bigpo.ru
добавить свой файл
1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Историко-филологический факультет

Кафедра истории России

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

032600 ДПП.Ф.06.1 Отечественная историография

Аннотация

Дисциплина «Отечетственная историография» рассчитана на студентов очной формы обучения по специальности 032600 История.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования», специальность 032600 История; «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008 г., № 8, ст. 731), письмом Министерства образования Российской Федерации от 19 мая 2000 г. №14-52-357ин/13, письмом Рособрнадзора от 17 апреля 2006 г. №02-55-77ин/ак, Уставом ТГПУ; «Положением об Учебно-методическом комплексе» (утверждено Ученым Советом ТГПУ 06 ноября 2008 г.), положением «О программах учебных дисциплин» (утверждено Ученым Советом ТГПУ 2011 г.).

Составные компоненты учебно-методического комплекса:

-аннотация к Учебно-методическому комплексу

-рабочая программа по дисциплине, с методическими рекомендациями к изучению дисциплины и материалами, устанавливающими содержание и порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций по дисциплине, и содержание, выносимое на итоговую аттестацию (вопросы для самостоятельной работы, вопросы для экзамена)

- материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущих, промежуточных и итоговых аттестаций по дисциплине.


Авторы-составители учебно-методического комплекса

к.и.н.., доцент кафедры истории России

Кинёв С.Л.

к.и.н, д.ф.н., профессор кафедры истории России

Сазонова Н.И.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Рф

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


РАБОЧАЯ программа дисциплины


032600 ДПП.Ф.06.1 Отечественная историография


1.Цель и задачи дисциплины

Цель курса лекций - дать студентам, специализирующимся нa отечественной истории, представление о процессе становления развития отечественного историописания, то есть о том, каким Образом российская история писалась российскими же историками.

Задачи дисциплины:

  • очертить предмет историографии русской истории, дать студентам определения основных терминов, задач, принципов и методов историографии как науки;

  • дать представление о летописании и начале русской историографии, о развитии историографии XVIII в., об основных травлениях исторической мысли в России в XIX - XX в;

  • показать эволюцию основных исторических концепций, их горетико-методологических основ;

  • познакомить студентов с творчеством наиболее значимых историков России XVIII - XX вв.

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны:

  • иметь представление о предмете историографии русской истории

  • знать основные термины, задачи, принципы и методы историографии как науки;

  • иметь представление о летописании и начале русской историографии, о развитии историографии XVIII в., об основных направлениях исторической мысли в России в XIX - XX в;

  • понимать эволюцию основных исторических концепций, их теоретико-методологических основ.

3. Объём дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины




VI

Аудиторные занятия

48




Лекции

32




Практические занятия

16




Самостоятельная работа

132




Вид итогового контроля

экзамен

экзамен



4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


№>

Наименование темы

Лекции

Семинары

С/р

1

Вводная лекция.

2




10
















2

Историческая память: устные жанры. Русское летописание

2

2

10

3

Историография XVIII в.

2

2

10

4

Николай Михайлович Карамзин

2

2

10

5

Критическое направление в отечественной историографии

4

2

10

6

Государственная школа в русской историографии

4

2

10

7

Петербургская историческая школа

2

2

10

8

Историческая наука в первые десятилетия советской власти.

4

2

10

9

Исторические исследования в период Великой Отечественной Войны.

2

2

10

10

Советская историческая наука в послевоенный период.

2




14

11

«Оттепель» и. «Застой» в исторической науке

4 .




14

12

«Перестройка». История в кризисе.

4




14




Итого

32

16

132



4.2. Содержание разделов дисциплины

Вводная лекция.

Предмет и задачи историографии Определение термина и предмета историографии. Задачи,принципы и методы историографии. Понятия историографического факта и историографического источника.

Тема 1. Историческая память: устные жанры. Русское летописание.

Мифология. Проблема реконструкции мифологии славян. Русский эпос. Архаическая и героическая былина, историческая пепня. Не эпические формы исторической памяти: легенды и предания.

Начало русского летописания: источники и время происхождения. Древнейшие летописные своды. «Повесть временных лет». Местные летописи. Структура летописей. •» Московские общерусские летописи. Летописные своды XVII в. Сибирские летописные своды.

