bigpo.ru
добавить свой файл
1







1 Цели и задачи изучения дисциплины


1.1 Цель преподавания дисциплины


Учебная дисциплина «Народная художественная культура» предназначена для реализации основной образовательной программы по специальности «Социально-культурная деятельность» и нацелена на получение выпускником СФУ универсальных и профессиональных знаний, умений и навыков.

Предметом изучения данной дисциплины являются наиболее значимые явления русской народной художественной культуры как носители культурных ценностей и репрезентанты национального мировоззрения.

В системе подготовки профессионала по специальности «социально-культурная деятельность» дисциплина «Народная художественная культура» имеет базовое значение для освоения цикла «История русского искусства». Изучение основных явлений русской народной художественной культуры предполагает знание основ истории и теории культуры и является необходимым этапом в приобретении системного представления об истории и закономерностях развития культуры в целом, а также в формировании представления об уникальном качестве национальной русской культуры.

Цель преподавания дисциплины – посредством освоения наиболее значимых феноменов русской народной художественной культуры в качестве носителей культурных ценностей русского народа и репрезентантов национального мировоззрения приобрести знания, умения и навыки, позволяющие студенту, обучающемуся по направлению «социально-культурная деятельность», приобщиться к культурным и цивилизационным ценностям современного российского общества и обрести необходимые знания, умения и навыки для успешной профессиональной деятельности.

Учебный курс «Народная художественная культура» состоит двух разделов содержания: раздел 1 «Народная художественная культура: истоки и формы», раздел 2 «Русская народная художественная культура». Цель данного курса связана с реализацией инновационной образовательной программы, построенной на концепции всеобщего эстетического образования в Сибирском федеральном университете и направленной на формирование современного научного мировоззрения и воспитания духовной культуры выпускников на основе самых лучших достижений мировой и отечественной культуры.


1.2 Задачи изучения дисциплины


Задачи изучения дисциплины формулируются на основе изложения требований к формированию компетенций согласно соответствующим знаниям, умениям, навыкам в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

В результате изучения учебной дисциплины «Народная художественная культура» специалист должен:

- знать о русской народной художественной культуре как об уникальной составляющей мировой художественной культуры и носителе национального мировоззрения, характерных чертах различных видов русского народного искусства, своеобразии художественных языков различных его видов; закономерности появления различных видов народного искусства в русской культуре; специфику национального мировоззрения как включающего в себя истоки народной художественной культуры в качестве основы; характеристику современного состояния соотношения народной художественной культуры (фольклорного искусства, народного промысла), профессионального искусства и любительского направления;

- уметь использовать знание истории и теории народной художественной культуры в профессиональной и социальной деятельности, профессиональной и социальной коммуникации, межнациональном, межкультурном, межличностном общении; определять специфику взаимосвязи различных видов народного искусства; охарактеризовать русское народное искусство на примере произведений различных видов и жанров и выявлять степень их родственности и различия; анализировать и ориентироваться в современной художественной среде в области народного художественного творчества;

- владеть способностью к межкультурному и межконфессиональному диалогу, терпимостью, свободомыслием, современным научным мировоззрением на проблемы соотношения художественной культуры и цивилизации на индивидуальном и социальном уровне; навыками выявления закономерностей взаимосвязи различных видов народного искусства и народного мировоззрения; опытом художественной коммуникации с произведениями народной художественной культуры.


1.3 Межпредметная связь


Дисциплины, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины: История искусств; Отечественная история; Социодинамика культуры.

Данная дисциплина является основой для следующих дисциплин: История декоративно-прикладного искусства; Социально-культурная деятельность с детьми и подростками; Литература; Искусство Красноярского края.


2 Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы


Всего часов

Семестр

3

Общая трудоемкость дисциплины

136

136

Аудиторные занятия:

12

12

лекции

12

12

Самостоятельная работа:

124

124

изучение теоретического курса (ТО)

112

112

письменная контрольная работа (КР)

12

12

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет


зачет




3 Содержание дисциплины


3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)





п/п

Раздел дисциплины

Лекции

(часы)

ПЗ или СЗ

(часы)

Самостоятельная работа (часы)

СТО

Подготовка и написание КР

1

Народная художественная культура: истоки и формы

6

0

62



12

2

Русская народная художественная культура

6

0

62



3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса



Раздел

Лекции

часы

Раздел 1


Народная художественная культура: истоки и формы


12 часов:


6 ауд.ч.


6 ч. сам.раб.


Лекция 1. Общее понятие о народной художественной культуре, историческая динамика ее развития.

