bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5


На правах рукописи


САДЫКОВА НАСИБА НУРУЛЛАЕВНА


ФИЛОСОФИЯ МИРЗО АБДУЛКОДИРА БЕДИЛЯ




Специальность 09.00.03 – история философии


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени
доктора философских наук


ДУШАНБЕ – 2007


Работа выполнена в Институте философии имени академика А.М. Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан


Научный консультант: доктор философских наук

Олимов Кароматулло

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, член-корреспондент АН РТ, профессор

Додихудоев Хаёлбек

доктор философских наук

Муминджанов Хамдам Хамидович

доктор философских наук, доцент

Рахимов Мухсин Хусейнович


Ведущая организация: Российско-Таджикский (Славянский) университет, кафедра философии и политологии


Защита диссертации состоится «16» октября 2007 года в 13.00 часов на заседании Диссертационного сове­та Д 047.005.01 по защи­те диссертаций на соискание ученой степени доктора философ­с­­ких наук при Инс­ти­туте философии имени академика А.М. Богоутдинова Ака­демии наук Республи­ки Таджик­истан, г. Душанбе, пр. Рудаки 33.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной библиотеке АН Республики Тад­жи­кистан им. Индиры Ганди (734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки, 33)

Автореферат разослан «____» __________________________ 2007 г.


Ученый секретарь
диссертационного совета,


доктор философских наук Х. Идиев


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы. В аспекте общественно-политическом об­зор лите­ратуры по теме показывает, что во всем мире возрождается интерес к классическому наследию, в котором огромное место отводится человеку, как в религиозной, так и в философской интерпретации его бытия, к формированию чувства веротерпимости, совместного созидания и установления мира, взаимного доверия между разными народами в общественно-политической мысли народов.

Актуальность исследования философии Бедиля обусловлена необходимостью творческого освоения достижений философской, религиозной, этической, эстетической мысли цивилизации Великих Моголов в Индии. На примере Бедиля можно будет нагляднее представить взаимодействие индуистской и исламской, индийской и ирано-язычной духовных традиций. Они воздействовали на формирование чувства веротерпимости, совместного созидания и установления мира, взаимного доверия между разными народами.

В персоязычной культуре Индии, в которой скрещивались индуистские и мусульманские духовные ценности, особое место занимает Абдулкодир Бедил, мыслитель XVII-XVIII вв., оставивший неизгладимый след в истории литературной и философской мысли народов региона, в особенности таджикского народа.

Философию Бедиля можно охарактеризовать как высший синтез древнеиранских религи­озно-философских течений, античной, мусульманской и индийской философии. Отличительной чертой его философии является универсализм, а диалектика его предстает перед нами как энер­гийно-эманативная, зрительно-световая и эротическая.

Исследование философии Бедиля представляется весьма актуальным и злободневным, поскольку она органически связана с общечеловеческими ценностями, созданными общностью судеб многих народов мира, которые ныне в трудных, порою трагических условиях, строят свою историческую перспективу. Однако последнее невозможно осуществить без творческого освоения мирового и собственного гуманистического наследия.

Гуманизм, в понимании Бедиля, это возвышение человека, как самого ценного явления в феноменальном мире. Человек, в представлении Бедиля, это микромир, который, как зеркало, отражает всю вселенную, божественный мир. Поэтому главной задачей своей философии Бедил видит в исследовании проблем происхождения мира, познания, природы человека, его сущ­нос­ти, а также социально-политические, этические и эстетические проблемы. Бедил, знавший хо­рошо индийскую философию, подобно Шанкаре, пытался через познания “Я“ человека постичь сущность абсолютного “Я”, т.е. Бога. Главная задача для Бедиля в соответствии с требованиями его эпохи заключалась в поиске пути к свободе человека, а чтобы достичь ее, он считал необходимым доказать божественную природу “Я”, которая, с его точки зрения, содержит в себе универсальную божественную сущность.

Бедил хорошо знал Веды и поэтому идеи индийской философии им синтезированы с су­физ­­мом и исламской философией. Он сам был очевидцем или участником многих ритуалов и тра­диций различных сект и направлений своего времени. Поэтому все это нашло отражение в произведениях Бедиля, придав им глубокий философский смысл, углубив мир его образов и идей.