Тема 2. Рационалистическая историография конца XVII-XVIII в. Историческая мысль в первой четверти XVIII века. Смена парадигм в Европейской истории. Рационализм. «История дьяка Поликарпова. «Ядро российской истории» А.И. Манкиева. Исторические труды Ф. Прокоповича, П.П. Шафирова.

В.Н. Татищев. Биография и историческая концепция. Значение творчества В.Н. Татищева. Дискуссии середины XVIII века о русской истории. Норманнская теория происхождения Руси и русского государства. Г.З. Байер, О. Далин, Г.Ф. Миллер, Л.А. Шлёцер, М.В. Ломоносов.

Историческая мысль и общество России* во второй половине XVIII века. Влияние идей европейского Просвещения. Рост национального исторического сознания.

М.М. Щербатов. Биография. Историческая концепция. Основные труды.

И.Н. Болтин. Биография. Исторические труды. Значение для развития русской истории.

Темя 3. Николай Михайлович Карамзин Биография. Литературная и общественная деятельность. Принципы историописания. Карамзин о предназначении истории. Источники его сочинений. Гуманизм и консерватизм. Периодизация истории. Оценка «Истории государства Российского» современниками. Значение сочинений Н.М. Карамзина для истории и культуры России.

Тема 4. Критическое направление в отечественной историографии первой половины XIX века

Начало критической истории. Скептики. М.Т. Каченовский. Биография. Критика баснословного» периода русской истории. Создание московской критической школы. Сочинения и основные идеи Арцыбашева.

Н.А. Полевой. Биография. Общественная и литературная деятельность. «История . русского народа». Критика П.. Карамзина. Концепция истории России.

Тема 5. Государственная школа в русской историографии.

Влияние либеральных идей на русскую историографию. К. Д. Кавелин. Биография. Литературная и общественная, педагогическая деятельность. Исторические сочинения. Основы Юридической (государственной концепции) русской истории. Полемика со славянофилами.

Б.Н. Чичерин. Биография. Общественная и педагогическая еятельность. Исторические и историко-философские труды, [сторическая концепция. Развитие государственной теории, еория «закрепощения и раскрепощения сословий».

С.М. Соловьев. Биография. Научная, педагогическая и общественная деятельность. Основные труды. Историческая концепция. Теоретико-философские основания, развитие концепции государственной школы, периодизация истории, географический фактор в истории русского народа и государства. Значение творчества С.М. Соловьева для русской культуры.

В. О. Ключевский. Биография. Научная карьера, педагогическая и общественная деятельность. Труды по истории. Историческая концепция, ее философская основа, особенности русской истории в трактовке В.О. Ключевского, периодизация истории России - характеристика Руси Киевской, Верхневолжской, Московской и Императорской. Значение творчества В.О. Ключевского для мировой культуры.

Тема 6 Историческая школа Санкт-Петербургского университета

С.Ф. Платонов. Биография. Научно-педагогическая деятельность. Концепция истории России.

А.Е. Пресняков. Биография. Концепция истории России. Н.П. Павлов-Сильванский, его теория русского феодализма. Итоги российской историографии домарксистского

периода.

Тема 7. Историческая наука в первые десятилетия советской власти.

Общественно-политические условия развития отечественной исторической науки в первые годы установления Советской власти. Организация первых марксистских исторических научных и педагогических центров, их задачи и направления деятельности. Реорганизация архивного дела. Перестройка системы высшего исторического образования. Роль М.Н. Покровского в становлении советской марксистской исторической науки. Взаимоотношения Советского правительства и "старых" специалистов-историков. Основная проблематика исторических исследований

Особенности внутренней и внешней политики Советского государства, их влияние на историческую науку. Реорганизация и укрепление организационной базы историков-марксистов. Ликвидация РАНИИОН. "Академическое дело". Превращение большевистского направления в исторической науке в монопольное и доминирующее. Роль "Краткого курса истории ВКП(б)" в создании новой концепции отечественной и всемирной истории. Репрессии 1935 - 1937 гг. "Сталинизация" советской исторической науки в 30-е гг. XX в.

Постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 16 мая 1934 г. "О преподавании гражданской истории в школах СССР" Реорганизация высшего и среднего исторического образования. Создание школьных и вузовских учебников по отечественной истории.

Тема 8. Исторические исследования в период Великой Отечественной Войны.

Условия, трудности и задачи работы историков в обстановке войны. Основные особенности двух периодов в истории советской исторической науки в годы Великой Отечественной войны. Преобладание военно-патриотической проблематики. Продолжение исследования принципиальных проблем отечественной истории.

Начало сбора документов по истории Великой Отечественной войны. Деятельность Комиссии по созданию истории Великой Отечественной войны. Первые публикации мемуаров и военно-исторических исследований. Насаждение сталинской концепции истории Великой Отечественной войны.

Тема 9. Советская историческая наука в послевоенный период.

Условия развития и задачи отечественной исторической науки в послевоенный период. Дискуссии о периодизации отечественной истории, складывании Российского централизованного государства, генезисе феодализма, формировании капиталистического уклада и др. Отражение состояния советской исторической науки в обобщающих "Очерках истории СССР периода феодализма". Результаты исследования проблем истории России XIX - начала XX в. Начало монографической разработки проблем истории советского общества. Формирование основ советской концепции отечественной истории.

Тема 10. «Оттепель» и «застой» в исторической науке.

Значение решений XX съезда КПСС для развития отечественной исторической науки. Развертывание источниковедческой и археографической работы. Расширение проблематики исследований. Попытки обновления "сталинистской" схемы отечественной истории. Дискуссии по теоретико-методологическим и конкретно-историческим проблемам отечественной истории. "Новое направление" в изучении истории России начала XX в. Оформление советской концепции отечественной истории в ряде монографических и обобщающих трудов.

Создание Научного совета по проблеме "История исторической науки" при Отделении истории АН СССР. Публикация "Очерков истории исторической науки в СССР" и других работ по историографии. Дискуссия о периодизации истории отечественной исторической науки. Усиление партийного вмешательства в деятельность научно-исторических учреждений с конца 60-х гг. XX в. Попытки возрождения "сталинизации" советской исторической науки и проявление в ней признаков застоя. Развитие вспомогательных исторических дисциплин, источниковедения и историографии. Публикации исторических источников и исследований в ходе юбилейных кампаний.

Тема 11. «Перестройка». История в кризисе.

Влияние политики перестройки на состояние советской исторической науки. Повышение интереса общества к конкретным проблемам отечественной истории и ее теоретическому осмыслению. Формирование трех типов нового общественного исторического сознания. Вторая волна теоретико-методологического обновления советской марксистской концепции отечественной истории. Расширение и углубление проблематики исследований. Заполнение "белых пятен" в истории. Дискуссии об альтернативности в истории. Первые попытки обогащения советской исторической концепции через восприятие достижений зарубежной историософии. Поиски новых теоретико-методологических основ изучения истории. Отказ от марксизма в его "сталинистской" (большевистской) форме. Внедрение в научную и учебную литературу новых подходов к периодизации, изучению отдельных проблем отечественной истории. Преодоление идейной и интеллектуальной самоизоляции отечественных историков от зарубежной историографии.

Актуальные задачи отечественной историографии: разработка теоретико-методологических вопросов; накопление источниково-информационной основы исследований и совершенствование методики ее использования; расширение проблематики исследований, заполнение "белых пятен". Основные итоги и перспективы развития отечественной исторической науки.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1 Рекомендуемая литература.

а) обязательная литература

  1. Наумова, Г.Р. Историография истории России [Текст]:учебное пособие для вузов/Г. Р. Наумова, А. Е. Шикло.-М.:Академия, 2011.-479с.

  2. Программа дисциплины ДДС.09 Отечественная историография [Текст]:спец. География - история/Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ, ИГФ, Кафедра истории России ; [сост. С. Л. Кинев].-Томск:издательство ТГПУ,2008.-11 с.

б) дополнительная литература

  1. Горская, Н.А. Русская феодальная деревня в историографии ХХ века [Текст]:[монография]/Н. А. Горская.-М.:Памятники исторической мысли,2006.-360, [3] c.

