bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5


Информация на коллегию министерства образования и науки Астраханской области по вопросу «Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений Астраханской области, освоивших программы среднего (полного) общего образования в 2010 году, в форме и по материалам ЕГЭ»


Целью настоящего анализа является оценка результатов ЕГЭ в Астраханской области в 2010 году и формирование информационной основы для принятия эффективных управленческих решений.

Для достижения поставленной цели:

- определялась степень соответствия полученных результатов ЕГЭ в Астраханской области среднероссийским показателям;

- определялась динамика результативности подготовки выпускников (в разрезе муниципалитетов, «статусных» образовательных учреждений (лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов), а также городских, сельских общеобразовательных учреждений);

- оценивалась эффективность работы муниципальных органов управлением образования Астраханской области в достижении качества общего образования, соответствующего требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

- определялись меры, направленные на улучшение результатов ЕГЭ в регионе в дальнейшем.

В соответствии с целью и задачами анализ выстроен по следующим содержательным линиям:

  1. Общие результаты ЕГЭ в Астраханской области в 2010 году.

  2. Содержательные результаты ЕГЭ (анализ выполнения участниками ЕГЭ контрольно-измерительных материалов (далее –КИМов) по общеобразовательным предметам) в Астраханской области в 2010 году.

  3. Выполнение решения коллегии министерства образования и науки Астраханской области от 17.12.2009.

  4. Выводы и предполагаемые пути решения обозначенных в ходе анализа проблем.


1. Общие результаты ЕГЭ в Астраханской области в 2010 году.


Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших основные образовательные программы среднего (полного) общего образования в форме единого государственного экзамена в 2010 году проводилась в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 24.02.2009 №57 «Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена».

В Астраханской области ЕГЭ проводился по 13 общеобразовательным предметам: математика, русский язык, литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, английский, французский, немецкий языки, информатика и информационно-коммуникационные технологии.

Общее количество выпускников 11 (12) классов образовательных учреждений Астраханской области в 2010 году составило 6139 человек. При этом количество выпускников, не допущенных к государственной (итоговой) аттестации составило 125 человек (2%). В едином государственном экзамене в мае-июне 2010 года приняли участие 5852 обучающихся 11 (12) классов, что составляет 97% от общего количества выпускников, допущенных к государственной итоговой аттестации (6014 чел.). Из них не прошли государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ 216 человек (3,7 %), при этом 54 обучающихся не явились на экзамены, а 162 человека (2,8%) получили неудовлетворительные результаты по двум обязательным предметам.

Таким образом, в 2010 году 341 выпускник образовательных учреждений Астраханской области не получил аттестат о среднем (полном) общем образовании (5,5 %).

Сравнивая результаты выпускников 11 (12) классов Астраханской области с результатами в целом по России, можно говорить о достаточно успешной сдаче единого государственного экзамена в 2010 году.

По обязательным предметам (русский язык, математика) имеется положительная динамика. Так, на протяжении последних трех лет по русскому языку прослеживается прирост среднерегионального значения и сокращение разрыва со средним значением результатов по стране. По математике средний балл в Астраханской области в последние два года более высокий, чем в Российской Федерации (диаграммы 1,2).

В целом по большинству общеобразовательных предметов процент обучающихся, не преодолевших минимальный порог баллов, установленный Рособрнадзором, ниже подобного параметра по стране. Исключение составляют результаты по английскому, немецкому языкам и географии (таблица 1).

Следует отметить, что в основном средний балл в регионе коррелирует с подобным показателем по стране, а по отдельным предметам и выше (по математике, химии, биологии). Более низкие значения среднего балла, по сравнению с Российской Федерацией, имеются по английскому, немецкому языкам, а также информатике и обществознанию. Однако следует отметить, что при сравнении доли обучающихся, получивших на ЕГЭ свыше 80 баллов, Астраханская область по большинству предметов имеет более низкие значения, а по немецкому языку и географии доля высоких результатов равна нулю. Исключение составляют такие предметы, как химия, биология, история и французский язык.

Несмотря на то, что картина результатов ЕГЭ в Астраханской области в 2010 году в целом представляется как достаточно благополучная, необходимо отметить, что анализ показателей результатов ЕГЭ в динамике свидетельствует об определенных тенденциях.

Как видно из диаграммы 3, на протяжении трех последних лет наряду с положительной динамикой по обязательным предметам, биологии, информатике снижается средний балл по физике, химии, английскому и немецкому языкам.

