bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Эксплуатация автомобильных дорог


Развитие и совершенствование сети автомобильных дорог в Р. Ф.


Дорожное хозяйство Российской Федерации на современном этапе является единой транспортной системой страны. Управление этим комплексом в настоящее время возложено на государственную службу дорожного хозяйства (Росавтодора) и министерство транспорта РФ. Вместе с тем, проблема развития сети автомобильных дорого общего пользования считается актуальной: по показателям плотности дороги на единицу площади страны (17,5 млн. км2) и с численностью населения (143,2 млн. чел). На 1000 жителей Российская сеть дорог (3,3 км на 1000 жителей) отстает от уровня развития других стран до 30 раз.

От уровня транспортно-эксплуатационного состояния (ровности, прочности, сцепления и т.д.) дорог, обеспечивающих связь между регионами и населенными пунктами, во многом зависит экономическое положение и национальная безопасность страны.

За последние десятилетие парк автомобилей увеличился в 2 раза, объем автоперевозок увеличился до 8,8%, а к 2010 году - 10-11%. Сохранение отставания темпов дорожной сети почтив 2 раза от темпов автомобилизации и роста автоперевозок приводимых к возникновению системных транспортных коридоров, особенно в крупных городах России и способствует росту аварийности.

Низкий технический уровень, несоответствие технических параметров дорог расчетной интенсивности движения (интенсивность ежегодно увеличивается на 7 - 10 %) и составу транспортного потока разрушает отдельные участки дорог вызванных снижением финансирования дорожных работ составляющих более 20% и как следствие способствует росту доли недоремонтирования работ.

Основными задачами дорожной службы является обеспечение скоростного режима и комфортности движения по автомобильной дороге с учетом ее потребительских свойств: удобство движения, безопасность, скорость движения, способности пропускать автомобили с заданными параметрами и нагрузками.

Обеспечение требований потребительских свойств автомобильных дорог в течении всего срока службы возможно путем своевременного проведения комплекса дорожных работ (реконструкция, ремонт и содержание). Для решения этих задач дорожная служба должна осуществлять должностной надзор за техническое состояние дорог и дорожными сооружениями, выполняя весь комплекс дорожных работ, архитектурно-художественное оформление и благоустройство дорог, снегозадерживающее и декоративное озеленение. Проводят технический учет, паспортизацию и инвентаризацию дорожного имущества; осуществляют надзор за порядком пользования автомобильных дорог совместно с ГиБДД и их охрану.


Действующая классификация автомобильных дорог


В целях разграничения между собственниками автомобильных дорог полномочий в вопросах развития и эксплуатации дорог в Российской Федерации, а также упорядочения, использование финансовых ресурсов постановлением Правительства РФ № 206 ноябрь 2006 г внегородские автомобильные дороги делятся на:

1. Общего пользования

2. Необщего пользования

По состоянию на 1.01.2007г. в соответствии с действующей классификацией дорожной сети РФ составляет 1035 млн.км (999,9 тыс.км) (по расчетам специалистов дорожной отрасли 1,5 млн. км).

Автомобильные дороги общего пользования расположенные вне городов занимают 67% или 656,7 тыс.км от общей протяженности.

Федеральные автомобильные дороги имеют протяженность 47,7 тыс.км или более 5%.

Эти магистрали соединяют столицы как РФ, так и столицы других государств, административные центры краев и областей; на этих дорогах расположены международные транспортные коридоры.

Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения, относящиеся к собственности субъектов федерации. На их долю приходилось 62% или 553,5 тыс.км.

Дороги местного значения подразделяются: на муниципальные и частные.

Автомобильные дороги необщего пользования: это дороги находящиеся во владении или пользовании юридических или физических лиц.

Дороги общего пользования по типам покрытия подразделяются:

1. 60% от общей протяженности дорог ОП имеют асфальтобетонные покрытия или покрытия с применением органических и неорганических вяжущих.

2. Цементобетон покрытия - 2%

3. Щебеночные и гравийные покрытия переходного и низших типов - 29%

4. Грунтовые - 9 %

По ГОСТ Р 50597-93 “Автомобильные дороги” Требования к эксплуатационному составу, допустимому по организации движения и обеспечения безопасности.

