bigpo.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4 5
Тема игры у Пушкина и Лермонтова («Пиковая дама» и «Фаталист»)


Вопросы:

  1. Карточная игра в жизни человека первой половины XIX века как поединок с Судьбой: эпиграф к первой части повести Пушкина «Пиковая дама».

  2. Судьба и Случай в «Пиковой даме»: авторская позиция Пушкина в разрешении коллизии. Роль фантастического в повести Пушкина.

  3. Судьба и Случай в «Фаталисте»: пари Вулича и Печорина.

  4. Пленение казака: Судьба или Случай.

  5. Авторская повествовательная стратегия и авторская позиция Лермонтова в разрешении коллизии.


Список литературы:

Виролайнен М.Н. Ирония в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» // Проблемы пушкиноведения. – Л., 1975. – С.169–175.

Лотман Ю.М. «Фаталист» и проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова // Лотман Ю.М. В школе художественного слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Просвещение, 1988.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) (любое издание) (раздел «Карточная игра»).

Смирнов А.С. Романтическая ирония как конструктивный принцип организации повествования («Фаталист» М.Ю. Лермонтова) // Смирнов А.С. Романтическая ирония в русской литературе первой половины XIX века и творчество Н.В. Гоголя. – Гродно: ГрГУ, 2004. – С.119–124.


Контрольная работа 5.

«Шинель» Н.В. Гоголя как полемика с романтизмом


Вопросы:

  1. Образ Акакия Акакиевича: литературные и культурные параллели:

а) культурно-историческая семантика образа переписчика в средневековой церковной традиции и образ Башмачкина;

б) Акакий Акакиевич и герой-«энтузиаст» Э.Т.А. Гофмана.

  1. Романтическое двоемирие в повести Гоголя.

  2. Сюжетная основа повести Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок» и сюжет «Шинели»: сходство и отличия.

  3. Рождение и имянаречение Акакия Акакиевича – чиновника петербургского.

  4. Смысл фантастического финала повести.

  5. Автор и герой в повести Гоголя.


Список литературы:

Ветловская В.Е. Повесть Гоголя «Шинель» (Трансформация пушкинских мотивов) // Рус. лит. – 1988. – № 4.

Лотто Ч. де Лествица «Шинели» // Вопр. философии. – 1993. – № 8.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – 2–е изд., доп. – М.: Худож. лит., 1988.

Смирнов А.С. Романтическая ирония в русской литературе первой половины XIX века и творчество Н.В. Гоголя. – Гродно: ГрГУ, 2004. – С.103–107.

Чижевский Д.И. О «Шинели» Гоголя // Дружба народов. – 1997. – № 1.

Эпштейн М.Н. Князь Мышкин и Акакий Башмачкин (к образу переписчика) // Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX–XX веков. – М.: Сов. писатель, 1988.


4.2 Список художественной литературы для обязательного чтения


  1. Из древней церковной и летописной литературы: произведения Владимира Мономаха, Иакова Мниха, Нестора Летописца, Кирилла Туровского.

  2. «Слово о Полку Игореве».

  3. «Моление Даниила Заточника».

  4. Анакреонтические стихи

  5. Карамзин. «О любви к отечеству и народной гордости», «Отчего в России мало авторских талантов», «О книжной торговле и любви ко чтению в России»

  6. «Рассуждения о старом и новом слоге» А. С. Шишкова/

  7. Н.М.Карамзин. «Письма русского путешественника», «История государства Российского», сентиментальная проза.



5. Учебники и учебные пособия


ЛИТЕРАТУРА

Хрестоматии и сборники текстов

 Хрестоматия по русской литературе XVIII в. / Сост. А.В. Кокорев. 4-е изд. М., 1965.

 Русская литература XVIII века: Хрестоматия / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970.

 Русская литература XVIII века. 1700 - 1775: Хрестоматия / Сост. В.А. За-падов. М., 1979.

 Русская литература последней четверти XVIII века: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1985.

 Пьесы школьных театров Москвы. М., 1974. (Сер. «Ранняя русская драма-тургия»). [См. тексты пьес «Слава Российская» и «Слава печальная»].

 Русские повести первой трети XVIII в. / Исслед. и подгот. текста Г.Н. Моисеевой. М.; Л., 1965.

 Русская комедия и комическая опера XVIII / Ред. текста и вступ. ст. П.Н. Беркова. М.; Л., 1950.

 Сатирические журналы Н.И. Новикова / Ред., вступ. ст. и коммент. П.Н. Беркова. М.; Л., 1957.

 Русская сатирическая проза XVIII века / Сост., вступ. ст. и примеч. Ю.В. Стенника. Л., 1986.

 Русская литература. Век XVIII. Лирика / Сост., вступ. ст. и примеч. Н.Д. Кочетковой. М., 1990.

 Русская литературная критика XVIII века: Сб. текстов / Сост. В.И. Кулешов. М., 1978.

 Литературная критика 1800 - 1820-х годов / Сост. Л.Г. Фризман. М., 1980.

Учебники и учебные пособия

 Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М., 1939 (Новое издание: М., 1999).

 Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. 4-е изд. М., 1960.

 Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М., 1979.

 Федоров В.И. История русской литературы XVIII века. М., 1990.

 Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. М., 1991.

 Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000.

***


 Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (первая половина). 3-е изд., перераб. М., 1970 (и последующие изд.).

 История русской литературы XIX века. 1800 – 1830-е гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной, С.М. Петрова. М., 1991.

 Манн Ю.В. Русская литература первой половины XIX в. (Эпоха романтиз-ма). М., 2001.

