bigpo.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4 5
Глава IY. Социально-политические, этические и эстетические взгляды Бедиля сос­тоит из четырех параграфов.

В первом параграфе "Учение Бедиля об обществе и пути его обустройства. Проблема справедливости и равенства" рассматриваются социально-философские проблемы в учении Бедиля.

Социально-политические и идейные противоречия в Индии XYII – XYIII вв. оказали огромное влияние на социально-политическую доктрину Бедиля. Чрезвычайно важным факто­ром в жизни этой эпохи Индии был религиозный и межнациональный вопрос. Бедил вырос и воспитывался среди интеллектуалов своего времени, которые были вхожи в дом его воспи­та­телей и среди них были знатоки арабского языка, которые были профессионалами в толковании Корана и хадисов, суфии, знатоки поэзии, индийской философии и литературы, представители искусства. Под влиянием меджзубов Бедил очень много странствовал и поэтому был близко знаком со многими социальными проблемами и традициями. Все это оказало огромное влияние на формирование социально-политических, этических и эстетических взглядов Бедиля.

Бедил, как и все передовые мыслители той или иной эпохи искал пути устранения зла и утверждения добра, пропагандировал идеи веротерпимости, выступал против религиозного фа­на­тизма и мракобесия, против жестоких и античеловеческих религиозных и сектантских обря­дов. В его произведениях подвергаются критике придворная жизнь, несправедливость, стяжа­тель­ство, тирания, произвол, обман, лицемерие и эксплуатация человека.

Значение концепции общества Бедиля для нас сегодня состоит в том, что в ней представ­лена историческая картина и обстановка той эпохи. И особое значение этих взглядов сегодня имеют мысли и выводы Бедиля о необходимости единства народов Индии, об устранении их религиозной отчужденности. Сегодня когда весь мир втянут в решении проблем возникших из-за религиозного отчуждения, очень важно изучение социально-политических доктрин мысли­те­лей разных народов и конфессий. Очень важна концепция Бедиля призывающая к земледелию и ремесленничеству в противовес религиозным распрям. Весьма актуален его взгляд о том, что развитие науки и просвещения может в конечном счете обеспечить выход страны из кризиса. Ведь не секрет, что религиозный фанатизм возникает в отстающих странах и провокациям подвержены народы, где бόльшая половина населения не грамотны и живут за чертой бедности. Процветание страны мыслитель видит в единстве народа. Огромную роль на общественно-поли­тические взгляды Бедиля сыграли зороастризм, буддизм, кадырия, накшбандизм и рефор­мы, проводимые Акбаром в Индии.

Бедил как представитель эпохи, в которой господствовало религиозное мракобесие, очень осторожно и метафорично излагал свои мысли и идеи о религиозном и социальном равенстве. Сам факт того, что Мирзо Бедил никогда не служил при дворе, говорит о его своего рода протесте против эксплуатации человека.

Все учение мыслителя об обществе и пути его обустройства, построены на возвышении места человека и его роли в природе и в обществе. Возвышение роли человека Бедилем связано еще с тем, что он в начале своей жизни подвергал себя всем лишениям, которым подвергали себя маджзубы и дервиши1 и видел в этом бессмысленное занятие человека. Предназначение человека в обществе Бедил видел в познании и труде.

Одной из главных проблем, интересующих и волнующих мыслителя, были существующая в Индии обстановка междоусобиц и раздоров, которые имели огромное влияние на жизнь народа. Эти войны доводили народ до полного разорения и нищеты. Бедил, раскрывая причины распада, призывал к религиозному терпению и единству народов Индии. Особенно следует отметить его стихи, в которых описывается не только жизнь богатых людей, природа, но и жизнь народа.

