bigpo.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4 5
Тема 23.

Период творческого подъёма в творчестве Лермонтова

Послание: монологизация жанра. Лирические циклы (ивановский, сушковский, лопухинский).

Динамика лирики Лермонтова: неоднозначность ее оценки в науке (К.Григорьян, У.Фохт, Б.Удодов, Д.Максимов, И.Роднянская и др.). Зрелая лирика: изменение лирического героя (поставлен под контроль действительности: соотнесен с естественным человеком), движение к простоте, возрастание роли подтекста. Сложная субъектная организация лирики; множественность голосов, диалогичность. Новеллизация любовной лирики («Свидание», «Договор»). Диалогизация текста («Не верь себе…», «Есть речи – значенье…»). Культурологическое поле: библейский и пр. коды. Сплетение голосов и притчеобразность (Цикл «Восток»: «Ветка Палестины», «Три пальмы», «Листок»).

Объективация лирического «я».

Баллады как косвенная форма выражения лирического переживания. Внеличностные способы выражения авторского сознания и песенное начало (природно-бытийные символы, параллели, олицетворения, иносказательные пейзажи и т.д.). Ролевая лирика и авторские маски («тюремный цикл», «Бородино», «Завещание»). Два принципа построения лирического субъекта: типизация и сохранение романтического. Дублирование лирических ситуаций в разных тональностях.

Поэмы: концепция жанра и поэтический мир. Ранние романтические поэмы Лермонтова: конфликт, своеобразие героя, сфера повествователя и героя, их соотношение, односубъектность, образ дикой природы. “Кавказский пленник”: «свое» и «чужое». Естественный человек в героической ипостаси (“Последний сын вольности». Фрагментарность, умолчания, недосказанность. Противоречивость авторского взгляда: фатализм в трактовке истории и двойная концовка. Жанр.

Демонизм и его вариации. Героическая ипостась: противоречие и трагизм героя («Литвинка»). Персонификация героического: литературный код (Клара).

Кавказский цикл. “Аул Бастунджи” – голос повествователя как выражение внеличностной точки зрения. Конфликт как столкновение естественного и демонического героев, персонификация внутренней борьбы демонического героя. Несовместимость идеала и демонизма. “Измаил-Бей” – уход от односоставности и центростремительности, единодержавия героя, усложнение характера героя, его неоднозначность. Две линии в поэме как реализация этического и социологического. Идея необратимости исторического развития человечества и духовного развития личности. Стихия лиризма как выражение авторской оценки.

Жанровая динамика: разграничение точек зрения повествователя и героя, возрастание роди субъективного повествования, противоречивость авторского взгляда на мир и оценка героя.

Сашка” как «нравственная поэма». Источники. Ирония, ее смысл и функции. Объективация героя. «Московский текст» в поэме и стихия авторского лиризма. Автобиографический подтекст. Пародирование романтической поэтики. Демонический герой и естественный человек. Антропологическая и социологическая трактовки человека. Герой в соотношении в другими персонажами. Идеал автора и идея Руссо. Прощание с романтизмом.

Поэмы зрелого периода: усложнение семантической структуры, ипостаси демонического героя, повествователь и объективная сфера. Ирония и ее функции: пародия на романтизм и на самого себя. «Онегина размер» в “Тамбовской казначейше”: реалистические тенденции, диалог с читателем. Анекдот и новелла в структуре поэмы. Выход к психологической прозе.


Тема 24.

М.Ю.Лермонтов. Драма «Маскарад».


Философские проблемы драматургии. Жанр пьесы «Маскарад». Антитеза «герой-одиночка – толпа». Арбенин как демоническая личность.

Темы тоски и одиночества в лирике. Изображение высокого идеала в лирических портретах. Обновление жанра баллады.

Цикл романтических поэм «Беглец», «Мцыри», «Демон». Развитие пушкинских традиций. Проблема личности и истории. Романтический бунт.

«Герой нашего времени» – социально-психологический роман. Проблема повествовательной формы и жанра, поэтики. Сходство Печорина с образами «демонических» героев Лермонтова. Критическое изображение светской среды, своеобразие языка.

Белинский о творчестве Лермонтова.


Тема 25.

Период зрелого творчества Лермонтова.


Мцыри” как романтическая поэма: проблема героя.

