bigpo.ru
добавить свой файл
1
Обобщающий урок – игра по теме «Австралия».


Цели:

Образовательные:

- способствовать обобщению и закреплению знаний учащихся о природе, уникальности Австралии. Проверить и оценить знания и умения учащихся по теме «Австралия».

Развивающие:

- способствовать развитию логического мышления, умения быстро и правильно излагать свои мысли при ответах на поставленные вопросы, устную речь, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуации.

Воспитательные:

- воспитать чувство товарищества, дружбы, посредством элементов игры, проблемных вопросов способствовать повышению интереса учащихся к географии.

Оборудование: карточки с заданиями, жетоны, физическая карта Австралии, презентация.


Ход урока.


I. Организационный момент.


Сегодня мы с вами совершим путешествие по Австралии. Наша задача – закрепить знания.

У меня в коробочке

Цветные квадратики

Кто сегодня отвечает

Тот квадратики получает

В конце урока сосчитаем

Победителя узнаем.


II. Конкурс « Разминка».


Придумать по одному предложению, где было бы указано на особенность Австралии.

- Австралия – это часть света.

- Самый маленький материк.

- Австралия находится в южном полушарии.

- Нет полноводных рек.

- Расположено одно государство – Австралийский Союз.

- Самый малонаселенный материк, где проживает 19 млн. человек.

- В Австралии много животных и растений, которых нигде нет в мире.

- Самый сухой материк.

- На севере Австралии жарче, чем на юге.

- Австралия находится в Южном полушарии.

- В Австралии нет действующих вулканов и землетрясений.

- Самый удаленный открыт позже других.


III. Викторина.


  1. Что это за птица? Она может подражать пению других птиц, свистку паровоза, стуку колес, А однажды ввела в заблуждение лесорубов, подав сигнал свистка, кончай работу. ( Лирохвост) Слайд № 1.

  2. Что это за форма рельефа? Это самая низкая и плоская часть континента, она сложена морскими и речными осадочными породами, главным образом глинами и песками. Высота не превышает 100 м. Показать на карте. ( Центральная низменность)

  3. Что это за растение? Листья этого дерева используют для производства масел, красок, лекарств. (Эвкалипт) Слайд № 2

  4. Какие примитивные млекопитающие Австралии выводят детенышей из яиц, а кормят их молоком. ( Утконос и ехидна) Слайды № 3, № 4.

  5. В 1606 году испанский исследователь переплыл пролив, который отделяет от Австралии остров Новая Гвинея. Назовите этого исследователя и пролив. ( Торрес и Торресов пролив)

  6. Как называется заросли сухих кустарников, состоящие из низкорослых колючих акаций и эвкалиптов. (Скрэб) Слайд № 5.

  7. В качестве помощников фермеры используют специально выведенную формы собак. Они могут заменить трех рабочих. Умело справляются со стадом, но никогда не обижают овец. Что это за порода? ( Кэлпи) Слайд № 6.

  8. Животное, имя которого на местном наречии означает «не понимаю».(Кенгуру) Слайд № 7.

  9. Что означает слово «крики». ( Пересыхающие реки.)



IV. Игра « Восстановите слова».


Перепутаны местами буквы. Восстановить слова, дать правильный ответ.

Акоал (коала)

Дехниа (ехидна)

Волистрох (лирохвост)


V. Кроссворд.


По горизонтали: 3. Залив на севере Австралии. 5. Столица Австралийского Союза. 6. Голландский мореплаватель, открывший в 1642 году остров, позже названный его именем.

По вертикали: 1. Большое соленое озеро, уровень воды ниже уровня океана. 2. Крупный приток р. Муррей. 3. Самая высокая точка Австралии.

4. Коренные жители Австралии. 7. Страна, объявившая Австралию своей колонией.

Ответы: 1.Эйр. 2. Дарлинг. 3. Косцюшко. 4. Аборигены. 5. Канберра. 6.Тасман. 7. Англия.


VI. Игра « Половинки слов».


Соединить половинки слов между собой (по теме « Австралия и Африка»)

Объяснить значение слов.


Бао

пард

Кэл

вол

Коа

ки

Тас

бат

Кри

го

Дья

гай

Кон

ла

Вом

пи

Лео

баб

Попу

ман


Африка: баобаб- дерево; Конго- река; леопард- животное.

Австралия: коала- животное; крики- пересыхающие реки; кэлпи- собака; Тасман – мореплаватель; дьявол – животное; вомбат – животное; попугай – птица.


VII. Составление ромашки. Игра « Ромашка», оторвать лепесток и дать ответы на поставленные вопросы.


Карточки с вопросами.

  1. Австралия – самый сухой материк Земли. Подтвердите правильность этого предложения. ( Большая часть лежит в тропическом поясе. Осадков выпадает мало от 250 до 500 мм/ год. Занимает зона тропических пустынь. Мало рек, все они пересыхающие. Мало озер, соленые.) Слайд № 8.

  2. Почему об экономике Австралии говорят, что она «едет на овце?»

(Занимает ведущее место в мире по экспорту шерсти. Экономика страны зависит от цен на «мягкое золото».)

  1. Какие животные Австралии изображены на государственном гербе страны? Почему? ( Страус эму и кенгуру. Они как бы символизируют прогресс, движения вперед, так как ни эму, ни кенгуру не могут пятиться назад.) Слайд № 9.

  2. Кто впервые открыл Австралию в 17 веке? ( В первой половине 17 века голландские мореплаватели исследовали северное, западное и юго-западное побережье. А в 1642 году голландец Абель Тасман открыл остров, который позже назван Тасманией.)

  3. Кто исследовал Австралию в 18 веке? (Восточное побережье открыл крупнейший английский мореплаватель Джеймс Кук.)

  4. Какой остров у южных берегов Австралии носит название крупного Австралийского животного? ( Кенгуру.)

  5. Что вы знаете об австралийских городах? (Крупнейшие города Австралии – Сидней (4 млн. чел.), Мельбурн ( 3 млн. чел.)

  6. Чем занимается население Австралии? ( В хозяйстве занимает пищевая промышленность, овцеводство, садоводство, зерновое хозяйство).



VIII Флора и фауна Австралии.


  1. Перечислите природные зоны Австралии. Какие из них преобладает и почему?

Пустыни, полупустыни, саванны, влажные тропические леса. Преобладают пустыни, так как Австралия почти целиком находится в тропическом климатическом поясе с жарким и сухим климатом.

2.Почему Австралия не дала миру ни одного культурного растения и домашнего животного?

Местные жители – аборигены – не знали, что такое земледелие и животноводство, а занимались охотой, рыболовством и собирательством.

3.Объясните, почему при всей уникальности органического мира Австралии, говорят о бедности видового состава растений и животных этого материка?

Очень долгое время Австралия развивалась изолированно от других материков, и поэтому не могла обмениваться видами растений и животных с другими материками. Поэтому флора и фауна Австралии уникальна, но бедна количеством различных видов.

4. Объясните, почему Австралию называют огромным природным заповедником?

Очень долгое время Австралия развивалась изолированно, поэтому на материке много эндемиков. Например, эвкалипт, кенгуру, ехидна, утконос. Благодаря изолированности и отсутствию хищников, в Австралии сохранились многие животные (например, яйцекладущие млекопитающие - утконос и ехидна).


IX. Дать определение терминам.


А) Эндемики.

Редкие виды растений и животных, приуроченные к ограниченным районам и не встречающихся больше нигде.

Б) Колония.

Страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности.


X. Подведение итогов. Выставление оценок.