bigpo.ru
добавить свой файл
1
Володина Наталья Леонидовна, учитель физики, МОУ «Печорская гимназия»,

Урок – обобщение по теме «Строение вещества», 7 класс, учебник «Физика-7», автор А.В. Пёрышкин, Дрофа, 2003

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Формы работы учеников: индивидуальная, групповая, фронтальная, компьютерное тестирование, работа с компьютерной моделью, физический эксперимент

Техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер (лучше несколько), проектор.

Задачи урока:

Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать формированию обобщённого знания по теме «Строение вещества. Молекулы».

Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.

Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений, способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.


Ход урока

У: Настройтесь на работу и скажите себе: « Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всём остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Настроились? Прекрасно! Вперёд!


Корреспондент одной американской газеты спросил знаменитого физика Ричарда Феймана: "Господин Фейман, если бы вдруг выяснилось, что в результате катастрофы все знания человечества должны погибнуть и Вам необходимо в одной фразе передать будущим поколениям самое ценное из них, то что бы Вы сказали потомкам?"

Ученый ответил так: "Безусловно, это была бы атомистическая гипотеза: весь мир состоит из мельчайших частиц, которые непрерывно движутся и взаимодействуют друг с другом".


Сегодня мы на уроке соберём воедино все те познания, что приобрели, о строении вещества, попытаемся не просто это сделать на словах, но часть доказать в эксперименте, а часть своих выводов сопроводить театром-экспромтом.


А зачем нам знать о строении вещества?

Ученики:

- для того, чтобы изготовить тот или иной механизм, и чтобы при этом он отвечал предъявленным к нему требованиям.

- Знания о строении вещества позволяют не только объяснять многие физические явления. Они помогают предсказывать, как будет происходить явление, что нужно сделать, чтобы его ускорить или замедлить.

- Изучив строение тел, можно объяснить их свойства, а также создавать новые вещества с нужными свойствами, которые можно использовать в быту, в технике, в медицине.


У: Чтобы вы настроились на рабочий лад, попробуйте предсказать события:

- если капнуть каплю краски в стакан с водой, то…

- если открыть флакон с духами, то…

- если нагреть лёд, то…

- если сильно сжать два кусочка пластилина, то…

- если капнуть каплю масла на воду, то…

- если опустить термометр в горячую воду, то…


Итак, что вы можете сказать о строении вещества? – все вещества состоят из молекул. Если это так, то почему же все тела нам кажутся сплошными, и мы не видим никаких молекул? –они имеют малые размеры. Что значит малые?

Ученики прводят свои примеры, уже им известные.

У: - Если бы молекулы стали размером с точку на листе бумаги. Тогда все бы тела тоже увеличились и верхушка Эйфелевой башни достала бы до Луны, люди бы были высотой 1700 км, мыши были бы длинной 100 км, а мухи – 7 км, каждый волос был бы толщиной 100 м, красные тельца нашей крови – эритроциты имели бы в поперечнике 7 м. - если взять число кирпичей, равное числу молекул газа объемом с наперсток, и уложить их плотно, то эти кирпичи покрыли бы поверхность всей суши земного шара слоем в 120 м, т.е. высотой в четыре десятиэтажных дома.


Кто высказал идею атомизма? – Демокрит, в 4 в. До н.э. И лишь в середине 20 века она получила своё практическое подтверждение: Атомы очень малы. Их невозможно разглядеть не только простым глазом, но и с помощью даже самого мощного оптического микроскопа.

Глаз человека не способен разглядеть атомы и промежутки между ними, поэтому любое вещество кажется нам сплошным.


В 1951 году Эрвин Мюллер изобрёл ионный микроскоп, позволивший в деталях разглядеть атомную структуру металла. Современные электронно-голографические микроскопы дают увеличение в 70 миллионов раз.


Что можно сказать о молекулах одного вещества? Разных веществ?


Задание: используя воздушные шарики красного (кислород) и синего (водород) цвета,

- составь модель молекулы водорода

- составь модель молекулы кислорода

- составь модель молекулы воды

- составь модель молекулы льда

- составь модель молекулы водяного пара


Немногие, вероятно, знают, что пленка мыльного пузыря представляет собой одну из самых тонких вещей, какие доступны невооруженному зрению. Обычные предметы сравнения, служащие в нашем языке для выражения тонкости, чрезвычайно грубы по сравнению с мыльной пленкой. “Тонкий, как волос”, “тонкий, как папиросная бумага” — означают огромную толщину рядом с толщиной стенки мыльного пузыря, которая в 5000 раз тоньше волоса и папиросной бумаги. При увеличении в 200 раз человеческий волос имеет толщину около сантиметра, разрез же мыльной пленки даже в таком увеличении еще недоступен зрению. Требуется увеличение еще в 200 раз, чтобы разрез стенки мыльного пузыря усматривался в виде тонкой линии; волос же при таком увеличении (в 40000 раз!) будет иметь свыше 2 м в толщину. Рис. 69 дает наглядное представление об этих соотношениях.



верху — игольное ушко, человеческий волос, бацилла и паутинная нить, увеличенные в 200 раз. Внизу — бациллы и толщина мыльной пленки, увеличенные в 40000 раз. 1 мю=0,0001 см.


Если из детского резинового шарика, надутого и наполненного водородом (массой 3г), каждую секунду выпускать по 1 миллиону молекул, то понадобится 30 миллиардов лет!