Рассмотрим более подробно показатель «Доля участников ЕГЭ в Астраханской области и Российской Федерации, набравших количество баллов, ниже минимального порога, установленного Рособрнадзором, по общеобразовательным предметам (в 2009, 2010 году)» (диаграмма 4).

Процент обучающихся, получивших неудовлетворительный результат на ЕГЭ в 2010 году по истории, английскому языку, географии, литературе превышает подобный показатель прошлого года. Также не может не настораживать тот факт, что по немецкому языку количество «двоек» в 2010 году не только значительно превышает подобное значение по России, но и резко выросло по сравнению с прошлым годом (с 0 до 27,8 %).

Следует отметить, что, как и в прошлом году, отмечается дисбаланс между большим процентом неудовлетворительных результатов на едином государственном экзамене и фактическим отсутствием таковых в ходе государственной (итоговой) аттестации в 9 классах. Таким образом, можно сделать вывод, что проблема объективности оценки качества подготовки выпускников, освоивших программы основного общего образования, по-прежнему актуальна.

Для всесторонней оценки качества подготовки выпускников школ не меньшее значение имеет показатель «Доля участников ЕГЭ в Астраханской области и Российской Федерации, набравших более 80 баллов по общеобразовательным предметам (в 2009, 2010 году)», поскольку позволяет проанализировать динамику достижения обучающимися высоких результатов на ЕГЭ (диаграмма 5). Доля высоких результатов по ряду предметов (математике, физике, истории, географии, литературе, обществознанию) как по Российской Федерации, так и в Астраханской области очень мала (менее 5 %). Однако обращает на себя внимание тот факт, что по математике, физике, географии, английскому и немецкому языкам, обществознанию и литературе в Астраханской области результаты по указанному показателю не только ниже среднероссийских значений, но и имеют отрицательную динамику по сравнению с 2009 годом. Вместе с тем, по информатике, биологии и, особенно, французскому языку количество высоких результатов ЕГЭ по сравнению с прошлым годом возросло, а по двум последним из названных предметов данный показатель выше значения по России.

В то же время в Астраханской области по целому ряду общеобразовательных предметов за последние три года не было ни одного результата в 100 баллов (по математике, географии, английскому, немецкому, французскому языкам, информатике) (таблица 2). Кроме того, если в 2009 году по таким предметам, как «Биология», «История» и «Обществознание» в регионе имелись максимальные результаты, то в 2010 году они отсутствуют.

С введением единого государственного экзамена появилась возможность с большей долей объективности сравнивать результаты образования, получаемого в городских и сельских школах. Анализируя итоги единого государственного экзамена 2010 года необходимо уделить внимание вопросу качества подготовки выпускников в образовательных учреждениях, расположенных в городской и сельской местности, а также в муниципальных образованиях Астраханской области.

На диаграмме 6 отражено распределение среднего балла ЕГЭ по общеобразовательным предметам в разрезе городских (г. Астрахань, г. Ахтубинск, ЗАТО Знаменск, г. Камызяк, г. Нариманов, г. Харабали) и сельских образовательных учреждений в сопоставлении со средними значениями по региону.

Качество подготовки выпускников в разрезе вышеназванных образовательных учреждений по ряду предметов приблизительно равное. Незначительно выше средний балл в городских школах по русскому языку, физике, информатике и английскому языку. В то же время уровень подготовки обучающихся по химии, биологии, истории, обществознанию, литературе и географии выше, чем в целом по региону, именно в сельских образовательных учреждениях. Такие результаты могут подтвердить, что в Астраханской области достаточно успешно реализуется одна из основных задач модернизации Российского образования - обеспечение равного доступа обучающихся к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от места проживания. Однако в части преподавания иностранных языков в регионе очевидна ситуация, при которой качество обучения в сельских школах остается недостаточно высоким. Особенно показателен в этом отношении такой предмет как «Немецкий язык». Из 18 обучающихся, принявших участие в ЕГЭ по предмету в 2010 году в Астраханской области, 5 получили неудовлетворительный результат, средний балл по предмету в сельских школах составил только 20 баллов (это значение является минимальным порогом, установленным Рособрнадзором).

Сопоставление среднего балла ЕГЭ 2010 года по русскому языку и математике в разрезе муниципальных образований Астраханской области, а также областных государственных образовательных учреждений (далее - ОГОУ) (диаграммы 7,8) показало, что в ряде муниципалитетов результаты превышают не только среднерегиональные показатели, но и среднероссийские (по русскому языку: Лиманский, Енотаевский районы, ЗАТО Знаменск, г. Астрахань; по математике: Черноярский, Енотаевский районы, Красноярский, Приволжский районы, ЗАТО Знаменск, г. Астрахань). Выпускники ОГОУ также демонстрируют очень высокие результаты, особенно по математике (лучший показатель среди анализируемых групп).