Бедил как дальновидный человек, лучшим орудием в борьбе против иноземных врагов видел единство всех народов и национальностей Индии. К сожалению, Бедил открыто не выска­зывал свои идеи относительно того, какого мнения он был об общественном строе. Он выска­зы­вает свои идеи против религиозной и национальной отчужденности, против системы каст, за ненасилие, против угнетения женщин, обряда сати, неравенства по религиозным принадлеж­нос­тям перед правителями и т.п. Но, в конечном счете, мы не можем четко определить границы его теории об устройстве общества. Его социально-политическая концепция связана с его миро­воз­зрением. Например, его поэма "Талисман изумления", хоть и посвящена проблемам отноше­ния души и тела, духовного и материального, все же сюжет поэмы построен таким образом, чтобы на основе государства показать существующие отношения в обществе. Здесь художест­венно изображается начало эманация Истины, из Единого спускается вниз Дух. Этот Дух упо­доб­ляется царю, спустившемуся из священного мира и захватившим государство, под которым уподобляется тело и женится на темпераменте. У них рождается ребенок – здоровье. Он выби­рает себе жилищем сердце и собирает вокруг себя счастья, любовь, надежду, опасения, горя, кровь, желчи, слизи, черной желчи. Пока дух держит свое государство в мире, между его окру­жением возникает распри и это приведет государство в упадок. Сюжет поэмы очень интересен и с онтологической, и с гносеологической, и социально-политической и с художественно-эсте­ти­ческой стороны. Что касается социально-политической стороны, то стержнем поэмы является концепция Бедиля о единстве всех наций и всех слоев общества. В этой поэме чувствуется и критика нравов, царивших в кругу чиновников. В тот период, в Индии, в результате непрек­ращающихся междоусобных войн положение народа стало очень трудным, и люди иногда доходили до отчаяния. Общество уподобляется организму человека, когда все органы человека здоровы и сосуществуют в гармонии, то и телу ничего не грозит. Эта поэма свидетельствует о том, что мыслитель считает, что, то государство, где нет единства и согласия, больше других государств подвержено к распаду и исчезновению. Если тело в поэме "Талисман изумления" уподобить государству, то можно сделать вывод, что в государстве, клонящемуся к упадку, для состояния нравственности характерен глубокий кризис, процветают негативные явления в обществе, такие как порочность и обман, враждебность и хитрость и т.п.

Бедил, образно и метафизически описывая спор четырех частей темперамента – желчи, слизи, черной слизи и крови, показывает, что разногласия между ними приводят к ослаблению тела. В свою очередь, болезни тела, которые вызваны указанными материальными причинами, приводят к горю, к чувству опасения и страха, подозрительности и к вражде. Эти изменения и заболевания, в конечном счете, поражают сердце, в результате надежда и радость покидают его.

Бедилу очень не нравилось кастовое неравенство, которое существовало в Индии. Он вос­пе­вал человека и считал, что человек это высшая стадия божественной эманации и угнетать его противно не только с позиции всех человеческих и природных законов, но и с позиции божьих. Он разоблачает лицемерие и невежество мусульманского духовенства и брахманов. Красно­речиво говорит он о том, что где бы мы не оказались – в Индии или в Ираке, везде наблюдают­ся только кладбища. Бедил считает, что не зависимо от того, как и где живет человек, все люди смертны.

В специальной главе поэмы «Ирфон» Бедил с особым пафосом возвеличивает искусство каллиграфа, портного и ткача, кузнеца, мясника, бухгалтера, каждый из которых «на своем месте является уважаемым человеком». А если человек не будет обладать какой-либо профес­сией или ремеслом, то его натура не будет совершенствоваться и, более того, будет порочной. Недостаток в великодушии и в приобретении профессий порождает бедность, а неуместная гордость карьерой есть свидетельство невежества. «Следует считать позором, такую гордость», - говорит Бедил.1 Данная концепция Бедиля основывается на том, что сама жизнь человеческая по своей природе требует заниматься тем или иным ремеслом, поскольку существование неизбежно предполагает производство материальных благ.

Бедил выступает против того, чтобы к представителям искусства обращались как к собс­т­венным вещам. Искусство должно быт свободным и стоят выше всякого богатства. В поэме "Ирфон" он восхваляет искусство и критикует тиранов и поработителей людей искусства, а так же здесь высказывает свою идею о справедливом государе. Поэма заканчивается победой, торжеством справедливости над насилием.

Социально-политическая доктрина Бедиля изложена также в его произведении "Ирфон". По своему жанру оно относится к философско-дидактическим произведениям. «Центральная тема вступления поэмы – призыв человека изучать мир и познать самого себя, уверовать в свое могущество над силами природы»2. Но по этому произведению можно охарактеризовать и социально-политическую доктрину, и тип политического устройства.

Учение Бедиля об обществе основывается на идеи справедливого государя и пути обуст­рой­ства этого общества связаны с правильным пониманием значения науки и знания. Государ­с­тво состоит из мудрецов философов, представителей торгового ремесла, земледельцев и ремес­ленников. Основой государства является централизованное правление справедливого государя, и равное положение всех людей независимо от религиозной, национальной принадлежности или социального статуса.

