bigpo.ru
добавить свой файл
1



В ГОУ СОШ №999 с19января по 23января прошла неделя химии.

Учитель: Пустовалова Е.Н.

Проведение недели химии в школе дает возможность повысить интерес учащихся к предмету, стимулировать их интерес к поиску дополнительных материалов по изучаемым темам, привлечь талантливых детей к проведению химических исследований и участию в олимпиадах.

План проведения мероприятий.


  • Конкурс химических стенгазет на различные темы (8,9,10,11 классы)

  • Занимательные опыты по химии для младших классов.

  • Открытый урок в 9-ом классе по теме: «Железо и его соединения».

  • Химическая викторина «Металлы» (для 9 классов)

  • Общественный смотр знаний в виде игры по теме « Кислород. Оксиды. Горение» в 8-ом классе.

  • «Здравствуйте, я химия» (для 7 классов).

  • Конкурс «Все мы дома химики!»(11 класс)



Здравствуйте, я химия!







Для будущих восьмиклассников проводится знакомство с предметом химия, которой они будут изучать на следующий год. Знакомство проводят старшеклассники. Старшеклассники должны показать ребятам, что химия не только сложный предмет, но и интересный.


Опыт 1. Вскипание смеси питьевой соды и порошка лимонной кислоты при прибавлении нескольких капель воды.

Опыт 2. Приливаем растворы хлорида бария и сульфата натрия и получаем молоко.

Опыт 3. Дым из воды. Одну стеклянную палочку намочить в соляной кислоте, а другую в - гидроксиде аммония. Приблизить друг к другу. Образуется дым - это хлорид аммония.

Опыт 4. Взаимодействие щелочного металла с водой.

Опыт 5. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди.

Опыт 6. Извержение вулкана. Бихромат аммония смешать с металлическим магнием. Смесь поджечь. Через некоторое время можно увидеть, как смесь выбрасывается из отверстия в виде разожженной массы.

Опыт 7. Взаимодействие порошка йода и цинковой пыли при добавлении нескольких капель воды. Происходит реакция с выделением фиолетового пара йода.

Опыт 8. Пероксид натрия смешать с кусками фильтровальной бумаги. На эту смесь капнуть несколько капель воды. Бумага загорается.

Опыт 9. Приливаем растворы хлорида железа(III) и роданида аммония и получаем кровь.

Опыт 10. В пламя горящей спиртовки насыпать порошок магния.


После демонстрации опытов ребята обмениваются впечатлениями.


Конкурс «Все мы дома химики!»


11 класс

Учитель: Дорогие ребята! Мы находимся с вами в школьном магазине, где каждый из вас может приобрести продукт питания или товар, используемый в хозяйстве. Но вам надо потрудиться и ответить на некоторые вопросы. На витрине вы видите мыло, стиральный порошок, шампунь, дезодорант, лимоны, подсолнечное масло, баночку мёда, кухонную соль. Все это мы применяем в быту. Давайте поговорим о положительных и отрицательных качествах нашей продукции.

Мыло

Его применение в быту давно известно. А как ещё используется мыло? И какие виды мыла вы знаете?

Возможный ответ

Мыла наших дней – это натриевые или калиевые соли стеариновой, олеиновой и некоторых других кислот с различными специальными добавками-наполнителями и отдушками. Мы знаем мыло туалетное и хозяйственное, твёрдое и жидкое, осветляющее волосы и придающее им любой оттенок, мыло дезинфицирующее и лечебное, пригодное для стирки в морской воде и мыло, которое не тонет в воде. Многим кажется, что мыло используется только в прачечных и в домашнем хозяйстве, но это далеко не так. Мыло применяется в самых разных случаях, порой неожиданных. Мыльными пузырями пользуется служба прогноза погоды. С помощью мыльных пленок, созданных на проволочных контурах, решаются трудные задачи. Смачивающая и эмульгирующая способности мыла делают его незаменимым в технологических процессах, связанных с производством тканей и лекарств. Ни одно вспомогательное вещество не имеет такого большого значения в производстве туши и чернил, как мыло. В составах, распыляемых

с самолётов для борьбы с вредителями сельского хозяйства, также можно встретить мыло.Чтобы корабли не обрастали со дня ракушками и из-за этого не снижали скорость, наружную обшивку корпуса иногда покрывают специальными защитными мылами. Вот сколько удивительных «профессий» приобрело мыло в наши дни.