В то же время, в таких муниципальных образованиях, как Икрянинский район (по двум обязательным предметам), Наримановский, Володарский, Харабалинский, Камызякский районы (по русскому языку), уже на протяжении двух последних лет значение среднего балла ниже среднерегионального и среднероссийского показателя.

Если проанализировать в динамике за три года процент неудовлетворительных результатов по обязательным предметам в разрезе муниципальных образований (диаграммы 9,10), можно сделать вывод, что большее количество выпускников не осваивает образовательный стандарт в Икрянинском, Камызякском районе и г. Астрахани. При этом на фоне сокращения неудовлетворительных результатов и положительной динамики в целом по всем муниципалитетам, в Камызякском районе количество «двоек» по сравнению с прошлым годом возросло (и по русскому языку и по математике).

Не меньший интерес представляет показатель «Доля выпускников, не преодолевших минимальный порог баллов по предметам по выбору (вместе) в разрезе муниципальных образований и ОГОУ в сравнении со средним показателем по Астраханской области». Поскольку предметы по выбору в качестве экзаменов выбирают выпускники, планирующие продолжить свое обучение в вузах и ссузах, рассмотрение этого показателя в динамике позволяет определить, в каком муниципальном образовании в большей степени выпускники не смогли реализовать свои потребности в получении дальнейшего профессионального образования.

Из диаграммы 11 можно сделать вывод, что процент выпускников, не преодолевших минимальный порог баллов по предметам по выбору за два прошедших года высок в г. Астрахани. В 2010 году наметилась положительная динамика: во всех муниципальных образованиях (за исключением г. Астрахани) процент неудовлетворительных результатов оказался ниже среднерегионального значения, однако он еще достаточно высок в Ахтубинском и Икрянинском районах.

Если проанализировать процент достижения высоких результатов на ЕГЭ (свыше 80 баллов) по русскому языку на протяжении трех лет в муниципальных образованиях, следует отметить имеющуюся положительную динамику (диаграмма 12). При этом лидирующие позиции занимают образовательные учреждения, расположенные в ЗАТО Знаменск, г. Астрахани, Енотаевском и Харабалинском районах. Одни из самых высоких результатов показывают на протяжении трех лет и выпускники ОГОУ.

К сожалению, результаты по математике по рассматриваемому показателю не могут не настораживать (диаграмма 13). Так, из 13 муниципальных образований Астраханской области в 8 на протяжении последних трех лет по математике не было ни одного результата выше 80 баллов (Володарский, Енотаевский, Икрянинский, Лиманский, Наримановский, Приволжский, Харабалинский, Черноярский районы). В Красноярском районе высокие результаты по этому предмету имелись только в 2008 году, а в Камызякском – в 2009. Напротив, в ОГОУ, при отсутствии высоких показателей в 2008 году, на протяжении последних двух лет выпускники показывают значительно более высокий процент.

Учитывая, что в настоящее время одним из основных требований со стороны государства к системе образования является повышение качества оказания образовательных услуг при рациональном расходовании ресурсов, актуальным будет сопоставление результатов ЕГЭ с объемом субвенций, выделяемых муниципалитетам на реализацию государственного стандарта общего образования. Однако на диаграмме 14 наглядно отражена ситуация, когда высокие результаты ЕГЭ не соотносятся с высоким объемом финансирования. Напротив, затраты в муниципальных образованиях, показывающих низкие результаты обучения на протяжении последних лет, выше, чем в муниципалитетах – лидерах.

По итогам приемной кампании 2009, 2010 года в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования было выявлено, что наиболее популярными у выпускников школ традиционно являются профессии, связанные с информационными технологиями, а также финансово-экономического и юридического направлений. Сопоставление результатов ЕГЭ в Астраханской области в динамике за три года по отдельным предметным областям и их соотнесение с количеством участников экзаменов позволит определить зависимость между спросом потребителей образовательных услуг в нашем регионе и качеством обучения.