Философская поэма “Демон” в контексте творчества Лермонтова. Творческая история поэмы. Проблема канонического текста. Библейский миф и его разработка. Сюжет как персонификация представлений о демонизме. Сопряжение многообразных культурных пластов. Полифоничность поэмы. Демон: герой, символ, принцип. Конфликт: его пласты. Монологи Демона и динамика сюжета. Неоднозначность Демона. Финал. Философский смысл поэмы. Метод. Мцыри и Демон как выражение лермонтовской концепции личности.

Поэма “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, ее художественная специфика. Фольклорные традиции. Конфликт. Проблема героя. Историзм.

Драматургия Лермонтова. Ранняя драматургия. (“Люди и страсти”, “Испанцы”, “Два брата”, “Странный человек”). Проблематика. Автобиографизм. Своеобразие конфликта и его художественное решение. Драматургические принципы (автор и герой, роль авторских ремарок, символика).

Драма “Маскарад” в контексте творчества Лермонтова. Мотивы игры, маскарада, судьбы, безумия. Конфликт, персонажи. Поэтика.

Проза Лермонтова, ее место в русской литературе.

Роман “Вадим”. Жанр: поэма в прозе (Б. Эйхенбаум). Философия истории. Тема народного бунта и литературные источники: “Вадим” Лермонтова и “Дубровский” Пушкина. Демонический герой и «двойная» мотивировка его поведения. Мотив бунта. Герой как воплощение идеи мести. Трактовка добра и зла. Специфика психологизма. Поэтика демонизма. Позиция повествователя. Соотношение романтических и реалистических начал. Незавершенность романа.

Княгиня Лиговская” - этап развития психологической прозы Лермонтова. Игровое творческое поведение как источник романа. Герой и среда. Перестройка романной схемы: сюжет и раздвоение роли Печорина (Печорин и Красинский). Мотив бунта: генезис и литературные источники. Психологизм. Условность фигуры повествователя. Изменение функции повествователя: сосредоточенность на мотивировках поступков. Мотивировка проникновения во внутренний мир героя. Незавершенность романа. Реконструкция финала.


Тема 26.

Эпоха создания романа «Герой нашего времени» Лермонтовым

Герой нашего времени” как философско-психологический роман. Печорин как эпохальный тип. Незавершенность и невоплотимость героя. Демонизм Печорина и его мотивировки. Смысл заглавия. Теория Фурье о страстях и объяснение ею высокого зла. Герой как литературный характер. Вампирическое начало. Интертекстуальность романа. Мир и текст. Книжный код. Обусловленность жанра типом героя. Жанровый генезис (связь с поэмой – П.Дебрецени, лирический цикл – А.Журавлева и др.). Переосмысление жанровой формы. Трансформация жанра записок: введение меры очевидца, появление субъективного начала. Жанр путешествий (тема странствий и ее осмысление в эпоху Лермонтова, хронотоп дороги, мотив путешествия и т.д.). Композиция романа: система персонажей в романе (функция женских персонажей), дискретность, новеллистичность композиции, множественность субъектов повествования. Вершинность композиции и ее функция, введение фигуры издателя. Многосубъектность повествования и жанровые формы. Предисловия как комментарий к характеру Печорина. Повести как психологический эксперимент и решение проблемы личности. «Бэла»: схема авантюрного романа и разрушение стереотипов. «Тамань»: схема романтической готики и ее трансформация. Балладная семантика. «Княжна Мери»: схема светской повести и ее усложнение. Печорин как сочинитель и его марионетки. «Фаталист» как философский комментарий к роману. Философский смысл главы “Фаталист”, и ее место в художественной структуре романа. Проблема фатализма, ее актуальность (роман судьбы или роман воли?). Типы фатализма.

Переосмысление дневниковой формы. Автоконцепция личности в дневнике. Дневник как форма воплощения рефлексии. Преодоление традиции рационализма.

Психологизм, дифференциация приемов психологического анализа.

Проблема метода (дискуссия в литературоведении).

Герой нашего времени” в контексте русской и западноевропейской прозы (“Адольф” Б. Констана, “Исповедь сына века” А. де Мюссе).

Живопись, графика Лермонтова-художника и литературное творчество. Лермонтов в воспоминаниях современников, в критике и литературоведении (В. Белинский, А. Григорьев, В. Соловьев, А. Блок, Д. Мережковский, Ю. Айхенвальд, И. Анненский, В. Розанов и др.).


Тема 26.

