bigpo.ru
добавить свой файл
1
Обобщающий урок в форме соревнования между тремя мастерскими по теме Испарение Конденсация. Кипение” (технология проектных мастерских)

8 класс

Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Испарение. Конденсация. Кипение», продолжить работу над формированием умений учащихся решать качественные и вычислительные задачи по данной теме.

Образовательные задачи:



  • повторить, обобщить и закрепить знания учащихся об испарении, кипении, конденсации;

  • закрепить умения учащихся объяснять взаимные превращения жидкостей и газов на основе молекулярно-кинетической теории;

  • продолжить работу над формированием умений учащихся анализировать и сравнивать физические процессы (испарение и кипение);

  • продолжить работу над формированием умений учащихся применять знания для решения качественных по данной теме;

  • продолжить работу над формированием умений учащихся приобретать знания из различных источников; составлять опорные конспекты;

  • продолжить работу над формированием умений учащихся выступать перед классом; объяснять материал своим товарищам.



Воспитательные задачи:



  • продолжить работу над формированием положительного отношения к учебному сотрудничеству, чувства ответственности за порученное дело, трудолюбия, честности и объективности.

  • подчеркнуть, что взаимные превращения жидкостей и газов играют важную роль не только в природе, но и технике;



Задачи развития учащихся:



  • развитие логичности и самостоятельности мышления;

  • выработка умения быстро мыслить, проявлять сообразительность;

  • развитие навыков общения и работы в команде;

  • развитие способности к оценочным действиям, навыков взаимоконтроля.


Оборудование :ПК, медиа-проектор, цифровая лаборатория «Архимед», стаканы с водой, термометры, калориметры с горячей водой,


Подготовка к уроку начинается за неделю до его проведения.

Первая колонка получает задания по теме «Испарение», вторая - « Конденсация», третья - «Кипение».

В каждой команде по 8 учеников, из них составляются по 4 пары. Первая пара готовит теорию, вторая составляет опорный конспект по заданной теме, при оформлении которого использует компьютерные технологии, третья подбирает качественные задачи для других колонок, четвёртая решает типовую и более сложную вычислительную задачу. Каждая колонка выбирает руководителя и одного представителя в счётно-экспертную комиссию. Эксперты во время урока будут вместе с учителем анализировать и оценивать работу команд, поэтому они должны сами очень хорошо разбираться в изученном материале, быть объективными.

Для подготовки к уроку учитель рекомендует ученикам использовать учебники, учебные пособия, справочную литературу, задачники.

Во время подготовки к уроку ученики получают индивидуальные консультации.


Структура урока:

  • Вступительное слово учителя (постановка цели и организация работы дома) (2 мин)

  • Проведение соревнования (25 мин);

  • Подведение итогов (3 мин).


Ход урока




Вступительное слово учителя: Сегодня мы проводим повторительно-обобщающий урок в форме соревнования между тремя мастерскими.

Цель урока: повторить, обобщить и научиться применять знания для решения задач по теме «Испарение и конденсация. Кипение ».

На уроке продолжите работу над формированием умений выступать перед классом и оценивать выступления; логично и быстро мыслить, проявлять сообразительность.

По ходу урока мастерским предстоит выполнить несколько заданий, качество выполнения которых будет фиксироваться экспертами. При подведении итогов эксперты назовут мастерскую – победительницу. Каждый за работу на уроке получит оценку.

Дома следует повторить параграфы 16-17.

Домашнее задание ученики записывают в дневники.


Проведение соревнования




  1. Разминка.

Колонкам предстоит ответить на предложенные вопросы без обсуждения. Проверим, насколько хорошо вы знаете определения, единицы измерения физических величин, достижения учёных. На вопросы колонки будут отвечать по очереди. С места произносит ответ тот, кто его знает.


Вопросы




  1. Указать три агрегатных состояния вещества. (Твёрдое, жидкое, газообразное.)

  2. Явление превращения жидкости в пар. (Парообразование.)

  3. Физическая величина, характеризующая степень нагретости тела. (Температура.)

  4. Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое? (Плавление.)

  5. Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью. (Насыщенный.)

  6. Переход вещества из твёрдого состояния в газообразное? ( Сублимация.)




  1. Температура кипения воды при нормальном атмосферном давлении. (100°С)



Эксперты в контрольной карте отмечают число правильных ответов, данных каждой колонкой.

Отчёт по домашнему заданию


По два представителя от каждой колонки приглашаются к доске для подготовки ответа по домашнему заданию. Вопросы для них указаны на карточках. Один ученик отвечает на два вопроса.


Задание представителям мастерской № 1



  1. Какое явление называется испарением?

  2. Объясните испарение на основе молекулярной теории строения вещества.

  3. Назвать и объяснить все причины, от которых зависит быстрота испарения жидкости.

  4. Влияет ли испарение жидкости на её температуру?

