bigpo.ru
добавить свой файл
1
Урок по биологии в 8 классе


«Значение кожи и её строение».


Цель: ознакомить со строением и значением кожи.


Задачи: 1)формировать представления о коже как органе, участвующем в обмене веществ и энергии;

2)повторить и закрепить знания об органах мочевыделения, а так же их роли в обмене веществ;

3) развивать у учащихся словесно-логическое мышление, способности сравнивать и анализировать;

4)продолжить развитие навыков работы с дополнительным материалом;

5)воспитывать у учащихся навыки гигиены, правильный уход за кожей, а также бережное отношение к своему здоровью.


Оборудование: таблицы «Строение кожи», «Органы мочевыделения»; компьютер; проектор; интерактивная доска; мультимедийная презентация «Строение и значение кожи»; раздаточная таблица «Слои кожи»; карточки-задания по теме: «Мочевыделительная система».


Ход урока.

I. Организационный момент.


II. Повторение пройденного материала.

1. Индивидуальная работа учащихся по карточкам(3-4 человека). (Приложение №1)

2. Работа с классом:

1)Задания на развитие у учащихся словесно-логического мышления.

«Слова-антиподы» (назвать слово, противоположное по значению).

Пластический обмен - …

Растительная пища - …

Органические вещества - …

Нервная регуляция - …

Мочеобразование - …

Найдите «лишнее» слово (выбрать слово, не подходящее по смыслу).

Мочеточники, нефрон, тонкий кишечник, мочевой пузырь, опорно-двигательная система, пищеварительная система.

Найдите подходящее по смыслу слово.

Почки – мочеточник - …

Почечная капсула – каналец нефрона

2) Какую роль играет мочевыделительная система в обмене веществ?

3) Покажите на таблице органы мочевыделительной системы.

4) Дополните фразы:

Органы мочеобразования – это …, а органы мочевыделения это - …

Первичная моча отличается от вторичной тем, что …

Почки человека состоят из… (показать на таблице).

Если в моче человека обнаружен белок, это признак того, что …

Наличие в моче сахара (глюкозы) свидетельствует о том, что …

При недостатке воды в организме …

Жесткая вода отличается от мягкой …

5) Согласны ли вы с утверждением?

Почки человека поддерживают постоянство внутренней среды организма.

В мочевой пузырь поступает первичная моча.

Почки разделяют вещества, поступающие к ним.

Чем больше воды поступает в организм, тем лучше для него.


6) Среди предложенных систем органов человека выберите те, которые выполняют выделительную функцию в организме. Объясните свои предположения.

Дыхательная, опорно-двигательная, кровеносная, мочевыделительная.


III. Изучение нового материала.

Мультимедийная презентация «Строение и значение кожи».

Что такое кожа? Какую роль она играет в нашем организме? (Ответы учащихся.)

Слайд №1.Итак, тема урока «Значение кожи и её строение»(написана на доске).

1.Рассказ учителя об особенностях кожного покрова.

Слайд № 2 « Что такое кожа?»

Кожа это наружный покров тела, который надежно защищает все находящиеся под ней органы от механических повреждений, препятствует потере воды организмом, проникновению в него различных бактерий. Кожа участвует в регуляции температуры тела, в обменных, защитных и выделительных процессах. В коже располагается большое количество чувствительных нервных окончаний-рецепторов, которые воспринимают боль, холод, тепло, что позволяет организму человека избегать возможных повреждений. Площадь поверхности ≈ 1,5 – 2 м2.

Попробуйте перечислить все основные функции кожи. (Ответы учащихся.)

2. Озвучить основные функции кожи и написать их на доске.

-Защитная функция.

-Терморегуляционная.

-Выделительная.

-Чувствительная.

3.Какие же части кожи выполняют эти функции? Она должна иметь то, что способствует течению всех этих процессов. Это должно отразиться на её строении.

Слайд № 3 «Слои кожи».

Состоит из трёх слоёв:

-Эпидермис.

-Дерма.

-Подкожная жировая клетчатка.