Народная художественная культура как система видов и жанров. Историческая динамика развития: актуальное существование народной культуры; ее бытование в качестве традиции – процессы консервации народного промысла и собирательства фольклорного наследия; массовая народная культура. Устойчивые характеристики произведений народного искусства.

2 ауд.ч.


2 ч. сам.раб.


Лекция 2. Мифологические корни народной художественной культуры.

Миф как народная картина мира. Народная художественная культура как способ фиксации народной картины мира – необходимость появляющихся видов и жанров. Особая функциональность произведений народной культуры.

2 ауд.ч.


2 ч. сам.раб.


Лекция 3.

Историческая динамика народной художественной культуры в России. Древнеславянские истоки русской народной художественной культуры, влияние на нее принятия христианства, реформы Петра I и народная культура, народная художественная культура на рубеже 19 и 20 веков, в 20-м и начале 21 века.

2 ауд.ч.


2 ч. сам.раб.


Раздел 2


Русская народная художественная культура


12 часов:

6 ауд.ч.

6 ч. сам.раб.

Лекция 4. Фольклор и фольклористика.

Понятие «фольклор». Возникновение и развитие фольклора, его специфические характеристики. Основные жанры русского фольклора. Фольклористика как наука о фольклоре – ее объект и предмет, этапы становления и развития.

2 ауд.ч.


2 ч. сам.раб.


Лекция 5. Декоративно-прикладное искусство как элемент народной художественной культуры. Истоки русского декоративно-прикладного искусства, традиционные виды, материалы.

2 ауд.ч.


2 ч. сам.раб.

Лекция 6. Празднично-обрядовая культура в системе народного искусства.

Празднично-обрядовая культура как синтетическое качество: взаимодействие всех видов народного искусства в обряде. Сущность и значение русских обрядов и праздников. Классификация обрядов как способов фиксации и реализации цикла человеческой жизни. Русские календарные праздники: синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре.

2 ауд.ч.


2 ч. сам.раб.



3.3 Практические (семинарские) занятия


Учебным планом не предусмотрены.


3.4 Лабораторные занятия


Учебным планом не предусмотрены.


3.5 Самостоятельная работа


Учебным планом изучения дисциплины «Народная художественная культура» предусмотрены следующие виды самостоятельной работы:

1) самостоятельное изучение теоретического материала – 112 часов самостоятельной работы;

2) подготовка и написание контрольной работы –12 часов самостоятельной работы.

В конце каждой лекции преподаватель обозначает тему и перечень вопросов для самостоятельного изучения теоретического материала. Самостоятельное изучение теоретического материала проверяется при прохождении итогового контроля (экзамен).

Контрольная работа, выполняемая студентами заочной формы обучения по специальности «социально-культурная деятельность», является не только формой учета базовых основ теоретических знаний и практических навыков будущих профессионалов, но и первичной формой студенческой учебно-теоретической и научной деятельности.

Для выполнения письменной контрольной работы преподаватель, читающий лекции, в учебной программе дисциплины предоставляет студентам список тем письменных контрольных работ на выбор. Контрольная работа выполняется самостоятельно и сдается студентами зачетной формы обучения за две недели до начала экзаменационной сессии. Начинать работу над выбранной темой рекомендуется с ознакомления с планом контрольной работы, предложенным преподавателем, читающим лекции, во время выдачи темы. Контрольная работа оформляется по установленному стандарту. Форма: объем до 20 листов формата А4, включая титульный лист, план, введение (где отражается актуальность работы, степень исследования темы, методология, новизна реализуемого автором подхода, а также формулируется тот аспект выбранной темы, который предполагается сделать центральным); основное содержание (в соответствии с предложенным планом), заключение, список использованной литературы. Стандарты контрольной работы: размер полей (со всех сторон) – 25 мм, кегль 14, шрифт Times New Roman. Возможно использование иллюстраций, которые оформляются в качестве приложений. Текст контрольной работы предоставляется на проверку в печатном виде с пронумерованными страницами.

Контрольная работа, признанная преподавателем удовлетворительной, оценивается «зачтено», при несоответствии работы вышеизложенным требованиям она оценивается «не зачтено».

Контрольная работа является формой индивидуального допуска студента к сдаче итогового контроля (тест). Тест проводится в третьем семестре учебного процесса.


Образец оформления титульного листа контрольной работы:




Федеральное агентство по образованию


СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный институт


кафедра рекламы и социально-культурной деятельности


НАЗВАНИЕ ТЕМЫ


Контрольная работа по (НАЗВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ)

Выполнил: студент группы (№ ГРУППЫ)

заочного отделения

ФИО СТУДЕНТА

Проверил: ФИО,

ДОЛЖНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


Красноярск

(год)





Темы контрольных работ


  1. Понятие «народная художественная культура».

