bigpo.ru
добавить свой файл
1
Открытый урок на тему «Продовольственная программа»


Тип урока: изучение нового материала.


Цели и задачи: познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; рассмотреть суть и последствия продовольственной проблемы, связь ее с другими глобальными проблемами, размещение стран, для которых эта проблема крайне актуальна; проанализировать пути решения продовольственной проблемы; продолжить формирование умения работать с различными источниками информации.


Формирование навыков работы с информационными технологиями и создание презентаций

Учебно-наглядный комплекс: атлас мира, схемы, таблицы, статьи из журналов «ГЕО», «Вокруг света», учебник.


Форма организации учебной деятельности: урок-лекция


Время проведения 2 часа.


Ход урока:


Учитель: Современная эпоха имеет множество эпитетов: электронная, космическая, ядерная……. Сегодня ее чаще всего называют эпохой глобальных проблем. И вы знаете, что человечество имеет их целый пакет

Назовите проблемы, которые изучили. (ответы учащихся)

Какая из следующих проблем, на ваш взгляд, теснейшим образом связана с

изученными?

Учащиеся - продовольственная проблема.

Учитель предлагает открыть тетради , записать названную тему урока и подумать над тем, какие ассоциации возникают у них при названии этой проблемы, составить кластер, используя ключевое слово «продовольственная проблема». ( Время ограничено – 30 сек.) После истечения времени учитель обращается к учащимся: « Просмотрите текст на стр. 160-161 и выпишите новые слова, понятия к этому ключевому слову ( время 1 мин.). В процессе изучения темы вы будите дополнять свой кластер, а дома, используя его, подготовите резюме по данной теме.

Учитель: Продовольственная проблема едва ли не самая древнейшая из всех проблем человечества. Голод обрушивался на массы людей в древности и в средневековье, и в периоды новой и новейшей истории. Достаточно вспомнить частые голодные годы в России во второй половине XVI в , начале XVIII, в тридцатые годы XX ( слайд № 1 )

« Бог посылал на нашу землю глад

Народ завыл, в мучениях погибая»

Из-за неурожаев целые страны оказывались и оказываются на грани вымирания и даже переступают эту грань. ( слайд № 2 ) Великий наш соотечественник, физиолог Иван Петрович Павлов указывал, что « взаимоотношения живого организма с окружающей природой – есть взаимоотношения, опосредованные вопросами питания.»

Что значит питание для каждого из вас и для человечества в целом? На этот вопрос ответите письменно, для этого разделите лист тетради на две половины. В первую из них запишите значение питания лично для каждого из вас, во вторую – для человечества .Если возникнут затруднения при заполнении второй колонки, обратитесь к учебнику стр. 172 – 173.( время ограничено – 1 минута.) После истечения времени заслушивание ответов, обобщение: « Для каждого из вас питание – это настроение, от питания зависит учеба. Для полноценной работы мозга необходимо хорошо и правильно питаться. Для человечества в целом – это жизненный тонус, качество выполняемой работы. Недоедание особенно пагубно сказывается на здоровье детей. Это замедляет не только их физическое, но и умственное развитие, а в последствии отражается и на психическом состоянии. Общеизвестна связь качества питания с продолжительностью жизни человека. Плохое питание вызывает порочный круг нищета – плохое питание- болезни- низкая производительность труда – нищета Вот поэтому мы изучаем продовольственную проблему.

Сегодня на уроке вам предстоит дать оценку продовольственной ситуации в мире, установить - можно ли накормить весь мир и кто его накормит. Для этого вам необходимо знать

  1. сущность ( главный смысл ) продовольственной проблемы и ее последствия;

  2. медицинские нормы питания людей, понятия «голод», «недоедание», « скрытый голод»;

  3. географию стран для которых продовольственная проблема крайне актуальна;

  4. причины возникновения проблемы и пути ее решения. (план на доске).

Как будем работать? В ходе лекции вам будут предложены задания по анализу таблиц, сравнению карт, задания по тексту учебника и дополнительной литературе. Не забывайте дополнять кластер, который поможет вам при выполнении домашней работы. Работаем два часа. Завершим изучение проблемы вашими презентациями « Почему пищу, используемую человеком для поддержания жизнедеятельности, считают в то же время продуктом его общей культуры.»

Начнем с анализа таблицы …………(слайд № 3), который поможет вам самим определить и сформулировать сущность продовольственной проблемы. Сравните рост зерна с темпами роста численности населения и дайте объясните, в чем суть проблемы.