Н.В. Гоголь: «Миргород», «Арабески», эстетические взгляды. Драматургия.

Творчество Н.В. Гоголя. Гоголь - крупнейший представитель реализма в русской литературе первой половины XIX века. «Гоголевское направление» в истории литературы.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» как романтический сборник. Воплощение народных идеалов в сборнике. Фольклорные источники. Своеобразие смеха, фантастики, карнавализация. Особенности авторской позиции. Пушкин о «Вечерах».

Сборник «Миргород» и его место в творческой эволюции Гоголя. Роль композиции. Проблематика. Реалистические тенденции повестей о помещиках. Своеобразие гоголевского смеха в этих повестях. Идейно-художественная роль рассказчика. Своеобразие гоголевского реализма.

«Петербургские повести». Образ Петербурга. Фантастика и гротеск. Традиционное и новаторское в раскрытии темы бунта. Белинский о повестях Гоголя.

Драматургия Гоголя. Место комедии «Женитьба» в творческом наследии Гоголя. «Ревизор» – комедия нового типа. Реалистическое мастерство в создании комедийных характеров. Художественная функция «обманного мира». Роль художественного пространства и времени, его воплощение. Идейная борьба вокруг комедии.


Тема 27.

Н.В. Гоголь: поэма «Мертвые души».

Поэма «Мертвые души». Творческий замысел и его реализация. Новаторство сюжета, жанра; идейно-художественная роль композиции. Галерея образов помещиков и чиновников. Образ Чичикова. Значение лирических отступлений. Своеобразие творческого метода Гоголя.

Творческая история второго тома «Мертвых душ». «Выбранные места из переписки с друзьями».

Значение гоголевских традиций для дальнейшего развития русского реализма и для модернизма.


Тема 28.

Н.В.Гоголь. «Выбранные места». Духовный кризис.

Поэма «Мертвые души». Замысел и рождение поэмы. Композиция и сюжет поэмы «Мертвые души». истема персонажей поэмы Н.В. Гоголя Внутренние монологи Чичикова и их роль в создании образа антигероя. Анализ эпизода произведения: Чичиков на балу у губернатора. (Из восьмой главы). Поместное дворянство в поэме «Мертвые души». Сравнительный анализ образов помещиков Манилова и Собакевича Роль художественной детали и интерьера в поэме «Мертвые души». Сатирическое изображение действительности и черты комического в поэме Гоголя «Мертвые души» Мастерство писателя в построении диалога Роль лирических отступлений в поэме «Мертвые души» Смысл и значение «Повести о капитане Копейкине». Духовные кризисы Гоголя. «Выбранные места из переписки с друзьями»


Тема 29.

Возникновение «Натуральной школы» в середине 19 века.

«Натуральная школа» как первый этап критического реализма. Хронология. Принципы натуральной школы, сформулированные В.Г. Белинским (антропоцентризм, поэзия действительности, общественный детерминизм). Полемика с романтизмом. Смена знаков в ценностных оппозициях: «личность – общество», «мечта – действительность», «бытие – быт», «поэзия – проза». Актуальные для русской литературы в 40-е годы XIX века проблемы: деромантизации, познания России, народа, крепостного права. Оппозиции, типичные для культурного сознания эпохи: «Петербург – Москва», «столица – провинция», «Россия – Европа», «мы (дворяне) – они (народ)». «Физиология Петербурга» (1845) как художественный манифест натуральной школы. Внимание к «маленькому человеку», исследование социальных углов («Петербургские углы» Н.А. Некрасова). Этнографизм очерка Д.В. Григоровича «Петербургские шарманщики».


Тема 30.

Белинский как представитель «Натуральной школы»

Культурологическое значение очерка В.Г. Белинского «Петербург и Москва». Эстетика «физиологий» (бытовой этнографизм, социальный детерминизм, типизация, установка на достоверность). Очерк как доминирующий жанр времени. «Антон-Горемыка» Д.В. Григоровича и миф о народе в русской литературе XIX века. Крестьянская жизнь в повести, народные типы, очерковая композиция, художественное пространство и время. Экономические и нравственные изъяны крепостного права. Традиции «натуральной школы» в русской литературе XIX века.


3.2. Темы семинарских занятий.


Традиционное и новаторское в поэзии Г. Державина


  1. Ломоносовская традиция в оде Г. Державина «На взятие Измаила».
    Сравнить стихотворение Державина с одой Ломоносова «На взятие Хоти-на», выяснить идейно-тематическую общность и различие произведений, ха-рактер развития темы и использования словесно-изобразительных средств, особенности образа автора.

