bigpo.ru
добавить свой файл
1



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9



Цель общеобразовательной школы – это формирование и развитие свободной, образованной, культурной, нравственно и физически здоровой личности, готовой к свободному самоопределению в ответственном творческом преобразовании окружающего мира на основе сотрудничества с людьми независимо от их национальности, отношения к религии и политике, готовой к дальнейшему самоопределению и самосовершенствованию.

Очень важно, чтобы каждый педагог понял эту цель, осознал цепи, вытекающие из нее, строил всю свою педагогическую работу в соответствие с этой цепью. И главным звеном в этой цепи является урок.

Урок – это не только и не столько средство передачи знаний, сколько средство формирования и развития личности ребенка. Урок не должен быть только основной формой обучения, он должен быть основной формой жизни детей в школе. А для этого надо, чтобы они – дети и урок – любили друг друга. Отсюда, урок не должен быть связан с принуждением ребенка, со страхом, с превалированием негативных переживаний, с эмоциональными стрессами.

Поскольку школа сегодня должна быть развивающей и развивающейся, поскольку и методы обучения должны быть направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие личности в целом. Осознавая это, на протяжении всей педагогической деятельности использовала на своих уроках русского языка и литературы не только традиционные, но и нестандартные методы обучения, изучала и внедряла в практику работу современные общеобразовательные технологии с применением компьютерной технике.

Много лет занималась исследованием и практическим применением на уроках технологий индивидуального и дифференцированного обучения. Последние пять лет изучала, исследовала и разрабатывала свои формы и методы личностно-ориентированного подхода в обучении. Апробировала их на своих уроках русского языка и литературы. Опыт работы по данной проблеме обобщен и признан школьным методсоветом и городским методическим объединением учителей русского языка и литературы как опыт, достойный изучения, распространения и внедрения в практику работы учителей-словесников.

Работая над вышеназванной проблемой, пришла к выводу, что личностно-ориентированные технологии образования в педагогике формируют и развивают интеллектуальные и речевые умения учащихся, способствуют нравственному росту школьников, формируют критическое и творческое мышление как приоритетные направления интеллектуального развития человека.

Современные личностно - ориентированные технологии учитывают возрастные, индивидуально-психологические особенности учащихся, ориентируются на ученика как субъект образовательного процесса, который совместно с учителем может определять учебную цель, планировать, подготавливать и осуществлять образовательный процесс, анализировать достигнутые результаты.

В соответствии с таким подходом роль учителя в образовательном процессе можно охарактеризовать так: учитель создает условия для формирования личности ученика в учебной деятельности, вовлекая каждого учащегося в активную познавательную деятельность, организует учебные ситуации, в которых ученик может пробовать свои силы для решения возникающих учебных проблем, помогает их решать совместными усилиями, плaнирует совместную работу в сотрудничестве при решении разнообразных учебных задач, знакомит с путями получения необходимой информации с целью формирования собственного аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.

Очевидно, что разработка личностно - ориентированных технологий – это поиски путей получения гарантированного образовательного результата. Достаточно сказать, что в классах, где применялись современные технологии, высок уровень качества знаний так, при 100% обученности учащихся в 2006-2007 учебном году он составлял 63%, в 2007-2008г. – 68%, а в 2008-2009 – 70%.

В современной дидактике созданы теоретические предпосылки в развитии этой идеи, определены структурные компоненты образовательной технологии.

Как правило, в структуре технологии обучения выделяются такие компоненты:

1.Диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта.


2.Мотивация и организация учебной деятельности учащихся.

Основная задача учителя на этом этапе - привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса.



3.Действие средств обучения.

Этот этап и есть собственно процесс обучения, на котором происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии со средствами обучения.

4.Контроль качества усвоения материала.

Эти компоненты выявляются в разнообразных педагогических технологиях, используемых при обучении: модульная технология обучения, технология развивающего обучения, проблемно-эвристическая технология, обучение в малых группах. Метод проектов, информационные технологии, информационные технологии на основе алгоритмов и др.

В своей практике работы широко использую отдельные выше перечисленные современные технологии. Среди новых педагогических технологий личностно-ориентированного обучения наиболее адекватной поставленным целям обучения русскому языку является технология проектов, потому что технология проектов, или метод проектов, в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений критического и творческого мышления.

Проектная деятельность школьников – одно из направлений личностно – ориентированного обучения.

Задача учителя в процессе личностно – ориентированного обучения заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности.


Для каждого ученика определяются 3 основные линии развития:


1. Зона актуального развития (знания, умения, содержание субъективного опыта, отношение к учению).