Ответы учащихся – производство зерна отстает от темпов прироста населения, в этом главный смысл продовольственной проблемы; сущность проблемы в том, что мир потребляет еды больше, чем производит.


Учитель – сейчас подумайте над тем, к чему ведет опережающий рост населения по сравнению с увеличением производства продуктов питания. Учащиеся отвечают, учитель кратко записывает на доске ответы; в мире нарастают конфликты; растет число голодающих; ухудшается здоровье; деградируют почвы; происходит опустынивание.

Учитель – какое из перечисленных последствий вы считаете основным?

Большинство учеников считает, что это – увеличение числа голодающих.

Учитель – как же определить общее число голодающих в мире? Для этого авторитетные международные организациями определили медицинские нормы питания и соответственно сами понятия «голод» и «недоедание». По оценкам ФАО и ВОЗ для нормальной жизнедеятельности примерная норма питания для одного человека должна составлять 2500 ккал в день Она может варьировать в зависимости от пола, возраста, вида деятельности, климата. Отчетливо выраженное недоедание наступает тогда, когда норма питания опускается ниже 1800ккал в день и явственно выражен голод, когда норма питания проходит критическую отметку в 1000ккал в день .Наряду с перечисленными количественными показателями учитывают и качественные – это структуру пищевого рациона. По медицинским нормам этот рацион должен включать не менее 100г белков животного происхождения, витамины, микроэлементы. Питание, при котором не достает белков, витаминов называется неполноценным питанием или скрытом голодом. Для определения стран, население которых испытывает голод, недоедание или скрытый голод, т.е., чтобы оценить продовольственную ситуацию в мире, необходимо выяснить, чем питается население мира. И вот здесь, определенный интерес представляет картина конкретных региональных типов питания. В свое время на это обратил внимание известный в мире русский географ Воейков. Зафиксировал и охарактеризовал подобные типы питания американский географ Кариел. Перед вами карта «Типы питания» (слайд №4) составленная им. Для каждого географического «типа питания» указал источник калорий. Проанализируйте карту:

  1. определите главный вид продовольствия мира;

  2. какой тип питания в странах северного полушария. Назвать источники калорий в этом географическом тип питания;

  3. установите где разнообразнее тип питания, в странах северного или южного полушарий.

Ответы учащихся – главный вид продовольствия мира – это зерновые культуры. В странах северного полушария основной тип питания пшеничный. Разнообразнее тип питания в южном полушарии.

Учитель – сопоставьте карту «Типы питания» с картой «Масштабы голода»( карты на каждом столе, слайд № 4 ) и определите – существует ли взаимосвязь между географическими типами питания и числом голодающих?

.

Ответы учащихся – да, существует связь, страны с пшеничным типом питания ни голода, ни недоедание в целом уже не испытывают.

Учитель – почему для стран с разнообразным типом питания, в южном полушарии, присуще недоедание, голод и скрытый голод?.

Ответ : в южном полушарии находятся развивающиеся страны, а в северном – развитые.

Учитель – вспомните из курса 10 класса основные различия в сельскохозяйственном производстве между развитыми и развивающимися странами.

Ответы учащихся – в развитых странах развито животноводство. В развивающихся – растениеводство и ориентировано на производство монокультуры В развитых странах интенсивное ведение сельского хозяйства, а в развивающихся – экстенсивное

Учитель – традиционная система земледелия ( слайд № 5 ), которая и дает основную часть продовольствия, не рассчитана на такое количество населения. В результате 1/6 часть человечества голодает или недоедает и от голода ежегодно умирает 13-18 млн т.е. 20 человек в минуту. Используя карту «Масштабы голода», заполните таблицу (таблица на отдельном листе для каждого ученика) и дайте оценку продовольственной ситуации по пятибалльной шкале.

Учащиеся оценивают продовольственную ситуацию неудовлетворительно.

Учитель – ваша оценка близка к современной продовольственной ситуации. В мире назревает продовольственный кризис. Правительства стран Африки говорят уже о продовольственной безопасности. Сейчас запасы продовольствия рекордно низки и если будут продолжаться природные катаклизмы (засухи, наводнения) преодолеть их будет очень сложно. Итак, на земле существует обширный пояс голода и недоедания, который протянулся по обе стороны от экватора. Начинается он в Ю.Америке, охватывает большую часть Африки, а затем продолжается в Азии. Какую территорию в указанном поясе вы бы назвали «полюсом голода»?