Учитель. Спасибо за ответ. Вы получаете в подарок хорошее мыло.

Стиральный порошок

Какие качества должны быть у порошка, чтобы его купила хозяйка? Можно ли приготовить в домашних условиях порошок стиральный?

Ответ

В магазинах продается немало разноцветных коробок со стиральными порошками разных марок. Они носят звучные названия Tide, Gala, «Ариель», «Ома», и т. д.

Но интересно, чем же они отличаются друг от друга?

Каждый из них содержит смесь нескольких веществ, играющих при стирке определённую роль. Это моющее вещество, щёлочные добавки, отбеливатели, которые отстирывают, отбеливают, подкрашивают бельё и делают воду мягче. Ещё есть отдушки, которые придают белью свежесть. И порошок нужно не по названию, так как это не всегда оправдано. Надо подбирать по составу смеси и белья, которое нужно постирать. Например, цветное бельё не стоит стирать порошком, в состав которого входит перборат натрия – сильный окислитель. А если соду смешать с мылом, можно получить простейший стиральный порошок.

Учитель. Мне кажется, что в классе у нас есть достойные хозяйки, которые заслужили стиральный порошок.

Шампунь

А как же нам подобрать хороший шампунь?

Ответ

Шампунь – это не только средство для мытья волос, но и вещество, выполняющие такие функции: удаление грязи, лечение кожи головы, снятие статического электричества. Сейчас продают шампуни с кондиционером, бальзамом-ополаскивателем (два в одном, три в одном). Качество пены – важная характеристика для шампуня. Содержание всевозможных добавок сильно отражается на внешнем виде шампуня. Если шампунь прозрачный, жидкий и ярко окрашенный – это дешёвая и не очень качественная продукция, даже если указано, что в нем содержится экстракт ромашки и женьшеня. Цвет такому шампуню придаёт какой-нибудь краситель, а запах – отдушка. Качественная продукция содержит слабую отдушку с запахов запоминающимся, но не запахом лимона.

Учитель. Вы справились с этим задание и получаете шампунь.

Мы живём в мире запахов. Запахи влияют на наше самочувствие, работоспособность. Вероятно, настанет время, когда запах будут использовать направленно в местах обитания человека так, как сегодня техническая эстетика использует цвет. Уже сейчас неизменными нашими помощниками стали дезодоранты – препараты для удаления неприятных запахов. А какие же выпускаются препараты для предотвращения образования запах от пота?

Ответ

Раньше считали, что в образовании запаха пота ведущую роль играют жирные кислоты, входящие в состав секрета желез. Однако недавно установлено, что выделяющийся на поверхности кожи секрет этих желез изначально лишён запаха. Последний появляется в результате жизнедеятельности микроорганизмов, имеющихся на коже. Поэтому дезодоранты тела содержат обычно в своём составе бактерициды, которые уничтожают находящиеся на коже бактерии. В другую группу дезодорантов входят препараты, содержащие противоокислители, которые препятствуют образованию окисленных продуктов потоотделения, имеющих неприятный запах. Иногда требуется провести дезодорацию обуви. При этом устранение неприятного запаха целесообразно совместить с дезинфекцией. Для этого используют аэрозольные баллоны, содержащие раствор формальдегида. Этот препарат наряду с дезодорирующим действием обладает противогрибковыми свойствами.

Учитель. Из рассказанного вами, дорогие ученики, можно сделать вывод – перед применением дезодорантов необходимо помнить о гигиене тела.


Продаётся лимон. Мы хорошо знаем его вкусовые и полезные качества. А сколько содержится витаминов в одном лимоне. Можно ли использовать лимон для удаления пятен?

