bigpo.ru
добавить свой файл
  1 ... 45 46 47 48

П

ПАМЯТЬ - процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.

ПАМЯТЬ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ - память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение (то есть наследственная).

ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ - память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения.

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ - память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких десятков секунд, до тех пор пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память.


ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ - (см. оперативная память).

ПАНИКА (греч. panikon - безотчетный ужас) - массовидное явление психики, характеризующееся возникновением одновременно у многих людей, находящихся в контактах друг с другом, чувства страха, беспокойства, а также беспорядочных, хаотичных движений и непродуманных действий (один из видов поведения толпы).


ПАНТОМИМИКА - система выразительных движений, совершаемых при помощи тела.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ (греч. pathos - страдание, болезнь) - отрасль психологической науки, связанная с изучением отклонений в психике и поведении человека при различных заболеваниях.


ПЕРЕЖИВАНИЕ - ощущение, сопровождаемое эмоциями.

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ (лат. persona - личность) - процесс превращения человека в личность, приобретения им индивидуальности.

ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (лат. perceptio - восприятие и socialis - общественный) - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.).

ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis - множественность) - проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентации, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций.

ПОВЕДЕНИЕ - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

ПОГРАНИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ - слабо выраженные нервно-психические расстройства, состояния на грани нормы и психического отклонения.

ПОДВИЖНОСТЬ - одно из первичных свойств нервной системы, состоящее в способности быстро реагировать на изменения в окружающей среде.

ПОДРАЖАНИЕ - сознательное или бессознательное следование человека какому-либо примеру, образцу.

ПОНИМАНИЕ способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат.

ПОСТУПОК - сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений.


ПОТРЕБНОСТЬ состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования.

ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - свойство восприятия представлять мир не в виде отдельных ощущений, а в форме целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам.

ПРЕДРАССУДОК - устойчивое ошибочное мнение, не подкрепляемое фактами и логикой, основанное на вере.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления.

ПРИВЫКАНИЕ - прекращение или снижение остроты реагирования на еще продолжающий действовать раздражитель.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ - акт волевого действия и одновременно этап управленческого цикла, когда личность на основе переработанной информации, как правило, в результате борьбы мотивов приходит к необходимости сохранения одного из них как ведущего, главного, смыслообразующего, которому она подчиняет свою конкретную деятельность.

ПРОЕКЦИЯ (лат. projectio - выбрасывание вперед) - процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты.

ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ - качество человека, выражающееся в способности замечать, чувствовать, предвосхищать и прогнозировать намерения, действия и поступки других людей, развитие процессов и явлений в реальных условиях.

ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - поведение человека среди людей, бескорыстно направленное на их благо.

ПСИХИКА (греч. psychikos – душевный) – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически из меняющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др.

ПСИХОАНАЛИЗ (греч. psyche - душа и analysis - разложение, расчленение) - учение, созданное 3. Фрейдом. Содержит систему идей и методов интерпретации сновидений и других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных душевных заболеваний.

ПСИХОДИАГНОСТИКА (греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - отрасль психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ ЛЮДЕЙ - способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ - (см. климат социально-психологический).

ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche - душа и logos - учение, наука) - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ - отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА (греч. psyche - душа и soma - тело) - нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых в наибольшей степени связано с нервно-психическими факторами, переживанием острой или хронической психологической травмы, специфическими особенностями эмоционального реагирования личности.


Р

РАЗДРАЖИТЕЛЬ - любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию.

РАССЕЯННОСТЬ - неспособность внимания сконцентрироваться на объекте.


РЕАКЦИЯ (лат. re - против, actio - действие) - ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде.

РЕЛАКСАЦИЯ (лат. relaxatio - уменьшение напряжения, ослабление) - состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА (лат. referens - сообщающий) – группа людей, в чем-то привлекательных для индивида, чьи ценности, суждения, нормы и правила поведения он безусловно разделяет и принимает для себя.

РЕФЕРЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ - человек, особенно значимый и ценный для другого человека как образец для подражания (р. л. выступает как источник основных ценностей, норм и правил поведения, суждений и поступков для другого человека).

