bigpo.ru
добавить свой файл
1


На правах рукописи


ШУМСКАЯ Ольга Олеговна


ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЗОННО ОРИЕНТИРОВАННЫХ СРЕДСТВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ


13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры


Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Хабаровск – 2007


Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дальневосточная государственная академия физической культуры»

на кафедре Теории и методики физической культуры


Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор Каргаполов Валерий Павлович


Научный консультант:

доктор медицинских наук, профессор Лучанинова Валентина Николаевна


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Блинов Леонид Викторович

кандидат педагогический наук, доцент Лемешева Светлана Геннадьевна

Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия» г. Биробиджан.


Защита состоится 30 мая 2007 года в 14-00 часов

на заседании диссертационного совета 311.004.01 при ФГОУ ВПО

«Дальневосточная государственная академия физической культуры»

по адресу: 680028, г. Хабаровск, Амурский бульвар, 1.

Автореферат разослан « 28 » апреля 2007 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Тютюков В.Г

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. По признанию специалистов всего мира, период от рождения ребенка до его поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития человека, первоначального формирования качеств, необходимых в течение всей последующей жизни (В.К. Бальсевич,1970; Р.С. Немов, 1995; Л.Ф. Обухова, 1996; С.Н. Кучкин, 1999; Ю.Е. Антонов, 2000; В.Р.Кучма, М.И. Степанова, 2001; С.О. Филиппова, 2001 и др.).. В связи с этим, в стране ведется широко масштабная работа специалистов по поиску средств и методов улучшения психофизического состояния детей, повышения их адаптационных возможностей. Мощное оздоровительное воздействие на организм человека оказывает закаливание с использованием естественных природных факторов и физических упражнений. Однако, в литературных источниках еще недостаточно сведений, позволяющих оценить влияние закаливающих средств и физических упражнений на детей дошкольного возраста, так как, эти исследования проводились на контингенте квалифицированных спортсменов, а также на взрослых людях, имеющих отклонения в состоянии здоровья (В.А. Лихтенштейн 1967;; В.П. Спирина 1978. Ф. Змановский, 2001 и др.). Известны единичные результаты применения средств закаливания (М. Ю Гончаров 1999, Ю.Ф. Змановский, 2001, Е.А. Сальникова, 2002 и др.) с использованием упражнений в воде для детей дошкольного возраста. Между тем дошкольный возраст самый оптимальный для развития физических качеств и повышения приспособительных возможностей организма (В.Р.Кучма, 2001 и др.).

Тенденцию роста количества острых респираторных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей среди детей дошкольного возраста в Приморском крае специалисты связывают с климатогеографическими особенностями (В.Н. Лучанинова 2004). К сожалению, в научно-методической литературе недостаточное широко освещены данные исследований о применении средств и методов, учитывающих климатогеографические особенности регионов и повышающих физическое состояние и устойчивость дошкольников различного возраста и пола, к острым респираторным заболеваниям. Существуют лишь разрозненные сведения по применению средств закаливания, в основном, в профилактической медицине. В диссертационной работе Антоненко (2002), выполненной под руководством профессора В.Г. Тютюкова подбор сезонно ориентированных средств был осуществлен применительно к взрослому контингенту, проживающему в условиях Якутии, что не может быть основанием для прямого переноса основных положений данного исследования на детей дошкольного возраста. Решение рассматриваемой проблемы невозможно также без повышения уровня знаний родителей и с помощью их участия формирования мотивации на здоровую жизнедеятельность детей.

Поэтому, разработка и обоснование методики физического воспитания детей 4-7 лет в дошкольном образовательном учреждении на основе использования сезонно ориентированных средств, двигательной активности является актуальной и своевременной.

Объект исследования физкультурная деятельность оздоровительной направленности в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования. Показатели физического состояния детей 4-7 лет, изменяющиеся под воздействием сезонно ориентированных средств двигательной активности.

Цель работы – повышение эффективности физического воспитания детей 4-7 лет в дошкольном образовательном учреждении

Гипотеза исследования основывалась на том, что применение разработанной методики физического воспитания детей 4-7 лет на основе использования сезонно ориентированных средств двигательной активности детей (использования циклических и дыхательных упражнений), а также закаливающих процедур, позволит улучшить физическое состояние и повысить устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям.