Второй параграф четвертой главы "Этика и проблема свободы человека" посвящен взгля­дам мыслителя об этических проблемах.

Бедил не имеет строго нравственной концепции, в которой последовательно излагалось бы его учение. Он также не уделяет внимания определению понятий и нравственных категорий, потому что перед собой он не ставит такую задачу, так как направление мыслей и структура его произведений ориентированы, прежде всего, на рассмотрение человека как завершающего эта­па божественной эманации. Следуя за логикой Бедила можно понять, что нравственные катего­рии и их социально-этическое содержание известны всем, поэтому Бедил, где ему это необхо­ди­мо, непосредственно излагает и этические проблемы.

Этическая мысль Бедиля не могла развиваться в стороне от моральных концепций зоро­ас­т­ризма, ислама, суфизма и индийской философии. Хотя Бедил сам нигде не указывал о непос­ред­ственном влиянии на него этики той или иной школы или мыслителя, тем не менее, нам известно, что он очень много читал и беседовал с образованными представителями своей эпохи. Естественно, что мыслители Востока были знакомы с древнегреческой философией, древ­не­гре­ческая же философия, в свою очередь, была знакома с древнеиранскими и древнеиндийскими философскими взглядами.

С древнейших времен литература на таджикско-персидском языке имела дидактико-пове­денческую форму, в которой отражались моральные концепции. Развитие этической науки в Центральной Азии имело в основном поэтическую форму. Этическая теория разрабатывалась философами в спецтрактатах по практической философии. И Бедил не является исключением, когда излагает свою этическую концепцию в стихотворной форме.

Основными формами морали в мировоззрении Бедиля являются совокупность обществен­ных норм поведения, содержанием которых являются личностные свойства человека.

Для понимания взгляда Бедиля на достижение нравственного совершенства важное зна­че­ние имеет последняя завершающая глава «Талисмана изумления». В этой главе Бедил обосно­вы­вает идею пантеистического единства человеческого и божественного духа. Он, как бы син­те­­зируя исламскую, индуистскую, неоплатонические идеи о единстве человека с Абсолютом, считает её (т.е. эту идею), высшим принципом совершенства, как и во всех этих троих религиозно-философских учениях – т.е. в неоплатонизме, суфизме и буддизме (в учениях о Нирване) освобождение от материальной привязанности посредством прохождения различных этапов очищения – есть столь же необходимое условие достижения конечной цели.

Бедил в последних страницах этой поэмы с чувством большого оптимизма и гуманизма, с особым лиризмом воспевает процесс приобретения утраченного единства и возвращения к своему истоку. Мыслитель в духе пантеистического учения ибн Араби считает, что явления материального мира являются именами Абсолютной Истины и признаками ее эманации. Чтобы добраться до сущностного единения, необходимо покончить с двойственностью, очищать себя от всего того, что отчуждает его от Истины.

Бедил исходит из того, что человек свободен в выборе своих действий, поэтому он считает, что свобода каждого человека зависит от степени его познания. Бедил изображает человека, не только как субъекта познания, но и как объекта собственного познания с целью самосовер­шенст­вования.

Бедил проблему совершенствования человека рассматривает через призму суфизма под влиянием Санои, Аттора и Руми. Санои в поэме «Сайр-ул-ибод» обращает главное внимание на космологические и этические аспекты проблемы совершенства человека. Бедил, используя художественные приемы Санои, в поэме «Талисман изумления» совершенствует их как в аспекте формы, так и содержания, подчиняя все художественному анализу проблем человека. В последних главах «Талисмана изумления» Бедил близко подходит к содержанию «Сайр-ул- ибод» Санои. Но главное отличие Бедила в этой поэме рассмотрения продолжения самопоз­на­ния и путешествия по пути к достижению единства с Истиной состоит в преобладании этичес­кого подхода в рассматриваемых вопросах.

Мыслитель в данном вопросе не признает искусственного мистического самопогружения, а предлагает видеть во внешних проявлениях красоты человека, также и приобретение совершен­ства в своих познаниях:

Зи накши худ фиреби гайр то чанд?

Бурун норафта аз худ, сайр то чанд?

Зи чайби хеш берун нест рохе,

Нигохе кун, нигохе кун, нигохе.1


До каких пор своим изображением обманывать то, чего нет?

