bigpo.ru
добавить свой файл
1
Урок на тему:» Отряды насекомых : чешуекрылые, равнокрылые, двукрылые, , блохи»

В 7 классе с применением ИКТ

ЦЕЛЬ :Изучить признаки отрядов, значение этих насекомых в природе и в практической деятельности человека.

ЗАДАЧИ : Выявить характерные особенности отряда бабочек, равнокрылых. двукрылых ,блох. познакомиться с многообразием этих насекомых, их ролью в природе и жизни человека

Оборудование: коллекция « Чешуекрылые», таблица,» Представители главнейших отрядов насекомых»

Презентация к уроку

ХОД УРОКА:

Организационный момент

Проверка знаний

Индивидуальный опрос по карточкам:

1) Каковы особенности строения стрекоз? (репродуктивный)

2) Каковы особенности строения вшей? (репродуктивный)

3) Что такое» маска « и какое значение она имеет в жизни стрекозы? (поисковый)

4) Один английский зоолог сказал , что « большая часть животной жизни на материках и островах облечена именно в форму насекомых» .Объясните смысл данного высказывания . ( исследоват .)

5) Сравните жуков и стрекоз между собой и на основании этого сравнения объясните почему их относят к разным отрядам класса? ( сравнительно-творческ)


Индивидуальный опрос

1 Какие особенности строения вшей и клопов свидетельствуют о том, что они представители класса насекомых ?

2 Как происходит развитие стрекоз и жуков ? Какие особенности их развития служат приспособлениями к выживанию?

3 На основании каких особенностей строения стрекоз и жуков относят к разным отрядам класса насекомых?

Беседа:

1) Известно , что стрекоза , имеет большие сложные глаза и короткие усики в виде щетинок .Как эти особенности строения связаны с образом жизни этого насекомого ?

2) В чем суть выражения « развитие стрекозы происходит без превращений «?

3) Какие особенности строения вшей являются приспособлениями к наружному паразитизму ?

4) Какие особенности строения обеспечили приспособления жуков к среде обитания?

5) Какие примеры могут свидетельствовать о пользе жуков для человека ?

Подведение итогов

Изучение нового материала

Тема урока имеет логическую связь с предыдущими и сегодня мы познакомимся со следующими отрядами:

Демонстрация слайдов № 1и № 2

Постановка цели урока Рассказ ( Повторение пройденного материала)

СЛАЙД № 3 Класс насекомых появился в девоне , произошли от кольчатых червей , они эволюционировали вместе с цветковыми растениями

СЛАЙД № 4 Этапы возникновения насекомых

СЛАЙД № 5 Признаки живого : движение, способ питания, ориентация в окружающей среде , размеры тела, способ дыхания, развитие нервной системы.

Эти признаки для каждого отряда свои .Перечисляются для бабочек

Знакомлю с систематикой : дневные и ночные

Сравниваю эти две группы между собой.

МПС с географией Улетают на зимовки только молодые бабочки , и всего один раз в жизни . Так репейницы осенью улетают в южные страны Африки, в Индию или в Иран

СЛАЙД № 6 Развитие с полным превращением

Личинка ведет скрытый образ жизни , взрослое насекомое активный видимый .Приспособление одних стадий к к одному образу жизни ,а взрослых к другому сделало невозможным переход из личиночного состояния во взрослое путем обычной линьки Потребовалась стадия куколки-стадия перестройки . ЭТО развитие с метаморфозом с полным превращением Чем больше отличается строение личинки от строения взрослого насекомого, тем сильнее идут перестройки в теле куколки. При сложных перестройках в первые дни после окукливания основная масса внутренних органов куколки представляет жидкую массу.


СЛАЙД № 7 Цикл развития бабочки

СЛАЙДЫ №8-9 Как же возникли названия бабочек?