Ответ

И, правда, для удалении ржавчины можно использовать подручные средства, такие, как лимонная, щавелевая или соляная кислоты. Соком лимона натирают пятно, и через некоторое время оно легко удаляется с поверхности.

Учитель. А вот у нас есть подсолнечное масло. Оно является растительным жиром. Что вы можете сказать о растворимости жиров? О качестве жиров?

Ответ

Жиры широко распространены в природе. Они являются одной из основных составляющих пищи человека. Все жиры легче воды. В воде они нерастворимы, но хорошо растворяются во многих органических растворителях. Жидкие жиры, взаимодействуя с воздухом, способны образовывать твёрдые плёнки – «сшитые полимеры». А при длительном хранении под действием влаги, кислорода, света и тепла жиры приобретают неприятный запах и вкус. Они становятся «прогорклыми». Неприятный запах, и вкусовые качества обусловлены появлением в жирах продуктов их превращения – способных жирных кислот, альдегидов, кетонов. Поэтому рекомендуется хранить подсолнечное масло в холодильнике и следить за сроком употребления.

Учитель. Сахар. Его получают из свеклы. Мы пьём чай, кофе, и всегда добавляем ложечку – другую сахара, чтоб было вкуснее. И не задумываемся над тем, для чего нужен сахар нашему организму?

Ответ

Сахар – прекрасное «топливо» для клеток мозга, надёжный источник энергии при больших физических нагрузках. Организм моментально всасывает в кровь его составляющие – глюкозу и фруктозы. Но следует помнить и о другом. Вначале века человек съедал в среднем 2 килограмма сахара и сладостей, а сейчас – в 20 раз больше. Много! К тому же мы стали меньше двигаться. Сколько же лишней, неистраченной энергии накапливается в организме! И ведь она не исчезает, а откладывается про запас в виде жира. Каким должен быть «сладкий» режим? Ежедневная норма здорового человека – 70-80 граммов сладостей. Конечно, кроме сахара сюда входят и конфеты, и шоколад, и пирожные.

Учитель. Иногда, случается, мы болеем. И часто для лечения покупаем мёд, чтобы добавлять его в чай или просто употреблять. Как же нам не ошибиться и купить качественны мёд?

Ответ

В состав мёда натурального входят около 75 % глюкозы и фруктозы, 1-1,5 % сахарозы и 18 % воды, ещё витамины, минеральные соли, ароматические вещества, ферменты, органические кислоты. Другой же – недоброкачественный, содержит мел, крахмал, муку, древесные опилки, сахар и т.д. И эти примеси в составе мёда можно легко обнаружить. Сначала нужно в одинаковых пропорциях развести мёд с водой. Нерастворимые примеси упадут на дно или всплывут на поверхность раствора. Для обнаружения крахмала добавляют в раствор несколько капель йода (качественная реакция на крахмал). Наличие крахмала – синий раствор. Мел определяют уксусной кислотой. Если происходит «вскипание» (выделение углекислого газа), значит, имеется примесь мела. Если к мёду подмешана сахарная патока, добавление нитрата серебра вызовет белый осадок AgCl. Если при долгом хранении мёд превращается в крупные кристаллы, это указывает на наличие сахарозы. Проделать эти опыты можно в домашних условиях и ещё раз убедиться в качестве продукции.

Учитель. Знания у вас большие, поэтому можно суверенностью сказать, что вы будете покупать только качественную продукцию, такую, как в нашем магазине. Получите натуральный свежий мёд.

NaCl – вещество, которое не портится, является хорошим консервантом пищевых продуктов, и у всех народов вашей планеты является символом верности, постоянства, надёжности. Это не только незаменимый пищевой продукт, но и хороший доктор. Как используют кухонную соль в лечебных целях?

Ответ.

Некоторые врачи рекомендуют брать в рот чайную ложку соли и выдерживать несколько минут. Потом прополоскать рот и проглотить рассол. После этого вырабатывается соляная кислота в желудке, которая убивает старые и новые клетки, опасные для жизни. Хороший результат дают солевые шахты, где легко дышать. Улучшается состояние сердечно-сосудистой системы, нервные заболевания, астма и т.д.