Чтобы продолжить подводить итоги наших знаний о строении вещества, попробуем вывести их доказательство из экспериментов. Для их проведения разделимся на группы. У каждой группы будет своё задание, выполнив которое, группа должна сделать вывод об одном или нескольких утверждениях теории о строении вещества.

Карточка № 1.

Приборы и материалы:

Мел, пузырек с кристаллами марганцево-кислого калия, 3 стакана с чистой водой, стеклянная палочка.

Ход работы

1. Проведите пальцем по поверхности мела. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?

2. Бросьте в стакан с чистой водой несколько крупинок марганцовки. Размешайте раствор палочкой и перелейте несколько капель во второй стакан, затем повторите эту процедуру еще раз. Сравните цвет раствора во всех трех стаканах.

Ответьте на вопросы:

1. сохранилось ли основное свойство вещества – цвет?

2. можете ли вы сделать предположение о том, сколько частичек марганцовки осталось в третьем стакане? А сколько их тогда было в первом стакане?

3. вспомнив размеры кристалликов, брошенных вами в воду, можете ли вы сказать, что- либо о размерах мельчайших частиц вещества?

Карточка №2

Наблюдение за влиянием температуры на скорость диффузии.

Цель работы: выяснить, что скорость диффузии зависит от температуры и смешивающихся веществ.

Приборы и материалы:

  • 2 стакана с водой,

  • 2 пакетика чая

Выполнение работы.

  • 1. Налейте в оба стакана воды до 3/4 их объема в один холодную, в другой горячую.

  • 2. Аккуратно опусти в каждый стакан по пакетику чая.

  • 3. Наблюдай различие в результатах опыта. Объясни результаты.

  • 5. Сделайте вывод:


Карточка №3

Наблюдение взаимодействия частиц вещества.

Цель работы: рассмотреть проявление сил взаимного притяжения.

Выполнение работы.

  • 1. Возьмите яблоко, разрежьте его пополам, а затем снова соедините половинки. Почему нижняя половина отпадает?

  • 2. натри стекло свечой. Накапай на него несколько капель воды близко друг к другу. Возьми спичку и с ее помощью сблизь капли воды друг с другом. Что происходит? Почему?

  • 3. Опусти один палец в сухой песок, а другой – во влажный. Чем стали отличаться пальцы после этого опыта? Почему?

  • 4. Сделайте вывод:


Карточка №4

Наблюдение расширения тел при нагревании и сжатия при охлаждении

Цельработы: Доказать существования промежутков между молекулами

Приборы и материалы: пустая бутылка, горячая вода, воздушный шарик

1. 1. Пустой воздушный шарик наденем на горлышко бутылки

2. Подержим эту бутылку в течение минуты в тазике с горячей водой

3. А теперь поставим бутылку под струю холодной воды

Подумайте и ответьте: почему так происходит? Где это можно использовать?


Карточка № 5

Наблюдение расширения тел при нагревании и сжатия при охлаждении

Цельработы: Доказать существования промежутков между молекулами

Приборы и материалы: стакан, дощечка, книга, горячая вода

  1. Положим на стол книгу, на неё с небольшим наклоном – дощечку. Намочив стакан поставим его на дощечку.

  2. Теперь намочим стакан горячей водой и поставим его так же, как в первый раз.

Сравните результаты опытов и сделайте выводы, используя знания о стоении вещества.


Итак, делаем общие выводы:

  1. все вещества состоят из молекул

  2. между молекулами существуют промежутки

  3. молекулы непрерывно и хаотично движутся (см. фрагмент «Броуновское движение»)

  4. молекулы взаимодействуют друг с другом (притягиваются и отталкиваются) – см.фрагмент о взаимодействии молекул вещества друг с другом

  5. молекулы одного вещества одинаковы, а разных веществ различны –см. фрагмент «Молекулы и атомы»

  6. при повышении температуры тела скорость его молекул увеличивается


Все эти выводы составили основу молекулярно-кинетической теории, заложенной русским учёным М.В. Ломоносовым (см. презентацию о нём).


Теперь, когда мы знаем основы теории строения вещества, мы можем представлять и объяснять строение тела в разном агрегатном состоянии. Сейчас мы это и попробуем сделать, а проверять правильность будем с помощью компьютерного варианта. (см. през-ию «Три состояния вещества», работаем с таблицей на интерактивной доске).


А теперь пришла пора нам подвести итоги:

что каждый заложил на полки памяти своей

поможет выяснить учителю самостоятельная работа.

- самостоятельное решение теста, данного в компьютерном варианте


Решать загадки можно вечно.


Вселенная ведь бесконечна.


Спасибо всем нам за урок,


А главное, чтоб был он впрок!


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Тест «Строение вещества»

контролирующий

тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6994033e-aabf-4e64-9b98-be15e21028e5/92.swf

2

Аудиотреки с рисунками

информационный

ролик

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/efc93a90-8e6d-460e-9e41-43a34e93d59b/91.swf

3

Модели «Атомы и молекулы»

иллюстративный

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/707de005-32ba-45bc-ba85-b562adc729de/93.swf

4

Траектории молекул в газе

иллюстративный

анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/152139aa-cb83-4d3e-ba08-faa9adbfefe9/%5BPH10_06-005%5D_%5BIM_05%5D.swf

5

Первоначальные сведения о строении вещества

информационный

Интерактивная модель

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b55-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b53-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swf

6

Взаимодействие молекул

иллюстративный, информационный

модель, рисунок, иллюстрация, информационный модуль

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b54-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_5.swf