Автомобильные дороги, дороги и улицы городов и населенных пунктов по их транспортно-эксплуатационным характеристикам объедены в 3 группы:

Группа А - автомобильные с интенсивностью движения > 3000 авт/сут. в городах и населенных пунктах - магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения;

Группа Б - автомобильные дороги с интенсивностью движения 1000 - 3000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги регулируемого движения; магистральные дороги и улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения;

Группа В - автомобильные дороги с интенсивностью движения до 1000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - дороги и улицы местного значения.

Руководства по оценке уровня содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений – 2004 год.

Автомобильные дороги ОП, подразделены на 5 эксплуатационных категорий в соответствии с действующей классификацией:

Iэ - > 6000 авт/сут, IIэ - 3000 - 6000 авт/сут.

IIIэ - 1000 - 3000 авт/сут. IV э - 200 - 1000 авт/сут

Vэ - < 200 авт/сут.

В соответствии с СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. Автомобильные дороги О.П. классифицируется по интенсивности движения:

I - > 7000 авт/сут

Iб, II - 3000 - 7000 авт/сут

III - 1000 - 3000 авт/сут

IV - 500 - 1000 авт/сут

V - < 500 авт/сут.


Виды и состав работ по ремонту и содержанию автомобильных

дорог.


Для руководства при определении вида и объема работ, обоснований использования средств на дорожные работы государственной службой дорожного хозяйства разработана “Классификация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог О.П.” от 03.01.02 г.

Виды работ:

1. Капитальный ремонт

2. Ремонт

3. Содержание

4. Зимнее содержание

5. Озеленение

Своевременное выполнение которых, поддерживать транспортно-эксплуатационное состояние дорог в течении всего срока эксплуатации на уровне, установленных требований для данной категории дороги к ее потребительским свойствам..

1) Капитальный ремонт

- комплекс работ, при котором производится полное восстановление и повышается работоспособность дорожных одежд и покрытий, земляного полотна и дорожных сооружений;

- осуществляется смена изношенных конструкций или их замена на более прочные и долговечные.

Задача капитального ремонта: полное восстановление и повышение транспортно-эксплуатационного состояния дорог, до уровня позволяющего обеспечить нормативные требования в период до очередного капитального ремонта при интенсивности движения, соответствующей расчетной для данной категории дорог.

К капитальному ремонту относят следующие виды работ:

1. По земляному полотну и водоотводу

- понятие земляного полотна на подтопляемых и снегозаносимых участках.

- перестройка пучинистых, оползневых и обвальных участков

- устройство дренажей и систем водоотвода осушительных канав, берегозащитных и противоэрозионных сооружений водобойных колодцев, ливневой канализации

- направление параметров земляного полотна на отдельных участках с доведением до норм собственных категории (симметрии продольных уклонов, обеспечение видимости в плане и продольном профиле, увеличение радиуса вертикальных и горизонтальных кривых, устройство виражей)

2. По дорожным одеждам

- усиление дорожной одежды с исправлением продольных и поперечных неровностей;

- укладка дополнительных слоев основания и покрытия

- устройство более совершенных типов покрытий с использованием существующих дорожных одежд в качестве оснований

- перекрытие изношенных цементобетонных покрытий слоями из цементобетона или асфальтобетона

- уширение дорожной одежды до норм, соответствующей категории ремонтируемой дороги

- устройство вновь дорожных одежд в местах устранения и перестройкой земляного полотна на пересечениях и примыканиях разворотных площадок, отдельных переездов и объездах

- замена нестабильных слоев дорожной одежды методом фрезерования и регенерации разогрев.

3. По искусственным сооружениям:

- уширение и усиление мостов, путепроводов с доведением их габаритов и норм, установленных для данной категории дорог

- полная замена элементов мостового полотна с усилением плит и заменой элементов мостового полотна продольных швов и моноличивания

- устройство вновь или замена водопропускных труб на малые мосты их устройство вновь или замена

- восстановление или устройство защитных сооружений (дамбы, траверсы, шпоры)

- увеличение подмостового габарита до требуемого для искусственного класса до требуемого препятствия (автомобильных дорог, железной дороги, реки, овраги)

- обследование и испытание мостовых сооружения после капитального ремонта с составлением паспорта.