Как видно из таблицы 3, наиболее востребованными в Астраханской области на протяжении последних трех лет остаются предметы гуманитарного цикла. При этом количество участников ЕГЭ по данной области растет, а качество обучения, по сравнению с прошлым годом, снизилось по всем предметам, за исключением французского языка. По естественнонаучному направлению в целом имеется положительная динамика качества образования (несмотря на некоторое снижение среднего балла по химии и географии) при достаточно большой востребованности данной области знаний. Что касается физико-математического направления, то здесь также имеется положительная тенденция качества обучения, однако количество выпускников, желающих связать свою жизнь с инженерно-техническими специальностями по сравнению с прошлым годом уменьшилось.

При анализе результатов единого государственного экзамена необходимо, на наш взгляд, уделить внимание вопросу качества подготовки выпускников в лицеях, гимназиях, а также школах с углубленным изучением отдельных предметов. Соотнесение среднего балла по каждому предмету в образовательных учреждениях, реализующих программы повышенного уровня сложности, позволит выявить соответствие результатов обучения в этих образовательных учреждениях заявленному статусу. При этом также необходимо учитывать, какие именно предметы выбирают в качестве экзаменов выпускники того или иного образовательного учреждения (таблица 4).

На основе представленных данных можно сделать следующие выводы:

  1. Наиболее высокие результаты среди рассматриваемых образовательных учреждений показали выпускники ОГОШИ «Школа одаренных детей им. А.П.Гужвина» (по 8 общеобразовательным предметам: «Русский язык», «Информатика», «История», «Биология», «География», «Немецкий язык», «Обществознание», «Литература»), МОУ «Гимназия №3» г. Астрахани (по 8 общеобразовательным предметам: «Русский язык», «Математика», «Информатика», «История», «Английский язык», «Французский язык», «Обществознание», «Литература»), МОУ «Гимназия № 235» г. Знаменск (по 7 общеобразовательным предметам: «Русский язык», «Физика», «Химия», «История», «Английский язык», «Обществознание», «Литература»).

  2. Средний балл по отдельным предметам у ряда «статусных» общеобразовательных учреждений ниже среднерегионального значения. Наибольшее количество таких результатов у МОУ «Лицей №1 имени А.П.Гужвина г. Камызяк» (по 4 общеобразовательным предметам: «История», «Английский язык», «Немецкий язык», «Обществознание», «Литература»), ОГОУ «Астраханская лингвистическая гимназия» (по трем общеобразовательным предметам: «Химия», «Биология», «Литература»), МОУ «Гимназия №2» г. Астрахани (по трем общеобразовательным предметам: «Химия», «География», «Английский язык»). Обращает на себя внимание также тот факт, что по результатам ЕГЭ 2009 года МОУ «Лицей №1 имени А.П. Гужвина г. Камызяк» и МОУ «Гимназия №2» г. Астрахани также вошли в число «статусных» ОУ, показавших наибольшее количество низких результатов (в том числе ниже среднерегионального значения).

  3. При сопоставлении вида образовательного учреждения и доли выпускников, выбравших в качестве экзамена определенные предметы, необходимо отметить, что в целом больший процент выпускников выбирали в качестве экзаменов именно те предметы, которые изучаются в образовательном учреждении по программам повышенного уровня. Особенно наглядно этот факт подтверждает процент выпускников ОГОУ «Астраханский технический лицей», сдававших ЕГЭ по физике (87%), при этом средний балл по предмету оказался одним из самых высоких (60,5). Необходимо также отметить, что в этом образовательном учреждении 42% выпускников выбрали в качестве экзамена один из самых сложных для региона (по результатам 2009 года) предметов – информатику, также показав очень высокий средний балл (68,6).

Однако такая ситуация складывается не везде. Так, в МОУ «СОШ №32 с углубленным изучением предметов физико-математического профиля» г. Астрахани наибольшее количество выпускников сдавали ЕГЭ по обществознанию (45%), физику выбрали в качестве экзамена 39%, а информатику не сдавал никто. В МОУ «Гимназия №2» г. Астрахани достаточно большой процент выпускников выбрали в качестве экзаменов биологию (25%), химию (20,6%) и английский язык (19%). При этом по двум последним из вышеназванных предметов средний балл оказался ниже, чем по Астраханской области.

Оценив качество подготовки выпускников «статусных» образовательных учреждений, рассмотрим показатель «Объем субвенций, выделяемых на реализацию государственного стандарта общего образования в лицеях и гимназиях» (диаграмма 15).

Представленная диаграмма, как и в случае с субвенциями, выделяемыми муниципальным образованиям, не может в полной мере являться отражением принципа «деньги за результат».



следующая страница >>