  2. Мифологические корни народной художественной культуры.

  3. Русские народные верования.

  4. Возникновение и развитие фольклора.

  5. Специфические признаки фольклора и основные фольклорные жанры.

  6. Эпические прозаические жанры фольклора.

  7. Сказка как прозаический жанр фольклора.

  8. Эпические стихотворные жанры фольклора.

  9. Словесно-музыкальные произведения фольклора.

  10. Малые нелирические жанры фольклора.

  11. Музыкально-хореографические жанры фольклора.

  12. Народный театр: драматические произведения фольклора.

  13. Декоративно-прикладное искусство в системе народного творчества.

  14. Обрядовая поэзия как жанр фольклора.

  15. Обряды в русской народной культуре. Обрядовый фольклор.

  16. Народные художественные промыслы.

  17. Праздники народного календаря.

  18. Народное художественное творчество и профессиональное искусство: современные проблемы взаимосвязи.

  19. Основные виды искусства в современной народной художественной культуре.

  20. Организация и научно-методическое руководство народным творчеством.

  21. Народная художественная культура в современном образовательном пространстве.


Трудоемкость самостоятельной работы по разработке темы и выполнению контрольной работы составляет 112 часов.


4 Учебно-методические материалы по дисциплине


4.1 Основная и дополнительная литература, информационные

ресурсы


Общие рекомендации к полному перечню учебной, учебно-методической литературы и нормативных актов


Для успешного приобретения компетенций, знаний, умений и навыков в ходе изучения учебной дисциплины «Народная художественная культура» студент должен освоить определенный объем учебной и научно-исследовательской литературы. В качестве обязательной учебной литературы предлагается следующие учебные пособия, имеющие гриф (рекомендацию) Министерства образования и науки РФ:

по разделу 1: Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств. Учебное пособие. – М: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997.; Михайлова Л.И. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики.- М.: Вузовская книга.- 2006; Юдин А.В. Русская народная духовная культура: учебное пособие/ А.В. Юдин.- М.: Высшая школа.- 2007;

по разделу 2: Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору: учебное пособие/ Е.А. Костюхин. – М., 2004.

Освоение данной дисциплины также невозможно без знания основ теории мифа и специфики мифологического мировоззрения, поэтому в список обязательной литературы введено такое учебное пособие, как: Апинян Т.А. Мифология: теория и событие: учебник/ Т.А. Апинян. - СПб.: Изд-во СПб университета, 2005.

В связи с тем, что сущность народной художественной культуры не может быть освоена без понимания важнейших философских основ искусства, в основную литературу включены следующие монографии: В.И. Жуковский, Н.П. Копцева «Пропозиции теории изобразительного искусства», В.И. Жуковский, Н.П. Копцева, Д.В. Пивоваров «Визуальная сущность религии».

Список дополнительной литературы и список электронных информационных ресурсов должен помочь в написании письменной контрольной работы, он осваивается не полностью, а избирательно в соответствии с тематикой контрольной работы по рекомендации преподавателя, читающего лекции и проводящего проверку контрольной работы и итоговую аттестацию.


Основная литература:


Раздел 1. Народная художественная культура: истоки и формы


  1. Апинян Т.А. Мифология: теория и событие: учебник/ Т.А. Апинян. - СПб., 2005.

  2. Жуковский В.И. Пропозиции теории изобразительного искусства / В.И. Жуковский, Н.П. Копцева. - Красноярск, 2004.

  3. Жуковский В.И. Визуальная сущность религии / В.И. Жуковский, Н.П. Копцева, Д.В. Пивоваров.- Красноярск, 2006.

  4. Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств. Учебное пособие/ А.С. Каргин. – М., 1997.

  5. Михайлова Л.И. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики/ Л.И. Михайлова.- М., 2006.


Раздел 2. Русская народная художественная культура


  1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.1-3/ А.Н. Афанасьев. – М., 1994.

  2. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов/ Н.Н. Велецкая. – М., 1978.

  3. Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору: учебное пособие/ Е.А. Костюхин. – М., 2004.

  4. Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа/ И.А. Панкеев. – М., 1999.

  5. Юдин А.В. Русская народная духовная культура: учебное пособие/ А.В. Юдин.- М., 2007.


Дополнительная литература:


  1. Аникин В.П. Теория фольклора: курс лекций/ В.П. Аникин. – М., 2004.

  2. Афанасьев А.Н. Живая вода и чистое слово: сборник статей/ А.Н. Афанасьев. – М.,1998.