4.Учащимся раздаются таблицы, которые помогут усвоить новый материал.

Приложение № 2. Таблица «Строение и функции кожи».

5.Рассказ учителя с помощью мультимедийной презентации. Слайды меняются по мере необходимости с помощью щелчка мыши.

Слайд № 4. «Эпидермис». Объяснить строение эпидермиса, его особенности, выполняемые функции.

-Эпидермис (от эпи… и от греч. Derma-кожа), у животных и человека – поверхностный слой кожи, состоящий из многослойного плоского эпителия. Состоит из двух слоев – роговой и ростковый слоев.

Слайд № 5. « Слои эпидермиса». Рассказать об особенностях рогового и росткового слоев эпидермиса.

Роговой слой (поверхностный) - мертвые ороговевшие клетки (постоянно обновляются. Функции: защищает от внешних воздействий (биологических, химических и механических).

Ростковый слой (более глубокий) -живые клетки, которые быстро делятся (1 слой). Содержат пигмент - меланин. Функции: обновление рогового слоя. Обеспечивает цвет кожи, защита от УФ-лучей.

5.Вопросы учителя:

- Какая часть кожи выполняет защитную функцию нашего организма? В чем это проявляется?

(Ответы учащихся: эпидермис.)

Слайд №6 «Дерма».

Объяснить учащимся происхождение данного понятия, остановиться на строении слоев дермы и его роли организме человека.

-Дерма-(от греч. Derma-кожа), соединительнотканная часть кожи позвоночных животных и человека, расположенная под наружным слоем -эпидермисом.

Состоит из двух слоев - сосочкового и сетчатого слоев.

6.Вопрос учителя:

-В чем заключается выделительная функция кожи?

(Ответы учащихся: выделение пота потовыми железами.)

Пояснения учителя:

-Пот близок по составу моче: содержит воду, хлорид натрия, мочевую кислоту, аммиак, мочевину.

7.Вопрос учителя:

-Объясните, что значит «чувствительная функция кожи»

(Ответы учащихся: рецепторы выполняют.)

Пояснения учителя:

Рецепторы – нервные окончания, реагирующие на боль, холод, тепло, давление (холодовые и тепловые, тактильные, болевые).

Слайд № 6. «Слои дермы». Рассказать об особенностях слоев дермы: сетчатого и сосочкового

Сосочковый слой - рыхлая соединительная ткань. Располагаются кровеносные и лимфатические сосуды. Нервные окончания -рецепторы. Дактилоскопический рисунок (расположение сосочков). Придает коже эластичность.

Сетчатый слой - плотная соединительная ткань (коллагеновые и эластические волокна). Расположены волосяные луковицы и основания ногтей, кровеносные сосуды. Сальные и потовые железы. Придает коже прочность и обладают выделительной функцией.

Слайд № 7. «Гиподерма».

Гиподерма (от греч. Derma-кожа) - подкожная жировая клетчатка. Строение: рыхлая соединительная и жировая ткань. Функции: механическая и термическая защита, запас воды и энергии в виде жира.

-Остановиться на особенностях строения гиподермы и ее функциях, как подкожной жировой клетчатки.

Вопрос учителя:

-Терморегулирующая функция. В чем она заключается?

( Ответы учащихся: кожа поддерживает постоянную температуру тела. Участвуют в этом процессе: потовые железы, кровеносные сосуды, подкожная жировая клетчатка.)

Слайд №8. «Ногти». Объяснить особенности строения и роста ногтей. Правила ухода за ногтями.

-Ногти - это роговые пластинки, лежащие в ногтевом ложе. Кожа ногтевого ложа снабжена кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Ногти растут из бороздки у корня ногтей (у человека в среднем 3мм в месяц)

Слайд № 9. « Волосы». Объяснить особенности строения волос. Правила ухода за волосами.

Волос – состоит из корня и стержня. Корень погружен в волосяную луковицу, куда подходят нервы и сосуды. Снаружи волосы покрыты кутикулой. Общее число волос на голове рыжих около 80тыс., брюнетов – 100тыс., блондинов – 140тыс.

