bigpo.ru
добавить свой файл
1



национального самосознания. В процессе обучения родному языку должно быть сформировано сознательное отношение к языку как духовной, нравственной и культурной ценности народа, любовь к родному языку и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

В процессе обучения русскому языку происходит формирование общеучебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, в основе которых также задействованы все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Таким образом, русский (родной) язык выполняет определяющую роль в формировании и совершенствовании общеучебных умений и навыков, в основе которых - речемыслительные способности, на которых базируются все виды речевой деятельности.

В процессе обучения русскому языку большое значение придается развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля. Один из видов обобщенных способов деятельности заключается в способности учащихся пользоваться разными видами словарей, обращаться к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Выпускники должны научиться пользоваться словарями правильности русской речи, применять орфографические и пунктуационные нормы при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей; использовать лексическую и грамматическую синонимию с целью совершенствования собственного речевого высказывания; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения.

Важнейшей задачей обучения школьников является формирование информационной культуры учащихся, умений извлекать информацию из разных источников.

Разработанный стандарт предусматривает целенаправленное совершенствование таких жизненно важных информационных умений, как использование разных видов чтения (просмотровое, ознакомительное, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, изучающее, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста; извлечение необходимой информации из различных источников (учебно-научные тексты, справочная литература, СМИ и ресурсы Интернета); овладение основными способами информационной переработки текста; создание собственных речевых высказываний разных стилей и жанров на основе прочитанного или прослушанного текста (конспект, реферат, аннотация и др.). Школа должна обеспечить общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Рекомендации по преподаванию русского языка на базовом и профильном уровнях, особенности отбора содержания по учебному предмету в зависимости от профиля обучения содержатся в региональных методических письмах за 2005 – 2008 годы.

На основе стандарта основного общего и среднего (полного) образования по русскому (родному) языку составлены примерные программы, которые конкретизируют, детализируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей учащихся.

Данные программы являются п р и м е р н ы м и и служат ориентиром для разработчиков авторских программ и учебников. Основные принципы организации учебного материала, его структурирование, последовательность изучения и распределение по классам определяется в конкретных авторских программах, на основе которых учителя разрабатывают рабочие программы.

В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» (п.7).

Рабочая программа составляется учителем для каждого класса (или ступени обучения) на основе примерной и авторской программ в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Челябинской области (от 31.07.2009 г. №103/3404).

Значимую и действенную помощь в составлении рабочей программы учителям-словесникам окажет Образовательная программа Челябинской области, в которой содержится примерное тематическое планирование курса русского языка для основной и средней (полной) школы (общеобразовательный и профильный уровни), созданное на основе различных УМК.

Для решения вопроса о дидактическом и методическом обеспечении преподавания русского языка необходимо использовать перечень-каталог учебно-методических изданий, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от 09.12.2008 года № 379 (приложения 1, 2) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2009/2010 учебный год»). Использование рекомендованных в вышеназванном перечне учебных пособий позволит обеспечить преемственность языкового образования в основной и средней (полной) школе. Настоящий перечень-каталог действителен на всё время действия государственного стандарта общего образования, а в каждом учебном году в него могут быть включены новые издания. В учебном процессе могут быть использованы как допущенные, так и рекомендованные издания с равной степенью предпочтения. При выборе УМК необходимо учитывать также рекомендации Министерства образования и науки Челябинской области, ЧИППКРО, которые в полном объеме отражены в Образовательной программе Челябинской области (образовательная область «Филология», предмет «Русский язык»).

При формировании дидактико-методического комплекса Челябинской области по русскому языку учитываются следующие факторы:

  1. подготовленность учителей к обучению школьников по конкретному УМК, наличие программного и учебно-методического обеспечения;

  2. соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;

  3. соответствие УМК государственному стандарту;

  4. соотнесенность с содержанием государственной итоговой аттестации в 9 и 11 кл.;

4) завершенность учебной линии;

5) обеспеченность образовательных учреждений учебниками;

6) эффективность учебников (оценивается по результатам государственной итоговой аттестации).

