bigpo.ru
добавить свой файл
1
Урок технологи – помощник в сохранении здоровья учащихся


Не секрет, что за период обучения в начальной школе у большинства детей показатели здоровья резко снижаются. Основными причинами такого состояния обычно вызывают недостаток физической активности, особенности питания, общую организацию обучения, удовлетворительное состояние классных комнат. В исследованиях, проведённых под руководством В.Ф. Базарного и представленных на страницах журнала «Начальная школа», утверждается, что источниками отрицательного воздействия на здоровье являются не только и не сколько внешние по отношению к учебному процессу факторы, но и сам учебный процесс, его содержание, способы обучения, формы организации деятельности: « Традиционное построение урока, способы передачи информации и технологии учебно-воспитательного процесса буквально «вытравили» детерминанты биологического развития человека - это прямостояние, пространство, движение, физические нагрузки, ориентировочно - поисковую активность и др. Всё это привело к тому, что дети в процессе обучения находятся в состоянии хронического чувства угнетения и чувственного недоразвития». (Попова А. И. «Н. Ш». №6. 19990 г.)

Урок технологии универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность ученика. В системе развивающего обучения Л. З. Занкова этот предмет занимает равное по значению место среди дисциплин, призванных воздействовать на ум, волю, чувства детей. Побуждать их к творческому самовыражению.

Учёные, изучающие действие детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Уровень развития речи детей напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. Выявлена закономерность: если движение пальцев соответствует возрасту ребёнка, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если пальцы развиты недостаточно, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже в норме. Формирование речевых областей мозга совершенствуется под влиянием импульсов от пальцев рук. Сформировать речевое развитие рекомендуется путём активных движений пальцев.

Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие работы требуют постоянного внимания и заставляют ребёнка думать. Искусная рабата руками ещё более способствует совершенствованию мозга.

Одна из самых главных задач уроков технологии - развивать ручную умелость через самые разнообразные движения. Чаще основную работу выполняет ведущая рука, а другая помогает ей. Но есть операции, при которых обе руки одинаковые движения (плетение в три ряда). Для одних работ требуется большая точность (вдеть иголку в нитку, начертить), для других - точности не нужно ( лепить из пластилина).

Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений, но и развивает практический интеллект: учит детей думать, анализировать задание, планировать ход его выполнения. Некоторые поделки ребёнок рассматривает сам, чтобы понять, как это сделано и, затем искать пути достижения цели. При этом активно работает воображение. Предлагаются задания, которые можно использовать для обучения планированию: подумай, в какой последовательности будешь наклеивать детали. Создавая на уроке доброжелательную атмосферу, и, получая взамен эмоциональный отклик детей, урок превращается в занимательную игру.

Хотелось бы отметить, что общеизвестно также, что затруднения на уроке являются главными причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а следовательно, к снижению качества здоровья. В последнее время интерес к проблеме здоровья учащихся значительно вырос, в частности, в связи с появлением новой дисциплины - валеологии.

Несомненно, валеологические исследования способствуют отысканию способов организации процесса, «безвредных для здоровья».

Между тем психологическое и физическое состояние ребёнка на уроке зависит не только от того, как он сидит, включает ли учитель в урок двигательные упражнения, но и от того. Чему учат ребёнка, как организован учебный материал, насколько используется личный опыт ребёнка, насколько само содержание урока позволяет ученику чувствовать себя значимым.


Урок технологии –

помощник в сохранении здоровья учащихся





Доклад

учителя начальных классов

МОУ СОШ № 6

ПАСОЛОВОЙ ЛЮБОВИ ПАВЛОВНЫ



2008-2009 учебный год