Задачи исследования:

1.Выявить отклонения в состоянии здоровья у детей 4-7 лет, проживающих в Приморском крае.

2.Выявить круг средств закаливания и физических упражнений, используемых родителями в условиях семьи, и их знания в вопросах формировании здоровья детей.

3.Разработать и экспериментально обосновать методику круглогодичную физического воспитания детей 4-7 лет в дошкольном образовательном учреждении на основе использования сезонно ориентированных средств двигательной активности.

Теоретико-методическую базу исследования составляют положения о развитии функций в онтогенезе (Н.А. Бернштейн,1991; Л.П. Матвеев, 1991; В. В. Ботвиньева, 1999; и др.); о возрастной периодизации о средствах профилактики заболеваемости и методах восстановления, оздоровления и воздействия термокомпонентов на организм человека (Н.В. Витте 1956; Б.А. Ашмарин 1978; Е.А., Аксянова М.А и Сырцова 1989; В.А. Доскин, 2002 и др.), о современных подходах к физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольных учреждениях (А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, 1985; Е.Н. Вавилова, 1986; Ноткина 1993; М.Д. Маханева 1999Ю. Ф. Змановский, 2001), о всестороннем и гармоничном развитии личности (М.Я. Сараф, 1978; П.Ф. Лесгафт, 1988 и др.).

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников; изучение документальных материалов; анкетирование; антропометрия, педагогические контрольные испытания; методы исследования функциональной дыхательной системы и общей работоспособности организма; термометрия; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа

Первый этап (2000-2002) был посвящен анализу и обобщению научно- методической литературы с целью теоретического обоснования проблемы; поиску путей и форм организации и проведения эксперимента; проводилось анкетирование родителей детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения (400 человек), по выявлению уровня их знаний и эрудиции в вопросах закаливания, способах укрепления и сохранения здоровья детей; разрабатывалась методика физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении на основе комплексного использования средств закаливания и специальных физических упражнений.

На втором этапе (2003-2005) проводился педагогический эксперимент на базе МДОУ № 5 и 139 г.Владивостока, который длился на протяжении трех лет. В исследовании приняли участие две группы детей 4-х лет по 40 человек, имеющих одинаковый возраст и одинаковую физическую подготовленность. В экспериментальной группе использовалась разработанная методика физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении на основе использования закаливания и сезонно ориентированных средств двигательной активности. В контрольной группе физкультурно-оздоровительные мероприятия проходили по общепринятой программе физического воспитания.

Третий этап (2006) исследования включал в себя анализ и обобщение результатов исследования, их математико-статистическую обработку.

Научная новизна исследования заключается в следующем: разработана и обоснована методика физического воспитания детей 4-7 лет в дошкольном образовательном учреждении на основе использования сезонно ориентированных средств двигательной активности, практическая часть которой, дополнена блоком специально разработанных теоретических занятий, имеющих познавательную направленность и позволяющих более эффективно, совместно с родителями формировать основы здоровой жизнедеятельности детей; определено позитивное воздействие экспериментальной методики физического воспитания на физическое состояние, адаптационные возможности терморегуляции (в динамике трех лет), а также на устойчивость организма детей к острым респираторным заболеваниям в различные периоды года.

Теоретическая значимость исследования. Теория и методика физического воспитания дополнена: данными эффективного воздействия сезонно ориентированной методики на развитие дыхательной системы, работоспособности, общей выносливости; блоком специально разработанных теоретических занятий, имеющих познавательную направленность, целью которых было формирование у детей определенных знаний в использовании средств физической культуры. Проведено теоретическое обоснование общего водного закаливания детей 4-7 лет, применяемого в разработанной методике.

Практическая значимость. Разработанная методика позволяет повысить физическое состояние детей дошкольного возраста; понизить количество острых респираторных заболеваний; сформировать у детей навыки здоровой жизнедеятельности. Результаты внедрения разработанной методики могут быть использованы в работе дошкольных образовательных учреждений в различных регионах с подобными Приморскому краю климатическими условиями.

Основные положения, выносимые на защиту.

