bigpo.ru
добавить свой файл
1 2
Урок 23.

Новые идеи в искусстве конца 19 – начала 20 века.


Цели: - рассмотреть многообразие направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века;

- осознание нового в искусстве;

- развитие эстетического вкуса

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: иллюстрации

Ход урока:

1 Организационный момент.

2 Объяснение нового материала.

Рубеж 19 – 20 веков – искусство переломное, кризисное, где старое и новое действовали во взаимном пересечении. Художники стремились быть новыми. Художники подвергали сомнению представления о красоте, форме, пространстве, сюжете и колорите. В поисках новых путей погружались в природу чувств и интеллекта.

Сформировалось искусство авангардизма.

Авангардизм («передовой отряд») – определяет экспериментальные начинания в искусстве. Термин утвердился только в начале 20 века.

Модернизм – обозначает все новейшие течения, школы и направления, которые порывают с реализмом и считали эксперимент основой творческого метода. Характерно вытеснение традиционных средств изобразительного искусства, внедрение в произведение новых элементов, которые не обременены художественными ассоциациями, прием коллажа, изменение традиционного типа и формы произведения. Происходит процесс дематериализации традиционных предметных основ искусства. Первое впечатления от работ – все не так. Основная формула модерна: «если еще так никогда не делалось, то так необходимо сделать».

Стиль модерн был программным, определяющим эстетическую программу нового искусства:

- воплощение красоты, которая не содержится в окружающем мире;

- создание искусства для искусства;

- искусство противопоставлено жизни;

- окружающий мир перестает воссоздаваться;

- изображается только то, что художник считает мерилом красоты.

Модерн – особый стиль искусства, который поставил своей целью

- перевернуть сложившуюся со времен Возрождения традицию европейского искусства;

- возродить само понятие искусства;

- синтез всех видов искусств, создание синтетического, целостного произведения искусства.

Недостаток стиля – устремление к формальной красоте.

Основной признак – декоративность.

Основной принцип – уподобление рукотворной формы природной и наоборот.

Основные направления в искусстве конца 19 – начала 20 века.

Импрессионизм становится национальным явлением Франции. Направление в искусстве последней трети 19 – начала 20 века, представители которого стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Название от фр. impression – «впечатление». Оброненное однажды критиком Луи Леруа ироничное «импрессионизм», возмутило всех молодых художников, но, оказалось, очень точно передавало сущность нового течения в живописи. Поленов в 19 веке стал использовать пленэрную живопись, т.е. писать на открытом воздухе. Для импрессионистов пленэр – главная задача. Важен не сюжет, а анализ цвето-воздушной среды, цвето-световая характеристика предметного мира. Доминирующее положение занимает прием оптического смешения. Практика работы импрессионистов привела их к пониманию динамики мироздания, потока жизни.

Клод Моне положил начало новому искусству своей картиной «Впечатление. Восход солнца», на которой изображены силуэты и мачты лодок в голубом утреннем тумане, плоский диск солнца и проложенная крупными оранжевыми мазками дорожка на воде. Критик Арман Сильвестр считал Клода Моне «самым умелым и самым смелым художником».

Одним из самых ярких импрессионистов был Огюст Ренуар. Он брал свои сюжеты из современной жизни. Живописный мир Ренуар был радостным, в нем царил

Импрессионисты организовали восемь общих выставок, на последней в 1886 г. были представлены картины никому еще неизвестного Поля Гогена. Появление на выставке художника самоучки никого не удивило, но очень скоро он стал одной из самых ярких фигур в искусстве своего времени. Его жизнь полная неожиданностей и приключений, на самом деле была характерной для эпохи постимпрессионизма. Путь художника, отверженного обществом, для него был не только стезей испытаний, но и предметом особой гордости. «Вопреки всему, страдание обостряет гений», - писал он дочери Алине. Гоген написал знаменитый «Автопортрет» в подарок Ван Гогу. Гоген был первый среди художников своего поколения, кто осознал роль опыта примитивного искусства для современности.

Постимпрессионисты усиливают момент реальности. Мир продолжает восприниматься ими как изменчивый и непостоянный, но постимпрессионисты ищут в нем устойчивость.

Символизм - направление в искусстве последней трети 19 – начала 20 века, представители которого стремились с помощью символа выразить интуитивно постигаемый смысл явлений материального и духовного мира. Символизм возник во Франции. Появлению данного течения предшествовала поэзия Шарля Бодлера, его сборник стихов «Цветы зла». Теоретиками символизма стали Поль Верлен и Артюр Рембо:

- интуитивно постичь и передать с помощью образов-символов сущность мироздания;

- проникнуть в тайны сознания;

- «выражение невыразимого»;

- «музыка стиха».

Экспрессионизм (от lat. expression-«выражение») – возник в середине 1900-х гг. в Германии. Искусство глубоко пессимистично. Экспрессионисты утверждали: в мире нет Бога, на земле «правит бал» слепая сила, калечащая души и тела, не оставляя надежды на любовь и счастье. Экспрессионизм – искусство крика (Эдвард Мунк, Отто Дикс, Оскар Кокошка).