2. Зона ближайшего развития (способность к усвоению знаний с помощью взрослого).
3. Зона самореализации (активность, самостоятельность, самооценка, отношение к учению).


Базой комплекса личностно – ориентированного обучения признаются задача, диалог, имитационная игра. Формами учебной деятельности школьников в данном обучении выступают групповая работа, учебная дискуссия, ролевая игра.

Как указано в Словаре иностранных слов, проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого – либо документа

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует на интеграцию фактических знаний (порой и путём самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.

Метод проекта ориентирован не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение, приобретение новых (порой и путём самообразования). В основе проектирования лежит освоение новой информации, но процесс нужно организовать, смоделировать.

Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами учащихся, что в определённой степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому.

Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности.


Последовательность работы над проектом:


I этап. Подготовительный, погружение в проект. На этом этапе очень важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е. находиться зоне ближайшего развития учащихся. Формулировка проблемы проекта, отражение аспектов рассмотрения проблемы, векторов направления поиска представляются учащимся не просто как информация, а как реальность жизни вместе с личностным отношением к ней самого учителя. Своей позицией по отношению к проекту учитель даёт понять, что готов поддержать ребят в их деятельности. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.

II этап. Планирование и организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т.д.). Планирование может быть последовательным или параллельным.

III этап. Исследование (осуществление деятельности). На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся, - это разные формы получения информации: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.

Степень самостоятельности учащихся зависит от того, как учитель их подготовил к овладению методами и технологиями, используемыми в самостоятельной работе. Полученные путем исследования результаты анализируются, формулируются выводы.

IV этап. Представление результатов исследования, отчет. Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчёт с демонстрацией материалов на конференции, письменный отчёт в тезисах и докладах, журналистский отчёт – резюме для публикаций в прессе и т.д. Учебный проект отличается от простого коллективно подготовленного мероприятия или другой групповой работы с представлением наглядных результатов тем, что демонстрируется главный результат работы над проектом – анализ деятельности и представление способа решения проблемы проекта.

На этапе презентации важно: научить учащихся кратко излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, изготавливать наглядность, вырабатывать стройную манеру изложения. На этапе презентации роль учителя значительно возрастает. Он обобщает, резюмирует, даёт оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

Деятельность учащихся и учителя на этапах выполнения проекта.


Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Подготовительный

Знакомит с замыслом проекта, мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Обсуждает предмет исследования с учителем, получают дополнительную информацию, уточняют и корректируют цели

2. Планирование, организация деятельности

Предлагает идеи, высказывает предположения по решению задач проекта, организует группы, распределяет роли в группах

Устанавливают план действий, формулируют задачи, разбиваются на группы, распределяют роли в группе

3. Исследование (осуществление деятельности)

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, консультирует к презентации

Выполняют исследование, решают промежуточные задачи, анализирует информацию, готовят материалы к презентации

4. Представление, отчёт, презентация проекта

Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника, оценивает усилия учащихся, использование источников информации, результаты решения проблемы, возможности и потенциал продолжения исследования, качество отчёта

Обсуждают найденный способ решения проблемы, участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок

При проектировании самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся «идут не туда». На консультациях учителю нужно только отвечать на возникающие у ребят вопросы (а их в ходе проектирования учащиеся только учатся ставить).

В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот отличается значительной неопределённостью, его нужно организовать и моделировать. Поэтому учащиеся сталкиваются с такими трудностями, как:

1. Постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;
2. Поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
3. Осуществление и аргументация выбора;
4. Осознание последствий выбора;
5. Совершенствование самостоятельных действий (без подсказки взрослого);
6. Сравнение полученного с требуемым;
7. Корректировка деятельности с учётом промежуточных результатов;
8. Оценка процесса (самой деятельности) и результаты проектирования.

Метод проектов формирует некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности. В первую очередь это относится к групповым проектом, когда работает небольшой коллектив и в процессе совместной деятельности появляется совместный продукт (результат) труда. К таким качествам можно отнести:

1. Умение работать в коллективе.
2. Умение брать ответственность за выбор, решение и т.п.
3. Умение разделять ответственность.
4. Умение анализировать результаты деятельности.
5. Способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела).

При выполнении проекта учащимися меняется роль учителя в образовательном процессе. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. При этом акцент обучения в ходе проектирования делается не на содержании учения как самоцель («что нужно делать?»), а на процессе применения имеющихся знаний («знать, как»). Существование в среде неопределённости активизирует познавательную деятельность учащихся.