1.Выявленная тенденция роста количества заболеваний острыми инфекциями верхних дыхательных путей и острыми респираторными заболеваниями среди, проживающих в Приморском края, и установленное недостаточно активное использование родителями средств закаливания и физических упражнений с целью формирования здоровья детей, требуют разработки эффективной методики физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

2. Разработанная методика физического воспитания детей 4-7лет в дошкольном образовательном учреждении на основе использования закаливания и сезонно ориентированных средств двигательной активности позволила улучшить их физическое состояние, повысить устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям и расширить, адаптационные возможности механизма терморегуляции.

Апробация и внедрение результатов: основные результаты диссертации, опубликованы в ведущем рецензируемом научном журнале Улан-Удэ, (2006); были доложены на Всероссийских и международных конференциях г. Хабаровск, (2004), г. Москва, (2004). Материалы исследования опубликованы в 8 научных публикациях, а также внедрены в виде практического осуществления контрастного закаливания в «Центре развития ребенка – детский сад № 5», Молодежной общественной организации «Подсолнух» и в виде практических рекомендаций в МДОУ № 157, МДОУ № 144, и г. Владивостока.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы, приложения. Работа изложена на 134 страницах машинописного текста, иллюстрирована 15 рисунками и 20 таблицами. Список литературы включает 130 источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Особенности состояния здоровья детей 4-7 лет Приморского края

и физического воспитания в семье

В ходе предварительного исследования (2002) количество детей дошкольного возраста, проживающих в отдельно выбранных нами субъектах РФ, расположенных в Дальневосточном регионе, было установлено, что более чем у половины из них (по данным диспансеризации) выявлены различного рода функциональные нарушения. Самые низкие показатели практически здоровых детей 4-7 лет от общего числа детского контингента данного возраста обнаружены в Приморском крае (13,4%). Анализ детей по группам здоровья в Приморском крае показал, что вторая группа здоровья среди детей 4-7 лет здесь наиболее многочисленна (68,1%). В Хабаровском же крае данный показатель составляет - 53,6 %; на Камчатке - 63,4 %; а в Магаданской области - 45,4%. В среднем, по Приморскому краю, процент детей функционально не готовых к обучению в школе, в возрасте 7 лет, составил 22,2 %. Наиболее неблагоприятные, по выше рассматриваемому вопросу обстоятельства складываются, в Шкотовском районе (34,1%), г. Владивостоке (28,0%), г. Находке (24,1%), п. Фокино (13 %). Эти данные специалисты объясняют сложными климатогеографическими условиями Приморского края и понижением сопротивляемости организма ребенка. В результате анализа отчетов краевого департамента образования Приморского края выявлено, что этот контингент характеризует высокий уровень заболеваний, в структуре которых высокий процент составляют острые респираторные заболевания и острые заболевания инфекциями верхних дыхательных путей (ОРВИ) 63,9; 66,1 и 67,4% соответственно - за период 3-х учебных годов с 2002-до 2005 г.г. Анализ и распределения исследуемых дошкольников по группам здоровья показал, что вторая группа наиболее многочисленна и составляет 88,3% от всего контингента.

Социологический опрос родителей показал, что в 20,8% семей имеют и случаи наследственных заболеваний, в 33% семей отмечаются случаи хронических заболеваний, более половины респондентов (67%) указывают на частые простудные заболевания детей, 61% родителей оставляют детей дома после болезни из-за неуверенности в их здоровье. Исследования причин и количества случаев госпитализации детей 4-7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения позволили установить, что 25% случаев госпитализации составили болезни верхних дыхательных путей, что согласуется с данными анализа состояния здоровья детей, проживающих в Дальневосточном регионе (20 –25%). Такая статистика подтверждает необходимость поиска средств, тренирующих и укрепляющих дыхательную систему растущего организма детей. Отмечая высокую заболеваемость детей 4-7 лет, необходимо констатировать, что 34,3% семей используют в воспитании своих детей средства физической культуры и 30,7% - используют общее закаливание водой комплексно с другими средствами, 50% - положительно оценивают значение физической культуры и закаливания. Только 46,7% родителей указали на недостаток времени и знаний для использования средств физического воспитания. Используют информацию по укреплению здоровья детей из работы, проводимой с родителями в дошкольных учреждениях 42,7% респондентов и всего 3,3 % родителей получают знания от врачей и 4% - от знакомых.