СЛАЙД №10 Адмирал

СЛАЙД №11 Крылья покрыты чешуйками, отсюда их второе название –чешуекрылые .Чешуйки имеют различную форму, окраску и величину. От цвета чешуй зависит окраска крыльев и рисунок на них

СЛАЙД №12-14 Значение бабочек в природе Польза, вред.

СЛАЙДЫ № 15-16Тутовый шелкопряд. Небольшое сообщение .

МПС с географией Родиной шелковичного червя , или , правильнее тутового шелкопряда считают Китай , где уже 4500 лет до наших дней занимались шелководством. В диком состоянии эта бабочка в настоящее время уже не встречается , и только на Гималаях были найдены ее близкие родичи .Из Китая шелководство еще в древние времена проникло в Японию, Индию, Среднюю Азию и оттуда в Персию .В странах Южной Европы шелководство появилось в 18 веке и особенно сильно развивалось в Италии. На юге главными центрами шелководства являются Узбекистан, Таджикистан и Азербайджан.

СЛАЙД №17 Отряд двукрылые

Самостоятельная работа по тексту учебника стр82 -83 Ответить на вопрос

1 Назовите сходные черты в образе жизни двукрылых и бабочек Заполнить таблицу

МПС с приборостроением. Казалось бы , комнатная муха –самое обыкновенное создание , и ее хорошо знают все .Но постепенно выяснилось , что в ней много необычного Муха воспринимает мир по своему , по мушиному Каждый глаз состоит не менее чем из двух тысяч ячеек-фасеток Это для того чтобы смотреть сразу во все стороны Такие глаза , проигрывая человеческим в остроте восприятия мира , выигрывают в быстроте возбуждения. Сложные глаза мухи удивительно точно засекают предметы во время полета. Муха пролетая со скоростью 5 метров в секунду , хорошо обозревают предметы величиной 2,25 см .Глаза мухи оригинальны тем, что они очень точно определяют скорость движения на основании последовательного перемещения предмета в поле зрения отдельных глазков сложного глаза По их образу и подобию конструкторы создали прибор для мгновенного измерения скорости сверхзвуковых самолетов и назвали его « глазом мухи «.Кроме того, мухи такими глазами видят скрытое за тучами солнце Гигиена. Болезни грязных рук Предложите меры борьбы с комнатной мухой, меры профилактики заболеваний , возбудителей которых переносит муха

Отряд равнокрылые

Работа в группах самостоятельно прочитать статью « Равнокрылые « ответить на вопросы

1 Объяснить устаревшее название равнокрылых—хоботные ; назвать насекомых , которые сокращают численность тлей. Заполнить таблицу

Отряд

Крылья

Рот аппарат

Тип развития

Др признаки

Представители

Бабочки
















Равнокрылые
















Двукрылые
















Блохи
















Отряд блохи

Особенности строения и образа жизни блох

Рассказ: блохи—это бескрылые насекомые с полным превращением , ведущие паразитический образ жизни .Известно более 1000 видов , паразитирующих на птицах, зверях и человеке .Все имиют сходное строение, передвигаются прыжками : прыгают до 50 с в длину и в вверх на 30 см , имея длину тела всего 3-4 мм.Питаются кровью, ротовой аппарат колюще-сосущий .В момент питания блоха может передавать возбудителей болезней своему хозяину .Среди них самая опасная –чума .Одна особь может заразить подряд до 11 человек.Только в одной Европе в середине 17 века погибло от чумы 25 млн человек-1/4 часть европейского населения, а во всем мире -75 млн человек

В 19 в начале 20 века существовали блошиные цирки.

Заполнить таблицу.

Закрепление

1 Перечислите этапы развития с полным превращением приведи примеры ( репрод)

2 Чем интересны бабочки? (репрод)

3 Почему трудно бороться с тлей ? (поиск)

4 Какие особенности строения блох возникли в связи с их паразитическим образом жизни? Почему вы так решили ? (исслед)


Домашнее задание: параграф 18 задания по рабочей тетради 6, 7, 8.10

подготовить сообщение о «Жизни рабочей пчелы»