bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 9 10




учебноЕ ПОСОБИЕ

для аспирантов

и соискателей


автор-составитель

Осанов А.А.


владимир 2008

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЛАДИМИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК


ИСТОРИЯ И

ФИЛОСОФИЯ

НАУКИ


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ИСТОРИЯ НАУКИ


История и философия науки: учебное пособие для аспирантов и соискателей. Ч.1. Владимир: ВИБ, 2008. – 160 с.


Автор-составитель: Осанов Алексей Александрович, кандидат философских наук, доцент


Учебное пособие по дисциплине «История и философия науки» разработано в соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации о подготовке научных кадров через аспирантуру. Пособие адресовано аспирантам и соискателям для подготовки к экзамену по кандидатскому минимуму «История и философия науки». Содержит теоретический материал (конспект), фрагменты текстов (хрестоматия) и справочный материал (словарь)

Рекомендуется также студентам и магистрам, готовящимся к сдаче экзаменов по философии и/или истории и философии науки, а также преподавателям и научным работникам, интересующимся проблемами философии науки и желающим обновить свои знания.


© Осанов А.А., 2008

© Владимирский институт бизнеса, 2008

3 оглавление


ВВЕДЕНИЕ:

ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬ­НОСТИ


ТЕМА:

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ




4 словарь


конспект этапы развития научной рациональности


Наука как целостный феномен проходит в своем развитии несколько основных этапов (причем, о науке в подлинном значении этого слова можно говорить, начиная с эпохи классики, точнее с XVII века).

 доклассический (протонаука преднаука);

 доклассический (античная и средневековая наука);

 классический

 неклассический,

 постнеклассический (современный).

На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. Немаловажными критериями (основаниями) данной периодизации являются соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания, идеалы научной рациональности, отношение к знанию и возможностей познания, тип (стиль) научной рациональности и философской ментальности, особенности картины мира, проблемное поле и многое другое.


5 словарь


Онто-тео-телео-фалло-фоно-лого-центризм

комплекс парадигмальных установок культуры классического типа, фундированной:  пре­зумпцией возможности создания картины мира;  презумпцией объясняющей все вне­шней квази-причиной;  презумпцией целесообразности;  презум­пцией мужского стиля мышления;  презумпцией произнесенного;  презумпцией наличия глубинного имманентного смысла во всем

конспект этапы развития научной рациональности


Протонаука: не выходит за рамки обыденного познания

1 этап: Древняя Греция:  работа не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями;  из всех понятий выводится аксиома, а из нее с помощью логического обоснования выводятся новые понятия.

Средневековая европейская наука:  научное знание ориентируется на теологизм;  ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа

3 этап: Новоевропейская классическая наука (15-16 вв):  лавиноообразный интерес к научному знанию;  научная мысль начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность;  анализ и синтез рациональных находок преднауки;  начинают преобладать экспериментальные знания;  наука формируется как социальный институт;  начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки

4 этап: Неклассическая наука: критика классической науки с позиций гуманитарной интеллектуальной традиции

5 этап: Постнеклассическая наука современный этап развития научного познания, окончательное преодоление онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентриз­ма классической науки

6 оглавление


ВВЕДЕНИЕ:

ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬ­НОСТИ


ТЕМА:

ПРОТОГЕНЕЗ НАУКИ


Лит.:

Постмодернизм: Энциклопедия. Мн., 2002.




7 словарь


Протогене’з науки

этап развития, предшествующий возникновению науки как таковой и связанный с формированием преднауки.

Особенности:

 не выходит за рамки обыденного познания (при изучении окружающей действительности пользуется эмпирическими образами, а не теоретическими моделями)

 не использует логические доказательства для получения знания


конспект протонаука


Процесс зарождения научного знания связан с серией концептуальных революций, обусловивших переходы:

От мифа к логосу:

 отказ от «оборотнической логики» мифа и оформление фундаментальных принципов научной идеологии

 замена личностного отношения к действительности объектно-субстанциальным [разрушение мифологического тождества человека и действительности]

 упразднение мифологической логики абсурда и формирование естественного истолкования событий (становление причинно-следственной типологизации явлений).

 конституирование элементов объектного мышления, ориентированного на получение знания об объективном сущем.