Таким образом, неудовлетворительное здоровья детей 4-7 лет, повышенное количество острых респираторных заболеваний и острых заболеваний инфекциями верхних дыхательных путей, низкий уровень знаний родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, а также недостаток времени у них подтверждают необходимость усовершенствования методики физического воспитания в ДОУ на основе сезонно ориентированных средств двигательной активности.


Методика физического воспитания

в дошкольном образовательном учреждении на основе

сезонно ориентированных средств двигательной активности.

В построении разработанной методики учитывалась, отмеченная в исследовании, высокая заболеваемость верхних дыхательных путей и большое количество ОРВИ, а также недостаточная эрудиция родителей в специальных вопросах по сохранению и укреплению здоровья детей. Поиск средств закаливания и физических упражнений был ориентирован на тренировку и укрепление дыхательной системы, на повышение работоспособности и общей выносливости растущего организма детей. Структура построения физического воспитания оздоровительной направленности позволяла совместно с родителями координировать обучение и воспитание в дошкольном образовательном учреждении.

Особенность разработанной методики физического воспитания состоит:

- в целенаправленном использовании средств закаливания и физических упражнений оздоровительной направленности с учетом периодов года.

- в применении блока специально разработанных теоретических занятий, формирующих у детей основы знаний о возможности приспособления (повышения устойчивости) организма человека к неблагоприятным факторам окружающей среды. Методика физического воспитания разработана с учетом двухразовых 30 минутных занятий физической культурой в неделю, а также сочетанного использования всех организационных форм и средств физического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения, которые проводятся на протяжении всего учебного года (табл.1). Исключение составляют лишь такие средства закаливания, как оздоровительный бег и солнечные ванны, которые рекомендуется применять лишь в некоторые, благоприятные для их проведения периоды, соответствующие специфическим климатическим условиям Приморского края.


Таблица 1

Сочетание организационных форм и средств физического воспитания в физкультурной деятельности оздоровительной направленности в условиях дошкольного образовательного учреждения

Формы физического воспитания

Формы закаливания

Активный отдых

Основные

Малые

Основная

Малые

Физкультурные занятия

Подвижные игры на воздухе

Воздушные ванны в сочетании с оздоровительным бегом

Босохождение по массажным коврикам

Физкультурные досуги

Утренняя гигиеническая гимнастика

Солнечные ванны в сочетании с подвижными играми

Полоскание зева прохладной водой

Физкультурные праздники

Физкультурные минутки

Общие водные процедуры

Точечный массаж по Уманской.

Дни здоровья совместные с родителями

Домашние задания

Зарядка после дневного сна


В методике физического воспитания дошкольников с комплексным использованием закаливания и сезонно ориентированной двигательной активности выделены четыре периода, что позволило корректировать и вводить дополнительный объем целенаправленных средств физического воспитания с учетом колебаний климатических факторов. Данные об этих факторах были предоставлены нам отделом климата Приморского УГМС.

Первый период – первая половина осеннего сезона (сентябрь и начало октября), когда на территории Приморского края отмечены наиболее благоприятные климатические условия. Обязательной процедурой в этом периоде являлось использование солнечных ванн во время прогулок, а также во время проведения физических упражнений. Сначала детям предлагали, либо снять футболку при температуре более +16°С, либо снять верхнюю одежду при температуре +10 - +15°С.). Продолжительность таких процедур составляла 10-15 минут. Среднемесячная температура в первую половину осеннего периода составляет +17°С, максимальная – +28°С. Основная задача данного временного периода – повышение функциональности дыхательной системы, развитие выносливости и работоспособности. В течение первых двух месяцев проводились занятия по физической культуре на свежем воздухе. Во вводной и основной части занятия использовались легкоатлетические упражнения с оздоровительным бегом, как средством закаливания и элементы дыхательной гимнастики. Использовались словесный, наглядный, игровой и соревновательный методы обучения. На утренней зарядке преобладали те же средства физической культуры. Утренняя и вечерняя прогулки заканчивались оздоровительным бегом, что способствовало хорошему сну. В конце года дети 4-5 лет пробегали, в среднем, расстояние 3100м с обязательными остановками через каждые 100 м. на выполнение дыхательных упражнений, дети 5-6 лет - 300 м, не останавливаясь, и также после бега выполняли дыхательную гимнастику, 6-7-летние - 2300м, останавливаясь через 300 метров для дыхательной гимнастики. Итого, в среднем, ребенок 4-6 лет пробегал – 1200 м, 6-7 лет – 3000м с учетом домашних заданий за день.