  2. Новаторство Державина в оде «Фелица»:
    а) новое понимание человека в «Фелице» и обусловленные этим социаль-ные и нравственные идеалы, критерий оценки человека;
    б) новизна в образе автора и в изображении одической героини;
    в) появление в оде сатирического образа и изменение жанровой формы оды. Новаторство в стиле «Фелицы» («забавный русский слог» Державина);
    г) художественная структура образа Мурзы.

  3. Поэтическая бытопись в поэзии Державина («Приглашение к обеду», «Осень во время осады Очакова», «Евгению. Жизнь званская» и др.).
    Изображение быта и природы, мастерство «словесной живописи», кон-кретность поэтического видения мира, философский и нравственный смысл эпикурейских мотивов у Державина.

    ЛИТЕРАТУРА: Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1957 (Б-ка поэта. Большая сер.) или другое комментированное издание, например: Держа-вин Г.Р. Соч. М., 1985 (обязательно ознакомиться с изданием серии «Лит. памятники»: Державин Г.Р. Анакреонтические песни. М., 1987); Белин-ский В.Г. Сочинения Державина (статьи первая и вторая, 1848) – по любому изданию; Западов А.В. Поэты XVIII века. Ломоносов, Державин. М., 1979 (раздел о Державине, главы 2 и 3).



«Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева


  1. Какой изначальной целью задался Путешественник и что позвало его в дорогу?

  2. Как последовательно раскрывается в «Путешествии» судьба народа? Что добавляет каждая глава в изображении народного характера?

  3. Политическая проблематика и художественный строй оды «Вольность». Какое место занимает это стихотворение в смысловом целом «Путешест-вия»?
    Этот вопрос может быть подготовленв виде специального сообщения.

    ЛИТЕРАТУРА: Макогоненко Г.П. Радищев и его время. М., 1956. С. 361-394; История русской поэзии: В 2 т. Л., 1968. Т.1. С. 152-155; Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»: Ком-ментарий. Л., 1974. С. 212-222.

  4. Анализ идейно-художественной структуры глав «Любани» и «Едрово»:
    а) какие композиционные звенья выделяются в данных главах, что общего в их построении?
    б) что узнаем о характере Анюты и ее близких в главе «Едрово»?
    в) каким представляется Путешественник в анализируемых главах?
    5. Каковы особенности повествовательного стиля Радищева (в трактовке А.П. Скафтымова)?

    ЛИТЕРАТУРА: Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. СПб., 1992 (Лит. памятники); Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»: Комментарий. Л., 1974; Скафтымов А.П. О стиле «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева // Скафтымов А.П. Статьи о русской литературе. Саратов, 1958. С. 77-103.



Поэтика повестей Н. Карамзина


  1. Эстетическая позиция Н. Карамзина (анализ программной статьи «Что нужно автору?»).

  2. Повесть «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма:
    а) жанр, сюжет, конфликт, их связь с представлением Карамзина о роли писателя;
    б) принципы и приемы раскрытия характеров: изображение труда, быта, социальной среды; внутренний мир героев, особенности психологизма Ка-рамзина;
    в) специфика пейзажа и его функций;
    г) образ автора, речевой строй повествования;
    д) значение повести в истории русской литературы.

  3. «Остров Борнгольм» - предромантическая повесть.
    Особенности повествовательного тона, сюжета, образов героев, обстоя-тельств действия, пейзажа. Образ автора в повести.

    ЛИТЕРАТУРА: Тексты произведений Н.М. Карамзина – по любому дос-тупному изданию; Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья вторая (разделы о Карамзине) – по любому изданию; Берков П.Н., Макого-ненко Г.П. Жизнь и творчество Н.М. Карамзина // Карамзин Н.М. Избр. соч.: В 2 т. М.; Л., 1964. Т. 1; Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 197-234.



Поэзия Державина и Жуковского


  1. В. Жуковский об отличии романтической, субъективной поэзии от по-эзии объективной (статья «О поэзии древних и новых». См.: Жуковский В.А. Эстетика и критика. М., 1985. С. 287-298, - или: Литературная критика 1800-1820-х годов. М., 1980. С. 84-96).