РЕФЛЕКС (лат. reflexus - отражение) - опосредствованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.

РЕФЛЕКС БЕЗУСЛОВНЫЙ - (см. безусловный рефлекс).

РЕФЛЕКС УСЛОВНЫЙ - приобретенная реакция организма на определенный раздражитель, возникшая в результате сочетания воздействия этого раздражителя с положительным подкреплением со стороны актуальной потребности.

РЕФЛЕКСИЯ (лат. reflexio - обращение назад) - способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА - понятие, обозначающее совокупность нервных структур, проводящих нервные импульсы от раздражителей, находящихся на периферии тела, к центру (см. афферентный), перерабатывающих их в центральной нервной системе и вызывающих реакцию на соответствующие раздражители.

РЕЦЕПТОР (лат. recipere - получать) - специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т. д. - и их преобразования в нервные электрические импульсы.

РЕЦИПИЕНТ (лат. recipientis - получающий) - субъект, воспринимающий адресованное ему сообщение.

РЕЧЬ - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ - способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности.

РИГИДНОСТЬ (лат. rigidus - жесткий, твердый) - заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий.

РОЛЬ (франц. role) - социальная функция личности; понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и т. п.).

РУКОВОДИТЕЛЬ - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.

С

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (лат. actualis - действительный, настоящий) - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

САМООБЛАДАНИЕ - способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.


САМООЦЕНКА - оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ (лат. regulare - приводить в порядок, налаживать) - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

САМОСОЗНАНИЕ - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств, своего "Я".

САНГВИНИК (лат. sanquis - кровь) - тип темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой реакций, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи.

СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА - устойчивые особенности нервной системы, влияющие - при прочих равных условиях - на индивидуальные психологические особенности человека.

СЕНЗИТИВНОСТЬ (лат. sensus - чувство, ощущение) -характеристика органов чувств, выражающаяся в их способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы.

СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ (лат. signum - знак и греч. system - целое, соединение) - первая и вторая - способы регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов либо непосредственно улавливаемых органами чувств таких, как ощущения цвета, запаха и др. (1-я сигнальная система), либо представленных в знаковой системе языка (2-я сигнальная система).

СЕНСОРНЫЙ - связанный с работой орагнов чувств.

СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ - свойство нервной системы. выдерживать длительные и большие нагрузки.

СИМВОЛ (греч. symbolon - условный знак) - образ чего-либо, имеющий определенное сходство с обозначаемым объектом.


СИМПАТИЯ (греч. sympatheia - влечение, внутреннее расположение) - чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.

СИНТЕЗ (греч. synthesis - соединение, сочетание, составление) - включенный в акты взаимодействия организма со средой процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое, необходимый этап познаниния.

СИТУАЦИЯ (франц. situation - положение, обстановка) - система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность.

СКЛОННОСТЬ - предрасположенность к чему-либо.

СОВЕСТЬ - способность личности осуществлять нравственный самоконтроль; характеризует личность, достигшую высокого уровня психологического развития.

СОВМЕСТИМОСТЬ - способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания.

СОЗНАНИЕ - высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

СОПЕРНИЧЕСТВО - стремление человека к соревнованию (конкуренции) с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти.

СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ - сконцентрированность внимания человека.

СОТРУДНИЧЕСТВО - стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и оказать им помощь.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.


СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе.

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА - устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо, включающее мысли, эмоции и действия, предпринимаемые им в отношении данного объекта.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ - теория и практика группового психокоррекционного или психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанного на избавление их от каких-либо проблем психологического характера, исправление поведения или улучшение состояния здоровья.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ - ожидаемые от человека, занимающего в обществе определенное положение, суждения, действия и поступки, соответствующие его социальной роли.

СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППЫ - психологическая характеристика единства членов коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и других компонентах психики, а также в единстве практической деятельности.

СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

СТАТУС (лат. status - положение, состояние) - положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии, степень авторитета в глазах остальных участников группы.

СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА (СТИЛЬ РУКОВОДСТВА) (греч. stylos - букв. стержень для письма и англ. leader - ведущий, руководитель) – типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных); способы и средства, применяемые лидером (руководителем) для оказания нужного воздействия на зависящих от него людей.


СТИМУЛ (лат. stimulus - остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) - воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию.

СТРАСТЬ - сильновыраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом.

СТРЕМЛЕНИЕ - желание и готовность действовать определенным образом.

СТРЕСС (англ. stress - давление, напряжение) - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

СТРУКТУРА (лат. structura - взаиморасположение, строение) - совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе.

СУБЛИМАЦИЯ (лат. sublimare - возносить) - в психоанализе один из механизмов психологической защиты (см. замещение).

СУБЪЕКТ (лат. subjectum - подлежащее) - индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

СУБТЕСТ - часть психологического теста или его подшкала, имеющая самостоятельное значение и оценивающая то или иное отдельное свойство.

СУИЦИД (англ. suicide - самоубийство) - акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.

Т

ТАЛАНТ (греч. talanton - первоначально вес, мера, потом в переносном значении - уровень способностей) - высокий уровень развития способностей человека, прежде всего специальных, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.

ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей, соразмерность) - динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и др.

ТЕСТ (англ. test - проверка, опыт, проба) - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности.

ТЕСТИРОВАНИЕ - метод психодиагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты.), имеющие определенную шкалу значений.

ТОЛПА - бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

ТОРМОЖЕНИЕ - активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.

ТРЕВОЖНОСТЬ - свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

У

УБЕЖДЕННОСТЬ - уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.

УМЕНИЕ - способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений - посылок.


УПРАВЛЕНИЕ - процесс воздействия субъекта на ту или иную систему, обеспечивающий ее целенаправленное развитие, сохранение или видоизменение структуры, поддержание или изменение режима деятельности, реализацию программ и целей.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ - роль, которую выполняет руководитель на определенном этапе управления в соответствии с промежуточной задачей.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности.

УСТАЛОСТЬ - комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния утомления.

УСТАНОВКА - готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

УТОМЛЕНИЕ - состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.

Ф

ФАНАТИЗМ (лат. fanum - жертвенник) - чрезмерная увлеченность человека чем-либо, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, некритичностью в суждениях об объекте своей увлеченности.

ФАСЦИНАЦИЯ (англ. fascination - очарование) - специально организованное вербальное (словесное) воздействие, предназначенное для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего повышается возможность ее воздействия на их поведение.

ФЛЕГМАТИК (греч. phlegma - слизь) - тип темперамента человека, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики; трудно переключающийся с одного вида деятельности на другой и приспосабливающийся к новой обстановке.


ФОРМИРОВАНИЕ - процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности.

ФРЕЙДИЗМ - общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения 3. Фрейда (психоанализа) и работавших над созданием единой психотерапевтической концепции.

ФРУСТРАЦИЯ (лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов) - эмоционально-тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА (лат. functio - исполнение и systema - целое, соединение) - сложно организованная психофизиологическая система, обеспечивающая согласованную работу физиологических и психологических процессов, участвующая в регуляции целостного поведенческого акта.

Х

ХАРАКТЕР (греч. charakter - печать, чеканка) - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, определяя типичные для нее способы поведения и реагирования на жизненные обстоятельства.

ХОЛЕРИК (греч. chole - желчь) - тип темперамента человека, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью.

Ц

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.


ЦЕЛЬ - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

ЦЕННОСТИ - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА - часть нервной системы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг.

Ч

ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ - устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ - способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений.

ЧУВСТВО - высшая, культурно обусловленная, эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.


Э

ЭВРИСТИКА - наука о творчестве; теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.

ЭГО (лат. ego - Я) - один из компонентов структуры личности в теории 3. Фрейда.

ЭГОИЗМ (лат. ego - Я) - ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп.

ЭГОЦЕНТРИЗМ (лат. ego - Я и centrum - центр круга) - сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.