Второй, третий и четвертый периоды, в климатогеографических условиях Приморского края характеризуются как «зоны риска» возникновения простудных заболевании. Эти периоды отмечены большим ростом заболеваемости. Второй период - вторая половина осеннего и осенне-зимнего сезона. Для это времени характерны резкие колебания суточной температуры, максимальные из которых составляют 34°C, (возможны понижения температур в ночное время до -7 - 8 °C, и максимальное повышение днем - до 25°С). На протяжении данного периода максимальная повторяемость дней со скоростью ветра более 15 м/с, в ноябре составила 22 дня.

Третий период объединяет зимний и зимне-весенний периоды. Зимний сезон - наиболее холодный, «жесткий». Муссонный характер климата Приморья четко проявляется в зимний сезон, когда над азиатским материком господствует антициклон, а над дальневосточными морями бушуют циклоны и скорость ветра при метелях достигает более 15 - 20 м/с. Зимой в городе встречаются, пожалуй, все атмосферные явления, кроме града, отмечаются резкие перепады температур. Оттепели во Владивостоке бывают в любой месяц зимы. Зимне-весенний сезон является в Приморском крае переходным периодом, на протяжении которого отмечаются частые колебания атмосферного давления.

Четвертый – весенне-летний период. В течение этого сезона наблюдается частая повторяемость «душных погод», отмечается высокая влажность воздуха, частые колебаниями атмосферного давления с межсуточными колебаниями температур.

Задача 2, 3, 4 периодов - профилактика ОРВ и повышение физического состояния детей. Здесь эффективное воздействие имели мероприятия водного закаливания в условиях сауны и бассейна, где, используя игровые методы, дети окунались и бежали в сауну по массажным коврикам, а во время окунания в бассейн интенсивно приседали и подпрыгивали. Принцип постепенности водного закаливания реализовался в соответствии с возрастными особенностями детей, для чего было предусмотрено два температурно-временных режима закаливания. Для первого режима (предусмотрен для детей 4-5 лет) было свойственно обливание под душем температурой воды (+16 - +24°С) и последующее прогревание в сауне (5-10 мин.), при температуре от +35 до +55°С. Для второго режима (предусмотрен для детей 5-7 лет) было характерно погружение в бассейн (температура воды зимой +122°С; летом - +242°С) на время от 7-до 30 секунд с последующим заходом в сауну (температура +45 - +65°С) на 10-15 минут. Использование контраста сауны и бассейна либо душа позволяло вырабатывать устойчивость к перепадам температур. Воздействие закаливания более эффективно активизирует работу сердечной мышцы и дыхательной системы и позволяет увеличению вентиляции легких, прочищает поры кожи, увеличивает выделение из кожи токсических веществ, возрастает потребление кислорода, высокие температуры сауны создают стерильность и убивают болезнетворные микробы (Курдюков, 1994; А.Г. Трушкин, 1994; Б.Б. Егоров, 1999). После проведения водного закаливания с использованием элементов спортивных игр в четвертый период сезона в течение 3-5 минут в бассейне при температуре 18°С и нагревания в сауне, проводилась чайная церемония с травами и медом. Мероприятия по закаливанию водой проводится в течение всего года, один раз в неделю. Ежедневно, 3 раза в день проводили полоскание зева прохладной водой после еды, босохождение в группе проводили после дневного сна в течение 3-7 минут по массажным дорожкам с целью рефлекторного воздействия рецепторов на слизистую верхних дыхательных путей, а также на все внутренние органы. Занятия по физической культуре во 2-м периоде были дополнены упражнениями из гимнастики йоги, которая вводилась в комплексе общеразвивающих упражнений, в заключительной части проводилась пальчиковая гимнастика и точечный массаж - для профилактики простудных заболеваний и мобилизации защитных сил организма. В третий период вместо гимнастики йоги использовались занятия аэробикой, вторая часть которой включала силовые упражнения для укрепления отдельных мышечных групп с целью повышения физического состояния организма детей. В четвертый период использовались аналогичные, как в первом периоде, средства физической культуры.

