bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5


Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования

Библиотечно-информационный центр


Аницына Т.М., Чикина Л.Г. , Хаустова В.В.


Библиотечное и информационо-библиографическое

сопровождение педагогов в

общеобразовательных

учреждениях


Красноярск

2006


Школьная библиотека как звено в системе
непрерывного педагогического
образования 3

Информационно-библиографическая
поддержка педагогов
(продукты и услуги). 6

1. Индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание 6

2. Фронтальное библиотечно-библиографическое обслуживание 7

3. Внестационарные формы
обслуживания 12

4. Межбиблиотечное обслуживание 15

5. Справочно-поисковый аппарат для 16

педагогов 16

6. Электронные ресурсы 19

7. Основы информационной культуры 22

Список литературы 27



Хлеб науки – информация

Хлеб политики – информация

Кто владеет информацией – владеет миром

Ф. Хайдеггер

Школьная библиотека как звено в системе
непрерывного педагогического
образования


Познавательный потенциал личности определяется не только объемом и качеством знаний, но и уровнем развития познавательных умений.

Умения, способствующие этому, делятся на 3 группы:

Учебно-интеллектуальные - умение логически осмысливать текст, выделять главное; владение общими приемами мышления (сравнение, анализ, обобщение, систематизация).

Учебно-информационные - умение осознанно и с хорошей скоростью читать; умение подготовить реферат, доклад; умение искать информацию, обращаясь к различным источникам; умение составить план, конспект, работать с таблицами и графиками.

Учебно-коммуникативные - владение языковыми средствами и культурой речи; умение участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения.

Школьная библиотека формирует у педагога умения второй группы - учебно-информационной, а именно, умения

находить информацию, обращаясь к различным источникам.

Сегодня, когда мы говорим о том, что каждый человек должен иметь доступ к любой информации – жизненно важной, социально значимой, производственно необходимой, то мы понимаем, что: эту информацию кто-то создает, обрабатывает, организовывает поиск, отвечает за ее хранение и распространение

Однако, лишь формирование информационных ресурсов общеобразовательных учреждений: накопление информационных ресурсов в учебных кабинетах, и созданных новых структурных подразделениях ОУ – медиатеках - большой пользы учебному процессу не принесет.

Нет главного – не организован информационно - поисковый аппарат, нет электронной базы данных и систематизации ресурсов, не учтены потребности учителей предметников в электронных образовательных программах, учебных пособиях, видеоматериалах.

Все чаще признается т, что библиотекари – это как раз те специалисты, которые лучше других научились собирать документы, информацию (с учетом информационных потребностей), хранить их (вести учет информационных документов), систематизировать (определять классификационный индекс, предметные рубрики, ключевые слова). Предоставлять в пользование (через создание баз данных, электронного каталога, бюллетеней новых поступлений и т.д.).

Библиотекой обеспечивается информационная поддержка работы педагогического коллектива.

Информационные услуги складываются из традиционных, ориентированных на работу с печатными документами, и нетрадиционных, связанных с внедрением средств новых информационных технологий (НИТ).

И традиционные (каталоги, картотеки, библиографические пособия, выставки, обзоры и т.д.), и нетрадиционные (организация своеобразной системы навигации в море современной электронной информации) услуги можно рассматривать как культурообразующий контекст педагогической деятельности, ориентированный на непрерывное образование пользователей библиотеки.

Многоплановую информационно-библиографическую деятельность можно выразить следующей схемой:







Информационный продукт есть результат создания или семантической (смысловой) переработки информации в документированной форме, допускающей многократное использование продукта в процессе удовлетворения информационных потребностей.

Информационная услуга - предоставление пользователю информационных продуктов в соответствии с поступившими запросами или выявленной информационной потребностью.


Принципы организации библиотечно-информационной деятельности

  • Принцип систематичности предполагает, что вся библиотечная работа выстраивается в четкую систему в зависимости от перспективных и ближних целей работ. Библиотечная деятельность должна быть направлена на воспитание потребности в чтении как инструменте получения знаний и приобщения к духовной культуре, информационной культуре в целом и культуры чтения в частности.

  • Принцип дифференцированного подхода к пользователям библиотеки. Знаменитый принцип «Каждому читателю - нужную книгу в нужный момент», особенно актуален в работе с детьми. Дифференциация предполагает выделение групп читателей, объединенным по каким- либо признакам

  • Принцип релевантности предполагает смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением

  • Принцип креативности предполагает непрерывное развитие, поиск новых решений.

  • Принцип диалогичности. Реализация этого принципа связана с созданием в библиотеке атмосферы дружелюбия, доверия, диалога между читателем и библиотекарем

  • Принцип плюрализма в библиотечном обслуживании означает, что библиотекарь обязан своим пользователям предоставить условия свободного доступа к информации, раскрыть самые разные точки зрения на интересующие читателя темы.





следующая страница >>