  2. Элегия Жуковского «Вечер» и стихотворение Державина «Прогулка в Сарском Селе»:
    а) темы и лирические герои стихотворений;
    б) значение пейзажных картин. Как они развертываются в стихотворениях: какими приемами создается эффект движения в описаниях Жуковского в от-личие от статичности описаний Державина?
    в) стиль Жуковского и Державина. Передача цвета и света в их описаниях, различный характер деталей, изобразительная функция эпитетов у Держави-на и изобразительно-выразительное значение эпитетов у Жуковского;
    г) предметная точность слова у Державина и полисемантизм Жуковского;
    д) различие художественного выражения эмоций в стихотворениях двух поэтов. Лирические лейтмотивы в элегии «Вечер».

  3. Баллада Жуковского «Эолова арфа»:
    а) особенности выражения автобиографического подтекста в сюжете баллады;
    б) композиция баллады;
    в) изображение героев в балладе. Психологический «портрет», символиче-ское значение вещественных деталей, роль пейзажа;
    г) лирические лейтмотивы, их содержательный подтекст;
    д) ритмико-мелодический рисунок стиха.

    ЛИТЕРАТУРА: Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. Гл. 1.



Баллада Жуковского «Светлана»



  1. Проследить по тексту и охарактеризовать сюжетно-событийную основу баллады, участие героини в происходящем, изменение душевного состояния Светланы.

  2. Роль автора-повествователя в балладе. Выделить последовательно стро-ки, в которых выражается его отношение к героине.

  3. Картины природы и лирическое настроение.

  4. Значение фантастических элементов в лирическом строе баллады.

  5. Народно-поэтические и бытовые элементы в сюжете и стиле «Светланы».

  6. Эмоциональный лирический лейтмотив и стиль баллады (словесные лейтмотивы, поэтический синтаксис, инструментовка стиха).

  7. Определить общие черты жанра романтической баллады Жуковского, привлекая тексты других баллад («Людмила», «Замок Смальгольм», «Рыцарь Тогенбург», «Эолова арфа» и др.).

    ЛИТЕРАТУРА: Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. Гл. 1; Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975. Гл. 3; Янушке-вич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. Томск, 1985. С. 80-94.



«Мои пенаты» К. Батюшкова


  1. Антитеза идеала и действительности в стихотворении «Мои пенаты» и ее отражение в композиции.

  2. Стилистические приемы создания идеального мира: особенность лексики, образы-символы эпикурейской поэзии, значение вещественных деталей, смеше-ние атрибутов античного и современного быта, звуковая гармонизация стиха.

  3. Жанровые признаки послания в «Моих пенатах».

  4. Условно-литературный облик автора, его отличие от биографического облика К.Н. Батюшкова. Литературные «портреты» поэтов и писателей в стихотворении.

    ЛИТЕРАТУРА: Серман И.З. К. Батюшков. Мои пенаты // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 53-63; Фризман Н.В. Поэзия Батюшкова. М., 1971. Гл. 2; Кошелев В.А. Константин Батюшков. Странствия и страсти. М., 1987. С. 122-132.



Романтическая поэма: «Войнаровский» К. Рылеева


  1. События в структуре поэмы «Войнаровский» и традиционная эпическая основа жанра в предшествущий период (русская поэма XVIII века).

  2. Состав и композиция поэмы. Значение «жизнеописаний» Войнаровского и Мазепы для понимания принципов художественного историзма Рылеева. Спор Истории и Поэзии в «Войнаровском».

  3. Принципы создания характера главного героя («биография», монолог и диалог в поэме, описания природы и душевное состояние Войнаровского).

  4. Образ Мазепы.

  5. Специфика романтического конфликта в «Войнаровском».

  6. Этнографические описания, их роль.

  7. Своеобразие авторского «присутствия» в поэме. Соотнесенность судеб героя и автора.

    ЛИТЕРАТУРА: Архипова А.В. Литературное дело декабристов. Л., 1987. С. 74-77; Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы. Поэзия. М.; Л., 1961. С. 201-212; Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976. Гл. 3, 4).



