bigpo.ru
добавить свой файл
1
А.З. Колпакова, учитель русского языка и литературы

МОУ «Татарская гимназия №11» г. Казань, Республика Татарстан


Формирование читательской компетентности учащихся

в условиях школы с родным (нерусским) языком обучения.


Национальная программа поддержки и развития чтения действует на территории России уже несколько лет. Создание такой программы – это веяние эпохи. В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно изменилось. Мир сегодня стал другим. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Не случайно проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания.

В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Мы должны понимать, что идёт процесс коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое. Отсюда проблема. Меняются эти характеристики не всегда в лучшую сторону, но при этом роль чтения всё больше возрастает.

В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Современный мир ведёт к тому, что содержание образования в течение жизни будет меняться. Поэтому важнее вооружить ребёнка умением учиться, чем информацией, которая неизбежно забудется. Конечно, это не значит, что школа не должна давать знания, но приоритеты должны быть изменены.

Сегодня читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека. Но здесь и возникают противоречия между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе; между количеством часов по литературе и новым взглядом на воспитание читателя; наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы по школьной программе. Оказать помощь в решении этой проблема призвана Национальная программа поддержки и развития чтения.

Цель разработки и реализации Национальной программы поддержки и развития чтения заключается в повышении культурной компетентности членов общества. Культурная компетентность складывается из читательской компетентности и читательской активности. Читательская компетентность - совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях.

Понимая, что формирование читательской компетентности является одним из важнейших условий повышения качества образования и воспитания интеллигентного человека, мы начали свою работу по реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в стенах гимназии. Но задача формирования читательской компетентности в условиях школы с родным (нерусским) языком обучения имеет свою специфику, так как привить любовь к чтению книг на неродном для детей языке гораздо сложнее. Ведь читая книгу, ученик должен следить не только за развитием сюжета, но и понять идею, авторский замысел, который может быть представлен не только на лексико-семантическом уровне, но и заложен во всей структуре произведения (интонация, ритмическая структура, композиция и т. д.). Проблема в том и состоит, что ученик, воспринимая текст на неродном ему языке, в силу определённых причин во многом эти моменты упускает.

Причиной является недостаточный уровень владения изучаемым языком, хотя можно назвать и другие трудности, связанные с постижением русской литературы нерусскими школьниками. Например, незнание важных компонентов произведения (объем, время, место действия, композиция и др.). Также обнаруживается неумение отличать образные выражения от обычных словоупотреблений. Недостаточная языковая интуиция также затрудняет восприятие образа. Другой тип трудностей характеризуется тем, что при чтении произведений инонациональной литературы ассоциации у школьников либо не возникают, либо оказываются связанными с иной культурной сферой представлений и эмоций, так как автор – человек иной национальной культуры, другого возраста. Нужно учитывать, что русская литература глубоко самобытна, она национальна, и характер художественного мышления русских писателей, своеобразие быта и эпохи, отраженные в произведении, не всегда могут быть понятны нерусскому читателю. Исходя из этого, мы и строили свою работу по реализации программы.

На первом этапе работы учителями русского языка и литературы с библиотекарем школы был составлен план мероприятий на учебный год по реализации Национальной программы поддержки и развития чтения. Вот примерные мероприятия, которые, на наш взгляд, способствуют повышению читательской активности: анкетирование учащихся (выявление отношения учащихся к книге и чтению), обзор новых книг и журналов, проведение классных часов «Книга в моей жизни», конкурс сочинений «Моя домашняя библиотека», организация книжных выставок к праздникам и юбилейным датам, уроки внеклассного чтения «Моя любимая книга», конкурс сочинений «Книга о войне», конкурс «Золотое перо» (произведения собственного сочинения) и другие. Наверное, эта работа, проводилась педагогами и раньше, но наличие плана делает работу систематической, значительно облегчает её, так как продумано само мероприятие, место проведения, класс, время, человек, ответственный за его проведение.

На втором этапе нами был проведён мониторинг читательской активности. Школьным библиотекарем всегда ведётся строгий учёт учащихся, посещающих школьную библиотеку. Кроме того, было проведено анкетирование о других источниках получения книг учениками. Мы отметили количество читающих учащихся на начало работы по реализации данной программы и повторили мониторинг в конце года. Количество детей, посещающих библиотеки, увеличилось. Может быть, не так существенно, как хотелось бы, но процесс повышения читательской активности начался и во многом именно благодаря работе по данной программе.