Учащиеся называют Африку.

Учитель – до 90-ых годов «полюс голода» находился в муссонной Азии. Как вы думаете, почему современным мировым «полюсом голода» считают Африку, несмотря на то что по абсолютной численности голодающих первенство удерживают страны муссонной Азии?

Вопрос вызывает у учащихся затруднение. Учитель предлагает учащимся объединиться в две группы и поработать с текстом учебника (стр. 167-169; 173-174), чтобы найти объяснение на поставленный вопрос. Первая группа находит причины продовольственной проблемы для Тропической Африки, а вторая- для муссонной Азии. Время ограничено (5-7 минут) После истечения времени заслушиваются ответы представителей от каждой группы и в тезисной форме и заполняется таблица:

«Причины продовольственной проблемы Азии и Африки»

.

Тропическая Африка

Муссонная Азия

1Сельское хозяйство ведется без использования достаточного количества машин, минеральных удобрений, применения ирригации.

1Экстенсивное ведение сельского хозяйства.

2.Темпы роста населения в 2 раза опережают производство продовольствия.

2 Высокий темп роста населения..

3.Элита, составляющая только 5% местного населения, присваивает 1/3 национального дохода.

3 .Массовый голод из-за неблагоприятных погодных условий возникает реже благодаря успехам «зеленой революции».

4 Засухи и опустынивание постоянно расширяют ареалы голода до образования стабильных «зон голода» Рост на электроэнергию

4.Высокие темпы урбанизации. Городская элита становится все более зависимой от импорта продовольствия из развитых стран. На это расходуются крупные инвалютные средства.

5.Форма проявления продовольственной проблемы- голод..

5. Форма проявления продовольственной проблемы- неполноценное питание.



Сравнивая причины продовольственной проблемы в регионах, учащиеся объясняют, почему современным «полюсом голода» считают Африку: Африку считают «полюсом голода», так как в этом регионе образуются стабильные зоны голода и они носят затяжной и хронический характер; Африку считают «полюсом голода» потому, что до этого региона не дошла «зеленая революция» и способ ведения сельского хозяйства остался традиционным. Кроме того, форма проявления продовольственной проблемы в Африке- это голод, а в Азии- неполноценное питание

Учитель обращается к учащимся: как вы считаете, главные причины, сохраняющие и осложняющие продовольственную проблему – это природные или социально-экономические? Учащиеся считают, что социально-экономические.

Учитель продолжает: Да, проблема недоедания и голода сводится не только к дефициту продовольствия, она «насквозь» пронизана политикой, тесным образом связана с экономикой и различными сферами общественной жизни. Осложняется проблема ростом потребления мясных продуктов ( слайд № 6), использованием растительного масла для биотоплива, ускоренная урбанизация, которая приводит к росту потребностей в товарном продовольствии, а также войны и коррупция- лучшие пахотные земли под плантациями экспортных культур, развивающиеся страны занимают крайне невыгодные позиции в рамках международных экономических отношений. Для экономически развитых стран явление голода и недоедания в целом не характерно, многие страны Востока и Запада давно уже достигли продовольственного изобилия. Что тогда придает продовольственной проблеме глобальное звучание?

Учащиеся – продовольственная проблема имеет глобальный характер потому, что порознь отдельные государства ее не решат. Необходимо объединиться всем странам, как развитым, так и развивающимся

Учитель- не в первый раз человечество оказалось на пороге мирового продовольственного кризиса. Что спасет мир в XXI веке? Кто накормит его? ( слайд № ?)

