bigpo.ru
добавить свой файл
1
11-12 занятия: математический вечер

«Мир чисел»

Подводятся итоги уроков занимательной математики. Проводится бе­седа: кому что понравилось, что узнали нового на этих уроках, чтобы хотели они узнать поподробнее в 6 классе и т.д.

1.

В начале вечера показываются интересные свойства чисел. Из шкатул­ки вынимается число 142857. Оно состоит из шести различных цифр. Распо­ложим их по кругу в виде циферблата (рис.1)

Попробуем умножить это число на 1,2,3,4,5,6. Интересно, что переме­щаясь по циферблату в направлении, указанном стрелкой, мы прочтем каж­дое из получившихся произведений. Каждая цифра циферблата служит пер­вой одного из указанных произведений.

142857*1=142857 142857*4=571428

142857*2=285714 142857*5=714285

142857*3=428571 142857*6=857142

У этих чисел есть еще любопытное свойство. Если любое из этих чи­сел, полученных в произведениях, рассечь на две части по три цифры, а затем сложить оба полученных трехзначных числа, то во всех случаях получим число 999, например: 428+571=999; 714+285=999; 857+142=999.

3. Сообщение на тему «Решайте задачи».

Занимаясь математикой, можно приобрести много полезных навыков, например, поучиться беглому счету; можно дополнительно освоить такие теоретические сведения, которые будут изучаться в более старших классах. Но самое полезное — это решение задач.

Старайтесь решать все задачи из раздела «Дополнительные упражне­ния». Решайте задачи олимпиадного характера. Заниматься этим надо еже­дневно, не дожидаясь, когда «появиться вдохновение». Как сказал один поэт, в противном случае ваш талант оскудеет, высохнет подобно колодцу, из ко­торого долгое время не берут воду.

Одним из вас нравиться решать задачи в одиночку, другим в компании. Если ты нашел интересное решение, поделись соображениями с товарищами.


Чтобы углубленно изучать математику, недостаточно решать лишь те задачи, которые задают на дом.

И.М.Яглом советовал: «Лучше брать не одну, а больше задач и на большее время, например, четыре задачи на месяц. Самое важное - не бро­сать задачу, если она не получается, продолжать возиться, пока не решишь. Не жалейте нескольких часов, дней или даже нескольких недель на одну за­дачу, - ученые математики иногда исписывают десятки толстых тетрадей и тратят на решение десятки лет».

Ребята, решайте задачи! Пусть вашим девизом будет призыв советско­го методиста И.Н.Шевченко: «Хотелось бы, чтобы решение задачи не было будничным, прозаическим делом, а было бы важным и торжественным собы­тием»,

3.

Играют две команды по 7 человек, выбирают капитана.

Задание 1. (командное) Восстановите математические термины по двум пер­вым буквам, по двум последним буквам, по первой и по последней буквам.

I команде 2 команде

ча----- г р - - - -

ур- ------ т р - - - - - - - - -

-------ия --------ть

---------ое --------ое

Ответы: частное, уравнение, симметрия, уменьшаемое график, треугольник, окружность, вычитаемое.

На доске составляется таблица для выставления баллов каждой команде. Задание 2. Дан математический термин. Надо написать другой термин, нача­лом которого служат две последние буквы первого. Например, тысяча — частное.

1 команде 2 команде
цифра - диаметр -
отрезок - диаграмма -
круг - параллелепипед -
Задание 3. С помощью знаков арифметических действий и скобок пред­
ставьте каждое из чисел 1,2,3,4,5,6,7, используя четыре семерки.
Возможные ответы: 77:77=1, 7:7+7:7=2, (7+7+7):7=3, 77:7-7=4, 7-(7+7):7=5,

(7*7-7):7=6, 7+(7-7):7=7


Задание 4. (капитанам)

1 команде: 1) Часы бьют через 1 с. За сколько времени они пробьют 10 уда­ров? (9с)

2) У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в се­мье? (8)

3) Идут по дороге утки: две позади одной утки, две впереди од­ной утки и одна посередине. Сколько уток идет по дороге? (3)

2 команде: 1) Четверо играли в домино 4 ч. Сколько часов играл каждый уча­стник? (4 ч)

2) Если дома на улице пронумеровать от 1 до 50, то сколько раз встретится цифра 4? (15)

3) что больше: сумма или произведение чисел от 0 до 9 включи­тельно? (сумма)

Задание 5. (от команды по 1 человеку)

Конкурс «Нелегкий счет», назвать числа от 1 до 18 в порядке возрастания и

показать каждое число в таблице.

Задание 6. Кто больше пропоет песен, где встречаются числа (можно по 1

куплету). Например, 2x2=4, это всем известно в целом мире...

В конце игры подводятся итоги, распределяют призовые места, проводится

награждение.