Бедил воспевал могущество человеческого разума, мощь науки, проповедовал идеи прог­ресса, для достижения которого считал необходимым развитие естественных наук и фило­софии. Он, воспевая человека, вместе с тем, искал пути его совершенствования.

В конце ХХ и начале XXI вв. в европейских обществах возникли проблемы, которые, с точки зрения психологии, эстетики, нравственности и этики интимных отношений, получили разные интерпретации вплоть до полной свободы любви и извращения сексуальных связей. Изучение произведений Бедиля показывает, что он эти проблемы рассматривал в рамках фило­со­фии суфизма и гармонию отношений между полами освещал через призму осознания высо­ких эстетических и этических норм.

Философия мыслителя способствует формированию чувства взаимодоверия в обществе, борьбы против насилия и разврата. Она важна так­же тем, что в ней отражена концепция Бедиля о роли и места человека в мире, как звена, завершающего процесс эманации в общекос­ми­чес­ком мас­ш­­табе. Согласно Бедилю, установление мира в обществе есть важнейшее условие фор­ми­ро­ва­ния Совершенного Человека. Поэтому данная идея и концепция имеют непреходящее значение.

В аспекте религиоведения и теологии исследование философского наследия Бедиля необхо­димо в деле формирования чувства веротерпимости. Сегодня, когда возникла угроза религиоз­ных войн, взгляды Бедиля о толерантности весьма актуальны и особо востребованы.

В культуролого-практическом аспекте эта тема актуальна тем, что Мирзо Абдулкодир Бедил относится к числу тех титанов культуры, с именем которых связано развитие целого направ­ления общественно-философской мысли. Его философия пронизывает не только тад­жик­с­кую фи­ло­софию, но и культуру всего Востока. Бедил своим творчеством оказал столь мощное вли­яние на синтез мусульманской и индийской интеллектуальной культуры, что она пустила глубокие корни в философии и в литературе мусульманских народов Центральной Азии, в особенности таджикского, узбекского, индийского, пакистанского и афганского народов. Бедил является предс­та­ви­­телем той культуры, которой присуща универсальность, многоликость и многогранность. Его философия и творчество в целом характеризуется синтезом различных культур.

Исходя из вышеизложенного, считаем, что актуальность данного диссертационного иссле­до­вания заключается в следующем:

философское творчество Бедиля приобретает значение особенно в период глобализации современного мира. Изучение этого наследия ныне имеет особую актуальность в плане взаимодействия, взаимовлияния, взаимо­обогащения и синтеза различных культур и, прежде всего индуистской и мусульманской;

в определении сути концепции Бедиля о роли и места человека в мире, его онтологической, эс­те­­тической, этической оригинальности и неповторимости, как завершающей цепи процесса эма­­нации в общепланетарном и в общекосмическом масштабах. Человеку, потерявшему в сов­ременном мире свое назначение как творца культуры, необходимо возвратить культ созидания. Одним из таких важных духовных источников, могущих возвратить человеку созидательную силу, является творчество Бедиля;

согласно Бедилю, установление мира есть важнейшее условие формирования Совершен­ного Человека, поэтому данная идея и концепция имеет непреходящее значение. Хотя фило­софия Бедиля основана на "мусульманской концепции", она обладает реформаторским духом, что имеет огромное значение для всего человеческого сообщества в целом. Бедил попытался реформировать ислам путем синтеза му­суль­манской и индийской философии, где центральной фигурой выступает человек – соучастник Бога в процессе созидания и преобразования мира;

учение Бедиля о познании является важным элементом в формирования и развитии личности;

актуальность темы состоит еще в том, что творчество Бедиля оказало огромное влияние на развитие персоязычной философской мысли. Возникло даже направление бедилизма. В этом смысле изучение философского наследия Бедиля способствовало бы разрешению проблем его влияния и лучшего понимания таджикской литературы в постбедилевский период.

Идеи Бедиля по проблемам этики, эстетики, возвышению роли и возвеличиванию им роли разума, взаимоуважения, миролюбия, сотрудничества, религиозной терпимости и т.д. являются злободневными в нынешних условиях. Особенно сегодня, когда Республика Таджикистан вступила на путь строительства независимого демократического государства, расширяет и укрепляет свои связи с зарубежными странами, в том числе и с Индией, где жил и творил Бедил. Ценные идеи мыслителя могут быть использованы в поднятии уровня самосознания нашего народа, в фор­мировании чувства гордости за то, что мы являемся наследниками этой литературно-философской ценности.