По данным критериям основными линиями учебников на ступени основной школы, используемых в образовательных учреждениях Челябинской области, являются линия издательства «Просвещение» под ред. Т.А. Ладыженской и линия издательства «Дрофа» под ред. М.М.Разумовской:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.Русский язык: 5-7 классы / Научный редактор акад. РАО Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2006 – 2009 гг;

  2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А. Русский язык: 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2002-2004;

  3. Русский язык. 8 класс. /Под ред. Л.А. Тростенцовой. – М.: Просвещение, 2006.

  4. Русский язык. 9 класс. /Под ред. Л.А. Тростенцовой. – М.: Просвещение, 2007.

3) Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М., Дрофа, 2004; Бабайцева В.В., Еремеева А.П., Купалова А.Ю., Лидман-Орлова Г.К. и др.

4) Русский язык. Практика. 5-9 классы. – М., Дрофа, 2004;

  1. Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы.– М.: Дрофа, 2004;

  2. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др.

  3. Русский язык: 5-9 классы // Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, с 2003 г.;

  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2004-2007.

В дидактико-методический комплекс Челябинской области включены новые УМК для основной школы, соответствующие вышеперечисленным критериям: УМК С.И. Львовой и УМК под редакцией М.В. Панова.

Учебно-методический комплекс С.И. Львовой, состоящий из программы, учебников, справочных материалов для учащихся, учебных словарей, рабочих тетрадей, методических пособий для учителя, основан на деятельностно-системном подходе к обучению, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков. УМК реализует идею дифференцированного подхода к обучению, составлен с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения. УМК выполняет также надпредметную функцию, способствуя совершенствованию основных общеучебных умений, навыков и способов деятельности. В целом, курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета.

Под руководством и при авторском участии М.В. Панова коллективом научных сотрудников Института русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук созданы учебники для 5 – 9 классов. Изучение современного русского литературного языка и формирование практических навыков в них строится на научном представлении о языке как знаковой системе. Такой подход полностью соответствует требованиям государственного стандарта общего образования.

Реализуя компетентностный подход к преподаванию русского языка, авторы так располагают материал в учебнике, что пробуждают активность мысли учеников, желание самостоятельно искать решения лингвистических вопросов, решать проблемные задачи. Учащиеся учатся наблюдать, вдумываться, догадываться, понимать, доказывать, рассуждать.

Теоретические сведения в учебнике не преподносятся в готовом виде, что способствует интеллектуальному и речевому развитию, формирует важнейшие коммуникативные умения: слушание, говорение, чтение и письмо. Ученик овладевает научным способом познания: учится наблюдать факты языка, сопоставлять их, анализировать, обобщать, делать выводы, открывать законы языка. В ходе этой работы формируются важнейшие общеучебные умения, навыки и способы действия, сформулированные в стандартах.

Изучение теоретических сведений сопровождается совершенствованием речевой деятельности. Вся совокупность разнообразных заданий приучает школьников к осмысленному чтению, вырабатывает у них умение сжато или выборочно пересказывать текст, аргументировать свое мнение, создавать собственные тексты, используя стилистические средства, уместные в той или иной разновидности речи. Так достигается цель формирования языковой личности.

Важная роль отводится в учебниках эстетическому восприятию языка. Эмоциональное и эстетическое переживание языка и речи воспитывает любовь к родному языку.

Методический аппарат учебника строится на принципе диалога. В учебнике действуют сквозные персонажи, которые помогают представить сложные лингвистические вопросы в простой и доступной детям игровой форме. Учащимся нередко предлагается принять участие в спорах персонажей и выступить арбитрами. Диалоги между персонажами, между авторами и учениками, обсуждение, поиск воспитывают самостоятельность мышления, критический взгляд на вещи.

В учебниках 5–9 классов под редакцией М.В. Панова школьный курс русского языка строится в основном линейно. В каждом классе изучаются определенные разделы науки о языке: в 5 классе – лексика и фонетика, в 6–7 классах – учение о морфеме, словообразование, морфология, в 8–9 классах – синтаксис.

Помимо основного курса в учебнике есть дополнительный материал, который позволяет дать объемное представление о русском языке: это рассказы о литературном языке и диалектах, о славянских и индоевропейских языках, о выдающихся ученых-русистах.

В средней (полной) школе целесообразно реализовать линию учебников издательств «Просвещение», «Вербум-М»:

  1. Власенков А.И. , Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс – М.: Просвещение, 2004, 2005;

  2. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М., Просвещение;

  3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. – М.: Вербум, 2001.