4. Обустройство дорог и организация и обеспечение безопасности движения

- устройство вновь остановочных и посадочных площадок, автопавильонов, площадок для остановки или стоянки автомобилей

- устройство переходных скоростных полос, пешеходных переходов, шумозащитных сооружений

- переустройство пересечений и примыканий в одном уровне в более совершенные узлы

- переустройство существенных средств организации и регулирования движения на пересечении автомобильными дорогами, железными дорогами и удаление существующей разметки на период капитального ремонта и нанесение постоянной разметки после проведения работ

5. Прочие работы

- изыскание и освоение ресурсов грунта и месторождения местных каменных материалов для производства работ

- устройство подъезных путей к железной дороге, тупикам, производственным базам, карьерам, площадкам для командирования дорожно-строительных материалов

- природно-охранные мероприятия: рекультивация временной полосы отвода, земель, занятых даже под карьеры, резервы, подъезных дорог и другим производственным объектам

- разработка проектно-сметной документации, ее экспертиза

- разработка документации по отводу земель


2) Ремонт автомобильных дорог - комплекс работ по простому воспроизводству ее первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик, при котором производится восстановление слоя износа покрытия, ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и повреждений дорожных покрытий, земляного полотна, дорожных сооружений, элементов и обустройства дороги.

Задача ремонта: восстановление дорог и дорожных сооружений до уровня, позволяющего обеспечить выполнение нормативных требования в период до ремонта при интенсивности движения не превышающей расчетной для данной категории дорог.

Виды работ:

1. По земляному полотну и водоотводу

- восстановление размытых и разрушительных участков и в следствии пучинистых образований и оползневых явлений

- уменьшение крутизны откосов насыпей и выемки

- засев травами откосов земляного полотна и ресурсов

- поднятие не больших по протяженности участков земляного полотна на снегазаносимых участках и сырых

- раскрытие

- срезка откосов выемок, устройство грунтовых банкетов и берм

- восстановление земляного полотна и водоотвода на пересечение и примыканиях

2. По дорожной одежде

- восстановление изношенных верхних слоев дорожной одежды способами и методами, обеспечивающим повторное использование материалов старого покрытия

- устройство поверхностной обработки и слоев износа

- ликвидация колей глубиной до 45 мм и других неровностей метод поверхностного фрезеровщика

- укладка нового слоя покрытия (1 слоя)

- восстановление бордюров, замена, вырав и подъем плит цементобетонных покрытий на резко продольных или поперечных повышения сцепных качеств

- восстановление профилей и усиление щебеночных или гравийных покрытий с расходом материалов до 500 кубов на км.

3. По искусственным сооружениям:

- усиление или замена отдельных элементов

- восстановление конусов насыпей - регулирующих сооружение

- укрепление откосов переходных плит, удлинения и замена отдельных звеньев и откосов водопроводных труб

- установка или замена водоотводов на мостовом сооружении и в узлах сопряжения с насыпью

- замена одежды ездового полотна

2. Прочие

- устройство площадок для складских материалов и рекультивации земель

- устройство или ликвидация временных объектов ремонтируемых участков дорог

- предпроектного обследования мостовых сооружений диагностика и оценка составления автомобильных дорог и дорожных сооружений

- разработка сметной документации и ее экспертиза

- инженерное и научно-техническое сопровождение наиболее сложных работ под ремонт


3) Содержание - выполняемый в течение всего года комплекс работ и мероприятий по уходу за дорогами, по профилактике и устранению мелких повреждений, по организации безопасности движения.

Задача содержания: обеспечение сохранности дорог и дорожных сооружений и поддерживающие их состояние в соответствии с требованиями допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасности движения в любое время года и суток.

Работы по содержанию могут быть не обеспечены проектно-сметной документацией, а выполняется на основе нормативов, ведомости дефектов и локальных смен.