  3. Балашов Д.М. Русская свадьба/ Д.М. Балашов. – М., 1985.

  4. Бахтин В.С. От былины до считалки: рассказы о фольклоре/ В.С. Бахтин. – Л., 1982.

  5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики/ М.М. Бахтин. – М., 1975.

  6. Беляков Ю.П. Русский народный месяцеслов/ Ю.П. Беляков. – Ярославль, 1990.

  7. Блинова Г. П. Народная художественная культура: русские народные праздники и обряды. Теория и история: учебное пособие/ Г. П. Блинова. – изд. 3-е под. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2011. – 98 с.

  8. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства/ П.Г. Богатырев. – М., 1971.

  9. Буткевич Л.М. История орнамента: учебное пособие/ Л.М. Буткевич. – М., 2004.

  10. Гамзатова П.Р. Архаические традиции в народном декоративно-прикладном искусстве: к проблеме культурного архетипа/ П.Р. Гамзатова. – М., 2004.

  11. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент?: структура и смысл орнаментального образа/ Ю.Я. Герчук. – М., 1998.

  12. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии/ К.Я. Голейзовский. – М., 1964.

  13. Голосовкер Я.Э. Логика мифа/ Я.Э. Голосовкер. – М., 1987.

  14. Декоративно-прикладное искусство. Учебное пособие. – М., 2007.

  15. Домострой. – М., 2005.

  16. Еремина В.И. Ритуал и фольклор/ В.И. Еремина.- Л., 1991.

  17. Задорожная М.Я. Народные и православно-христианские праздники/ М.Я. Задорожная. – М., 1991.

  18. Костюхин Е.А. Типы и формы живого эпоса/ Е.А. Костюхин. – М., 1987

  19. Кривцов Н.И. Эстетика фольклора/ Н.И. Кривцов, С.Г. Лазутин. – Л., 1983.

  20. Куликов А.А. Космические образы славянского язычества/ А.А. Куликов. – СПб., 1992.

  21. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении/ Л. Леви-Брюль. – М., 1994.

  22. Леви-Стросс К. Первобытное мышление/ К. Леви-Стросс. – М., 1994.

  23. Майков Л.Н. Великорусские заклинания/ Л.Н. Майков. – СПб., 1994.

  24. Малые формы фольклора. – СПб., 1995.

  25. Миролюбов Ю.П. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов/ Ю.П. Миролюбов. – М., 1995.

  26. Морохин В.И. Прозаические жанры русского фольклора: хрестоматия/ В.И. Морохин. – м., 1983.

  27. Народное прикладное искусство. – М., 1989.

  28. Народные художественные промыслы. – М., 1984.

  29. Народный театр. – М., 1991.

  30. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки/ Н.В. Новиков. – Л., 1974.

  31. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки/ В.Я. Пропп. – М., 2000.

  32. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура/ Б.Н. Путилов. – СПб., 1994.

  33. Рейли М. Истоки жизни: русские обряды и традиции/ М. Рейли. – СПб., 2002.

  34. Рожнова П.К. Радоница: русский народный календарь, обряды, обычаи, травы, обережные слова/ П.К. Рожнова. – М., 1997.

  35. Русские обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 2002.

  36. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия/ Собр. М. Забылиным. – М., 1990.

  37. Русское декоративное искусство: в 3 т. Т.1-3. – М., 1962 – 1965.

  38. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси/ Б.А. Рыбаков. – М., 1987.

  39. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян/ Б.А. Рыбаков. – М., 1997.

  40. Савушкина Н.И. Русская народная драма/ Н.И. Савушкина. – М., 1986.

  41. Славянская мифология: энциклопедический словарь. – М., 1995.

  42. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды/ И.М. Снегирев. – М., 1990.

  43. Ткаченко Т.С. Народный танец/ Т.С. Ткаченко. – М., 1967.

  44. Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. – Л., 1974.

  45. Фольклорный театр. – М., 1988.

  46. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор/ К.В. Чистов. – Л., 1986.

  47. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники: энциклопедия/ И.И. Шангина. – СПб., 2003.

  48. Шуклин В.В. Мифы русского народа/ В.В. Шуклин. – Екатеринбург, 1995.

  49. Элиаде М. Аспекты мифа/ М. Элиаде. – М., 2000.

  50. Язычество восточных славян: сборник научных трудов. – Л., 1990.