Слайд № 10. « Типы папиллярных узоров». (Используется в качестве дополнительного материала). Рассказ учителя об индивидуальных особенностях кожи человека. Объяснить разницу между папиллярными узорами.


-В дуговом узоре линии, образующие рисунок, идут от одного края подушечки пальца к другому. Узоры этого типа наиболее просты по своему строению и встречаются относительно редко (около 5% от общего количества).

петлевом узоре линии, образующие центральную часть рисунка, идут от одного бокового края пальца к центру, затем поворачивают и возвращаются к этому же краю.

-В завитковом узоре имеются две дельты – слева и справа от центральной части узора (редко – три и даже четыре). Между дельтами располагается рисунок в виде концентрических окружностей, овалов, спиралей, клубковых (близнецовых) петель.


IV. Минутка релаксации. Гимнастика для глаз (делается стоя у своих рабочих мест).

- крепко зажмурить глаза на 5 секунд, затем открыть. ( повторить 10 раз).

- посмотреть в окно, выбрать самую дальнюю точку за окном и самую ближнюю в классе. Попеременно смотреть на эти точки по 10 секунд. ( повторить 10 раз)


V. Закрепление изученного материала.

Задание учащимся (подумать и объяснить свои предположения):

-Сравните кожу и мочевыделительную систему. Найдите черты сходства и отличия у этих систем органов организма человека.

( Ответы учащихся:

- сходства: выделительная функция, поддерживают постоянство внутренней среды организма.

- различия: в особенностях строения, расположение.)


VI. Итог: познакомились с особенностями строения кожи, ее функциями и значением в жизни человека.

Кожа – покров нашего тела, выполняющий жизненно важные функции.


VII. Домашнее задание: стр.174-177, прочитать, выполнить задания на странице 176- 177.


Приложение №1. Индивидуальные карточки для контроля знаний.


1. Из перечисленных слов выберите те, которые имеют отношение к мочевыделительной системе.

Нефрон, альвеола, витамин Д, почечная лоханка, мочеточники, вторичная моча, обмен веществ, аппендикс, слюнные железы.


2. Продолжите предложения.


В процессе пластического обмена происходит …

К жирорастворимым витаминам относятся …

Витамин С в организме не образуется, но способствует …

Почки состоят из …

Образовавшаяся в почках моча поступает …

Развитию заболеваний органов мочевыделения способствуют …


Приложение №2. Таблица «Строение и функции кожи».


Слой кожи

Строение слоя

Функции

Эпидермис:

Роговой слой (поверхностный).


Ростковый слой (более глубокий)

Эпителиальная ткань. Мертвые ороговевшие клетки ( постоянно обновляются).


Живые клетки, которые быстро делятся(1 слой).

Содержат пигмент – меланин.

Защита от внешних воздействий (биологических, химических и механических).

Обновление рогового слоя.

Обеспечивает цвет кожи, защита от УФ-лучей.

Дерма (собственно кожа):

Сосочковый слой.


Сетчатый слой.

Соединительная ткань. Рыхлая соединительная ткань. Располагаются кровеносные и лимфатические сосуды.


Нервные окончания – рецепторы.


Дактилоскопический рисунок (расположение сосочков).


Плотная соединительная ткань (коллагеновые и эластические волокна). Расположены волосяные луковицы и основания ногтей, кровеносные сосуды.


Сальные и потовые железы.


Эластичность кожи.


Чувствительная.


Индивидуальность организма.


Прозрачность кожи.


Выделительная функция.

Волос – состоит из корня и стержня. Корень погружен в волосяную луковицу, куда подходят нервы и сосуды. Снаружи волосы покрыты кутикулой.

Ногти – это роговые пластинки, лежащие в ногтевом ложе. Кожа ногтевого ложа снабжена кровеносными сосудами и нервными окончаниями.

Подкожная жировая клетчатка (гиподерма).

Рыхлая соединительная и жировая ткань.

Механическая и термическая защита. Запас воды и энергии в виде жира.