Комедия А. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий и Молчалин (проблема характера)

Чацкий – Софья – Молчалин. Место этих героев в драматическом конфликте пьесы.
Чацкий как герой декабристского склада. Своеобразие бытового поведения персонажа. Программное содержание гражданской поэзии декабристов и Пушкина в сопоставлении с критическими идеями, пафосом, стилем монологов Чацкого.
Что можно узнать о единомышленниках Чацкого из текста пьесы?
Суждения других персонажей о Чацком в начале комедии, затем в связи с нарастанием и разрешением конфликта.
Образ Молчалина, бытовое поведение и жизненная философия героя (проследить последовательно сценическую ситуацию всех явлений с участием Молчалина).
Молчалин и окружающая среда. Оценки, данные Молчалину дргими персонажами, отношение Софьи к герою своего романа, позиция Молчалина в беседах с Чацким.
«Молчалинские» суждения и поступки других действующих лиц.
Художественные принципы сатирического обобщения в комедии Грибоедова и рационалистическая структура образа в литературе классицизма.
Этот вопрос может быть подготовлен в качестве специального сообщения с использованием статьи Ю.Н. Тынянова «Сюжет „Горя от ума»« (см.: Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1969. С. 347-379).
Чацкий и Молчалин – противоборствующие силы в духовном развитии общества. Историческое и общечеловеческое, психологическое в конфликте и развязке комедии.

ЛИТЕРАТУРА: Грибоедов А.С. Горе от ума / Изд. подгот. Н.К. Пиксанов при участии А.Л. Гришунина. М., 1969; 2-е изд. М., 1988. (Лит. памятники); Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни // Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб., 1994. С.331-384; Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. 2-е изд. М., 1974; Борисов Ю.Н. 1) «Горе от ума» и русская стихотворная ко-медия: (У истоков жанра). Саратов, 1978; 2) «Горе от ума». Жизненный кон-текст и противоречия эпохи // Лит. в школе. М., 1980. № 3. С. 12-20.


Конфликт и образы в комедии А.С. Грибоедова

«Горе от ума» (2 ч.)


Вопросы:

1. Театральная ситуация в России первой трети XIX века и комедия Грибоедова.

2. Конфликт «старого» и «нового» в комедии.

3. История создания комедии, ее путь в печать и на сцену.

4. Центральные образы «Горя от ума»:

а) Чацкий (Чацкий и Чаадаев, истолкование образа И.А. Гончаровым и А.С. Пушкиным);

б) Фамусов и Молчалин;

в) Софья Фамусова и Владимир Ленский: сравнительная характеристика.

5. Черты классицизма в художественной структуре комедии. Трансформация Грибоедовым канонов классицистической драмы.

6. Язык и стих комедии. Принцип языковой дифференциации персонажей. Пушкин о языке «Горя от ума».


Список литературы:

А.С. Грибоедов в русской критике. – М., 1959.

Гончаров И.А. Мильон терзаний (любое издание).

Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова (любое издание).

Проскурина В.Ю. Диалоги с Чацким // «Столетья не сотрут...»: Русские классики и их читатели. – М.: Книга, 1988.


«Евгений Онегин» А.С. Пушкина как первый реалистический роман в русской литературе (4 ч.)


Вопросы:

1. Полемика с романтизмом в ходе работы Пушкина над романом: переосмысление типа романтического героя, пародирование сюжетных схем и центральных мотивов романтической литературы в романе.

2. Принцип противоречий как основная стилевая черта «Евгения Онегина».

3. Своеобразие жанра «Евгения Онегина» – «роман в стихах».

4. Центральные образы романа: Онегин, Татьяна, Ленский. Проблема «самостоянья» человека в романе.


Список литературы:

Благой Д.Д. Пушкин – зодчий // Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней: В 2 т. Т.2. – М.: Худ. лит., 1979. – С. 156–170.

Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина (очерки). – М.: Наука, 1974.

Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957.

Долинина Н. Прочитаем «Онегина» вместе. – Л., 1971.

Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. – Л.: Просвещение, 1983.

Лотман Ю.М. Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина» //Лотман Ю.М. В школе художественного слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Просвещение, 1988. – С.30–107.

Смирнов А.С. Традиции романтической иронии в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина // Смирнов А.С. Романтическая ирония в русской литературе первой половины XIX века и творчество Н.В. Гоголя. – Гродно: ГрГУ, 2004. – С.110–119.


«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова как психологический роман (2 ч.)


Вопросы:

  1. Образ Печорина как «лишнего человека». Печорин и Онегин.

  2. «Герой нашего времени» как психологический роман. Различные точки зрения на Печорина в романе: автор, повествователь, герои, саморефлексия персонажа, «двойники» Печорина.