Эта ценность ныне может и должна быть включена в живую ткань современной культуры, и она достойна того, чтобы быть освоенным нынешним и будущим поколениями.

Степень разработанности проблемы. Изучение наследия Мирзо Абдулкодира Бедиля в информативном плане было начато его современниками. Первые сведения о нем можно встретить в «Мир'от-ул-хаёл» («Зерцало воображения») Шерхона Луди, «Сафинаи Бехабар» – Мир Азаматулло Бехабара. Другое тазкире, в котором упомянуто о Бедиле – это тазкире Гуломали Озода Балгирами «Сарви Озод».

Творчество и личность Бедиля давно находились в центре внимания литераторов и ученых Центральной Азии, Индии и Афганистана, а сегодня и Ирана. Для изучения и интерпретации наследия Бедиля образовались специальные школы «бедилхони» и «бедилшиноси» («чтение Бедиля», «изучение Бедиля») в Афганистане и Средней Азии, прежде всего в литературных кругах Бухары, Самарканда, Ходжента, Истаравшана, Кабула, Герата, Балха и других центрах культуры.

Очень высоко оценил роль и значение этих кружков в развитии культуры таджикского народа С.Айни. Он говорил, что благодаря грамотным знатокам творчества Бедиля большинс­т­во его поклонников не только адекватно понимали труднодоступные философские мысли Беди­ля, но на этой почве многие поэты стали последователями мыслителя.

Что касается философского исследования трудов Бедиля в советской и отечественной исто­рико-философской науке, то до сих пор они не стали предметом специального изучения, за ис­к­л­ю­чением небольшой монографии философа, академика И.Муминова, некоторых статей Е.Э. Бер­тельса и К.Олимова, а так же краткого анализа мировоззрения Бедиля академиком А.М. Бо­гоутдиновым. Его философская антропология была предметом исследования автора этих строк.

Особенно обстоятельно изложены некоторыми тазкире современников самого Бедиля, а также последующими хронологиями, где упомянуты или его труды, или суть его мировоззре­ния, что указывают на то, что Бедил еще при жизни привлекал внимание интеллектуалов, уже тогда оценивших его, как значимого мыслителя и поэта, отзывавших о нем как о человеке с «широкой душой» и «ангельским характером», как о человеке, который искал «четкость и красоту поэтической мысли». Согласно им мыслитель находит наслаждение в поисках Истины. Его творчество уподобляется «безбрежному морю». Здесь же отмечается, что в «Мир’от-ул-хаёл» есть заметки о семье Бедиля, и что в тазкире Афзала Сархушша (1640-1714) он показан, как высоко принципиальный мыслитель, непримиримый к таким поэтам, содержание стихов которых не отвечает высокому назначению поэзии.

В произведении индийского автора «Антология Хушгу» (или «Сафинат-уш-шуаро») Биндрабана Дала, творившего под псевдонимом Хушгу (род. В 1667-68 гг.), которому посчастливилось быть собеседником Бедиля, даны самые разные стороны жизни Бедиля, рассказывается об отношении к нему правителей Индии, говорится о наличии у него идейных врагов, он характеризуется как крупный ученый своего времени, знакомого с богословием, математикой, физикой, естествознанием, медициной, историей, музыкой. Обладая прекрасной памятью, Бедил знал наизусть Махабхарату. Очень ценным является сообщение автора антологии об автографе Бедиля, оставленном им на книге его собрания сочинений «Куллиёт».

Исследованию творчества Бедиля посвящена книга Наби Хади «Мирзо Бедил»1, в котором наряду с характеристикой биографии и творчества прокомментированы на языке урду некоторые газели, а так же суфийские термины. Хорошим вкладом в изучение жизни и творчества Бедиля является монография о Бедиле доктора Абдулгани, переведенная Мир Мухаммадом Осаф Ансори, вышедшая в 1351 году (1972 г.) в Кабуле.2 Эта книга состоит из восьми глав, в которых говорится о жизни и творчестве Бедиля, проанализированы все жанры его поэзии и прозы.

