bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3
Введение


Исследуемый культуроведческий аспект обучения и воспитания школьников на уроках русского языка в основной школе - актуальная проблема.

На современном этапе развития общества, которое живет в сложной технократической среде, кардинально изменились требования к системе образования: получение научных знаний – важная, но не главная составляющая процесса воспитания человека.

Ценность знаний неоспорима, но отсутствие ценностей культуры, нравственности, духовности приводит к тягчайшим последствиям: захватническим войнам, терроризму, безнравственности целых поколений. «В последние десятилетия погоня за фактологическими знаниями обеднила и выхолостила складывающуюся веками систему отечественного образования. В области методики русского языка это проявилось в орфографоцентрическом подходе к обучению родному языку, в приоритете формальных знаний о языковых категориях и вылилось в неудовлетворенность плодами своего труда учителей русского языка и отсутствием у части школьников любви и интереса к языку - величайшей ценности культуры»[22].

Поэтому в настоящее время в методике преподавания русского языка отчетливо просматривается стремление учителей, преподавателей вузов, ученых в ходе обучения русскому языку ознакомить учащихся с культурой России, ее достижениями, корнями и истоками, способствовать воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ и его великую культуру. Все сильнее осознается учеными, учителями и общественностью необходимость обучения русскому языку на широком фоне культуры и истории России. Поскольку русский язык - предмет мировоззренческий, помогающий формировать духовное начало, влияющий на формирование менталитета и языковой картины мира у школьников, то он способен при умелой подаче материала служить проводником культуры народа.

«Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на наших уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребёнка, усвоение всех учебных дисциплин.

Важнейшим двигателем стремления совершенствовать знание родного языка является постепенно формирующееся сознание, что национальный язык – предмет не только изучения, но и предмет гордости… И тогда на первый план выходит задача освоения школьниками убеждения, что они не только учатся и разговаривают на родном языке, но и сами являются носителями языка – самобытного, колоритного, живого, естественного.

Стержнем учебной работы по освоению языка должна быть притягательная сила родного языка. Учащимся следует усвоить, что родной язык - ценнейшее народное достояние, часть национальной культуры»[1]. Оттого содержание стандарта ориентировано не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников.

Урок русского языка как предмет мировоззренческий при таком подходе нуждается в переосмыслении и пересмотре его культурно-эстетического содержания. Проблема заключается не только в качестве преподавания предмета «русский язык», но в ином подходе к его преподаванию. Обучение и воспитание как единый процесс должны строиться с учетом языковой среды обитания человека, с учетом культурных традиций, базовых ценностей народа.

Решить эту задачу призван культуроведческий подход при обучении русскому языку в школе. Этим объясняется актуальность темы данной методической разработки.

В Примерной программе Министерства образования и науки на изучение данного материала в течение 5 лет отводится 10 часов. Таким образом, в каждом учебном году необходимо посвящать не менее двух уроков на изучение культуроведческих тем. Выбор тем будет определяться той или иной авторской программой. В нынешней ситуации, когда переделанных под новый стандарт авторских программ нет, целесообразно осуществлять отбор тем для уроков, опираясь на материал учебника и собственное видение преподавания данного блока»[9].

Здесь же сказано, что в учебнике Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и других авторов материал с культуроведческой направленностью представлен в меньшей степени, чем в учебнике под ред. М.М.Разумовской. Но, проанализировав материалы учебников под редакцией Т.А.Ладыженской, под редакцией М.М.Разумовской, под редакцией В.В.Бабайцевой и учебники С.И.Львовой, утверждаем, что везде материал представлен не полностью.

Как утверждает Уланова, преподаватель Самарского педагогического университета, «проблема соединения культуры, языка и личности ученика в процессе обучения русскому языку с целью формирования культуроведческой компетенции школьников не разработана в методике русского языка, не определены конкретные средства, формы, методы подачи культурной информации»[22].

При осуществлении формирования культуроведческой компетенции каждый учитель сталкивается с серьёзными проблемами: 1) не существует ни совершенного учебника, ни методического пособия, позволяющих учителю беспроблемно воплощать цели обучения русскому языку, так как все авторские учебные комплексы только ещё подстраиваются под стандарт; 2) существуют «белые пятна» в содержании самой культуроведческой компетенции, то есть по отдельным разделам содержания не прописаны понятия, которые следует изучить; 3) несоответствие объёма содержания и минимального количества часа: на культуроведческие уроки программа отводит 10 часов в основной школе (по 2 часа в каждом классе).