  3. Композиция романа и ее значение для воплощения авторского замысла.

  4. Проблема творческого метода романа. Художественные достижения романтической прозы, использованные в романе Лермонтовым.


Список литературы:

Белинский В.Г. «Герой нашего времени», сочинение М. Лермонтова (любое издание).

Лермонтов: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2002.

Мануйлов В.А. «Герой нашего времени»: Комментарий. – М.–Л., 1966.

Марченко А.М. Печорин: знакомый и незнакомый // «Столетья не сотрут...»: Русские классики и их читатели. – М.: Книга, 1988.

Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова. – М., 1957.


«Мертвые души» Н.В. Гоголя: замысел и воплощение

(4 ч.)


Вопросы:

  1. Замысел поэмы и проблема его воплощения. «Мертвые души» и «Божественная комедия» Данте.

  2. Национальный масштаб поэмы. Семантическое поле «русское» в «Мертвых душах».

  3. Образы помещиков. Проблема героя и образ Чичикова.

  4. Авторская позиция в диалоге повествователя и героев.


Список литературы:

Манн Ю.В. В поисках живой души. – М.: Книга, 1984.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя (любое издание).

Машинский С.И. Художественный мир Гоголя (любое издание).

Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». – М.: Наука, 1987.

Смирнов А.С. Романтическая ирония в русской литературе первой половины XIX века и творчество Н.В. Гоголя. – Гродно: ГрГУ, 2004. – С.94–103.

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

41. Контрольные работы

Отечественная литература ХIХ века


Контрольная работа 1.

Художественные особенности лирики В.А. Жуковского (на примере стихотворения «Невыразимое»).


Вопросы:

  1. Система оппозиций в стихотворении: динамическое (природа) – статичное (искусство).

  2. Антиномическая структура понятия «природа»: сущность и формы выражения.

  3. Содержание поэтического идеала Жуковского в стихотворении. Специфика его определения поэтом.

  4. Лирический конфликт стихотворения (его связь с жанровым определением) и способ его разрешения.



Список литературы:

Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики (любое издание).

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М.: Наука, 1976; или: Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. – М.: Аспект Пресс, 1995 (гл.: «Выразимо ли «невыразимое»).

Фридлендер Г.М. Спорные и очередные вопросы изучения Жуковского // Жуковский и русская культура. – Л., 1987.


Контрольная работа 2.

Историзм и гуманизм Пушкина: «Капитанская дочка»


Вопросы:

  1. Причины обращения А.С. Пушкина к изучению истории Пугачевского восстания после восстания декабристов.

  2. Трансформация центрального образа дворянина от «Дубровского» к «Капитанской дочке» и ее причины.

  3. Пугачевский бунт в оценке персонажей: Пугачева и Гринева – и автора. Калмыцкая сказка и ее интерпретации.

  4. Пугачев «Истории Пугачевского бунта» и Пугачев «Капитанской дочки».

  5. Долг и человечность в «Капитанской дочке».


Список литературы:

Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю.М. В школе художественного слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Просвещение, 1988.

Цветаева М.И. Пушкин и Пугачев // Цветаева М.И. Сочинения: В 2 т. Т.2. – Минск: Нар. асвета, 1989. – С.345–354.


Контрольная работа 3.

Проблема личности и государства в «Медном всаднике»

А.С. Пушкина


Вопросы:

  1. Тема Петра I в творчестве Пушкина от «Полтавы» к «Медному всаднику».

  2. Символика образов поэмы: медный всадник (памятник) и «Медный всадник». Образ стихии и его значение.

  3. Петровские преобразования в оценке Пушкина.

  4. Образ Евгения. Проблема личности и государства в поэме.

  5. Стиль Пушкина и сюжет поэмы.


Список литературы:

Анненков П.В. Общественные идеалы Пушкина // Анненков П.В. Пушкин в Александровскую эпоху. – Минск: Лимариус, 1998. – С.249–251.

Благой Д.Д. Пушкин – зодчий // Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней: В 2 т. Т.2. – М.: Худ. лит., 1979. – С.171–191.

Мейлах Б.С. «... Сквозь магический кристалл...»: Пути в мир Пушкина. – М.: Высшая школа, 1990. – С.115–136.

Осповат А.Л., Тименчик Р.Д. «Печальну повесть сохранить...» – М.: Книга, 1987.


Контрольная работа 4.



<< предыдущая страница   следующая страница >>