Информационные ресурсы:


  1. folkler.ru

  2. www.ruthenia.ru/folklore/

  3. www.kakras.ru

  4. www.folk.ru

  5. russia.rin.ru/guide/

  6. www.museum.ru/M276

  7. bnr.narod.ru/cat/bks/histor/

  8. museum.pereslavl.ru

  9. www.russianculture.ru

  10. www.swarog.ru

  11. mith.ru/alb/slavic

  12. smallbay.ru/gods/slavs.html

  13. www.evrazia.org

  14. archaeology.ru/ONLINE/Riabchikov/semantika.html


4.2 Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения


Диск с презентациями «Древнерусское декоративно-прикладное искусство».

Диск с презентациями «Русское декоративно-прикладное искусство 18 века».


4.3 Контрольно-измерительные материалы


Знания, умения и навыки, полученные студентом в ходе изучения данной дисциплины, измеряются контролем за самостоятельной работой студента в виде проверки письменной контрольной работы и прохождения итогового контроля (экзамен).

Перед сдачей экзамена студент обязан получить оценку за письменную контрольную работу у преподавателя, читающего лекции. Студент, не выполнивший контрольную работу по неуважительным причинам или получивший по итогам ее проверки неудовлетворительную оценку, может быть не допущен к экзамену.

Экзамен представляет собой устный ответ на вопросы экзаменационного билета по материалам разделов дисциплины. Вопросы экзаменационного билета включают в себя содержание изученных модулей, разделов, тем. На подготовку к ответу на вопросы билета планируется 30 минут. Ответ на вопросы экзаменационного билета оценивается преподавателем, читающим лекции, с позиции их полноты и корректности. Экзаменационная оценка фиксируется в зачетной книжке студента.


Виды контрольно-измерительных материалов


1. Проверка письменной контрольной работы.

2. Итоговый контроль – вопросы на зачет.

3. Список обязательных произведений для изучения.


5. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса

по дисциплине


Общие рекомендации по организации учебного процесса


Учебная дисциплина «Народная художественная культура» имеет объем общей трудоемкости 136 часов. В соответствии с нормативными актами СФУ данный объем распределяется следующим образом: 60% на текущую работу и 40% на аттестацию.

Изучение курса «Народная художественная культура» требует освоения системности всего материала и серьезной мировоззренческой основы, поэтому изложение и усвоение лекционного материала чрезвычайно важно. Кроме того, именно на лекционных занятиях преподаватель сообщает темы для самостоятельного изучения теоретического материала. Посещаемость лекционных занятий составляет 30 %.

Общая трудоемкость курса «Народная художественная культура» включает в себя два содержательных раздела, которые реализуются в течение одного (третьего) семестра: Народная художественная культура: истоки и формы; Русская народная художественная культура.

Для контрольного измерения результатов изучения курса «Народная художественная культура» вводится два вида аттестации: промежуточная аттестация и итоговая аттестация. Промежуточная аттестация проходит в форме сдачи и проверки письменной контрольной работы, которая предполагает развитие навыков самостоятельной научной работы: тематика письменной контрольной работы ориентирована на самостоятельное изложение темы с элементами научного анализа, синтеза и применение других научных методов. Оценка письменной контрольной работы составляет 30 % общей трудоемкости.

Итоговая аттестация – экзамен, предполагает допуск в виде положительной оценки за письменную контрольную работу. Экзамен представляет собой устный ответ на вопросы экзаменационного билета по материалам разделов дисциплины.


Трудоемкость видов учебной работы в относительных единицах

по дисциплине «Народная художественная культура»,

образовательной программы специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность»




п/п

Название дисциплины

Срок реализации

Текущая работа

(60 %)



Аттестация

(40 %)




Итого

Виды текущей работы

Посещаемость лекций

Подготовка и сдача письменных контрольных работ

Сдача зачета

1

2

3

4

5

6


7

1

Дисциплина «Народная художественная культура»

3 семестр


30 %

30 %

40 %

100 %





ГРАФИК

учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Народная художественная культура»

специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность», факультета искусствоведения и культурологии, второго курса на третий семестр


п/п

Наименование

дисциплины

Семестр

Число аудиторных занятий

(часы)

Форма

контроля

Часов на самостоятельную работу


Недели учебного процесса семестра

Всего

По видам

Всего

По видам

1


2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

Народная художественная культура

3

6

(12)


Лекции – 6 (12)


зачет

136

ТО – 12

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

КР – 112











ВКР








































СКР







ИК


























































ИК




Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; КР – контрольная работа; ВКР – выдача контрольной работы; СКР – сдача контрольной работы; ИК – итоговый контроль.


Заведующий кафедрой рекламы и СКД:

О.А.Карлова


«_______» _______________________ 2007 г.