Фовизм (от фр. – «дикий, дикость») – использовали чистые, яркие, насыщенные цвета, что являлось главным средством выражения. Они не ставили целью объективно изобразить мир, а хотели донести до зрителя чувства и вещи, которые увидеть нельзя. «Вообразить мир таким, каким нам хочется», - под этими словами Дерена мог подписаться любой художник. Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир. Поэтому после краткого совместного звучания их хор распался на отдельные голоса – фовизм как течение просуществовал несколько лет.

Морис де Вламинг формирует доктрину – смотреть на мир глазами ребенка. Работал в жанре пейзажа.

Анри Матисс – художник-исследователь, анатомировал картину, считал, что цвет – это мозг художника («Танец», «Красные рыбки», «Музыка»). «Исходный пункт фовизма, - писал Матисс, - решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым желтым – первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин».

Кубизм выдвинул идею деформации и трансформации предметов. Впервые слово «кубизм» появилось в рецензии критика Луи Векселя на выставку Жоржа Брака. Создатель П.Пикассо отталкивался от эстетики негритянской скульптуры. Непосредственным толчком к появлению кубизма послужили две большие выставки Поля Сезанна в 1904 и 1906 гг. Его слова» «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса…»,- можно считать своего рода эпиграфом ко всем последующим творческим исканиям нового направления.

Основной теоретический принцип – художник должен создавать реальность, которая подчиняется законам искусства, а не жизни.

Основная задача – познание окружающего мира с помощью нарочито простых средств.

Основные формы – шар, цилиндр, призма, куб.

Основные цвета – бледно-серые и коричневые тона.

В 1907г. молодой испанский художник Пабло Пикассо, обосновавшийся в Париже, показал друзьям свое незаконченное полотно «Авиньонские девицы». Он отверг иллюзорную трехмерность, перспективу, светотень. Поверхность большой картины – и фон, и тела пяти обнаженных женщин – была рассечена на геометрические сегменты. Выглядели девицы как грубо вытесанные идолы. Современники не в состоянии были оценить новаторский замысел художника. Брак и Пикассо решили утвердить в живописи то, что она утратила после импрессионизма – ощущение плотности тел, наполненность объема. Кубисты давали зрителю возможность увидеть один предмет через другой, рассмотреть, из чего он состоит. Затем они стали вводить в живописные полотна реальные предметы – коробочки, детали музыкальных инструментов и материалы разной фактуры (бумагу, дерево, ткань); весьма популярным в среде кубистов стал коллаж «Музыкальные инструменты» П.Пикассо)

Сюрреализм («искусство сверхреальное, сверхестественное») сложилось в 20-е гг. 20 века. Слово «сюрреализм» (от фр. «сверхреальность») – уже давно превратилось в общеупотребительное понятие, которым обозначают все странно сочетаемое, удивительное, фантастическое, оторванное от реальности. Что же касается сюрреализма как художественного направления, то начало ему положил «Манифест сюрреализма», опубликованный французским поэтом Андре Бретоном в 1924г. Установка: творческая энергия исходит от подсознания человека, суть событий нельзя постичь разумом, а только интуицией. Сюрреалисты взяли на вооружение теорию австрийского психолога Зигмунда Фрейда о бессознательном, как важнейшей сфере человеческой психики, о значении сновидений для понимания подлинных вкусов. Увлечений, причин поступков человека. Принцип психоанализа, разработанный Фрейдом, основывался на методе свободных ассоциаций: когда человек, отталкиваясь от какого-либо слова, представления или образа, высказывает все мысли без разбору, мысли, который приходят в голову. Так рождается сюрреалистический образ.

Главный акцент – исследование сна, гипноза, бессознательных действий.

Цель – попытка через бессознательное подняться над ограниченностью мира материального и духовного. Картины должны вызывать поток ассоциаций, стимулировать сознание, пробуждать рефлексию.

В книге «Сюрреализм в живописи» (1928г.) Бретон выделил главные принципы: автоматизм, сновиденческие образы и использование «обманок».

Сальвадор Дали – максимальное правдоподобие и реальный образ. Первый период творчества (1904 – 1928) отмечен увлечением многими течениями. Второй период (1928 – 1948) – участвует в создании фильмов «Андалусский пес» и «Золотой век» - молодежь в день премьеры разодрала экран, а сам художник еле спасся. Вновь к кинематографу Дали вернулся в 1945г. по приглашению А. Хичкока. Одновременно с работой в кинематографе Дали осваивал новые виды деятельности: выступал как дизайнер, обращался к книжной графике.

Абстракционизм – художники не пытаются изобразить что-то реально существующее, а пользоваться только линиями, точками, цветом. Абстракционисты отказываются от формы, создают спонтанные беспредметные композиции.