Творчество и жизнь Бедиля привлекло внимание и европейских ученых. Герман Этье упоминает о Бедиле в «Компендиуме по иранской филологии».3

Эдуард Браун в своем труде «История литературы Ирана» упоминает о Бедиле, как о поэте - философе.4

Необходимо упомянуть итальянского ученого Александро Баузани, который посвятил тру­ды определению «индийского стиля». В частности, он считает, что Бедил оказал огромное вли­яние на персидскую поэзию. В статье «Бедил и Галиб» автор обращает особое внимание на этот феномен. Статьи Баузани, переведенные на фарси и включенные в сборник «Бедилшиноси», представляют собой большой интерес для изучения творчества Бедиля. Ценными являются его размышления о гносеологических аспектах учений Бедиля. В исследовании «реализма» Бедиля профессором Баузани не замечены социальные аспекты лирики поэта. Вместе с тем весьма значимыми являются суждения Баузани относительно того, что из всех классиков персидской литературы именно Бедил стоит гораздо ближе к мировоззрению Европы.2

Исследованию жизни и творчества Бедиля уделялось много внимания афганскими исследователями. В сборнике статей о Бедиле, опубликованном в Афганистане, собраны ценные мысли исследователей его творчества.3

Важным и ценным вкладом в изучении творчества поэта является книга известного аф­ган­ского исследователя Салохиддина Салджуки «Накди Бедил» («Критика Бедиля»). Книга разде­ле­на на темы, где кратко прокомментированы идеи Бедиля о бытии, о познании, об этике и социальных вопросах. Салджуки, как тонкий знаток поэзии и суфизма, дает в целом верные коммен­та­рии стихотворениям Бедиля. Однако его исследование носит отрывочный характер, он коммен­тирует идеи Бедиля преимущественно по тем ключевым понятиям, которые в твор­честве мыслителя занимают особое место. Поэтому последовательного целостного анализа произведений Бедиля в данном труде С. Салджуки мы не находим.4

Издание полного собрания сочинений Бедиля «Куллиёт» в четырех томах в Кабуле под руководством известного поэта и ученого Халилуллоха Халили было большой заслугой афган­ских ученых.5

В последние годы проявили интерес к поэзии Бедиля и в Иране, где он раньше не пользовался популярностью. На основе Кабульского издания, с некоторыми уточнениями, в Тегеране изданы сочинения Бедиля «Куллиёт» в трех томах, с обширным предисловием Парвиз Аббоса Докони.6

Краткую характеристику Бедиля как поэта находим в книге иранского литературоведа Ризозоде Шафак, который одним из первых обратил внимание иранцев на наследие поэта.7 Индийский литературовед Шиблии Нумони характеризуя творчество персоязычных поэтов Индии отмечает, что особый стиль и содержание поэзии этих поэтов формировались под влиянием местных нравов, воззрений и природы Индии.8

Книга иранского ученого Мухаммад Ризо Шафеи Кадкани «Шоири оинахо» («Поэт зер­кал»)9 посвящена исследованию индийского стиля и поэзии Бедиля. Это заметный вклад в исследовании наследия Бедиля, учитывая то, что в Иране до недавнего времени Бедил не был особо востребован. Книга посвящена исследованию биографии Бедиля, его стилю, осмыслению его творчества. Здесь же можно отметить и книгу Хасана Хасине – иранского ученого – «Бедил, Сипехри ва сабки хинди» («Бедил, Сипехри и индийский стиль»),10 в которой автор пытается осмыслить труднодоступные идеи Бедиля.

Убайди Софии собрал газели Бедиля и написал вступительное слово, в котором изложил автобиографию мыслителя. В книге приведена статья Абдулазиза Поиз и Латифа Пидром. Статья Латифа Пидром может заинтересовать исследователей содержания и жанров творчества Бедиля.1

Очень важным исследованием в изучении философии Мирзо Бедиля является книга афганского ученого Саид Нурулхака Ковиша "Принципы аскетов в зеркале дивана Бедиля"2. Автор книги пытается дать характеристику онтологии и гносеологии Бедиля, указывает на источники и дает сравнительный анализ идей мыслителя с греческой философией.

В бывшем Советском Союзе изданы ряд статьей, посвященные отдельным сторонам творчества Бедиля, его поэтическому стилю.

