bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 11 12
Экзаменационная шпаргалка по дисциплине «Менеджмент» ;)

  1. Понятия «управление» и «менеджмент», главные характеристики.

  2. Стратегическое управление организацией.

  3. Проектирование организационных систем управления.

  4. Что общего между управлением и искусством?

  5. На чём основывается утверждение о том, что управление является наукой?

  6. Система коммуникаций в организациях.

  7. Принципы управления организацией: понятия, общие, частные и ситуационные принципы.

  8. Что составляет фундаментальную основу науки управления?

  9. Меняется содержание принципов управления в разные периоды общественно-экономического развития и почему?

  10. Организационно-экономическая и управленческая культура.

  11. Разделение труда в управлении: функциональное, структурное, вертикальное, горизонтальное, технологическое и профессионально-квалификационное.

  12. Имидж организации – целостная система.

  13. Управляемость и партнерство.

  14. Закон доходчивости информации.

  15. Закон устойчивости информации.

  16. Что представляют собой функции управления?

  17. Понятие о власти и её формы.

  18. Закон установки.

  19. Какие функции выполняет руководитель организации?

  20. Закон эффективного осмысления.

  21. Закон эффективного восприятия и запоминания информации.

  22. Имеются различия в требованиях к руководителям разного уровня?

  23. Какие виды задач и роли являются главными в работе руководителей разных уровней?

  24. Закон социальной загрузки.

  25. Закон гармонии.

  26. Процесс и методы управления.

  27. Миссия организации.

  28. Закон своеобразия.

  29. Внешняя среда организации: основные переменные и их характеристика.

  30. Закон единства анализа и синтеза.

  31. Внутренняя среда организации: основные переменные и их характеристика.

  32. Закон информированности и упорядоченности.

  33. Статистическая и динамическая организации.

  34. Закон композиции и пропорциональности.

  35. Закон развития деловых организаций.

  36. Цели организации и их классификация.

  37. Управление по целям.

  38. Закон самосохранения и борьба организаций за выживание.

  39. Определите понятие «организация».

  40. Закон синергии.

  41. Особенности социальных законов.

  42. Формальные и неформальные составляющие организации.

  43. Система законов организации и их роль в развитии и функционировании организации.

  44. Социальная организация как система, её элементы.

  45. Структура и иерархия в организациях.

  46. Общественные организации.

  47. Типы организаций и их классификация.

  48. Линейная ОСУ.

  49. Коммерческие организации.

  50. Линейно-функциональная ОСУ.

  51. Матричная ОСУ.

  52. Организация как система.

  53. Дивизиональная ОСУ.

  54. Общественное разделение труда.


1.Понятия «управление» и «менеджмент», главные характеристики.

Менеджмент – это:

    • Стадия управленческого процесса;

    • Совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств научного управления;

    • Имеет практическую цель – достижение высокой эффективности деятельности, лучшего использования ресурсного потенциала;

    • В данной социальной группе (организации, фирме, компании).

Менеджмент – это процесс научного управления чьей-либо деятельностью с целью достижения ее высокой эффективности, лучшего использования ресурсного потенциала данного социального объединения.

Менеджмент (Теория управления) – управление производством, основанное на совокупности методов, принципов, средств управления для повышения эффективности и прибыльности производства.

Управление – сознательное, целенаправленное воздействие со стороны субъектов и органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направлять их действия для получения желаемого результата.

Основные характеристики менеджмента:

- Особый вид управления, присущий рыночной экономике.

- Основывается на экономических методах управления и ориентирован на получение прибыли (дохода).

- Управление, направленное на достижение эффективной организации труда, постоянное повышение производительности труда и качества продукции.

- Профессиональное управление (вид организационной деятельности, существенным звеном которой является всесторонний анализ конкретных условий управления, разработка нововведений, тактики и стратегии развития организации и т.д.).

- Система гибкого управления, позволяющая своевременно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение условий конкурентной борьбы и социальные факторы развития.

- Наука и искусство организации и координации совместной деятельности людей, умение работать с ними.


2.Стратегическое управление организацией.

Стратегия - набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Стратегия - общий комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.

Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.

Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние. В зависимости от выбранного объекта стратегического управления различают:

- корпоративную стратегию – стратегию организации в целом. Например, стратегия организации в определенной стратегической зоне хозяйствования (определенный сегмент рынка);

- бизнес-стратегию – стратегию отдельного стратегического подразделения организации. Например, стратегия подразделения по производству бытовых холодильников многоотраслевой электротехнической компании;

- функциональную стратегию – стратегию функциональной зоны хозяйствования. Например, стратегия управления персоналом организации, производством, финансами и стратегиями в других сферах деятельности.

Стратегическое управление – это процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает:

- постановку целей, - выработку стратегии, - определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач.

Выделяют 2 основных конечных продукта стратегического управления.1) потенциал организации, который обеспечивает достижение целей в будущем. Со стороны <входа> потенциал организации состоит из сырьевых, финансовых и людских ресурсов, информации; со стороны <выхода> – из произведенной продукции и услуг, из набора правил социального поведения, следование которым помогает организации добиваться своих целей. Важно заметить, что не всякая продукция или услуги организации могут быть включены в ее потенциал, а лишь те, которые испытаны с точки зрения потенциальной прибыльности, т.е. будут пользоваться спросом на рынке.

2) внутренняя структура и организационные изменения, обеспечивающие чувствительность организации к переменам во внешней среде. В организации это предполагает наличие способности своевременно обнаружить и правильно истолковать внешние изменения, а также руководить ответными адекватными действиями, которые предполагают наличие стратегических возможностей для разработки, испытаний и внедрения новых товаров и услуг, технологий и организационных изменений.

Деятельность по стратегическому управлению направлена на обеспечение стратегической позиции, которая должна обеспечить длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях. В организации руководитель, занимающийся стратегическими проблемами, обеспечивает постоянный потенциал прибыльности. Его задачи состоят в том, чтобы выявить необходимость и провести стратегические изменения в организации; создать организационную архитектонику, способствующую стратегическим изменениям; подобрать и воспитать кадры, способные провести стратегические изменения в жизнь.

Система управления организации включает два взаимодополняющих вида управленческой деятельности – стратегическое управление, связанное с развитием будущего потенциала организации, и оперативное управление, реализующее существующий потенциал в прибыль. Стратегическое управление требует предпринимательского организационного поведения, а оперативное управление функционирует на базе приростного поведения.

Объекты стратегического управления сгруппированы в три группы: организации, стратегические хозяйственные подразделения (СХП) и функциональные зоны организации.

Проблемы стратегического управления заключаются в следующем. Стратегическое управление затрагивает широкий круг ведущих организационных решений по поводу проблем, ориентированных на будущее, связанных с генеральными целями организации и находящихся под воздействием неконтролируемых внешних факторов.

Предметом стратегического планирования и управления являются:

  1. Проблемы, прямо связанные с генеральными целями организации. Генеральные цели ориентированны в будущее и направлены на повышение эффективности деятельности организации путем обеспечения взаимосвязи целей, ресурсов и результатов. Поэтому решения о создании новых или ликвидации старых производств, освоении новой продукции, технологии или новых рынков носят стратегический характер.

  2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящий момент отсутствует или имеется в недостаточном объеме. В практике стратегического управления решение относится к стратегическим проблемам, если планируется разработка и выпуск новой продукции, приобретение нового для организации технологического оборудования, приглашение нового персонала (новых специалистов).

  3. Проблемы, связанные неконтролируемыми внешними факторами.

В настоящее время выделяются 2 направления развития стратегического управления:

- регулярное стратегическое управление – является дальнейшим логическим развитием стратегического планирования

- развитие стратегического управления – стратегическое управление в реальном масштабе времени. Оно связано с решением неожиданно возникающих стратегических задач.

3.Проектирование организационных систем управления.

Все организационные системы создаются людьми и до начала реального функционирования проходят через этап проектирования.

Чтобы спроектировать как простую, так и сложную систему, которая выполняла бы все поставленные перед ними задачи, необходимо соблюдать определенные положения, правила, принципы и процедуры. Прежде всего, необходимо осуществить декомпозицию системы, которую необходимо спроектировать. Декомпозиция (дробление, расчленение) систем продолжается до тех пор, пока не будет достигнута “простая” или “коренная” система n-го уровня (порядка).

