расселения историк ограничивал низовьями Дуная, Днестром и верховьями Вислы.

В VI в. о славянах упоминает византийский историк Прокопий Кесарийский, который после 562 г. являлся советником полководца Велизария. Он участвовал во многих военных походах и написал несколько трудов. Во всех из них упоминается этноним «славяне». «Война с готтами»: «Дело в том, что жившие по Истру варвары, гунны, анты и славяне … наносили римлянам непоправимый вред». «Тайная история»: Когда же в Италию пришло войско римлян, то земли галлов, венетов в большей своей части были заняты германцами». «…Гунны, славяне и анты, делая почти ежегодно набеги, творили над жителями этих областей нестерпимые вещи».

      Приблизительно к этому же времени относятся и первые (пока еще легендарные) сведения об истории славян, попавшие на страницы древнерусских летописей:

“По мнозех же времянех [после “размещения языков”] сели суть словении по Дунаеви, где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска. Ии от тех словен раидошася по земле и прозашася имены своими, где седше на котором месте. Яко пришедше седоша на реце имянем Марава, и прозвашася морава, а друзии чеси нарекошася. Аа се ти же словене: хорвате белии и серебь и хорутане. Волхом во нашедшем на словени ина дунайския, и седшем в них и нисилящем им, словене же оби прешедше седоша на Висле, и прозвашася ляхове, а от тех ляхов прозвашася поляне, ляхове друзии лутичи, ини мозовшане, ини поморяне.

Тако же и ти словене пришедше и седоша по Днепру и нарекошася поляне, а друзии древляне, зане седоша в лесех; а друзии седоша межю Припетью и Двиною и нарекошася дреговичи; инии седоша на Двине и нарекошася полочане, речки ради, яже втечеть в Двину, имянем Полота, от сея прозашася полочане. Словени же седоша около езера Илмеря, и прозвашася своим имянем, и сделаша град и нарекоша и Новъгород. А друзии седоша по Десне, и по Семи, по Суле и нарекошося север. И тако разидеся словеньский язык...” (курсив мой. - И.Д.)

Если обратиться к более древним свидетельствам, то термин «венеды» упоминается у Плиния Старшего (I в. до н.э., «Естетесвенная история»), Корнелия Тацита (92 г., «О происхождении германцев и местоположении Германии»), Клавдий Птолемей (60-е гг. II в, «Руководство по географии»). Однако современная наука считает, что этот термин не имеет отношения к славянам, а обозначает совсем другие народности: германские, или кельтские, или славянские (как у Иордана).

Подтверждение эта идея находит в археологии. Археологической культурой (комплекс памятников, объединенных общностью типов бытовой и культовой архитектуры, погребальных сооружений и обрядов, форм орудий труда, предметов украшения, вооружения, керамики и других функциональных изделий), которую можно совершенно определенно обозначить как достоверно славянскую, является пражская. Она сложилась к IV в. на территории от Днепра до Эльбы и объединяла родственные славянские племена.


      Вместе с аварами славянские племена прошли по всему Балканскому полуострову. Они были преобладающим этническим элементом Греции на протяжении почти трех с половиной столетий, вплоть до первых десятилетий X в. Неизвестно, подчинялись славяне в этих походах аварам, или действовали по собственной инициативе. После того как в 795-796 гг. аварский каганат пал под ударами франков, во главе которых стоял король Карл (буквально через несколько лет после этого он получил прозвище Великого), славяне стали самостоятельным этносом, осознавшим свое положение в мире.

Важным показателем самосознания славян как этнического целого явилось формирование классического общеславянского языка. На его основе сложился литературный старославянский язык, единый для всех славянских народов. Это непосредственно связано с созданием в 60-х годах IX в. Кириллом и Мефодием славянской письменности. Вскоре вслед за переводами Священного Писания и богослужебных текстов появились первые собственно славянские литературные произведения. На этом выдающемся событии, по мнению известного немецкого слависта К. Менгеса, закончилась предыстория и ранняя история славян.


     Передвижение германских племен на запад и падение в V в. Римской империи позволило славянам продвинуться на Нижнюю Эльбу и в балтийское Приморье. К VI-VII вв. славяне освоили обширные пространства в Восточной Европе.
     В эпоху "великого переселения народов" пути племен не отличались прямолинейностью, не были подчинены единому принципу или цели. Некоторые из славянских племен, участвовавших во вторжении на Балканы, были отброшены от границ Византии и ушли в Поднепровье. Воспоминания об этом отразились на страницах ранних русских летописей. Некоторые из приднепровских племен пришли с бассейна Вислы, с территории будущей Польши. Один из самых мощных потоков славянской колонизации отмечен на севере. Он устремился из славянского Поморья на озеро Ильмень и Волхов. Продолжая движение на восток, славяне вышли в междуречье Оки и Волги. На берегах Балтики и на верхней Волге их племена встретились с балтами и финно-угорским населением. Плотность населения была ничтожна, просторы свободных земель далеко превосходили площадь освоенных угодий. Местные племена, оказавшись в зоне расселения славян, постепенно смешивались с ними.