В бывшем Советском Союзе философские взгляды Бедиля впервые стали объектом специального исследования со стороны академика АН Узбекской ССР И. Муминова. Он анализирует учение Бедиля о духе, материи и форме, его теории познания, а также его социально-политические воззрения. Коротко автор остановился на влиянии Бедиля на таджикскую и узбекскую литературу, отметил, что Бедил сумел подняться до уровня передовых мыслителей Европы, призывая к объяснению явлений природы путем изучения самой природы. И. Муминов указывает также на наличие диалектических моментов в идеях Бедиля. Однако, в данной работе не анализированы все философские произведения Бедиля. Некоторые подходы и оценка автора относительно мировоззрения мыслителя в определенной мере устарели. Несмотря на это, данная работа не потеряла своего значения и по сей день.3

О Бедиле упомянуто в «Большой Советской Энциклопедии»4. Статья С. Амиркулова посвящена жизни и творчеству Бедиля в «Таджикской Советской Энциклопедии», где Мирзо Абдулкодир Бедил указан, как поэт, прозаик, философ и персоязычный мыслитель Индии.5 В «Энциклопедии шиизма» автор статьи о Бедиле Алиакбар Атрофи очень коротко характеризует жизнь и творчество мыслителя.6

Статьи знаменитого востоковеда Е.Э. Бертельса «Бидил и его учение об эволюции» и «Некоторые замечания о Бидиле»7 посвящены некоторым дискуссионным вопросам творчества Бедиля, в частности, его отношению к теории эволюции. Во второй статье Бедил представлен, как прогрессивный ученый, стремившийся к скрытию своих мыслей от представителей «религии ислама», суть которых раскрыть простому читателю довольно трудно.

Монография С.Айни «Мирзо Абдулкодир Бедил»8, за которую ему присвоена ученая степень доктора филологических наук, представляет большую научную и практическую ценность, и которой равных пока еще нет. До этой монографии им был опубликован ряд статей о Бедиле, который был хорошо воспринят учеными и литераторами.

Ряд важных методологических указаний, а также характеристику «индийского стиля» и творчества Бедиля дает академик А. Мирзоев в монографии, посвященной Сайидо Насафи. Автор указанной монографии верно замечает, что «индийский стиль» формировался как специфическое литературное течение в Индии, хотя его представители тесно связаны с иранотаджикской литературой.9

Х. Мирзозода в своей книге «Антирелигиозные воззрения в таджикско-персидской классической литературе»10, рассматривая идеи Бедиля, считает его материалистом, что, с нашей точки зрения, является спорным.

Холида Айни своим исследованием «Бедиль и его поэма «Ирфон»1 внесла значительный вклад в изучение жизни и творчества мыслителя. Ее монография до сих пор остается одной из самых лучших работ, посвященных Бедилю в бывшем Советском Союзе.

В «Образцах таджикской литературы»2 М.Рахими и А.Дехоти ставят вопрос об изучении творчества Бедиля. Р.Хадизаде издал образцы стихов и прозы Бедиля на русском языке.3

О положительных сторонах творчества Бедиля, сложности формы его стихов, противоре­чивос­ти наследия, о подражателях его стилю говорит Б.Гафуров.4

Важный вклад в дело изучения жизни и творчество Бедиля внес Ш.Шукуров.5 Его диссертация посвящена творчеству Бедиля и его заслуге в развитии литературы Индии и сопредельных стран, а так же выявлению степени изученности, истокам лирики Бедиля, традиции его поэзии. Им выдвинуты суждения о созвучии и идейно-художественной близости рубаи Омара Хайяма и Бедиля,6 а проблемам этики он посвятил статью «Вопросы этики в четверостишиях Бедиля».7

Что касается философского исследования произведений Бедиля у нас, в Таджикистане, то нужно сказать, что оно находится на начальной стадии. Академик А.М.Богоутдинов в «Очерках по истории таджикской философии» посвятил несколько страниц Бедилю, указав на пантеистический характер его философии, а также на его критику социальных пороков общества его эпохи.8

Поэмы Бедиля «Тилисми хайрат» («Талисман изумления»), «Мухити аъзам» («Великий океан») впервые стали объектом специального философского анализа в статьях К. Олимова, позже в монографии Садыковой Н.Н. "Философская антропология Мирзо Абдулкодира Бедиля"9. Однако, в рамках этих статей раскрыть все содержание учения Бедиля о бытии и познании не представлялся возможным. Тем не менее, статьи К.Олимова «Блески мистических идей Бедиля» (краткая характеристика философской поэмы «Великий океан») и «Тайна человеческого бытия в философии Бедиля (характеристика поэмы «Талисман изумления»)» объективно и верно раскрывают основные идеи мыслителя в указанных произведениях и являются заметной заслугой автора в исследовании философских мыслей после И. Муминова и А. Богоутдинова.