Разрабатывается проектная документация по требованию заказчика?

К содержанию автомобильных дорог относят работы:

1. По полосе отвода, земляного полотна и водоотводу:

- систематическое поддержание полосы отвода обочин откосов, земляного полотна и водоотводных полос в чистоте и порядке

- скатывание травы, вырубка кустарника

- поддержание в рабочем состоянии системы водоотвода

- очистка и профилирование кюветов и водоотводных канав

- устранение дефектов и мелких повреждений дренажных устройств ливневой канализации, подводящих или отводящих русел у мостов и труб, быстротоков, перепадов и другие искусственные сооружения

2. По дорожным одеждам:

- очистка дорожных покрытий от мусора, пыли, грязи, посторонних предметов

- устранение скользкости, вызванное вытеканием битума

- исправление мелких деформаций и повреждений, постоянно возникающих на покрытие

- исправление кромок бордюров

- заливка трещин на асфальтобетонных покрытий

- восстановление и заполнение швов на цементобетонных покрытиях

- заливка трещин на цементобетонных покрытиях битумом или готовой цементобетонной смеси

- ликвидация колей глубиной до 30 мм путем укладки 2 слоев эмульсионной минеральной смеси или поверхностной обработки по полосам наката до 0,8 м (ширина)

- предупреждение развития трещин и сетки трещин путем устройства изолирующего слоя мелкозернистой поверхностной обработки локальными картами.

- исправление профиля щебеночной и гравийного покрытия с добавлением щебня или гравия профилирование грунтовых и улучшенных грунтовых дорог, восстановление профиля и улучшения проезжей части

- обеспечение дорог всех типов покрытий

3. По искусственным сооружениям:

- очистка от пыли, грязи, мусора, элементов мостового полотна, элементов пролетных строений, лестничных сходов, конусов откосов подмостовых русел

- пропуск ледохода и паводковых вод

- уборка снега и льда

- открытие и закрытие отверстий малых мостов и труб

- содержание и обслуживание очистных сооружений у моста

- предупредительные работы по защите дорог и дорожных сооружений от наводнений заторов, лесных и степных пожаров

4. По обустройству дорог, организации и безопасности движения

- уход за знаками, вертикальной и горизонтальной разметки, на элементах искусственных сооружений

- содержание в чистоте и порядке автомобильных остановок, площадок отдыха и элементов их обустройства (все сооружения малых архитектурных форм)

- оборудование и содержание объездов, съездов, пересечений, шумозащитных сооружений

- содержание линии электроосвещения дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок, паромных переправ, светофорных объектов, средств организации движения, диспетчерского и автоматизирования управления движения

5. Зимнее содержание дорог - включает работы и мероприятия по защите дорог в зимний период от снежных заносов, лавин, очистки от снега, предупреждению образования и ликвидации зимней скользкости и наледей.

6. Озеленение - работы по созданию лесных насаждений и трав в полосе отвода, необходимых для защиты от снежных и песчаных заносов, ветровой и водной эрозии почв, для эстетического и архитектурного оформления дороги, работы по уходу за элементами озеленения:

- устройство снегозащитных лесных полос

- противоэрозионных и декоративных посадок

- уход за посадками

- обрубка кустарников

- уборка сухостоя

- борьба с вредителями посадок

- засев травой полосы отводы и разделительной полосы

7. Прочие работы:

- заявка на разработку проектно-сметной документации по усмотрение заказчика и его экспертиза

- оценка качества дорог и дорожных сооружений

- охрана дорог и дорожных сооружений

- сторожевая и пожарная охрана

- ограничение в установленном порядке движения автотранспортных средств на дорогах в весеннюю и осеннюю распутицу.