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса; деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде», сотрудничать в коллективе. При методах проекта происходит формирование того конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. В процессе проектирования у учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, уже «не работает» оценочная система: «Это верно, а это – не верно» («плохо» и т.п.). Школьники должны быть свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, или никто не может говорить, как и что необходимо делать.

Моя задача как педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов реализовывалась логическая цепочка: «выбора» темы проекта и формы его выполнения. (индивидуальная или групповая) на основе сформировавшегося у ученика «интереса» до рефлексии по поводу полученных результатов.

Два раза в год в нашей школе проводится «проектная неделя». При этом отменяются все уроки, а учащиеся работают только над проектами. К этому моменту у них существуют уже определённые «наработки». Так, в этом учебном году учащиеся моего класса подготовили и защитили проект по теме «Почему начало XX века называют «золотым веком» русской поэзии?»

Три дня шла работа по созданию проекта. Началась она с выбора темы проекта, его типа, определения количества участников, групп, занимающихся определенной конкретной деятельностью. Были созданы 3 группы (поисковая, компьютерная, оформительская) по направлениям деятельности, определены их цели и задачи. Результатом деятельности поисковой группы стали рефераты, которые учащиеся защищали во второй день работы над проектом. Оформительская группа выпустила газету, где было рассказано о том, ,как учащиеся работали над проектом, к каким выводам пришли, что дала им проектная работа. Компьютерная группа, обработав все добытые материалы, исследования учащихся, подготовила презентацию на тему (Презентация прилагается)

Вот структура этого учебного проекта.


Исследовательский проект «Почему начало 19 века называют «золотым веком русской поэзии»?»

l.3адача: знакомство учащихся с жизнью и творчеством поэтов пушкинской поры и лучшими представителями поэзии 19 века и античной литературы.

2.Проблема :почему начало 19 века называют «золотым веком русской поэзии»?» К каким выводам приходим, сопоставляя античную поэзию и русскую поэзию 19 века?

3.Источники информации: литературные (книги, газетные и журнальные

публикации и т.п.), словари, справочники, сборники стихов и др.

4.0бработка информации: анализ литературы, обобщение, сопоставление

с известными фактами, аргументированные выводы.

5.Результат: доклады, рефераты учащихся, стенгазета, презентации и

другие наглядные материалы.

6.Презентация: показ презентации «Почему начало 19 века называют

«золотым веком русской поэзии»?» на школьном мероприятии.

Подготовка проекта велась как на уроках, так и во внеурочной

деятельности.


Выводы по результатам работы над проектами

1.Реальные работы над проектом, а главное - рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознавать, что знания – это не только самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающие способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализовываться как личность.

2.Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий учащихся, формируются ключевые компетенции учащегося: трудовые, коммуникативные, социальные.

3.Кроме того, у ученика формируется умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, а также устанавливать причинно­следственные связи, искать новые решения, переносить знания из разных областей для решения проблемы. Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, включая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки в первую очередь.

4.Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, умеющего руководить исследовательской деятельностью ученика, а именно - помогать в формулировке проблемы проекта с учетом интересов и возрастных особенностей ученика, организовать самостоятельную исследовательскую деятельность ученика, спланировав ее этапы, помогая распределить задания для каждого участника проекта, проводить консультации, развивать навыки рефлексии, воспитывать терпимость друг к другу, умение общаться в процессе коллективной деятельности.


5.Метод проектной деятельности позволяет каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с заданиями различной трудности, вселяет уверенность в собственных силах, способствует повышению интереса учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения, а это неизбежно приводит к повышению качества знаний у учащихся.


10 февраля 2009 года _________ В.И.Магомедханова


Список использованной литературы


1.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. М., 1982.

2.Безруков В. С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практически. Свердловск, 1990.

3.Бордовский Г. А., Носкова Г. Н., Степанов А. А. Развивающие возможности аудиовизуальных средств обучения // Педагогига. 1996. №4.

4.Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

5.Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

6.Занков Л. В. Обучение и развитие. М., 1990.

7.Копылова Г. В. Активные формы обучения на уроках литературы в школе. М., 1989.

8.Лавлинский С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно–деятельностный подход. М., 2003.

9.Обернихина Г. А., Емельянова Т. В. Современный урок литературы: Методические рекомендации. М., 2000.

10.Сенько Ю. В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащихся // Педагогика. 1997. №3.

11.Якиманская И. С. Дифференцированное обучение: «Внешние» и «внутренние» формы личностно-ориентированного обучения // Приложение библиотеки «Директор школы». М., 1995. Вып. №3.

12.Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе // Приложение библиотеки «Директор школы». М., 1996. Вып. №2.


Учитель русского языка и литературы В.И.Магомедханова