Проектирование организации - постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных. Организационное проектирование может иметь разные целевые установки: 1) создание новой системы, 2) частичное усовершенствование или 3) радикальное преобразование существующей организационной системы.

Процесс организационного проектирования предполагает решение следующих вопросов:

  • разделение труда и специализация;

  • департаментализация и кооперация;

  • связи между частями и координация;

  • масштаб управляемости и контроля;

  • иерархия организации и ее зависимости;

  • распределение полномочий и ответственности;

  • централизация и децентрализация;

  • дифференциация и интеграция.


Основные принципы проектирования систем:

  1. Система должна быть одновременно как пассивной, так и активной.

  2. Проект должен исходить из того, что система почти всегда находится в состоянии динамического неравновесия. Человеческие, физические и экономические переменные – как внутренние по отношению к системе, так и внешние – находятся в постоянном движении, т.е. изменяются.

  3. Проектирование системы должно быть направлено на достижение целей организации.

  4. Проектирование системы должно быть объективным.

  5. Существенное значение в проектировании системы имеет ее простота.

  6. Функционирование системы должно быть экономичным.

Факторы, которые необходимо учитывать при проектировании систем

  • состояние внешней среды (по оценкам специалистов, только 20% внешних факторов в деятельности организации поддается контролю со стороны руководителя, а остальные 80% являются неконтролируемыми);

  • технология работы в организации;

  • стратегический выбор руководства организации в отношении ее целей;

  • поведение работников организации.

Методические подходы к проектированию систем (4 метода)

Метод аналогий предполагает использование опыта проектирования систем в аналогичных организациях и предусматривает выработку типовых структур управления в различных видах организаций, определение различных условий применения.

Экспертный метод базируется на изучении рекомендаций и предложений экспертов и опытных управленцев-практиков и заключается в выявлении специфических особенностей работы аппарата управления, возможных недостатков в деятельности различных звеньев структур, обоснованных рекомендациях по их совершенствованию.

Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой.

Метод организационного моделирования. С помощью аналоговой модели–схемы системы более наглядно представить себе цепи прохождения команд и формальную зависимость между субъектами управления и должностными лицами, увидеть дублирующие управленческие звенья.

Порядок проектирования систем

  • Разработка задания на проектирование системы (Четко изложить цель создания и функционирования системы, указать ее границы и установить примерный перечень требований к проекту).

  • Определение задач подсистем и составляющих систем и последовательности их решения (Определение и формулировка задач подсистем сложной системы осуществляется в последовательном порядке, начиная с верхнего до нижнего уровней, составляющих ее).

  • Определение требований к проекту системы (Для определения полного перечня требований к проектируемой системе следует исходить из поставленных задач. Этот перечень может быть дополнен).

  • Планирование разработки проектов подсистемобирается и систематизируется информация, необходимая для проектирования).

  • Проектирование систем (Собранная на прошлом этапе информация синтезируется в виде проекта).

  • Моделирование системы (Эта экспериментальная процедура может осуществляться вручную или с помощью ЭВМ и позволяет установить, на сколько близко модель интегрированной системы отвечает требованиям. При моделировании подсистем и самой сложной системы лучше использовать сразу реальные исходные данные).

  • Корректировка проекта (Если фактические отклонения от требований не укладываются в пределы, то необходимо заново пересмотреть весь порядок проектирования – с первого по шестой).

  • Внедрение проекта (Чаще всего осуществляется в два этапа – опытного и промышленного внедрения).

  • Надзор – сопровождение (Динамический характер функционирования системы приводит к тому, что с течением времени она начинает функционировать менее эффективно, чем при ее внедрении. Поэтому существенное значение имеет контроль за ее работой).

Критерии эффективности проектирования систем

- Коэффициент эффективности организационной структуры управления

- Коэффициент звенности

- Коэффициент дублирования функций

- Коэффициент надежности системы управления

- Степень централизации функций

- Коэффициент эффективности использования информации.



следующая страница >>