В XX веке «зеленая революция» спасла миллионы жизней в Азии, в частности не было голода в Индии, с тех пор, как Берлоуг ( американский растениевод) привез в одну из провинций страны свои высокоурожайные сорта пшеницы и риса. Эти сорта стали настоящим прорывом в сельском хозяйстве. Они давали столько зерна, сколько ни один другой сорт ранее известный человеку, не давал; выведенные сорта созревали быстро; в год стали собирать двойной урожай. Сегодня же чудес не происходит, рост урожайности практически остановился в середине 90-ых годов. Эти сорта очень зависимы от удобрений, ирригации. Усиленная ирригация только в одной Индии ( было вырыто 1/3 млн трубчатых колодцев) вызвало резкое падение уровня грунтовых вод, тысячи гектаров некогда плодородной земли потеряны из-за засоления и заболачивания. Сорок лет интенсивной ирригации, внесения удобрений и обработки пестицидами не прошли бесследно для полей, а в некоторых случаях и для жителей – в одной из деревень Индии за четыре года умерли от рака 49 человек. Исследователи обнаружили пестициды в крови пенджабских крестьян, в воде, которую они пьют, в овощах, которые они едят, даже в грудном молоке местных женщин. Из деревни в онкологическую больницу, которая расположена в городе, ездит так много народу, что поезд, который везет их, назвали « раковым экспрессом» До « зеленой революции» в Индии выращивали до 250 видов культурных растений. Несмотря на это, многие исследователи и фермеры убеждены- хоть у «зеленой революции» немало тяжелых побочных эффектов, ее необходимо повторить. В мире назревает новая волна «зеленой революции» Что же станет ее движущейся силой?

Существует множество проектов, идей. На сегодняшний день самые известные две идеи - это идея Джерри Стейнера и Ганса Хэррена. Они противоположны.

Учитель продолжает – у каждого из вас на столе тексты с этими идеями. Работая группами в прежнем составе, внимательно прочитайте тексты и установите:

1 что станет движущейся силой новой волны « зеленой революции»- знания в области генетики или разумные методы земледелия: где она начнется- в лабораториях генетиков или на пашнях мелких фермеров?

2. чью идею вы поддерживаете? Джерри Стейнера « генная инженерия позволит прокормить весь мир» или Ганса Хэррена «сбалансированная экосистема- залог стабильного обеспечения продовольствия» Какая из идей будет наиболее эффективна в решении продовольственной проблемы? (время ограничено-10- 12 минут)

Все учащиеся считают что, наиболее эффективна в решении проблемы будет идея Ганса Хэррина и приводят примеры подтверждающие их выбор.

Учитель- от того, что будет происходить на мировых пашнях,зависит не только калорийность рациона, но и многое другое; качество питьевой воды, чистого воздуха, биологическое разнообразие, а также климат и социальная справедливость. Один китайский демограф показал американскому журналисту два иероглифа. Вместе они означали население Один из них обозначает человека, а второй – рот. Это объяснение поразило журналиста до глубины. Меня тоже. Какой вывод вы можете сделать из объяснения китайского демографа?

Учащиеся- для искоренения голода правительство стран Африки, Азии должны контролировать численность населения. Объяснения китайского демографа подтверждает теорию Мальтуса: человечество не может расти до бесконечности, поскольку не может себя прокормить.

Учитель- трудно надеяться, что человечество в ближайшем будущем искоренит голод. Необходимо ему научиться контролировать свою численность, решать экономические, технические и экологические вопросы модернизации сельского хозяйства. При этом речь идет о комплексном решении всех задач.

Дома вы работали над проектом по вопросу: Почему пищу, используемую человеком для поддержания жизнедеятельности, считают в то же время продуктом его общей культуры? Сейчас вам предоставляется возможность показать свои презентации. При выставлении оценки за домашнее задание будет учитываться раскрытие вопроса, качество слайдов, время.

Подведение итогов.

Все учащиеся получают оценку за презентацию и еще оценку за работу в группах.

Приложение 1.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:


1.Что станет движущейся силой новой волны «зеленой революции» - знания в области генетики или разумные методы земледелия, где она начнется в лабораториях генетиков или на пашне мелких фермеров


2Вы поддерживаете идею Джерри Стейнера «генная инженерия позволит прокормить весь мир» или Ганса Хзррена «сбалансированные экосистемы- залог стабильного обеспечения продовольствия.


Джерри Стейнер ( агроном, вице-президент американского концерна «Монсанто»). ГансХэррен (вице-президент Всемирного экспортного совета по сельскому хозяйству).


Джерри Стейнер и Ганс Хэррен сходятся в одном: сегоднешнее сельское хозяйство не сможет обеспечить человечество продовольствием в будущем. К 2050г мировой спрос на зерновые увеличится на 75%, возрастет и потребность в других продуктов. Чтобы удовлетворить эти нужды, в ближайшие 40 лет нужно повысить урожайность на 70% по всему миру. ПО поводу этого они выдвигают свои идеи.