Не выходя из себя, путешествовать до каких пор?

Нет дороги во внешний мир вне взгляда на себя,

Посмотри на себя, посмотри.


Именно в осознании своей самости, так и физического совершенства, воплощения красоты, человек больше обретает свободу, осознает смысл своего существования. Это вызвано тем, что, с точки зрения Бедиля, идея существования человека и его совершенствования пронизывает весь мир. И понимание этой идеи определяет его особое положение в мире. Немаловажным значением обладает мнение Бедиля о том, что истинное знание нельзя получить в медресе. И тогда существовали медресе, где обучающимся не давали должного знания. Этот вопрос всегда был актуальным. Даже сегодня, когда образование является необходимостью, в нашем общест­ве есть люди, которые предпочитают только религиозное образование светскому. Мы не хотим утверждать, что мы против религиозного образования, но образование должно быть универсальным.

Человек должен быть выше всяких материальных благ, он должен чувствовать себя свободным, а свободным быть – означает быть счастливым.

Бедил остается верным своей идее о том, что человек является самой высшей ценностью в этом мире. Пантеистическое обожествление человека Бедилем является своеобразным итогом суфийской философии, которая всегда стремилась освободить человека от зависимости к низ­мен­ным страстям, социальным и духовным порокам во имя приобретения им равенства, счастья и духовной красоты.

Средневековые споры вокруг проблемы предопределенности действий человека и свободы воли были известны Бедилу, но у него есть свой взгляд на проблему. Он исходит из той точки зрения, что человек является венцом эманационного создания мира, поэтому он несет в себе определенную частицу способностей творения. Он утверждает, что если материальный мир яв­ля­ется внешним проявлением Истины, то человек является внутренним выражением Истины.1 Поэтому спрашивать о свободе и предопределении действий человека, говорит Бедил, не имеет смысла.

Такая постановка вопроса о свободе воли приводит Бедиля к отрицанию идеи о полном уповании на Бога и социального бездействия. Бедил особенно в поздних своих сочинениях, и в частности в «Ирфоне» твердо стал на позиции возвеличивания роли труда и приобретении профессий в облагораживании человека. Мыслитель не может представить совершенствование человека без честного труда.

Мыслитель одним из необходимых условий формирования здоровой нравственной атмос­фе­ры в обществе считает устранение отрицательных нравственных качеств, какими являются злоба и месть.

Структуру этической концепции Бедиля составляют такие категории как свобода, труд – как необходимая форма существования человека, труд – путь к совершенству человека, образо­ва­ние и наука важнейшая человеческая суть, красота и стыдливость, нравственность, скром­ность и кротость в гармонии с мужеством и бесстрашием.

Одним из определяющих идей, пронизывающих все этическое учение Бедиля, является идея об исключительном, особом положении человека в мире. Бедил старается в своих произ­веде­ниях изобразить человека как существа, обладающее духовностью, как культурное су­щест­во. Человек не может быть низведен до уровня жизни, обусловленного обстоятельствами среды, в котором живет. Он изображает человека и как часть окружающей среды и возвышает его над ним. А возвыситься ему помогает его моральный облик.

Подводя итоги этическому учению Бедиля, следует отметить, что оно свидетельствует о глубоком гуманизме мыслителя. Он, как великий мыслитель, своей поэзией, а также прозаичес­ки­ми произведениями, в свойственной ему сложном стиле изложения, но с глубокими идеями, раскрывает важные этические проблемы своего времени. Наряду с этим он воспевает высокие общечеловеческие моральные принципы. Хотя нравственное учение Бедиля основывается, в основном, на пантеистической концепции суфизма, тем не менее, оно выходит за рамки самого суфизма и охватывает многие общечеловеческие моральные принципы. В нем подвергаются критике моральные недостатки и пороки общества с целью оказания влияния на формирование человека, который, с точки зрения Бедиля, имеет общечеловеческое призвание.