От логоса к преднауке:

 выработка знания путем полярных индуктивных обобщений,

 стихийность процессов изменения знания,

 нет фундаментальности (решение только прикладных задач),

 иррациональность науки (полумистическое, сакральное занятие, священодейство),

 отсутствие систематичности (выполнение исчислений носящих частный характер).

8 оглавление


ЛЕКЦИЯ:

НАУКА В АНТИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ


ТЕМА:

ПЕРИОДИЗИЦИЯ АНТИЧНОЙ ЭПОХИ


Лит.:

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.



9 словарь


Ко’смос

(греч. kosmos - Вселенная) - мир, мыслимый как упорядоченное единство (в противоположность хаосу). Впервые мир был назван космосом Пифагором, который обратил внимание на царящие в нем порядок и гармонию.


конспект картина мира эпохи Античности


Картина мира эпохи Античности носит космоцентрический характер: ее спецификой является стремление понять сущность природы и гармонию космоса. Космос представляется как нечто совершенное и устойчивое: в нем могут протекать или не протекать изменения, но в целом он остается неизменным в своем совершенстве.

Человек рассматривается как вещь среди вещей: отсутствует понятие индивида (каждый – один из), искажено понятие свободы: человек выполняет отведенное ему земное предназначение, вытекающее из принадлежности вечному космосу, и социальное предназначение, вытекающее из принадлежности обществу.

Тем не менее Античность стимулировала разработку целого спектра научных и философских систем, конкурирующих между собой, вводящих различные концепции мироздания и различные идеалы социального устройства, выработала категориальные основания научного поиска. Все это явилось предпосылкой перехода от преднауки к науке в собственном смысле слова.

10 оглавление


ЛЕКЦИЯ:

НАУКА В АНТИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ


ТЕМА:

НАУЧНЫЕ ПРОГРАММЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ: МАТЕМАТИЧЕСКАЯ


Лит.:

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.



11 словарь


Математические построения относятся к сфере идеального бытия и априорного (доопытного) понимания. Чистая математика в состоянии вывести, просто "вычислить", свои результаты с помощью некоторых простых понятий и предположений, "аксиом", посредством чисто логических заключений.


конспект Античность: математическая программа


Переход античной философии в V-VI в. до н.э. к созерцательному умозрительному постижению сущности (идеализации) способствовал формированию научного стиля мышления, в частности внедрению систематических доказательств, рациональных обоснований, дедуктивного мышления, использования абстрактных объектов.

Математическая программа

Развитие математической программы в античной философии науки связано с пифагорейцами, эллеатами, Платоном и Евклидом. В рамках данной научной программы предпринимаются попытки объяснить гармоничность мироустройства [cosmos (греч.) – гармония, порядок] через числовые отношения (пифагорейцы), очерчиваются проблемы соотношения конечного и бесконечного, движения и покоя, прерывного и беспрерывного (Пифагор, Парменид, Зенон), обосновывается возможность и необходимость возникновения чистой математики, т.е. санкционируется отделение математики от практических задач (Пифагор, Платон). Своей вершины математическая программа достигает в образе геометрии Евклида, в основе которой лежат аксиомы, постулаты и определения.

12 оглавление


ЛЕКЦИЯ:

НАУКА В АНТИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ


ТЕМА:

НАУЧНЫЕ ПРОГРАММЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ: ФИЗИЧЕСКАЯ


Лит.:

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.



13 словарь


Понятие "philoso­phia naturalis" (натурфилософия, философия природы) впервые встречается у Сенеки. Однако уже представители ионической школы, называвшие себя физиками (от греч. physis — природа), могут считаться первыми натурфилософами. Их вклад заключается не столько в решении проблем натурфилософии, а в их постановке.


конспект Античность: физическая программа


Физическая программа

Исторически физика возникла в недрах античной философии как ее важнейшая составная часть. В рамках физической программы выделяют две модели:

натурфилософская модель (Фалес, Анаксимен, Анексимандр). Физика в этих учениях представлена как наука о естественных причинах возникновения, развития и строения мира, а природа объясняется из нее самой. Ставятся вопросы: что является сущностью природных явлений, чем определяется единство мира, из чего все состоит и т.д.

атомистическая (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций). Атомизм представлен теоретической моделью, в которой целое представляет собой сумму составных частей (многообразие мира объясняется различными соединениями и различной формой атомов - мельчайших, далее неделимых частиц). Применяется метод синтеза путем механического соизмерения.