Эксперимент (Температура воды при испарении, с использованием ЦЛ «Архимед»). Доп. вопрос: почему вода не замерзает?


Задание представителям мастерской № 2




  1. Какое явление называется конденсацией?

  2. Какие явления природы объясняются конденсацией пара?

  3. Какого цвета водяной пар?

  4. Какой пар называется насыщенным?

Эксперимент (Образование тумана, опыт с колбой, тарелкой с холодной водой).


Задание представителям мастерской №3

  1. Какое явление называется кипением? Объяснить механизм.

  2. Чем кипение отличается от испарения?

  3. Температура кипения. От чего зависит?

  4. Почему в процессе кипения температура остаётся постоянной?

Эксперимент (Постоянство температуры кипения воды, с использованием ЦЛ «Архимед»).


3. Защита опорного конспекта


Пока представители колонок готовятся к отчёту по домашнему заданию у доски, проводим защиту опорных конспектов. По два ученика от каждой колонки демонстрируют классу выполненные с помощью информационных технологий на листах опорные конспекты, объясняют, какой материал, в какой форме и почему они включили в них.

Затем класс приступает к слушанию ответов по домашнему заданию. Если отвечающий затрудняется дать ответ на какой-либо вопрос, ему могут помочь представители той же колонки. Эксперты отмечают качество ответов в контрольной карте.


4. Решение качественных задач


Колонки обмениваются вопросами, которые они приготовили друг для друга дома.


Мастерсккая № 1(Испарение)


Вопрос для мастерской № 2


Почему голландский сыр сверху окрашивают в желтый или красный цвет?


Вопрос для мастерской № 3




В большом распространении у южных народов (между прочим, и в Крыму) имеются охлаждающие кувшины. Эти кувшины носят различные названия: в Испании – “алькарацца”, в Египте – “гоула” и т.д. Эти сосуды из необожженной глины обладают той любопытной особенностью, что налитая в них вода становится прохладнее, чем окружающие тела.

Мастерская № 2 (Конденсация)



Вопрос для мастерской № 1




С какой стороны и почему образуется иней на окнах в тёплом помещении?


Вопрос для мастерской № 3




Почему, если дыхнуть на руку, получается ощущение тепла, а если дунуть, то ощущение прохлады?



Мастерская № 3 (Кипение)




Вопрос для мастерской № 1


Известно, что с понижением давления температура кипения воды уменьшается. Поэтому с целью экономии топлива выгодно в кухонных кастрюлях откачивать воздух. Однако этого никто не делает. Почему?


Вопрос для мастерской № 2




Температура кипения зависит от давления над поверхностью воды. Однако, в закрытой кастрюле вода закипает быстрей, чем в открытой, где давление над поверхностью ниже. Почему?


При решении качественных задач каждая колонка получает минуту на обсуждение вопроса. Руководитель команды назначает отвечающего. Если ответ неверный или неполный, то правильный ответ проговаривают составители вопроса.

Пока идёт процесс решения качественных задач, по одному ученику от каждой колонки оформляют на доске решение вычислительных задач, подготовленных к уроку.


Вопросы экспертов

Дополнительные вопросы

  1. В какую погоду скорее просыхают лужи от дождя: в тёплую или холодную? Как это можно объяснить?

  2. Почему горячий чай остывает быстрее, когда на него дуют?

  3. В блюдце и стакан налита вода одинаковой массы. Где она испарится быстрее? Почему?

  4. Человек на морозе выдыхает воздух – идёт пар. Почему?

  5. Мокрое бельё на морозе высыхает, т.к. лёд испаряется с поверхности белья?

  6. При какой температуре кипит вода?



Подведение итогов


Экспертная комиссия подводит общий итог и называет колонку-победительницу.

Учитель отмечает наиболее активных участников соревнования, даёт рекомендации на будущее.

Каждый ученик за работу на уроке получает оценку.


Контрольная карта







Мастерская



Разминка

Число верных ответов

Отчёт по домашнему заданию

Опорный конспект

Эксперимент

Оценка за отбор качественных задач

Оценка за ответы на вопросы других команд

Общий итог

1.

Испарение






















2.

Конденсация






















3.

Кипение
























Список использованной литературы:



  1. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.-2-е изд., испр.- М.: Дрофа, 2007.

  2. Громов С.В., Родина Н.А. Физика: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 1999.

  3. Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2004.

  4. Шахмаев Н.М., Шахмаев С.Н., Шодиев Д.Ш. Физика: Учебник для 10 класса средней школы.- М.: Просвещение, 1991.

  5. Соловейчик И.А. Физика. Молекулярная физика. Электродинамика. Пособие для абитуриентов и старшеклассников.- СПб: Оракул, 1997.

  6. Гурский И.П. Элементарная физика с примерами решения задач.-М.: Наука, 1976.