В третьем параграфе четвертой главы "Гуманизм как главная идея в социально-поли­ти­чес­ких взглядах Бедиля" рассматриваются проблемы человека в обществе, пути совершенство­вания человека и его назначения. Художественно-этическое исследование Бедилем этих проблем глубоко философичны. Его философия по своему содержанию глубоко гуманистична, психологически направлена, поэтически завуалирована, высоко метафизична, образно богата и чрезвычайно красочна. В этой философии Человек богаче, чем Природа, Бог самореализовался в человеке и в природе. Человек в философии Бедиля осознает, что является инобытием Бога. Поэтому философия Бедиля по своему характеру, мировоззренческому направлению есть пан­теистическая. Гуманистическая традиция, вера в справедливость и земное счастье, през­рение к лицемерию и пресмыкательству перед владыками мира оказывали эмоционально-нравственное воздействие на народ, будили мысль, вопреки традиции безропотного смирения перед властью Аллаха и земного правителя пробуждали в нем чувство человеческого достоинства.

Пантеизм Бедиля основывается не просто на примитивно-художественном утверждении единства Бога и Человека или Бога и Природы, он есть диалектический взгляд на явления Мира и Духа. Философия Бедиля, как было отмечено, есть дальнейшее развитие суфийской фило­софии Санои, Аттора, Руми, Джами, обогащенная индийскими учениями.

Согласно Бедилу, высокие нравственные качества не являются последствием самоуглуб­ления и уединения.

Теоретическим основанием критики Бедиля нравственных пороков своей эпохи является учение футуввата. Школа футуввата или чавонмарди имела богатые гуманистические традиции, которые содержали в себе принципы великодушия, беззаветного и бескорыстного служения, стремления к распространению добра в обществе, что имело большое социальное значение. Бедилу не были чужды эти идеи. Они из Средней Азии и Ирана были привнесены в Индию, и синтезирововались с существующими индийскими традициями брахманизма и йоги, о чем имеются некоторые намеки в «Четырех элементах». Бедил идеи великодушия, как явствует из его произведений, воспринял непосредственно у Санои, Аттора и Руми. Об этом он сам пишет в поэме «Мухити аъзам», когда говорит о соединении познания с делом, или действием, имея в виду, прежде всего, совершенствование человека путем формирования у него высоких нравственных качеств и принципов, действующих в суфизме и в школах чавонмарди:


Агар маърифат бо амал ёр нест,

Кас аз илми Аттор Аттор нест.

Ба чайби тахакук надуздида сар,

Зи шеъри Санои гиребон мадар.

Ба тарзи якин то набахши нави,

Ба афсона натвон шудан Мавлави,1


Если познание не соединено с делом,

То Аттор каким есть в науке, Аттором бы не был.

Не просунувшись голову в воротник знания,

Не рви воротник стихов Санои.

Пока не придашь данному методу новизну,

То сочинениями сказок невозможно стать Руми.


Бедил, как явствует из некоторых его стихотворений, улавливает смысл некоторых соци­аль­ных явлений. В том числе он с некоторой уверенностью смотрит на объединение людей, лишившихся необходимых средств к существованию.

Важным вопросом для Бедила является проблема счастья. В представлении Бедила счастье – это здоровая жизнь, которая предполагает радость и независимость. Как и другие суфии, истинным счастьем для человека Бедил считает воссоединение человеческого духа со своим первоначальным миром. Однако в обществе, где все люди взаимозависимы, о чем говорили выше, счастье достигается, когда действие людей основывается на благоразумии, справедли­вости и добронравии. Он сравнивает воспитанного и высоконравственного человека с жем­чугом. Общество добропорядочных людей не смешивают с обществом легкомысленных, поэ­тому воспитание высокой нравственности является необходимым условием счастья.2 Счастлив тот, кто не унижен. Бедил призывает читателя чувствовать счастье не в роскоши дворца, а в уединении. Счастье мыслитель видит в спокойствии души.

Творчество Бедиля является примером гуманистической традиции веры в справедливость и земное счастье, презрение к лицемерию и пресмыкательству перед владыками мира.


Нам с тобою, Бедиль, наплевать на почет.

И всесильным властям не предъявим мы счет.

Мир особый таится в смиренности нашей:

Много ниже земли в нем слепой небосвод.1


Обсуждая проблемы свободы воли, нравственного совершенствования человека путем поз­нания и науки, его успехов в освоении ремесел и в труде, борьбы со злом, под которым Бедил подразумевал не только социальное зло, но и характер человека, подводило мыслителя к выво­дам, которые далеко опережали его эпоху.

В четвертом параграфе четвертой главы "Эстетика Бедиля. Проблема красоты" впер­вые рассматриваются взгляды Бедиля о проблеме красоты и искусства.