С целью повышения качества образования ведется постоянное совершенствование методики преподавания русского языка, апробация новых технологий обучения. Предпочтение отдается технологиям, учитывающим возрастные особенности учащихся, их способности, интересы и потребности. К ним относятся следующие:

  • когнитивные (проектная деятельность, конференции, круглые столы, дискуссии, концептуальные карты, кейс-метод, решение проблем и др.);

  • технологии сотрудничества (драматизация, ролевые игры, интерактивные беседы, совместное составление рассказов и др.);

  • контролирующие (тестирование, дневники, конкурсы и олимпиады и др.);

  • информационные (компьютерные программы, Интернет-ресурсы и т.д.);

  • здоровьесберегающие (смена видов деятельности, музыка, физзарядки).

Использование новых технологий объективно ведет к улучшению качества обучения русскому языку, повышает эффективность усвоения знаний школьниками. Информационные технологии обеспечены цифровыми образовательными ресурсами, информация о которых содержится в Едином каталоге цифровых образовательных ресурсов (www.school-collection.edu.ru ).

Содержание регионального компонента определяется конкретно в каждом субъекте РФ и закрепляется в областном базисном учебном плане. Соотношение с федеральным компонентом устанавливается на основе рекомендаций МО и Н Челябинской области (содержание НРК не должно превышать 10 – 15% содержания языкового образования).

Реализация регионального компонента языкового образования в Челябинской области предполагает широкий спектр направлений, осуществляемых в следующих целях:

  • обучение русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности,

  • повышение языковой культуры учащихся,

  • овладение единицами языка с национально-культурным компонентом значения,

  • овладение русским речевым этикетом.

Направления реализации НРК


  1. Краеведческое (топонимика, диалектология).

  2. Лингвистическое. Это направление может быть реализовано в следующих курсах: «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи», «Исторический комментарий к фактам русского языка», «Нормы литературной речи».

  3. Коммуникативное. Это направление может быть реализовано в следующих курсах: «Язык в речевом общении», «Риторика», «Стилистика», «Русская словесность», «Изучение языка произведений уральских писателей» и др.

  4. Культурологическое. Это направление реализуется в курсах «Говорите правильно», «Русский речевой этикет», «Единицы языка с национально-культурным компонентом значения», «Культура речи и культура общения».

Направление выбирается учителем, утверждается методическим объединением. При этом важно учитывать обеспеченность школы соответствующими учебно-методическими пособиями, подготовленность учителя, интересы школьников. Необходимо обеспечить преемственность в реализации содержания НРК. Внеклассная и внешкольная работа может быть использована как дополнительное средство реализации целей образования (в учебную нагрузку не входит).

Способы включения содержания НРК в образовательный процесс:

  1. модульный курс, 2) спецкурс.

Тематическое планирование различных учебных курсов, реализующих содержание национально-регионального компонента языкового образования, также представлено в образовательной программе Челябинской области. Подробные рекомендации по реализации НРК языкового и литературного образования даны в региональном методическом письме 2007 года.

В обучении школьников русскому языку важную роль играет внеклассная работа по предмету. В каждом образовательном учреждении учащимся должен быть предоставлен выбор форм и направлений внеклассных занятий, оказана помощь в выборе кружка, секции и т.д. При этом не следует забывать, что учащимся должна быть предоставлена возможность проявить самостоятельность и инициативу. Для формирования интереса учащихся к предложенным формам внеклассной работы необходимо показать им общественную значимость занятий, их соответствие интересам школьников.

Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.

Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Эта деятельность требует от педагогов знания индивидуальных особенностей учащихся, которые выявляются путём собеседования, анкетирования и других способов изучения их интересов.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. Традиционной формой массовой работы являются школьные недели русского языка. Они посвящаются юбилеям русских писателей, деятелей науки, культуры. Широко используются конкурсы, олимпиады.

Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Проведение олимпиад по русскому языку имеет следующие цели: повышение престижа лингвистических знаний; оценка уровня сформированности языковых компетенций учащихся, повышение мотивации школьников в изучении предмета; выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний.