      Таким образом, единая этническая общность славян, живших к востоку от германцев: от Эльбы и Одера до Донца, Оки и Верхней Волги; от Балтийского поморья до среднего и нижнего течения Дуная и Черного моря, начала размываться. Их расселение в VI-VIII вв. шло по трем направлениям: на юг на Балканский полуостров, на восток и север по Восточно-европейской равнине и на запад – в среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы.       Приблизительно на рубеже IX-X вв. завершается позднеобщеславянский период. Именно в это время вся территория, населенная славянами, делится, как уже говорилось, на три главных диалектных ареала. Результатом было разделение славянства на три ветви: южную, восточную и западную. Западные славяне, продвигаясь вслед за германскими племенами, завоевывали все новые пространства и достигли берегов рек Эльбы, Майна и Дуная. Южные славяне осели на Балканах. И только восточная группа осталась на территориях, занятых славянами еще на начальном этапе освоения европейских земель.


Восточные славяне.

Общепринятая точка зрения, которая транслируется и в школе – это распространение восточного славянства из единого центра – Поднепровья. Однако достижения современной науки показывают, что процесс этногенеза восточного славянства имеет более сложную структуру.

Археологические находки свидетельствуют, что в VI–IX в. пражская археологическая культура разделилась на 4 подкультуры, с которыми связываются определенные диалектно-племенные группировки славян. Это связано с миграциями славян к северу под давлением римлян (летописные волохи). Также этнографическая антропология доказала, что каждому типу археологической культуры соответствует свой антропологический тип костных останков погребений.

Словене: Прага-Корчак – Верховья Днестра, Дунай.

Анты: Праго-Пеньковка –Нижнее Подунавье–Северский Донец.

Венеды: Сухово-Дзедзицкая – нижнее течение Вислы и Эльбы.

Новгород: культура длинных курганов – Псковско-Чудская область и о. Ильмень.

Анты были уничтожены на рубеже VI-VII вв. Они вступили в союз с Римской империей и подняли восстание против новых поработителей - аваров. В ответ аварский каган направил огромное войско для того, чтобы уничтожить антов. Об этом походе, который состоялся в 602 г., почти ничего не известно. Однако с того времени какие бы то ни было упоминания антов исчезают со страниц источников. Создается впечатление, что аварский поход оказался вполне успешным.

Собственно предками восточных славян можно считать население поселений пражско-корчаковской культуры и культуры длинных погребений. Данные археологии согласуются с «Повестью временных лет». Культура длинных погребений – это северные русские, которые распространились к северу. Летописец называет их словенами (на оз. Ильмень возле Новгорода), кривичами (по верхнему течению Волги и Западной Двине и у истоков Днепра, т.е. в Смоленске, Витебске и Пкове) и полочанами (на Западной Двине, у Полоцка). Южные русские (Прага-Корчак) остались на древней территории, т.е., согласно терминологии летописи, поляне - на Днепре, около Киева, древляне - в Полесье, дулебы - на Буге, уличи и тиверцы - на Днестре, северяне - на Десне, Сейме и Суле, дреговичи - между Припятью и Двиной”. В летописях фигурирует еще одна восточная группа русских, под названием вятичи, которая проникла на восток и заселила области по северному течению Дона; ей впоследствии принадлежала Тмутаракань - третий после Киева и Новгорода значительный культурный центр Древней Руси. Но они стояли особняком. Вятичское протогосударственное образование (сказочная страна Вантит, упоминавшаяся в древнеарабских источниках) было завоевано князем Святославом только в 965 г.

В целом, к IX-X вв. в Восточной Европе существовало две системы славянства. Об этом свидетельствуют данные археологических памятников, наличие X-XI вв. двух разных денежно-весовых систем - южной и северной, сравнительный анализ диалектов (так установлено существование древнейшего новгородско-псковского диалекта, который в XI-XII вв. отличался от южнорусского не менее чем двумя десятками существенных признаков).

Таким образом, Северу и Югу были присущи различавшиеся между собой традиции, а Древнерусское государство возникло в результате объединения двух типов славянства.

      К сожалению, письменные источники не дают достаточный материал, чтобы можно было уточнить, о каком именно из указанных групп идет речь в каждом конкретном случае. В частности, это было, вероятно, связано с тем, что цивилизованные соседи не всегда могли отличить их друг от друга, а самих восточных славян гораздо больше занимало не то, что объединяло в этническом плане формировавшийся союзы племен, а локальные различия между собой.