Олимов К. впервые анализирует эти поэмы с точки зрения онтологии и гносеологии, а также обращает внимание на необходимость специального изучения эстетических воззрений Бедиля и проблемы человека, которые в произведениях мыслителя занимают центральное место.10 Однако, эти статьи можно считать постановочными в исследовании философских воззрений Бедиля и требуется дальнейшее развитие высказанных в них идей.

Вопрос о сравнительном изучении учения Шанкары, Бедиля и Шопэнгауэра ставится в статье М.Гулямова (Мухаммад-Али Музаффар) «Шанкара-Бедил-Шопенгауэр». Хотя данная статья носит тезисный характер, тем не менее, постановка в ней вопросов представляется интересной.11 Этот же автор во «Введение в антропологию» указывает на своеобразную постановку антропологических проблем в произведении Бедиля «Тилисми хайрат».12

Степень разработанности проблемы исследования творчество Бедиля достаточно широко показано в докторской диссертации Шукурова Шавката1

Собрание сочинений Бедиля в пяти томах издано и в Душанбе. Оно включает в себя в основном, газели и отдельные поэмы, за исключением «Ирфон»(«Познание»). Первые три тома его газелей составлены покойным литературоведом Сахобиддином Сиддиковым, а в пятый – включены три поэмы Бедиля: «Тилисми хайрат» («Талисман изумления»), «Мухити аъзам» («Великий океан»), «Тури маърифат» («Синай познания») с примечаниями и введением Бобобека Рахими.2

Молодой ученый Хамадамов Бахтиёр в своей кандидатской диссертации раскрыл суфий­ское содержание и художественные особенности поэзии Мирзо Бедиля и внес вклад в разре­шении некоторых вопросов, связанных с познанием и истолкованием ряда сложных образов и мотивов поэзии Бедиля3 и в своей монографии "Савмааи маърифат"4 продолжает эту тему.

Популяризацию и комментированию некоторых газелей Бедиля посвящены несколько страниц журнала «Маърифат» изданные в 1994 г. в №№9-10; 1996 - №№ 7-8; 1997 - №№1-8; Авторами комментариев более десяти газелей являются Б.Рахими и А.Афсахзод. Ценной является собранная и комментированная Бобобеком Рахими5 60 газелей Бедиля. Эта работа имеет большое значение для изучения содержания газелей Бедиля. Комментарии терминов могут заинтересовать не только исследователей творчества Бедиля, но исследователей суфизма. Статья Бобобека Рахими "Бедил и причины того, что он не был знаменит в Иране"6 раскрывает причины забвения и в тоже время считает это явление временным. Хотя мы думаем, что уже последние пять лет Бедил широко исследуется в Иране. Издание его собрания сочинений могут подтвердить сказанное.

Целью исследования является анализ фило­соф­ско­го наследия Мирзо Абдулкодира Беди­ля. Основной целью исследования являются систематизирование теоретической и практической философии Бедиля и эволюция его взглядов. Исходя из уровня:

- охарактеризовать социо-культурные условия эпохи мыслителя, оказавшие определенное влияние на формирование его мировоззрения;

- определить идейные источники мировоззрения мыслителя;

- анализ идей мыслителя о равенстве религий и их сосуществования;

- выявление основных идей Бедиля по вопросам онтологии, гносеологии, антропологии и его учения об обществе;

- раскрыть на основе анализа поэтических трудов мыслителя, основу философии Бедиля, его учение об этике и эстетике;

Источники исследования. Основными источниками диссертационного исследования яв­ля­ются произведения Бедиля «Тилисми ҳайрат» («Талисман изумления»), «Муҳити аъзам» («Великий океан»), «Ирфон» («Познание»), «Чаҳор унсур» («Четыре элемента»), «Тури маърифат» («Синай познания»), "Нукот" ("Письма"), комментарии и глоссарий других авторов к ним.