При организации работы по подготовке учащихся к областной олимпиаде руководителям районных и школьных методических объединений рекомендуется:

  • проводить школьные олимпиады;

  • обеспечить условия для работы с одаренными школьниками;

  • обеспечить участие школьников в открытой областной олимпиаде по русскому языку.

Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени определяется качеством общего и профессионального образования. Качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире. В связи с этим в рамках приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных Правительством Российской Федерации, предусмотрено создание моделей организации контроля качества образования и формирование нормативной базы для общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО). В последнее десятилетие разработка подходов к оценке качества образования осуществляется через систему всероссийского, регионального и международного мониторинга качества образования, в рамках эксперимента по введению единого государственного экзамена, по отработке различных моделей новой независимой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений.

В 2008 году разработана и апробирована новая форма итоговой аттестации в 9 классе. Содержание экзаменационной работы соответствует федеральному компоненту государственного стандарта по русскому языку и позволяет объективно оценить уровень обученности учащихся.

Структура экзаменационной работы воспроизводит логику познавательной деятельности учащегося, включает наиболее используемые в жизненной практике формы взаимодействия с речевым высказыванием.

Определяя преимущества данной формы перед предыдущими вариантами, следует в первую очередь отметить включение в комплекс проверочных заданий сжатого изложения. Сжатое изложение предполагает более высокий уровень операционных навыков работы с текстом, поскольку требует от ученика не просто механического воспроизведения прослушанного, а умения классифицировать текстовую информацию с точки зрения смысловой иерархии, вычленять главное, трансформировать усвоенную информацию в новое речевое высказывание.

Подготовка к сжатому изложению требует включения в систему дидактических действий более широкого спектра заданий, нацеленных на анализ исходного текста, и выделение таких компонентов, как стиль, тип речи, композиция, способ развертывания, главная мысль, которые, являясь побочными при выполнении других видов изложения, становятся важнейшим условием успешного решения этой речевой задачи.

Как большое достижение в методике работы над текстом следует отметить часть А. Опросник «Незаконченные предложения» позволяет не только проверить глубину и точность восприятия исходного текста, но и ввести его в широкий историко-культурный и философский контекст. Задания учат соотносить содержание исходного текста с ценностными понятиями, использовать его как стимул для продуцирования речевых высказываний или как материал для аргументации каких-либо положений.

Условно все девять заданий можно разбить на три группы: задания, проверяющие умение извлекать нужную информацию; задания, проверяющие умение использовать информацию для решения речевых задача; задания, проверяющие умение анализировать структурные особенности текста.

Часть В проверяет сформированность у учащихся языковой и лингвистической компетенций, помогает учащимся соотнести языковые средства и содержание речевого высказывания.

Часть С предполагает создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Перед учащимися поставлена лингвистическая проблема, ценностный смысл которой должны раскрыть школьники.

Экзаменационная работа для учащихся 9 классов соответствует целям и задачам языкового образования, отличается логичностью, имеет новаторский характер, позволяет проверить реальный уровень языковой образованности учащихся, обеспечивает преемственность в содержании и методике обучения русскому языку.

Экзамен по русскому языку за курс полной (средней) школы постоянно совершенствуется. Изменения, внесённые в контрольные измерительные материалы за годы эксперимента (2001–2009), были обусловлены следующим:

  1. опытом проведения единого государственного экзамена по русскому языку;

  2. модернизацией российского школьного образования и в связи с этим с уточнением целей обучения по предмету;

  3. учётом достижений современной психологической и лингвистической наук: коммуникативной лингвистики и когнитивной лингвистики;

  4. необходимостью разработки целостной концепции языкового образования в школах России, что обусловливает создание в ЕГЭ единого понятийного аппарата дисциплин филологического цикла;

  5. учётом тенденций в мировой теории и практике определения целей и уровней владения языками;

  6. разработкой новой (2008 г.) версии экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений по русскому языку.

В 2009 году в контрольных измерительных материалах единого государственного экзамена по русскому языку произошли следующие изменения (при сохранении основных характеристик работы).

    1. В связи с необходимостью дифференциации содержания проверки в рамках государственной итоговой аттестации содержания обучения за курс основной (9 класс) и средней (полной) (11 класс) школы из экзаменационной работы по русскому языку исключены задания, проверяющие умение проводить фонетический (А1) и морфемный (А13) анализ слова.