Практическая часть разработанной методики была дополнена блоком теоретических занятий, имеющих познавательную направленность, целью которых было формирование, совместно с родителями, у детей основ знаний сохранения здоровья. Структура блока предусматривала 3 «недели здоровья» в каждом сезоне года, проходивших в конце каждого месяца, одна тема изучалась в течение трех недель. В каждом блоке познавательно-творческие занятия, были тематически объединены. В течение недели тема закреплялась в виде наблюдения на экспериментально-практической процедуре по общему закаливанию и развивалась на занятиях утренней гимнастики, физкультминутках, физкультурном досуге в виде домашних заданий. Заканчивалась тема блока итоговым спортивным праздником совместно с родителями. Все это позволило максимально использовать преимущества наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, присущего детям дошкольного возраста. Тематика блоков распределялась на четыре, выше описанных периода.

В результате использования предложенной годичной периодизации физического воспитания в сезонно ориентированных средств двигательной активности была выявлена положительная динамика формирования физического состояния детей 4-7 лет.

Экспериментальное обоснование методики физического воспитания на основе использования сезонно ориентированных средств

двигательной активности.

Эффективность разработанной методики физического воспитания оценивалась по улучшению физического состояния и росту устойчивости организма к острым респираторным заболеваниям детей 4-7 лет в процессе педагогического эксперимента. В начале эксперимента все изучаемые показатели детей экспериментальной и контрольной групп не имели статистически достоверных различий (Р < 0,05). Исследования показали, что разработанная методика физического воспитания детей 4-7 лет положительно влияет на физическое развитие детей. Так, увеличение длины и массы тела детей 4-5 лет в первый год эксперимента cсоответственно составило 4,5 и 8,3%; во второй год (дети 5-6 лет) 4,5 и 12,6 %; и в третий год (дети 6-7 лет) 2,2 и 4,5 %.

Таким образом, проведенные исследования динамики росто-весовых показателей позволили сделать вывод о благотворном воздействии физкультурной деятельности оздоровительной направленности на антропометрические параметры детей.

Сравнение динамики развития физических качеств контрольной и экспериментальной групп проводилось по показателям, характеризующим основные физические качества (скоростные, скоростно-силовые качества и выносливость), которые наиболее тесно коррелируют с физическим состоянием

и физической работоспособностью. В результате ежегодного анализа


скоростных качеств детей 4-7 лет мы выявили, что прирост скоростных показателей в беге на 30 метров составил 5%; 13%; 13% в экспериментальной и 2,5; 5,8%; 8,2% – в контрольной группах соответственно. Выявлена статистически достоверная положительная динамика роста скоростных качеств, начиная со второго года, 5-6-летних детей экспериментальной группы (13,1%) по сравнению с контрольной группой; и прироста 6-7- летних детей (11,3%) (табл.2.).

Сравнительная оценка скоростно-силовых качеств у детей 4-7 лет выявила положительную динамику темпа прироста - показатели которого составили: 35%; 17%; 16%, в экспериментальной и 17,8%; 14,4%; 13%– в контрольной группах соответственно (табл.2). Выявлена статистически достоверная положительная динамика роста скоростно-силовых качеств в экспериментальной группе, начиная со второго года, детей 5-6 лет – 11,7% и 6-7 лет – 13,7% по сравнению с контрольной. В результате сравнения динамики показателей общей выносливости детей 4-7 лет выявили следующую динамику темпа ее прироста: 24,5%; 11,8%; 10,1% - в экспериментальной группе и 10,9%; 6,7%; 5,8% - в контрольной, соответственно. Выявлена статистически достоверная, положительная динамика роста общей выносливости в экспериментальной группе, которая в конце первого года эксперимента составила: у детей 4-5 лет – 9,9%; 5-6 лет - 16,7% и 6-7 лет – 22,8% по сравнению с контрольной.

Таким образом, выявлено достоверное увеличение темпа прироста выносливости с первого года; скоростных и скоростно-силовых качеств - со второго года эксперимента, что позволяет сделать вывод об эффективности разработанной методики физического воспитания детей 4-7 лет.

В результате эксперимента прослеживается устойчивая тенденция улучшения функционального состояние дыхательной системы по показателям темпа прироста: ЖЕЛ у детей 6-7 лет экспериментальной группы 15,2%, а в контрольной группы 10,9%); проба Штанге 15,7% и 8,0%.- соответственно, проба Генча - темп прироста составил, по сравнению с контрольной, 29,3%; а также произошло повышение работоспособности РWС (170) – 19,6% (табл.3).