Методологической основой исследования является историчес­кий и диа­лекти­ческий под­ходы к изучению наследия прошлого, также послужили основополагающие методы классиков философии и труды известных отечественных и зарубежных ученых по истории философии и философии в целом. Теоретическими и методологическими принципами исследования явились логический, объективный, и сравнительный методы анализа поставленных проблем и рассмат­риваемых тем.

При анализе конкретных ас­пек­тов автор исходил из метода сопос­тави­тельного и комп­лекс­ного анали­зов. Мето­доло­ги­чес­кой основой дис­сер­­тации также служили методы таких интел­лектуалов, как Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Е.Э. Бертельс, В.В. Бартольд, М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, С. Аверинцев, а также труды философов Таджикистана – A.M. Богоутдинова, С.Айни, А.Мирзоева, Х.Айны, М.Д. Диноршоева, Олимова К., Х.Д. Додихудоева, Мухаммедходжаева А., М.К.Гафаровой, М. Музаффари, М.Султонзода, М. Хаз­рат­­кулова, Х.Х. Муминджанова, Х.Зиёева, С.Рахимова и других.

Научная новизна работы.

- сделана попытка объективного исследования философии Бедиля. Выявлено, что его философия по своей форме синкретическая, делящаяся на два периода: первая – философско-теологическая и вторая философско-рационалистическая;

- осуществлен объективный анализ онтологии Бедиля – рассмотрены взгляды Бедиля на происхождение мира, проблемы Бога и проблемы души.

- анализированы взгляды Бедиля на соотношение формы и содержания, пространства и времени;

- дан обстоятельный анализ учения Бедиля о познании, рассмотрены его методы познания;

- дана характеристика безумия как формы иррационального познания в гносеологии Беди­ля. В начале своего творчества он в безумии видел путь познания Истины, хотя в конце своего творчества он этому противоречил;

- определены источники философского мировоззрения Бедиля, на основе анализа его фило­соф­ских произведений – источниками философского мировоззрения Бедиля являются суфизм, античная и индийская философии;

- исследовано учение Бедиля о человеке, смысле его жизни;

- показан на основе философского анализа творчества мыслителя глубокое гуманис­ти­чес­кое, вольнодумное, миролюбивое содержание его воззрений;

- на основе поэмы "Талисман изумления" представлена концепция Бедиля об обществе; Общество по Бедилю, это единый организм, существование которого зависит от правильного функционирования каждого отдельно взятого органа;

- исследована этическая концепция Бедиля. Бедил как и многие его предшественники явля­ется сторонником свободы воли личности, которая должна отличаться от животного способ­нос­тью мыслить и поступать в соответствии со своим образом мысли, при этом не противостоять всемогуществу творца;

- впервые исследованы эстетические взгляды Бедиля, в которых особое место занимает проблема восприятия прекрасного и функции искусства в преобразовании человека, общества и изменения мира в целом;

- исследованы этические взгляды Бедиля с учетом их позитивного значения и исполь­зо­ва­ния в воспитании нравственных качеств современного поколения.

На защиту выносятся следующие положения:

- В творчестве Бедиля не следует искать цельную философскую систему. В самих попытках мыслителя систематизировать собственную философию на основе философии своих предшест­вен­ников и индийской философии, заложена специфика его философии – ее можно охарак­тери­зо­вать как синкретическую. Судя по проблематике религиозно-философских сочинений мысли­теля, его философия имеет два периода: первая – философско-теологическая и вторая фило­соф­с­ко-рационалистическая;

- философия Бедиля – высший синтез индийской и мусульманской культуры, древней и современной ему философии;

- философия Бедиля, носящая глубокий гуманистический характер, сформировалась на основе творческого освоения мыслителем перипатетического, суфийского, брахманисткого, ведийского учений, которые синтезированы мыслителем на почве суфийского пантеизма и создана специфическая, самобытная синкретическая философия;

- Бедил представляет Бога как абсолютно мощное, нематериальное, нетленное, идеальное, творящее начало, при этом, в отличие от суфизма, он не умоляет и творческое начало человека. Бедил признает единство души и тела и их взаимосвязь, при этом утверждает, что низшая ста­дия души всегда находится в связи с телом. Бедил выразил свой взгляд о противоположностях и их единстве, о том, что изменение присуще всему материальному миру, что мир всегда дви­жется и изменяется;

- Бедил особо подчеркивал значение разума в познавательной деятельности человека. В познании человеком мира, мыслитель придает огромное значение разуму, в то же время важным средством познания считает человеческое чувство. Говоря о познании человеком сущности творца, он признает и духовную экзальтацию познания Бога;