Тексты классиков русской критики (для конспектирования)

 Белинский В.Г. - по любому изданию: Кантемир; Сочинения Державина (статьи первая и вторая); И.А. Крылов; Сочинения Александра Пушкина (статьи первая, вторая и третья).

 Пушкин А.С. и Гончаров И.А. о «Горе от ума»> см.: А.С. Грибоедов в рус-ской критике. М., 1958.

Рекомендательный список научной литературы

 История русской литературы: В 4 т. Л., 1980-1981. Т. 1, 2.

 История русской драматургии. XVII - первая половина XIX века. Л., 1982.

 История русской поэзии: В 2 т. Л., 1969. Т. 1.

***


 Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973.

 Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985.

 Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма. Л., 1981.

 Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977.

 Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977.

 Западов А.В. Поэты XVIII века: М.В.Ломоносов. Г.Р.Державин. М., 1979.

 Западов А.В. Поэты VIII века: А. Кантемир. А. Сумароков. В. Майков. М. Херасков. М., 1984.

 Лебедев Е. Огонь - его родитель. М., 1976 (о Ломоносове).

 Пигарёв К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954.

 Рассадин Ст. Фонвизин. М., 1980.

 Ходасевич В.Ф. Державин. М., 1980.

 Макогоненко Г. От Фонвизина до Пушкина: Из истории русского реализма. М., 1969.

 Скафтымов А.П. О стиле «Путешествия из Петербурга в Москву» // Скаф-тымов А.П. Статьи о русской литературе. Саратов, 1958.

 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дво-рянства (XVIII – начало XIX века). СПб., 1994.

 Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987.

***


 Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965.

 Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1976.

 Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976. Главы 1-4.

 Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е изд. Л., 1974. Глава «Школа гармонической точности».

 Зайцев Б. Жуковский // Зайцев Борис. Далёкое. М., 1991.

 Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975.

 Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. Томск., 1985.

 Жуковский и литература конца XVIII - XIX века. М., 1988. См. статью В.А. Кошелева «Своеобразие творческих взаимоотношений Жуковского и Ба-тюшкова».

 Кошелев В.А. Константин Батюшков. Странствия и страсти. М., 1987.

 Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. М., 1971.

 И.А. Крылов в воспоминаниях современников. М., 1982.

 Степанов Н.Л. И.А.Крылов. Жизнь и творчество. М., 1961. А

 .С.Грибоедов в воспоминаниях современников. М., 1980.

 Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». М., 1971.

 Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. 2-е изд. М., 1974.

 Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы: Поэзия. М.; Л., 1961.

 Архипова А.В. Литературное дело декабристов. Л., 1987.

Справочные издания

 История русской литературы XVIII века: Библиографический указатель / Сост. В.П. Степанов, Ю.В. Стенник; Под ред. П.Н. Беркова. Л., 1968.

 История русской литературы XIX века: Библиографический указатель / Под ред. К.Д. Муратовой. М.; Л., 1962.

 Словарь русских писателей XVIII века. Л., 1988. Вып. 1, 2.

 Русские писатели. 1800 – 1917: Библиогр. словарь: В 4 т. М., 1989-1996.

6. ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Лекции.

Лекции носят аналитический и эвристический характер. Формат лекций – презентация Power Point.


2. Практические занятия.

На практических занятиях закрепляются базовые понятия курса, изучаются тексты художественных произведений и даются творческие задания с целью закрепления историко-литературных знаний.


3. Консультации.

Консультации – одна из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала, они носят индивидуальный характер и предшествуют публичному обсуждению работы студента. Группо­вые консультации организуются в период подготовки к экзамену.


4. Демонстрация наглядных материалов.

Демонстрация посредством проектора различного рода наглядного материала (иллюстраций, видеосюжетов) позволяет более глубоко изучать соответствующий материал и освоить на практике теоретические основы курса.



  1. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

7.1. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ



ТЕМА


1

Возникновение русской письменной литературы и ее влияние на политическую систему Древней Руси.

2

Своеобразие исторического пути русской литературы X — первой четверти XVIII века

3

Литературные традиции XVIII столетия и русская литература XIX века.

4

Языковая реформа Карамзина. «Карамзинисты» и «шишковисты»

5

Литературные объединения и журналы первой четверти XIX в.

6

Литературные объединения второго и третьего десятилетия. Особенности деятельности.

7

Проза начала 19 века. Н. Карамзин и его творческий метод.

8

Поэзия начала века. Г.Р.Державин и его творчество.

9

В.А.Жуковский и его творчество.

10

К.Н. Батюшков как ведущий поэт начала 19 века.

11

И.А. Крылов как знаменитый русский баснописец

12

Драматургия начала 19 века. Творчество А.С.Грибоедова.

13

А.С.Пушкин. Начало творческого пути.

14

А.С.Пушкин. Южная ссылка.

15

Центральный роман Пушкина «Евгений Онегин».

16

Драматургия Пушкина. «Борис Годунов».

17

Проза А.С.Пушкина.

18

Поэты пушкинского времени

19

Е.А. Баратынский и его творчество

20

А.В. Кольцов. Народность и песенность его поэзии.

21

М.Ю. Лермонтов. Начало творческого пути.

22

Период творческого подъёма в творчестве Лермонтова

23

М.Ю.Лермонтов. Драма «Маскарад».

24

Период зрелого творчества Лермонтова.

25

Эпоха создания романа «Герой нашего времени» Лермонтовым

26

Н.В. Гоголь: «Миргород», «Арабески», эстетические взгляды. Драматургия.

27

Н.В. Гоголь: поэма «Мертвые души».

28

Н.В.Гоголь. «Выбранные места». Духовный кризис.

29

Возникновение «Натуральной школы» в середине 19 века.

30

Белинский как представитель «Натуральной школы»








<< предыдущая страница