При исследовании влияния разработанной методики физического воспитания на адаптацию терморегуляции организма детей (Г.В.Терентьева, 1983), получены следующие результаты: улучшение показателей, характеризующих расширение адаптационных возможностей терморегуляции детей 5-7 лет в измеряемых точках тела (15,5% и 7,5% - показатели скорости и точности терморегуляции соответственно) и уменьшение падения температуры охлажденного участка кожи на 1,8 0С на местную холодовую пробу. Отмечено, что у мальчиков 4-5 лет в 2 раза меньше падение температуры кожи и показатель лабильности, чем у девочек, что свидетельствует о лучшей терморегуляции мальчиков на местную холодовую пробу.

Отмечен рост адаптационных показателей, при оценке воздействия общего закаливания на падение температуры кожи в измеряемых точках (23,1% и 13,4%) в 2,7 раза у детей 6-7 лет, что совпадает со степенью устойчивости к острым респираторным заболеваниям. Показатели адаптации терморегуляции девочек лучше, чем у мальчиков, при проведении общего закаливания, что противоречит результатам, полученным при проведении местной холодовой пробы.

Таким образом, данное исследование подтверждает предположение о включении различных процессов терморегуляции во время местного и общего охлаждения организма. Это обстоятельство позволяет утверждать, что оценка терморегуляционных свойств организма детей 4-7 лет только по местной холодовой пробе недостаточна.

В дошкольном образовательном учреждении в результате эксперимента прослеживается устойчивая тенденция увеличения семей, использующих средства физической культуры совместно с закаливанием (на 40,5 %), кроме этого в 2 раза уменьшилось количеств часто болеющих детей (рис.1,2).






Рис. 1. Оценка состояния здоровья детей: 1 – часто болеющие дети ОРВИ; 2 – редко блеющие ОРВИ; 3 ––не болеющие ОРВИ; 4– родители, оставляющие детей дома после перенесенного заболевания.

Р
ис. 2. Отношение родителей к закаливанию детей: 1 –– количество семей, в которых используют общее закаливание водой и физические упражнения; 2– только общее закаливание водой; 3 - количество семей, в которые стали применять общее закаливание только после начала посещения ДОУ; 4 - количество семей, использующих закаливание и физические упражнения систематически; 5 – редко.


Анализ заболеваемости показал, что при общей закономерности ее трехуровневого роста в течение года устойчивость к острым респираторным заболеваниям, детей экспериментальной группы возросла в 3 раза (рис.3).










Рис. 3. Степень устойчивости к острым респираторным заболеваниям детей контрольной

и экспериментальной групп в течение учебного года


ВЫВОДЫ

1. В процессе исследования выявлено, что в Приморском крае самые низкие показатели практически здоровых детей 4-7 лет (13,4%), что специалисты объясняют сложными климатогеографическими условиями в связи с этим понижением сопротивляемости организма ребенка. Этот контингент характеризует высокий уровень заболеваний, в структуре которых высокий процент составляют заболевания острыми инфекциями верхних дыхательных путей и острыми респираторными заболеваниями (66% - от общей заболеваемости).

2. В результате социологического опроса установлено, что всего 34,3% родителей используют несколько средств двигательной активности совместно с детьми, но большая часть семей - 65,7%, предпочитают один вид отдыха – выезд на природу; систематически посещают спортивные секции лишь незначительная часть (19 %) детей; всего 38,7% родителей используют средства закаливания совместно с физическими упражнениями.

3. Разработана методика физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении на основе использования сезонно ориентированных средств двигательной активности детей 4-7 лет. Методика построена на совокупном использовании циклических физических упражнений, оздоровительного бега в течение 6 месяцев года, дыхательной гимнастики, ритмической гимнастики в зимние месяцы, пальчиковой гимнастики, точечного массажа и солнечных, воздушных закаливающих мероприятий во время двигательной активности и общего закаливания водой, принцип постепенности позволяет соблюдать, использование двух температурно-временных режимов для детей 4-5 и 5-7 лет. Для детей используются игровые, словесные и наглядные методы во всех формах физкультурной работы в ДОУ. Практическая часть разработанной методики дополнена блоком специально разработанных теоретических занятий, имеющих познавательную направленность, целью которых было формирование совместно с родителями, у детей основ здоровой жизнедеятельности.