- инвентаризацию и паспортизацию дорог и дорожных сооружений

- диагностика и оценка состояния дорог

- текущие и периодические осмотры и испытания мостов, путепроводов

- учет интенсивности движения

- формирование и ведение банков данных о состоянии дороги, мостов и сооружений

- разработка схем дислокации дорожных знаков и разметок

- учет ДТП и участие в расследовании причин их возникновения

- организация дежурной диспетчерской службы

- метеорологическое обследование района


Эксплуатация автомобильных дорог в зимних условиях


К основным факторам, влияющим на условие движения автомобилей в зимний период: наличие снежных отношений и зимней скользкости, приводящих к резкому снижению сцепных качеств покрытия дороги, увеличению сопротивлению качению, увеличению неровностей, сужению ширины проезжей части и состоянию обочин.

Задачи зимнего содержания: обеспечить максимально возможную величину сцепных качеств покрытия и минимальное сопротивление качению путем предотвращения образования снежных отложений и ликвидации зимней скользкости на дороге.

Для выполнения требования дорожно-эксплуатационной службы проводят мероприятия:

1. Профилактические - предупредить и не допустить образование снежных и ледяных отложений, ослабление сцепления слоя снежно-ледяных отложений с покрытием, повысить сцепные качества покрытий при образовании снежных ледяных отложения уплотненного снега или гололеда за счет создания искусственной шероховатости (профилактическая обработка покрытия противогололедными материалами или механическим воздействием.

2. Защитные меры, с помощью которых преграждают доступ к дороге снега, приносимого метелями, снежных лавин и наледей.

Главным критерием качества снегозащиты считается, исключение отложений метелевого снега, чтобы для патрульной снегоочистки оставалось только удаление снега.

3. Удаление - уже возникающих снежных и ледяных отложений, а также меры по уменьшению воздействия отложения на движение автотранспорта.

По уровню зимнее содержание автомобильных дорог делят на 3 группы:

I. Дороги с чистой от снега поверхностью на всю ширину земляного полотна

II. Дороги с чистой поверхностью на всю ширину проезжей части и укрепительных полос.

III. Дороги с уплотненным снегом на проезжей части

Требования к показателям зимнего содержания автомобильных дорог устанавливают на основе технико-экономических расчетов с учетом интенсивности движения, оснащенности дорожной эксплуатационной службы механизмами и оборудованиями для зимнего содержания, стоимости затрат и оптимизации планирования мероприятий по зимнему содержанию.

Состояние поверхности дороги и условие движения зимой формируются под влиянием погодно-климатических условий района: отрицательная температуры, ветра, снегопада, метели, влажности воздуха, гололеда, ограниченной метеорологической видимости, сочетанием этих факторов.


Различают следующие виды снежно-метелевых явлений


Характер явления

Вид явления

Условие протекания явления

Воздействие на дорогу

1. Выпадение снега без сдувания и переноса его ветром частиц ранее выпавшего снега

Спокойный снегопад

Отсутствие ветра

Снежные отложения небольшой толщины 1-5 см и г/см3

2. Снегопад при ветре, снег переносится слоем воздуха на расстояние до 100 м.

Верховая метель

Ветреная погода,

ветра>2-3м/с

Высота слоя снега, образуется за 1 снегопад или метель может быть до 15 см, редко до 30 см, в горах до 1 м, г/см3

3. Перенос ветром частиц ранее выпавшего снега без выпадения свежего

а) низовая метель

перенос частиц, сопровождается поднятием снежной пыли на высоту до 10 м, >5м/с

толщина снежных отложений при метелях на 0 местах и малых насыпях может быть 0,6-1 м, в выемках до 5 м и вышег/см3

б) поземка

перенос частиц сопровождается незначительным поднятием над уровнем снежного покрова на высоту 20 - 30 см

снежные отложения толщиной более 50 см и г/см3

4. выпадение снега в сочетании с переносам частиц ранее выпавшего снега

общее или двойная метель (сочетание верховой и низовой метели)

общее движение снега в воздухе и над снежным покровом, ветра= до 20м/с

образуется мощные снежные отложения 1-2 м, г/см3

5. Выпадение снега в сочетании с переносом частиц

а) буран

метель при >20м/с и низкой температурой наружного воздуха

мощные снежные отложения с г/см3

б) пурга

метель при низкой температуре воздуха и большой влажности

>35м/с

снежные отложения имеющие толщину > 5м, г/см3


следующая страница >>