  2. Зайцев, И.В. Крымская историографическая традиция XV-XIX веков [Текст]:пути развития : рукописи, тексты и источники/И. В. Зайцев ; Институт востоковедения РАН.-М.:Восточная литература,2009.-301, [3] с.

  3. Историография истории России до 1917 года:В 2 т.: Учебник для вузов/[М. Ю. Лачаева, Н. М. Рогожин, Г. Р. Наумова и др.]; Под ред. М. Ю. Лачаевой.-М.:ВЛАДОС.-(Учебник для вузов). Т. 2.-2004.-383 с.

  4. Историография истории России до 1917 года:Учебник для вузов : в 2 т./[А. Г. Кузьмин, М. Ю. Лачаева, Н. М. Рогожин и др.]; Под ред. М. Ю. Лачаевой.-М.:ВЛАДОС.-(Учебник для вузов). Т. 1.-2004.-382 с.

  5. Кип, Д. Эпоха Иосифа Сталина в России [Текст]=Stalinism:современная историография/Джон Кип, Алтер Литвин ; [пер. с англ. В. И. Матузовой].-2-е изд.-М.:РОССПЭН [и др.],2009.-327 с.

  6. Коллингвуд, Робин Джордж. Идея истории. Автобиография [Текст]=The idea of history/Р. Дж. Коллингвуд ; пер., коммент. Ю. А. Асеева ; ст. М. А. Кисселя.-М.:Наука,1980.-485 с.

  7. Кривошеев Ю.В., Дворниченко А.Ю. Изгнание науки: российская историография в 20-х - начале 30-х годов XX века // Отечественная история. -1994.-№3.-С. 143-158.

  8. Криницкая, Г.С. Б. Н. Чичерин: концепция мировой истории [Текст]/Г. С. Криницкая.-2-е изд., испр. и доп.-Томск:издательство ТГУ,2008.-396 с.

  9. Методологические и историографические вопросы исторической науки [Текст]:[сборник]/ред. : Б. Г. Могильницкий (отв. ред.), В. М. Мучник, Н. С. Черкасов.-Томск:издательство ТГУ. Вып. 21.-1994.-223, [1] с.

  10. Методологический синтез : прошлое, настоящее, возможные перспективы [Текст]:[монография]/[ред. : Б. Г. Могильницкий [и др.].-М.:Логос,2005.-186, [5] с.

  11. Одиссей. Человек в истории. 1992 [Текст]:историк и время : [сборник]/[отв. ред. А. Я. Гуревич].-М.:Кругъ,1994.-223 с.

  12. Репина, Л.П. История исторического знания [Текст]:учебное пособие для вузов/Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова.-2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2006.-288 с.

  13. Савельева, И.М. Знание о прошлом : теория и история [Текст]:в 2 томах/И. М. Савельева, А. В. Полетаев.-СПб.:Наука. Т. 2:Образы прошлого.-2006.-749, [1] с.

  14. Соколов, В.Ю. История в отсутствие человека:Некоторые особенности развития отечественной историографии в 1920-1930-е годы/В. Ю. Соколов; Под ред. М. Е. Плотниковой.-Томск:Издательство ТГУ,1994.-254, [2] с.

  15. Человек-текст-эпоха [Текст]:[сборник научных статей и материалов]/ТГУ.-Томск:Издательство ТГУ. Вып. 2:Современные проблемы источниковедения / [под ред. В. П. Зиновьева, Е. Е. Дутчак].-2006.-295 с.

  16. Шапиро, А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г. [Текст]:учебное пособие/А. Л. Шапиро.-2-е изд., испр. и доп.-М.:Культура,1993.-761 с.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Специализированная лаборатория, класс, стенды не предусмотрены.

8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю:

Курс историографии предполагает изложение информации об истории исторического знания (не только науки) в двух традициях, устной и письменной. Особый акцент должен быть сделан на объяснение процесса эволюции исторического знания в связи с изменением общественного сознания.

8.2. Методические указания для студентов:

8.2.1 Перечень примерных вопросов к экзамену:

  1. Историография: предмет, задачи и методы исследования

  2. Зарождение и этапы развития историографии.

  3. Миф как форма исторической памяти. Эпос как форма исторической памяти. Былины

  1. Эпос как форма исторической памяти. Исторические песни.

  2. Легенды и предания.