4. Эксперимент показал, что у детей в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, темп прироста достоверно выше по показателям, характеризующим выносливость (24.4%); скоростно-силовые качества (13,7%); и скоростные (11%). Достигнуто гармоничное развитие морфологических показателей; функциональных показателей: ЖЕЛ (14%); работоспособности (19,6%); аэробных (27%) и анаэробных (29,3%) возможностей детей.

Степень устойчивости к заболеваниям острыми инфекциями верхних дыхательных путей и острыми респираторными заболеваниями увеличилась в 3 раза, одновременно уменьшилось число детей, болеющих долее 3-х раз в год на 15% и выросло число детей, которые совсем болеют, на 31%.

Отмечается положительная динамика следующих показателей, точности (10,5% и 3,5%) и скорости терморегуляции (24,3% и 7,8), характеризующих улучшение адаптационных возможностей терморегуляции.

6. Эффективность использования разработанной методики доказывается данными анализа анкетирования родителей в конце третьего года эксперимента: увеличилось количество родителей, использующих в воспитании своих детей средства физической культуры на 7,1%; использующих общее закаливание водой комплексно с другими средствами физических упражнений - на 48,3%; положительно оценивающих значение физических упражнений и закаливания ставили 79% по сравнению с 50% -до эксперимента, что свидетельствует о расширении знаний и эрудированности родителей в вопросах формирования здоровья детей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1) С целью повышения эффективности воздействия закаливающих процедур и физических упражнений, занятия с их применением следует проводить в игровой, сюжетно игровой форме при положительных эмоциях детей, учитывать их индивидуальные особенности и возраст. В ходе таких занятий рекомендуется широко использовать речевки типа: «Кто ходит в сауну бассейн, тот не болеет совсем»; «Кросс бежит детвора, закаляется с утра» и т.д. 2) Целесообразно не проводить оздоровительный бег и солнечные процедуры с раздеванием детей во время ветреной погоды. 3) При охлаждении детей, во время раздеваний внимательно следить за изменениями состояния кожного покрова с целью предотвращения озноба. 4) Целесообразно, в начальный период закаливания строго следовать принципу постепенности при варьировании уменьшить временем охлаждения во время раздевания.3) Физкультурные досуги и праздники рекомендуется проводить как итоговые, при завершении работы по блокам, сочетая их со специально разработанными теоретическими занятиями, выполняемыми совместно с родителями. 4).Использование сезонно ориентированных средств двигательной активности, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в домашних условиях позволит более эффективно формировать физическое состояние детей и устойчивость к острым респираторным заболеваниям.



Список основных работ, опубликованных по теме диссертации.

Материалы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах.

1. Шумская, О.О. Методика контрастного закаливания в условиях ДОУ [Текст] / О.О. Шумская // Вестник Бурятского университета. Серия 17: Физкультура и спорт.- Вып.2. – Улан-Удэ: БГУ - 2006. – С.184 – 194.

Публикации в материалах всероссийских и международных конференций

2. Шумская, О.О. Методика контрастного закаливания детей дошкольного возраста [Текст] / О.О. Шумская // Здоровье, обучение и воспитание детей, подростков и молодежи в 21 веке: материалы Международного конгресса, (12-14 мая, 2004г).- М.: ГУ НЦЗД РАМП, 2004. – С. 376-378.

3. Шумская, О.О. Методика комплексного контрастного закаливания детей дошкольного возраста [Текст]/О.О. Шумская//Физическая культура и спорт в современном обществе: матер. Всерос.науч. конф., (24-26 марта 2004г). - Хабаровск: ДВГАФК, 2004. - С416-419.

4. Шумская О.О. Эффективность методики контрастного закаливания в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / О.О. Шумская, Г.А.Решетнева // Проблемы физической культуры, спорта и здоровья на Дальнем Востоке: сборник научных трудов / Под общей редакцией В.П. Каргаполова, С.С. Добровольского, В.А. Нестерова.- Хабаровск: Изд-во ДВГТУ-ДВГАФК. 2005. - Вып. 7. –С.148-151.