ЭЙФОРИЯ (греч. eyphoria) - состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.

ЭКСПЕКТАЦИИ (англ. expectation - ожидание) - система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей.

ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experimentum - проба, опыт) -один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности.

ЭКСПРЕССИЯ (лат. expressio - выражение) - выразительность; сила проявления чувств, переживаний.

ЭКСТРАВЕРСИЯ (лат. extra - вне, versio - поворачивать, обращать) - обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Экстраверсия противоположна интроверсии.

ЭМОЦИИ (лат. emoveo - потрясаю, волную) - элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств.

ЭМПАТИЯ (греч. empatheia - сопереживание) - способность человека к сопереживанию, умение "вчувствоваться" в состояние другого человека, понимать его не "умом", а "сердцем".

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ (лат. effectivus - дающий определенный результат, действенный) - продуктивность и качество совместной работы людей в малой группе.

ЭФФЕРЕНТНЫЙ - процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к периферии тела.


СОДЕРЖАНИЕ:


ПРЕДИСЛОВИЕ 2

Раздел I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПСИХОЛОГИИ 3

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. 3

Лекция 2. Методы психологии. 8

Лекция 3. Современная психология: ее задачи и место в системе наук. 13

Раздел II. ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА. ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 17

Лекция 4. Психика и ее развитие 17

Лекция 5. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи 21

Лекция 6. Психические познавательные процессы. 25

Лекция 7. Деятельность и сознание личности. 42

Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 49

Лекция 8. Личность и ее понимание 49

Лекция 9. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ 56

Лекция 10. Эмоциональная и волевая сферы личности 66

Лекция 11. Биологический фундамент личности 73

Лекция 12. Индивидуальные особенности личности 80

Лекция 13. Способности и роли личности 93

Лекция 14. Опорный «скелет» личности 99

Раздел IV. ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 109

Лекция 15. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры 109

Лекция 16. Психологические особенности делового общения 118

Лекция 17. Психологические и этнические нормы и принципы делового общения 123

Раздел V. ПСИХОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВА 139

Лекция 18. Группа и ее структурная организация 139

Лекция 19. Характеристика групповых процессов 148

Лекция 20. Проблемы социально-психологической адаптации 152

Лекция 21. Общественное мнение в коллективе 160

Раздел VI. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА 166

Лекция 22. Понятие конфликта, его сущность 166

Лекция 23. Поведение в конфликтах 171

Лекция 24. Стресс и его особенности 180

Раздел VII. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ 186

Лекция 25. Профессионально-этнические принципы и психометрические основы психодиагностики 186

Лекция 26. Эвристические методы решения творческих задач 190

Лекция 27. Личность и коллектив как объекты управления 200

Лекция 28. Личность и коллектив как субъекты управления 206

Лекция 29. Взаимодействие субъекта и объекта управления 212

Лекция 30. Искусство управлять людьми 216

Раздел VIII. ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В БИЗНЕСЕ 224

Лекция 31. Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров 224

Лекция 32. Этикет в деятельности современного делового человека 236

ЛЕКЦИЯ 33. Способы психологической защиты 244

Послесловие 250

Раздел IX. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТОВ И ОПРОСНИКОВ 252

БИБЛИОГРАФИЯ 270

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ 279



Морозов А. В.

Деловая психология. Курс лекций:

Учебник для высших и средних специальнь:

учебных заведений


ISBN 5-87852-125-3








9 785878 521253


Корректор И. Л. Климович

Компьютерная верстка В. А. Двойкин


ЛР № 000373 от 30 декабря 1999 г.

Подписано в печать 10.04.2000. Формат 60*88^1/16

Гарнитура SchoolBook. Бумага типографская.

Печать офсетная. Печ. л. 36. Тираж 5000 экз.

Заказ № 346.

Издательство «Издательство СОЮЗ»

198095, Санкт-Петербург, ул. Шкапина 23, Литер А

Отпечатано с готовых диапозитивов

в АООТ «Типография «Правда»

191119, Санкт-Петербург, ул. Социалистическая, 14.





<< предыдущая страница