  3. Зарождение летописания. Цель создания и основная идея Повести временных лет.

  4. Летописание домонгольского периода основные формы и содержание.

  5. Русское летописание конца XIII - середины XV вв.

10.Великокняжеское и «независимое» летописание 70-х - 80-х гг. XV в. Основные центры и идейное содержание.

11.Русское летописание в XVI в.

12.Позднее русское летописание XVII в.

13.Сибирские летописи. Особенности формы и содержания.

14.Исторические повести. Жанр и его эволюция.

15.Начало рационалистического историописания в конце XVII – начале XVIII вв.

16.Вклад В.Н. Татищев: историческая концепция, вклад в развитие исторической науки.

17.Г.Ф. Миллер и Г.З. Байер. Формирование норманизма в России.

18.А.Л. Шлёцер и его вклад в развитие источниковедение русской истории.

19.Русская историческая наука второй половины XVIII в. М.М. Щербатов, И.Н. Болтин.

20.Н.М. Карамзин: историческая концепция. Теоретические идеи

21. Скептическая школа.

22.Историческая концепция А. Полевого.

23.Научная деятельность и исторические идеи М.П. Погодина.

24.Вклад славянофилов в развитие российской исторической науки.

25.Государственная историческая школа: С.М. Соловьёв.

26.К.Д. Кавелин и его вклад в развитие русской исторической науки.

27.Историко-философские идеи Б.Н. Чичерина.

28.Историческая концепция Ключевского.

29.Санкт-Петербургская школа. Научная деятельность С.Ф. Платонова.

30.Новые подходы к изучению русской истории. А.Е. Пресняков.

31.М.П. Павлов-Сильванский: концепция русского феодализма

32.Складывание советской исторической науки в 1920-х - 1930- х гг. Основные тенденции.

33.Первые марксистские исторические научные и педагогические центры: основание и задачи.

34.Формирование и основные направления исследований зарубежной русской историографии.

35.Влияние идеологии и государственной политики СССР на развитие исторической науки.

36.Научные дискуссии рубежа 1920-х - 1930-х гг. Рост идеологического давления на историческую науку.

37.Репрессии в отношении историков старой школы и историков-марксистов в 1930-х гг. «Академическое дело». Репрессии 1935-1937 гг.

38.Основные направления исследований в 20-х - 40-х гг. XX века.

39.Историческая наука во время Великой отечественной войны.

40.Основные тенденции развития исторической науки в СCCP в 1940-е -1950-е гг.

41.Дискуссии о периодизации русской истории в 1940-х— 1950-х гг.

42.Расширение проблематики исследований в период «Оттепели».

43.Попытки обновления "сталинистской" схемы отечественной истории. Дискуссии по теоретико-методологическим и конкретно-историческим проблемам отечественной истории.

44.Кризис советской исторической науки в 1960-х - 1980- х гг. «Новое направление» и его разгром.

45.1985-1991 гг. Поиски путей развития исторической науки.

46.Вторая волна теоретико-методологического обновления советской марксистской концепции отечественной истории.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным

стандартом высшего профессионального образования по специальности 032600 История

Программу составили:

к.и.н., доцент кафедры истории России С.Л. Кинёв

д.ф.н., к.и.н., профессор кафедры истории России Н.И.Сазонова


Содержание и порядок проведения текущих, промежуточных и итоговых аттестаций по дисциплине

  1. Текущая аттестация.

Текущая аттестация проводится в форме контрольной точки по дисциплине.

Текущий контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия в следующих формах:

  • микроконтрольные работы;

  • контрольные работы;

  • письменные домашние задания;

  • написание эссе;

  • подготовка докладов, рефератов, выступлений;

  • подготовка отчетов, групповых и индивидуальных проектов;

  • промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.

  1. Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация (зачет) проводятся по данной дисциплине в форме тестирования и других форм контроля.

Промежуточная аттестация (экзамен) проводятся по данной дисциплине в форме тестирования и других форм контроля.

Экзамен проводится следующим образом:

1. тестирование;

2. по утвержденным для данной дисциплины билетам.

  1. Итоговая аттестация

Вынесение вопросов по дисциплине на итоговую аттестацию не предусмотрено.