Проанализировав некоторые из литературных источников, исследующих данную проблему, заявляю о том, что она находится в стадии обсуждения и поиска путей её методического воплощения. Теоретические аспекты культуроведческой компетенции рассматриваются в работах, направленных на осознание сегодняшнего состояния культуры, например учебник Арнольдова «Введение в культурологию». А также в работах, исследующих историю языка, например монография Костомарова «Жизнь языка». Из предложенного в Методическом письме «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006-2007 учебный год» перечня учебной и методической литературы по разделу «Культуроведческая компетенция» особо значимыми стали для нашей работы статьи А.Д.Дейкиной и Т.М.Пахновой в журнале «Русский язык в школе».

Большую практическую значимость оказала статья Л.И.Новиковой о Всероссийской научно-практической конференции «Культуроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русский язык», состоявшейся 11-12 марта 2003 года в МГПУ, в которой автор выделила следующие проблемы этой работы: 1) проблему специальной подготовки учителей-словесников, 2) проблему отбора произведений для уроков русского языка, 3) проблему, названную «флюсом от культуры», суть которой состоит в опасности невнимания к языковому материалу, если учитель увлечётся культурной информацией.

В статье Т.М.Пахновой «Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре» предлагается осуществлять культуроведческий подход посредством анализа текстов «о культуре, воспитывающих эстетическое чувство, культуру общения». Данный материал помог нам в составлении «банка текстов». Ценность работ Т.М.Пахновой всегда состоит в богатом дидактическом материале, готовом к применению.

Большую помощь в отборе языкового материала оказала статья Е.И.Пашковой «Лексика с национально-культурным компонентом значения на уроках русского языка», в которой автор предпринял попытку «описать названные единицы языка…, выявить пути усвоения их в процессе изучения лексики русского языка»[11].

Кроме того, нами были проанализированы журналы «Русский язык в школе», «Русская словесность» за период 2003-2008годы. Среди многих интересных статей, предлагающих частные пути реализации культуроведческого подхода особенно заинтересовали разработки элективных курсов для 9-х классов по изучению исторической грамматики, об организации исследовательской деятельности учащихся по родному языку, о работе с пословицами, фразеологизмами, по речевому этикету. Эти журналы и газета «Русский язык» Издательского дома «Первое сентября» предлагают богатый дидактический материал, который думающий учитель найдёт возможность использовать на своих уроках.

Не называем различные словари, книги по этикету, исторической грамматике, энциклопедии об истории и культуре русского народа и многое другое.

Итак, проблема отсутствия системы введения культуроведческой подхода при обучении русскому языку в школе (мы говорим об учебном комплексе Т.А.Ладыженской) доказывает актуальность темы данной методической разработки и требует серьёзного исследования.

Данная методическая разработка предлагает опыт работы по формированию культуроведческой компетенции учащихся при обучении русскому языку в школе, представленный в системе, где описываются методы и приёмы формирования культуроведческой компетенции и прилагается немалый дидактический материал. Надеемся, что данный опыт будет полезен всем учителям.

Цель данной работы – предложить методические рекомендации по формированию культуроведческой компетенции учащихся при обучении русскому языку в 5, 6, 9-х классах.

Для достижения цели мы ставили перед собой следующие задачи:

- раскрыть понятие «культуроведческая компетенция»,

- конкретизировать содержание, формирующее культуроведческую компетенцию,

- проанализировать возможности культуроведческого подхода при обучении

русскому языку учебного комплекса Т.А.Ладыженской,

- показать способы введения культуроведческого материала на различных

этапах деятельности учителя и учащихся,

- представить анализ результатов деятельности.

1. Компетентностный подход при обучении русскому языку Культуроведческая компетенция


Вопросам национальной культуры в России сегодня уделяется большое значение. Многих просвещенных людей нашего времени волнует, не теряем ли мы, русские, своего богатого национального наследия, не деградирует ли молодое поколение, утрачивая связь с прошлым и слепо подражая западным «идеалам». И так как национальный язык – основное средство выражения национальной культуры, все чаще в СМИ стали звучать тревожные вопросы о состоянии современного русского языка.

Мы, учителя русского языка, обладаем неоспоримым преимуществом перед всеми радетелями за наш язык в деле приобщения молодого поколения к национальным русским традициям непосредственно через уроки русского языка. И призвана это сделать работа учителя по формированию культуро –

ведческой компетенции школьников при изучении родного языка.

В Федеральном компоненте образовательного стандарта по русскому языку среди целей, направленных на изучение русского языка, на первое место поставлено «воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности».

«В содержании стандарта реализованы актуальные в настоящее время личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению. Особенностью такого подхода является установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. Задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентностного подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний и умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые»[18].

Обучение русскому языку направлено на развитие следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой. Речь пойдет о культуроведческой компетенции.

В Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (5-9 классы) читаем: «Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения… Впервые… новые образовательные стандарты утвердили в качестве одной из целей изучения русского языка формирование культуроведческой компетенции, которая предполагает понимание следующих основополагающих моментов:

1) родной язык является частью и основой национальной культуры, 2) изучать родной язык – значит изучать национальную культуру;

3) речь человека, отношение его к языку – это отражение духовно-нравственной культуры личности;

4) владение языком как средством общения предполагает владение культурой речи, культурой речевого общения;

5) речевое поведение каждого человека вносит лепту в создание речевой среды, которая должна восприниматься как часть культурного пространства, как основа сохранения культуры;

6) в условиях нашего многонационального государства изучение русского языка – это также познание культуры русского народа, осознание многообразия духовного и материального мира, признание и понимание ценностей культур других народов, умение жить и общаться в многонациональной стране.

Таким образом, культуроведческая компетенция в преподавании русского языка становится одним из важнейших средств духовно-нравственного развития школьника, формирования его национального самосознания и становления системы общечеловеческих ценностей.

В стандарте основного общего образования (5-9 классы) содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции, определено следующим образом:

- Отражение в языке культуры и истории народа

- Взаимообогащение языков народов России

- Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова

- Русский речевой этикет

- Культура межнационального общения

- Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах, объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)

В учебнике Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и других авторов материал с культуроведческой направленностью представлен в меньшей степени, чем в учебнике под ред. М.М.Разумовской. Но, проанализировав материалы учебников под редакцией Т.А.Ладыженской, под редакцией М.М.Разумовской, под редакцией В.В.Бабайцевой и учебники С.И.Львовой, утверждаем, что везде материал представлен не полностью. Мы свои симпатии отдаём учебному комплексу под редакцией Т.А.Ладыженской, а предлагаемая методическая разработка полезна будет учителям, работающим не только по этому комплексу.


2. Формирование культуроведческой компетенции учащихся при обучении русскому языку в 5, 6, 9-х классах

2.1.Планирование культуроведческого материала

Активный переход на новый стандарт в образовании начался с 2006-2007 учебного года, в котором предписывалось вводить стандарт в 1, 5 и 10-х классах общеобразовательной школы. В 2007-2008 учебном году, следовательно, в обучение по новому стандарту включались уже 1-2, 5-6, 10-11 классы. В моей практике переход на новый стандарт образования произошёл в 2007-2008 учебном году, когда я приняла новые 5-е классы. Задача введения культуроведческого подхода при обучении русскому языку меня интересовала давно, была моей методической темой. Как и многие учителя, я столкнулась с рядом проблем:

- Как быть, если учебник Т.А Ладыженской не решает полностью эту проблему, также не существует и методического пособия?

- В каком объёме преподносить культуроведческий материал, если строгих рамок его не определено?

- Как отразить в преподавании русского языка огромный пласт культуроведческого материала, если Программа определила на его изучение всего 10 часов в течение 5 лет (по 2 часа в 5-9 классах)?

Таким образом, каждый учитель должен самостоятельно решить 2 основных вопроса: ЧТО изучать и КАК изучать культуроведческий материал в школе?

В то же время такие сложности раскрывают перед учителем возможность творчески подходить к решению этого вопроса.

Данная методическая разработка призвана показать один из вариантов формирования культуроведческой компетенции учащихся, в первую очередь, если учитель работает по учебному комплексу Т.А.Ладыженской. Но примеры культуроведческих уроков и система планирования культуроведческого материала, отдельные приёмы введения его при обучении русскому языку будут полезны всем учителям, по какому бы комплексу они ни работали.

Начнем с вопроса «ЧТО изучать?» Проанализировав содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции, можно распределить все темы на узкие и широкие или на строго ограниченные и неясно очерченные. К 1-й группе относим темы «Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова», «Русский речевой этикет» (ей посвящены 4 урока в 5 классе: «Речевой этикет. Предложения с обращениями», «Диалог», «Письмо», «Этикет беседы» и 1 урок в 9 классе «Публичная речь»). А широта и глубина изучения остальных тем зависит, можно сказать, от желания учителя, так как нигде не прописано, какой минимум знаний об истории народа, понятий о русской культуре, культуре межнациональных отношений и т.д. должен знать ученик основной школы. В разделе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы» написано, что ученики должны при формировании культуроведческой компетенции

« - знать и соблюдать нормы речевого этикета,

- уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения,

- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом»[9].

Получается, что из поддающихся контролю знаний и умений учащихся мы формируем только этикет. А как быть с остальным материалом?

В данной работе предлагается конкретный культуроведческий материал и способы контроля за усвоением этого материала учащимися.

.

Прежде чем представить планирование культуроведческого материала в 5, 6, 9-м классах (Приложение 1), нужно отметить, что формирование культуроведческой компетенции проводилось по следующим направлениям:

- культуроведческие уроки

- уроки коммуникативной, языковой, языковедческой (лингвистической) компетенций

- интегрированные уроки

- работа кружка «Исследовательская деятельность учащихся»

- внеклассная деятельность

- методическая просветительская работа


2.1.1. Формирование культуроведческой компетенции по теме «Русский речевой этикет»


Самой популярной в 5 классе стала тема «Русский речевой этикет». Как показало планирование, тема имеет развитие в курсе русского языка (6 и 9 классах).