    2. В экзаменационную работу включено задание базового уровня, проверяющее умение выпускников адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения и использовать приёмы сжатия текста (задание А27).

    3. Изменены критерии оценивания выполнения задания с развёрнутым ответом (С1).

    4. Изменено распределение заданий по уровню сложности.

Анализ результатов итоговой аттестации учащихся по русскому языку, анализ состояния преподавания позволяет дать некоторые рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка.

  1. Можно предположить, что многие недостатки в обучении школьников связаны с сохраняющимся в школьной практике информационным стилем обучения, что приводит к неумению мыслить самостоятельно, излагать свою точку зрения, аргументировать её. При этом на уроках русского языка в старшей школе необходимо учитывать объективные закономерности педагогического процесса: усложнение тематики и проблематики общения, необходимость осмысления и создания текстов различных стилей и типов речи, потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с информацией, представленной в различной форме, преобразованием имеющихся текстов по заданным параметрам. Следует больше внимания уделять устной речи учащихся, систематической работе со словарями.

  2. Весьма актуальной проблемой для современной методики преподавания русского языка становится проблема усиления коммуникативно-деятельностного подхода в преподавании русского языка. Данный подход к изучению русского языка способствует развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи. Одновременно это формирует грамматико-правописные и речевые умения и навыки, необходимые для практики речевого общения.

  3. Актуальной остаётся работа с текстом на уроках русского языка. Текст, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны – предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания. Следует разнообразить дидактический материал, включая в работу на уроке неадаптированные тексты. Больше внимания необходимо уделять анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивать монологическая речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную (в том числе и лингвистическую) тему, формулировать тезис и приводить аргументы; отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой, целенаправленно обучать комментированию текстов, созданию текстов различных стилей

  4. Результаты экзамена говорят о том, что в процессе обучения особое внимание следует обратить на формирование аналитических умений. При этом необходимо постоянное внимание к смысловой стороне рассматриваемых языковых явлений (лексических, грамматических, словообразовательных и др.), использование разнообразных видов деятельности, нацеленных на применение знаний и умений в различных ситуациях, а не на простое их воспроизведение. Результаты ЕГЭ по русскому языку убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов проверки знаний, умений и навыков учащихся, освоения критериального подхода к оценке творческих работ учащихся, в необходимости выработки единых требований к подготовке педагогических кадров.

  5. Рекомендуем увеличить количество учебных часов на учебный предмет «Русский язык» в 10 и 11 классах за счет школьного компонента, что позволит повысить уровень подготовки школьников к обязательному экзамену по предмету.

  6. Рекомендуем новую литературу для учителя и учащихся по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации.

1) Александров В.Н., Александрова О.И., Соловьева Т.В. Итоговая аттестация. Русский язык. 9 класс. – Челябинск: Взгляд, 2008.

2) Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьева Т.В. и др. Русский язык. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. – М.: Русское слово, 2009.

3) Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009/ ФИПИ авторы составители: Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьева Т.В. – М.: Интеллект-Центр, 2009

4) ЕГЭ-2009. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2008.

5) Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интеллект-Центр, 2009.

6) Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Русский язык/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, 2009.

7) Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Русский язык/ ФИПИ автор составитель: И.П. Цыбулько – М.: Эксмо, 2008.

  1. ГИА-2009. Экзамен в новой форме. Русский язык. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова - М.: Астрель, 2009.

  2. Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Русский язык. Первый выпуск. 8-9 класс/НП «РОСТ» авторы составители Пасичник И.В., Харитонова Т.П.

  3. Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Русский язык. Второй выпуск. 8-9 класс/НП «РОСТ» авторы составители Пасичник И.В., Смородина В.В.

  4. Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Русский язык. Третий выпуск. 8-9 класс/НП «РОСТ» авторы составители Пасичник И.В.

  5. Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ .10-11 класс/НП «РОСТ» авторы составители Пасичник И.В.

  6. www.ege.edu.ru

  7. www.fipi.org.ru


Документы, определяющие содержание языкового образования


  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)

  2. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).

  3. Приказ Минобрнауки России от 09.12.2008 года № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в







.