Учёные нашли более 1 400 способов использования кухонной соли. В народе говорят: «В народе без железа, как во время обеда без соли».

Учитель. Да, мы очень привыкли к применению соли в домашних условиях. Хозяйски, наверняка, знают, когда надо солит искусные блюда, вкусовые качества от этого тоже зависят. Но мы никогда не задумываемся о лечебных свойствах этого вещества.

Учитель (достаёт коробочки, на которых есть только формулы веществ).

Дорогие ребята, в завершение нашего школьного магазина я вам предлагаю узнать вещества в коробочках по их формулам. Возможно, они совпадут с продуктами, которые вы приобрели.

На столе стоят коробочки с надписями:

Na2CO3 – сода;

NaCl – кухонная соль;

C12H22O11 – сахар;

CH3COOH - уксус;

C6H10O5- крахмал;

C17H35COOH - мыло.

Ребята угадывают вещества.

Учитель. На этом наша встреча подходит к концу. Понятно, что химические вещества имеют важное значение в нашей жизни и во многом упрощают нашу жизнь.


План урока с использованием компьютерных технологий по теме:

«Железо и его соединения»

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Изучение нового материала.

Презентация группы 1.Историческая справка о железе.

Задания учащимся класса: Прослушайте выступление группы 1 и запишите происхождение русского названия железа.

Презентация группы 2. Положение железа в периодической системе химических элементов и строение его атома.

Задания учащимся класса: Прослушайте выступление группы 2, запишите строение атома железа.

Презентация группы 3.Распространение в природе.

Задания учащимся класса: Слушая сообщения учащихся группы 3, заполните таблицу «Важнейшие природные соединения железа».

Название минерала
















Химическая формула

















Презентация группы 4.Получение железа.

Задания учащимся класса: Слушая выступления учащихся группы 4,запишите уравнения реакции получения железа. Третье уравнение (восстановление оксидов железа водородом при высоких температурах) разберите с точки зрения окисления- восстановления.

Презентация группы 5.Физические свойства железа.

Задания учащимся класса: Посмотрите образец железа и запишите его физические свойства. Проверьте ваши предположения с ответом учащихся группы 5, подготовившими презентацию. Выполните тест.

Презентация группы 6.Химические свойства железа.

Задания учащимся класса:

1.Прослушав выступление группы 6, запишите уравнения реакций в молекулярном виде; реакции с растворами кислот в молекулярном и ионом виде.

2. Проведите лабораторное исследование взаимодействия железа с растворами соляной и серной кислот. Совпадают ли ваши наблюдения с наблюдениями, изложенными в отчете группы 6?Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при выполнении данной работы? Выполните тест соответствия.

Презентация группы 7.Соединения железа (оксиды, гидроксиды). Качественные реакции на ионы железа.

Задания учащимся класса:

1.Прослушав выступление группы 7, запишите уравнения реакций в молекулярном виде; реакции с растворами кислот в молекулярном и ионом виде. Качественные реакции на ионы железа в молекулярном и ионом виде.

2. Проведите лабораторное исследование взаимодействия солей железа с раствором щелочи (качественные реакции на ионы железа). Совпадают ли ваши наблюдения с наблюдениями, изложенными в отчете группы 7?Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при выполнении данной работы?

Презентация группы 8.Применение железа.

Задания учащимся класса: Прослушав выступления учащихся группы 8, перечислите области применения железа.

Презентация группы 9.Биологическое значение железа.

Задания учащимся класса: Прослушайте выступления учащихся группы 9 и запишите а) какие продукты питания богаты железом; б) биологическую роль железа; в) к чему приводит избыток и недостаток железа в организме.

III.Задания учащимся класса:

1.Выполните задание со слайда № 26

2. Выполните задание со слайда №27 Проверьте решение задания по доске и оцените свою работу. (Задание выполняется с одновременной проверкой у доски.)

IV. Запишите домашнее задание:

§ 14,упражнения 1,4,5,8 стр.68(письменно)