- интуиция по Бедилю есть высшая познавательная способность размышления над объек­том познания. Бедил объединил все формы существующего интуитивного познания, определил его как творчество. Бедил непоследователен в определении соотношения чувственного, раци­о­нального и интуитивного познания. Хотя он признает важность и чувственного, и рацио­наль­ного, и интуитивного познания;

- Бедил отдает предпочтение больше тому, что человек в отличие от всех живых существ по своей социальной сущности является общественным существом и к этой идее он приходит во второй половине своего творчества. Бедил ратует за свободу воли человека. Бедил является сторонником возвышения роли человека в процветании общества и сущность человека видит в гармонии с природой и обществом. Согласно Бедиля установление мира, свободы и равенства в обществе являются важнейшими условиями формирования Совершенного человека. Условием развития общества он считает мирное сосу­ществование всех людей независимо от их религии и социального положения. В свете этого главным в социально-этических взглядах Бедиля является идея гуманизма;

- в эстетических взглядах Бедиля рассматривается проблема гармонии человека и окружающего мира. Выявлено, в частности, что взгляды Бедиля на гармонию телесной и духовной красоты человека, и на этой основе определения им человека как самого совершен­ного и прекрасного существа в мире, является по существу новаторством для современного ему общества. Такой подход проявлен впервые в истории персидско-таджикской культуры. В отношении искусства он исходит из того, что оно обладает такой мощью, которое способно преобразить человека, общество и мир в целом.

Научно-практическая значимость. Основ­ные положе­ния и выводы работы могут быть использованы при сос­тавлении учебников и учебных пособий для школ и ВУЗов Таджи­кис­тана и других стран, изучению шашмакома. Диссертация может быть широко использована в написании работ по истории философии и общественной мысли Индии, Афганистана и Центральной Азии, истории персидско-таджикской литературы позднего средневековья, при составлении и чтении спецкурсов по истории фило­со­фии, религио­ведению, культуро­ло­гии, истории таджикско-персидской литературы, а также учебников родной литературы для средних школ Республики Таджикистан. Результаты исследования имеют теоретико-методологическое и научно-практическое значение, так как дают возможность всесторонне понять теоретическую и практическую направленность и мировоззренческую сущность философских и мистико-религиозных взглядов представителей персидско-таджикских философских течений в постбедиливский период. Основные положения и выводы диссертации, а также собранный и проанализированный в ней материал могут быть использованы при дальнейшем исследовании мистико-религиозной философии.

Содержание и выводы исследования могут послужить также ма­те­риалом для форми­рова­ния национального самосоз­нания тад­жик­ско­го народа, ищущего позитивный интел­лек­ту­альный потен­ци­ал для даль­ней­шего развития на пути к гражданскому обществу.

Материалы исследования могут стать также предметом для изу­чения интел­лектуальных и исторических истоков сближения народов, укреп­ления толерант­ности и взаимного доверия.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации изложены в докладах на международных и республиканских научных конференциях, Отдель­ные ее аспекты были представлены в виде научного док­ла­да на Между­на­род­ном научно-теорети­ческом симпозиуме, посвящен­ном 1100-летию государства Самани­дов: «Древняя цивилизация и ее роль в форми­ровании и развитии центрально-азиатской культуры эпохи Сама­нидов», (1999, Душан­бе), на Между­на­род­ном научно-теорети­ческом симпозиуме, посвящен­ном 2500-летию Истаравшана и выступлении на расширенном заседании Отдела истории философии Института философии им. академика А.М.Богоутдинова АН РТ, в опубликованных статьях автора, в монографии "Философская антропология Мирзо Абдулкодира Бедиля" (Душанбе, 2003.- 8 п.л.) а также при чтении лекций студентам по философии, по составлению учебных материалов для вузов Таджикистана.

Структура работы: диссертация состоит из Введения, че­ты­рех глав, Заключе­ния, списка использованной литературы.


Основное содержание работы


Во Введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, опре­де­лена степень ее разра­бо­тан­ности, намечены цели и задачи диссер­тационного исследования, формулируются поло­жения о научной но­виз­­не, которые выносятся на защиту, показана научно-практическая значи­мость работы, указаны уровни апробации.



следующая страница >>