Важнейшим принципом эстетики Бедиля является то, что он в своих письмах пишет о высокой значимости содержания в искусстве, духовно воспитывающей роли художественного творчества. Примером уважения и почета к искусству может служить его поэма "Комде и Мадан". Он здесь приводит мысль о том, что истинное искусство должно быть свободным и в свободе оно больше раскрывается и приводит к искреннему и возвышенному состоянию.

Бедил назначение человека видит в стремлении к почитанию красоты. Согласно мысли­те­лю, именно красота возлюбленной стало причиной любви, подобно тому, как глаза и сердце связаны друг с другом, любовь и красота также неразлучны. О том, что красота являлась побу­дительным мотивом творения, и она одновременно является конечной целью, свидетельствует такой бейт Бедиля:


Навосармоягони пардаи роз,

Ба гушам додаанд аз Хусн овоз.

Ки сози офаринишро наво уст,

Чахон зарфест, накши муддао уст.2


Хранители мелодий таинственных занавесей,

Дали мне прослушать голос красоты.

Что она является мелодией инструмента созидания,

Мир это буква, а Она - изображение цели.


Бедил, как и Платон, в красоте видит «гигантский образ вселенной». О том, что красота пронизывает все духовное и материальное суфии, как и неоплатоники, видели причину вовне материального мира. И в данном случае это учение приобретает черту трансцендентализма.

Бедил не абсолютизирует идеальную красоту. Он описывает материальную красоту, как проявление Абсолютной красоты.

В поэтическом рассуждении Бедиля интересно то, что он красоту, любовь и радость ставит в зависимость от телесного здоровья человека. Бедил утверждает, что при болезни разум, любовь, красота отчуждаются от человека, и естественно вытекает вывод о том, что телесное здоровье является условием поддержания красоты, любви и духовного благополучия.

Далее в этом параграфе диссертант на примере поэмы "Талисман удивления" раскрывает идею Бедиля о происхождения мира через человеческое тело. Основой данного параграфа явля­ется названная поэма.

Постижение красоты и гармонии по Бедилу возможно только тогда, когда преодолевается влюбленным сердцем значительные препятствия, которые находятся в пути совершенства. Эти препятствия сердце может преодолеть только посредством Любви. Путь к цели значительно сокращается, если Любовь будет путеводителем сердца.3 Этими аллегорическими препятст­виями у Бедила выступает маломат (порицание), бало (бедствие), хичрон (разлука).

Бедил очень интересно излагает диалог сердца и любви. Сердце, которое растерзано в этих испытаниях, жалуется на любовь, что она является причиной нарушения спокойствия, потери разума. Оно жалуется, что из-за нее бродит по стране возлюбленной, но в ней не видно конечной цели, где все обманчиво как мираж, а страна влюбленного также в развалинах. Сердце приходит к мысли, что красота и свидание все это оказывается обманом. Однако, Любовь утешает Сердце и утверждает, что страна возлюбленной и царство влюбленного все это является плодами воображения и объясняет сердцу, что оно в этих своих намеках очень пространно искало свою нераскрытую сущность (ичмол). Бедил далее приходит к выводу о том, что все эти остановки и стоянки, это путь, который проходило сердце, и что это было не что иное, как прохождение по собственному миру. Обращаясь к человеку, Бедил утверждает, что сущностью всего мироздания является он сам. Везде необходимо увидеть самовоплощение этой красоты. Он сам близок к себе, но и отчужден. Обладателем бесконечной красоты является сам человек посредством своего сердца.

Бедил задачу познания, в особенности познания Прекрасного, видит в формировании правильного восприятия и самореализации человека, находящегося в центре мироздания и представляющегося само воплощение красоты. Для Бедиля большое значение имеет принцип гармонии и соответствия. Полированное сердце должно вмещать как зеркало образ идеального влюбленного (мистика). Рассматривая эти вопросы, Бедил приходит к пантеистическому отождествлению путешествия и путешественника. Созерцание и постижение телесной красоты для Бедиля является необходимым этапом достижения возвышенной красоты.

Эстетика Бедиля направлена на осмысление человеком того, что он является творцом своего счастья. В человеке заложены творческие возможности, которым он должен создавать эстетически благоприятные условия.

Творчество Бедиля имеет сегодня большое значение для изучении истории эстетических воззрений наших классиков. Творчество Бедиля само является образцом высокого искусства.

В Заключении диссертации подводится общий итог исследования и формулируются основ­ные его выводы.



<< предыдущая страница   следующая страница >>