Джерри Стейнер. Его идея: сельскохозяйственные культуры должны совершенствоваться не только методом скрещивания целых растений. Ученые стремятся модифицировать растения путем вживания в их клетки чужеродных генов т.е в лабораторных условиях выводятся новые сорта, которые лучше противостоят вредителям, легче переносят засуху, выдерживают длительное хранение или воздействие ядохимикатов типа «Раундам»

Он уверен, что генная инженерия позволит прокормить все человечество.


Наибольшего успеха концерн добился в продвижении трансгенной сои. На нее приходится в среднем 65% всех соевых плантаций. Некогда в местечке недалеко от столицы Аргентины цвели подсолнухи и был обычай выбирать весной « королеву подсолнухов». Традиция осталась и сегодня, хотя подсолнухов не осталось. Вокруг этого места простираются только соевые плантации. Соя- новая царица Аргентинских полей. Всего за несколько лет эта трасгенная соя не только вытеснила подсолнух, но и обрекла коров на жизнь в стойле. Оккупировала обочины дорог, угрожает влажным тропическим лесам на склонах Восточных Анд.


Мировые цены на соевые бобы росли, поэтому иногда приносила почти втрое больше прибыли, чем кукуруза. Высокая прибыль привлекла « искателей легкой наживы»- арендаторов, несмыслящих в сельском хозяйстве. Они распыляли гербициды, как воду, не задумываясь о последствиях. Соевый бум привел к исчезновению подсолнухов, к истощению почв, к подорожанию земли и скотоводы начали выжигать участки субтропической сельвы, известной своими богатыми флорой и фауной. Аргентина стала экономически зависима от одной-единственной сельхозкультуры, от одной-единственной агротехнологии, от одного-единственного концерна. Соя стала злом для страны, народа и природы.


Стейнер говорит: « Чтобы не жертвовать тропическими лесами ради новых полей и пастбищ, остается один выход- получать гораздо большие урожаи на уже имеющихся полях. В будущем нам придется производить больше продовольствия, но при этом использовать меньше воды, удобрений и пестицидов. Наша компания готова обеспечить фермеров мира сортами, которые позволят добиться именно этого.


Ганс Хэррен не воспринимает такие обещания всерьез. Он уверен: концерны забывают, что улучшать что-то одно в отрыве от целого не имеет смысла. Любой, кто в погоне за высокими урожаями игнорирует процессы в замкнутой экосистеме, попадает в зависимость от химикатов и искусственных удобрений .Последствия хорошо известны: загрязнение грунтовых вод, смыв удобрений в реки и моря, повышение устойчивости сорняков к гербицидам, утрата биологического разнообразия.


Хэррен не верит в высокотехнологичные сорта, выведенные в лабораториях. Он верит в молекулярно-биологические исследования, в необходимость изучения роли веществ в биохимической регуляции растений и функций микроорганизмов, обитающих в почве. Он верит в фермеров, заботящихся о сохранении разнообразия сортов, верит в сельскохозяйственные школы Африки.


Хэррен уверен: в бедных странах мира можно вдвое увеличить урожайность на уже имеющихся полях. Для этого нужно повысить квалификацию фермеров, применять адаптированные к местным условиям сорта и разумные методы земледелия. Для этого он более 20 лет работал в Африке. В 1995г Хэррен получил премию за проект благодаря которому миллионы людей были спасены от голодной смерти. В 70-ые годы занесенный в Африку из Ю. Америки мониоковый червец угрожал посевам мониока, который составляет основу рациона 200 миллионов африканцев. Херен с коллегами выяснил, что естественными врагами этого паразита являются насекомые двух видов : наездники и божьи коровки. Ученые искусственно разводили полезных насекомых и разбрасывали их с самолетов над полями С тех пор там сохраняется оптимальный баланс между паразитами и их естественными врагами. Хэррен уверен: именно сбалансированные экосистемы – залог стабильного обеспечения продовольствием.


Джерри Стейнер против Ганса Хэррина – их заочный спор отражает борьбу за продовольственные ресурсы будущего.Первые бои уже начались: в 2207 в Мексике тысячи людей протестовали против резкого скачка цен на кукурузу, из которой готовится национальная мексиканская лепешка «тортилья». Подорожание было вызвано тем, что все больше кукурузы используется для выработки биотоплива. Весной 2008 года вспыхнули голодные бунты на Гаити – из-за подорожания риса. В 2009году на Мадагаскаре народ восстал против сделки правительства с южнокорейским концерном, который арендовал половину всех сельскохозяйственных земель острова на 99 лет.