Малевич – создание логических упорядоченных конструкций («Черный квадрат»).

Примитивизм – чем примитивнее форма, тем ярче идея, отказ от профессиональных навыков, рисовали как дети – Анри Руссо. В искусстве больше известен под именем Таможенник. Руссо обладал способностью преображать окружающий его мир в сказку. Искусство для него не средство заработка, но большая любовь, увлечение. Картины Анри Руссо современники впервые увидели в Салоне Независимых. В 1894г. там появилась картина «Война» - юная дикарка в разорванном платье резвиться на развалинах погибшего мира. Она летит рядом с черным конем-чудовищем, срубая ветви с деревьев и поджигая все вокруг. Земля усеяна трупами, а по небу безмятежно-голубого цвета плывут розовые облака. На обратной стороне холста Руссо написал: «Она проносится ужасающая, оставляя повсюду отчаяние, плач и разрушение». В 1910г. Руссо написал последнюю загадочную картину и назвал ее «Мечта» - в джунглях при свете белой луны, темнокожий человек играет на дудочке, а гепарды пристально смотрят на обнаженную женщину, лежащую среди тропического леса на красном диване. Умирая в больнице для бедных от тропической язвы, Руссо рассказывал о том, что его покусали дикие звери.

3 Подведение итогов. Составить таблицу.


Направление в искусстве конца 19 – начала 20 века

Где и когда возникло?

Основные этические и философские принципы направления

Имена и произведения, относящиеся к данному направлению.














4 Д/З: Продолжить заполнять таблицу.


Урок 29

Основные течения в развитии художественной культуры ХХ века


Цель урока: изучение основных понятий, характеризующих культурный процесс ХХ века

раскрытие особенностей культуры данного периода

повторение пройденного материала

Тип урока: комбинированный

Оборудование: иллюстрации

Ход урока:

1 Организационный момент

2 Беседа:

- Раскрыть суть понятии СВ.

- Какие важные исторические события сопровождали ХХ век?

3 Рассказ-лекция:

Искусство ХХ века – кризисное, в нем проявились закономерности умирания старого и развитее нового мира. Эти закономерности не располагались в линейной последовательности, а действовали во взаимном пересечении, охватывали глобальное пространство и обширное историческое время.

ХХ век – это переломная неклассическая эпоха в истории развития искусства. Искусство ХХ века проникнуто неудовлетворенностью окружающей жизни; вобрало в себя художественные особенности культур разных эпох от первобытного до других разделов. Одни из художественных течений, возникнув взрывоподобным образом, исчерпывают себя и исчезают, другие – устойчиво существуют и только изменяются на разных этапах.

- Приведите примеры.

В художественной культуре ХХ века выделяют три этапа:

1) 1901 – 1920гг – характеризуется влиянием традиций 19 века, а также борьбой с ними, развивается стиль модерн и авангардистские течения. Значимые исторические события – революционное движение, смена общественно-политического строя, I Мировая и Гражданская войны, НТР.

2) 1920 – 1950гг – мощные исторические события - II Мировая война, становление культа личности, репрессии, что в духовной и культурной жизни страны привело к идеалогизму, возрождению реализма (соцреализм), появлению нового традиционализма и искусства, обслуживающего тоталитарную систему.

3) вторая половина ХХ века – постструктурализм и постмодернизм развиваются как преодоление исторического авангарда и тоталитарной культуры.

Начало ХХ века – бурное развитее модернистских течений. Модернизм предполагал отказ от традиции, постмодернизм – обращение к ним. Главным в постмодернизме становится ирония. Стирается понятие авторства и плагиата, вводится цитация, происходит отказ от нарративов – глубинных подоснов культуры, систем ценностей.

Меняется цель познания. Постмодернизм меняет не мир, а его видение, понимание, интерпретацию. Познание идет по двум направлениям: естественно-научное и гуманитарное. Постструктурализм выявляет не основополагающие формы, а фон, влияние на те или иные культурные тексты. Текст постмодернисты рассматривают как особое явление. Текстом может быть абсолютно все. Стилистика постмодернизма – это стилистика нюанса и абсурда Постмодернизм занимает позицию привилегированного знания, считая, что истинное знание основано на умении мыслить в диалоге культур. Постмодернизм – это культура культур.

Диалог просматривается и между авангардизмом и постмодернизмом, и заключается в проблеме смены поколений.

А.И. Солженицын считает, что постмодернизм – это модификация старого антикультурного феномена, отрицающего общепризнанные традиции и ценности. Он ставит знак равенства между явлением футуризма и постмодернизма.

В. Аксенов написал эссе «Дистрофия толстых и беспредел тонких», где обосновывает мысль о том, что постмодернизм – это следующая фаза модернизма, а между понятиями авангард и ренессанс он ставил знак равенства.

А. Хьюссон считает постмодернизм – смиренным авангардом, который избавился от утопических амбиций и обнаружил склонность к компромиссу.



следующая страница >>