В 5 классе уделяем внимание этикету обращения, этикету дружеского письма, этикету беседы, формируем у учащихся многие умения.

На уроке «Речевой этикет. Предложения с обращениями» формируем умение выбирать и использовать формулы речевого этикета в ситуациях общения.

На уроке «Письмо» создаваём дружеское письмо, то есть правильно его оформляем в соответствии с этикетом письма и требованиями к его структуре. Работа с пословицами о языке и речи продолжает формирование культуры речевого общения через обращение к национальному опыту.

На уроке «Диалог» формируем у учащихся умение беседовать по телефону в соответствии с этикетом телефонного разговора, составляем «Памятку разговора по мобильному телефону», поднимаем проблему общения по мобильному телефону в общественных местах.

На уроке «Этикет беседы» развиваем способность вести беседу: создавать её в зависимости от речевой установки, говорить по теме, уметь выслушивать собеседника, пользоваться вежливыми речевыми формулами, быть воспитанным, проявлять уважение к собеседнику. Умение создавать беседу позволяет развивать в детях их творческие способности.

На каждом из перечисленных уроков велась работа с пословицами русского народа. Таким образом, приобщаем детей к национальному речевому опыту, показываем, что русский народ ценил в собеседнике ум, скромность, умение точно и ярко выразить мысли словом.

В 6 классе говорили об этикете делового письма (на уроках изучения официально-делового стиля), формировали умение писать деловое письмо-благодарность в соответствии с требованиями международного делового этикета.

Уделяем большое внимание при изучении темы «Лексика» проблеме неосторожного обращения с речью, в частности подняли проблему существования школьного сленга в исследовательской работе учеников «Осторожно: сленг!» и потом демонстрировали презентацию, составленную по данной работе. Цель работы состояла в желании заставить ребят задуматься над этим негативным явлением в обществе.

На перспективу видим в 7 классе продолжение темы речевого этикета в исследовании этикета электронного письма. В 8 классе продолжим умение писать дружеские письма-размышления, взяв за образец для наблюдения письма А.П.Чехова и Л.Н.Толстого на уроке по теме «Обращение.

В 9 классе мы предоставили возможность учащимся потренироваться в умении вести «полуофициальную» беседу: выступающие - экскурсоводы показали умение приветствовать слушателей, представиться, заинтересовать их темой разговора, задавать вопросы слушателям, привлекая их внимание, отвечать на их вопросы, реагировать на замечания, выражать пожелания экскурсантам и попрощаться – всё это во время своего рассказа об историческом факте. Конкурс экскурсоводов – это логическое завершение изучения темы «Русский речевой этикет» в основной школе, демонстрация усвоенных знаний и приобретённых умений.

Этап контроля приобретённых знаний и умений по теме «Этикет» – тестовая работа (Приложение 2).

2.1.2. Формирование культуроведческой компетенции по теме «Отражение в языке культуры и истории народа»

Самая широкая тема содержания, формирующего культуроведческую компетенцию, - «Отражение в языке культуры и истории народа». Развитие темы в 5. 6, 9 классах тоже отражено в планировании. Для удобства планирования она разбита на 3 части: история письменности, историческая грамматика, искусство, этнография, история России, фольклор, художественная литература.

Поскольку в 5 и 6 классах идёт активное изучение фонетики, графики, орфографии, морфемики, словообразования, то в этих классах изучаются преимущественно 2 темы: «История письменности» и «Историческая грамматика», которые в 8-9 классах на изучении синтаксиса так активно на уроках представлены быть не могут.

Изучая тему «История письменности» в 5 классе на уроке «Графика. Алфавит», в ходе учительской презентации ребята узнали о создателях русской азбуки Кирилле и Мефодии, соотносили буквы кириллицы и современного алфавита, учились читать по кириллице, растолковывали фразеологизмы, пришедшие в наш язык из русской азбуки (Приложение 3).

Продолжили разговор о письменности на следующих уроках по теме «Фонетика» в виде коротких сообщений о «весёлой и молодой букве» Ё, «самой удивительной букве русской азбуки» Ф, «трудной букве» Ђ (ять). На уроке «Обозначение мягкости согласных с помощью Ь» демонстрировали презентацию «Берестяные грамоты», где рассказали о переписке новгородских мальчиков Онфима и Данила. Дома ребята писали сочинение-миниатюру «Какими я представляю новгородских мальчиков Онфима и Данила?»

Если тема «Русский речевой этикет» требовала от учителя формировать у учащихся различные умения, то

следующая страница >>