Наивысшего развития физическая программа получает в учении Аристотеля, который создает качественную физику, близкую к современному представлению. Он называет математику – наукой о неподвижном, а физику - о подвижном

14 оглавление


ЛЕКЦИЯ:

НАУКА В АНТИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ


ТЕМА:

НАУЧНЫЕ ПРОГРАММЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ: УНИВЕРСАЛЬНАЯ


Лит.:

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.



15 словарь


Универса’льный

(от лат. universalis - общий) - всеобщий, всеохватывающий, разносторонний, относящийся к универсуму.


Системати’ческий

(от греч. sistematikos - упорядоченный) - изложенный в форме определенной (строгой) последовательности, образующий определенную систему.


конспект Античность: универсальная программа


Универсальная программа

Первые попытки систематизации научного знания предприняты уже в период Античной классики. Особый вклад в этот процесс внес Аристотель, научная деятельность составляет особую исследовательскую программу.

Именно Аристотель первым пытается привести в единую систему накопленные в античности знания. Он дает классификацию наук, различая теоретические (математика), практические (этика, политика), поэтические (риторика, эстетика) + методологические (логика).

Аристотелевская логики – учение о дедуктивном умозаключении и о законах правильного мышления (законы тождества, исключения противоречия, исключенного третьего). Сам Аристотель считал свою логику именно методологией научного познания, а не особой наукой.

Благодаря Аристотелю, в античной науке утверждаются следующие черты научного мышления: рациональность, объективность, доказательность, аргументированность, идеализация.

16 словарь


Законы

аристотелевой

логики:

закон тождества:

а=а (понятие должно употребляться в одном и том же значении)

Закон исключения противоречия:

а не есть не-а;

Закон исключенного третьего:

есть либо а, либо не-а, третьего не дано


хрестоматия Аристотель. Метафизика


Если относительно чего бы то ни было [одного] необходимо либо утверждение, либо отрицание, то невозможно, чтобы и отрицание и утверждение были ложными, ибо ложным может быть лишь один из обоих членов противоречия.

… Действительно, тот, кто утверждает, что все истинно, делает истинным и утверждение, противоположное его собственному, и тем самым делает свое утверждение неистинным (ибо противоположное утверждение отрицает его истинность); а тот, кто утверждает, что все ложно, делает и это свое утверждение ложным.

Очевидно также, что не говорят правду ни те, кто утверждает, что все находится в покое, ни те, кто утверждает, что все движется. В самом деле, если все находится в покое, то одно и то же было бы всегда истинным и одно и то же - всегда ложным; а между тем ясно, что бывает перемена (ведь тот, кто так говорит, сам когда-то не существовал, и его опять не будет). А если все находится в движении, то ничто не было бы истинным; тогда, значит, все было бы ложно, между тем доказано, что это невозможно.

17 оглавление


ЛЕКЦИЯ:

НАУКА В АНТИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ


ТЕМА:

НАУЧНЫЕ ПРОГРАММЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ: ГУМАНИТАРНАЯ


Лит.:

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.



18 словарь


Ирония (от греч. eironeia - притворство) – предложенный Сократом метод, при котором говорящий притворяется незнающим, несмотря на свое знание, или говорит нечто обратное тому, что он в действительности думает или считает.


Майевтика (от греч. maieutike – букв., родовспоможение) – предложенный Сократом метод извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью наводящих вопросов

конспект гуманитарная программа


Гуманитарная программа

Гуманитарная программа предполагает переориентацию интересов научного познания с изучения явлений природы на изучение возможностей человека. Наиболее ярко представлена в учениях этических школ античной классики (Сократ, софисты) и эллинско-римского периода (скептики, стоики, киники, эпикурейцы). Софисты первыми обратили внимание на то, что в научном познании важен субъективный фактор, т.е. особенность мышления человека. Из протагоровского принципа «человек есть мера всех вещей» делается вывод о субъективности истины, т.е. ее множественности («сколько людей – столько мнений») и условности («нет ни стины, ни лжи, мир таков, каким он представляется каждому»).

Сократ в отличие от соффистов ищет причины объективной истины. Диалектический метод Сократа по форме представляет собой иронию (раскрытие противоречий в аргументах противника) и майевтику (подведение противника к противоречию), а по содержанию – индукцию (перебор различных частных мнений).


19 оглавление


ЛЕКЦИЯ:

НАУКА В АНТИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ




следующая страница >>