Важной частью работы по данной программе является мониторинг литературного развития учащихся. Изучение русской литературы учащимися школ с родным (нерусским) языком обучения, имея много общего с литературным образованием учащихся русских школ, характеризуется ярко выраженной спецификой. Наряду с русской литературой в школе с родным (нерусским) языком обучения изучается родная литература, то есть литературное образование осуществляется на бикультурной основе; русская литература изучается в нерусской языковой и культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-исторического развития нации, национального предметного мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, поэтому в процессе ее изучения в школе с родным (нерусским) языком обучения необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы.

Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью. Этим определяется особая важность установления в школе с родным (нерусским) языком обучения теснейших связей в преподавании русского языка и русской литературы. Задача преподавателя состоит в том, чтобы научить школьников видеть информацию, скрытую внутри текста. Большим подспорьем в этом плане является составление диагностических карт по разным уровням восприятия текста: «Диагностика уровня усвоения учащимися 5-11 классов содержания нравственных понятий в ходе анализа текста (по Павловой И.И.)», «Диагностическая карта поэлементного анализа структуры самоопределения личности (по В. Ф. Габдулхакову)», «Диагностическая карта усвоения этико-правового курса «Вокруг тебя мир» по В.Ю.Выборновой, Ю.Ф Гуголеву)», «Диагностическая карта уровней восприятия текста (по Н.Д. Молдавской)», «Диагностическая карта восприятия лирики (по Н.Д. Молдавской)», «Диагностическая карта восприятия эпического произведения (по Н.Д. Молдавской)», «Диагностическая карта восприятия драматургического произведения (по Н.Д. Молдавской)» и другие.

Мониторинг литературного развития позволяет учителю выявить слабые места в литературном образовании учащихся. Например, после изучения известных произведений В.Короленко «Дети подземелья» в пятом классе и Л. Толстого «После бала» в восьмом классе нами бала составлена карта: «Диагностика уровня усвоения учащимися 5-11 классов содержания нравственных понятий в ходе анализа текста (по Павловой И.И.)». Данный мониторинг показал, что пятиклассники хорошо понимают, что такое патриотизм, трудолюбие, мужество, честность, имеют нечёткое представление о героизме и подвиге, ответственности, почти совсем не понимают, что такое гуманизм, убеждённость, национальное достоинство и коллективизм. В восьмом классе слабыми местами также оказались такие понятия, как убеждённость, коллективизм и интернационализм.

Учитель осуществляет мониторинг литературного развития учащихся, начиная с пятого класса, что позволяет ему осуществлять индивидуальный подход в обучении, увидеть сильные и слабые стороны того или иного ученика, определить темы, трудные для восприятия учениками. Такой подход способствует повышению качества обученности по предмету, а также прививает любовь к русской и родной литературе.

Но всё-таки основным средством формирования читательской компетентности остаётся урок. На уроках литературного чтения при анализе и работе с текстом нужно создать такие условия, чтобы ученик мог проникнуть «внутрь» текста, литературные герои ожили, заговорили, тогда они будут приняты душой и умом ребёнка. Для обогащения субъектного опыта учащегося можно использовать следующие приёмы анализа литературного произведения: анализ образа конкретного героя (текст письменный и устный); создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту (развитие мыслительных процессов); составление детьми вопросов к тексту аналитического характера; рассказ от имени героя (речевое развитие); работа с иллюстрациями к произведению; театрализация; составление плана произведения как краткого, так и развёрнутого; сочинение стихов.

Таких приёмов может быть ещё больше, всё зависит от фантазии и желания учителя. Можно включать в урок сочинения-миниатюры, викторины, кроссворды, тесты. Параллельно совершенствовать технику чтения. Если человек плохо читает, то о каком интересе к чтению может идти речь.

Разговор о детском чтении должен вестись также на родительских собраниях, где разъяснялись бы пути и способы формирования читательской деятельности детей в условиях семьи, расширение круга чтения, анализировались типичные затруднения детей в чтении книг.

Нужно понимать, что только целенаправленная, и систематическая работа развивает учащихся нравственно и эмоционально, обогащает их субъектный опыт, формирует положительный интерес к чтению и создаёт необходимые умения для дальнейшего изучения литературы.


Список литературы

  1. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции учащихся. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. – М.: Модэк, МПСИ, - 2002.- 288с.

  2. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М: МЦБС, 2008. – 72с.

  3. Съезд школьных библиотекарей Уральского Федерального округа «Школьная библиотека – инновационная площадка образовательно-воспитательной деятельности новой школы»: сборник докладов и выступлений / Аппарат Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Уральском Федеральном округе, Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; сост. О. Г. Ярлыкова. – Ханты-Мансийск: Редакционно-издательский отдел АУ ДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования», 2010. – 212с.