bigpo.ru
добавить свой файл
1


МОУ Плесская средняя общеобразовательная школа.


Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности.

«Приборы радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля»


Подготовил: учитель Плесской средней школы

Юдин Андрей Борисович.


Плес, 2005 год.


Тема занятия: Приборы радиационной разведки (ДП-5), Приборы дозиметрического контроля (ДП-24), приборы химической разведки (ВПХР). Их принцип действия, устройство и назначение.


Цели:

  • образовательная: формирование знаний, умений и навыков работы с приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;

  • воспитательная: ответственное отношение к учебному труду. Ответственность при проведении разведки в очаге поражения;

  • развивающая: развитие естественно-научного кругозора, и использование знаний из химии и физики в военном деле..


Тип урока: изучение нового материала.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация по принципу действия дозиметрических приборов, приборы ДП-24, ДП-5, ВПХР, пробирки с водой, кислотой и щелочью и индикаторы для их определения, опорные конспекты, модель счетчика Гейгера и электроскоп.


Ход урока.

Вводная часть.

Для того чтобы защититься от оружия массового поражения необходимо определить признаки его применения. Так как радиация невидима, а обнаружение химических веществ на запах и вкус может привести к нежелательным последствиям, то здесь без специальных приборов не обойтись. Наша задача сегодня понять, как эти приборы действуют, и научиться ими пользоваться Для того чтобы лучше усвоить предлагаемый материал я предлагаю ответить на вопросы по три после каждого изученного нами прибора.


Приборы химической разведки.

Перед вами три пробирки с бесцветными жидкостями. Перед нами ставится самая простая задача. Определить что в них. Заранее могу сказать, что в одной вода, в другой кислота, в третьей щелочь. Вопрос: как определить в какой пробирке какая жидкость? (Учащиеся должны ответить, пользуясь знаниями из химии. Если ответа нет необходимо напомнить это ученикам и показать этот несложный химический опыт). Для определения кислот и щелочей использую лакмусовую бумагу. В кислоте она становится красной, в щелочи синей , в воде не изменяет цвет. На этом же принципе основано действие прибора для определения в воздухе, в почве и на технике и одежде отравляющих веществ. Устройство называется ВОЙСКОВОЙ ПРИБОР ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ. (Учитель показывает ВПХР и раздает опорный конспект по использованию и объясняет устройство прибора). Познакомимся с устройством. Прибор состоит:

  1. Корпуса с крышкой и ремнями для переноски,

  2. Ручного насоса,

  3. Насадки к насосу,

  4. Бумажных кассет с индикаторными трубками,

  5. Противодымные фильтры,

  6. Защитных колпачков,

  7. Фонаря,

  8. Химической грелки и патронов к ней.

  9. Лопатки для взятия проб.



Определение ОВ в воздухе:

Начинают с определения нервнопаралитических ОВ (зарина, зомана VX).


Порядок определения:

  1. Взять две индикаторные трубки с красным кольцом и точкой.

  2. Надпилить верхние (не маркированные) концы обоих трубок и вскрыть (при температуре ниже 5 градусов Цельсия предварительно нагреть в химической грелке)

  3. Взять за маркированные концы и энергично встряхнуть 2-3 раза.

  4. Одну из трубок, опытную, немаркированным концом вставляют в насос и делают 5-6 качаний.

  5. Вторую трубку, не прокачивая установить в штатив в корпусе прибора.

  6. После прокачивания разбивают нижнюю ампулу опытной трубки и встряхивают ее наотмашь 1-2 раза, так, что бы полностью смочить верхний слой наполнителя.

  7. Сразу после этого разбить нижнюю ампулу контрольной трубки и так же энергично встряхнуть.

  8. При окрашивании сначала в красный с переходом в желтый обеих трубок говорит о том, что ОВ в опасных концентрациях в воздухе нет. При окрашивании контрольной трубки в желтый цвет сохранение в опытной красного цвета говорит о наличии в воздухе ОВ.


Независимо от результатов исследования на содержание нервнопаралитических ОВ определяют присутствие в воздухе фосгена, синильной кислоты или хлорциана.


Порядок действия.

  1. Достать индикаторную трубку с тремя зелеными кольцами.

  2. Разбить верхнюю (не маркированную ампулу)

  3. Вставить в насос и сделать 10-15 качаний.

  4. Вынуть трубку из насоса и сравнить окраску с эталоном , нанесенным на кассету, в которой хранится трубка.


Затем определяют наличие в воздухе паров иприта.


Порядок действия.

  1. Достать трубку с одним желтым кольцом.

  2. Разбить верхнюю (не маркированную ампулу)

  3. Вставить в насос и сделать 60 качаний качаний.

  4. Вынуть трубку из насоса и подождать 1 минуту.

  5. Сравнить окраску с эталоном , нанесенным на кассету, в которой хранится трубка.


А сейчас возьмите листы с вопросами и ответьте на первые три. (Учащиеся работают самостоятельно 2-3 минуты)


Приборы радиационной разведки.

Для обнаружения радиоактивного излучения необходимы приборы основанные на совершенно других принципах действия. (Далее учитель показывает презентацию по принципам действия и дает объяснение физического смысла этого явления).

После показа презентации ученикам демонстрируется прибор ДП-5 и объясняется его устройство. Прибор состоит из:

  1. Чемодана для хранения.

  2. Измерительный пульт с крышкой,

  3. Герметичный цилиндрический зонд с двумя газоразрядными счетчиками.

  4. удлинительная штанга для крепления зонда.

  5. Телефоны, наушники, для слухового контроля сигналов измерительного пульта

  6. Кабели зонда и телефона,

  7. запасное имущество.


Порядок определения радиоактивного излучения.

  1. Подготовить прибор к работе (Собрать, установить батареи, повернуть ручку РЕЖИМ в крайне левое положение, при этом переключатель поддиапазонов должен находиться в положении ВЫКЛ.).

  2. Включить прибор и проверить его. (Перевести переключатель поддиапазонов в положение РЕЖ. и ручкой РЕЖИМ установить стрелку около черного треугольника на шкале прибора. Переключить зонд в положение Б и поднести его к контрольному препарату. При этом стрелка должна отклоняться и в наушниках прослушиваться характерные щелчки. То что прибор настроен правильно можно определить по тому, что на поддиапазоне «х 10» стрелка должна отклониться до середины шкалы, а на поддиапазонах «х 1» и «х 0,1» - за пределы шкалы.)

  3. Для измерения гамма излучения переводят переключатель зонда в положение Г, а переключатель поддиапазонов в положение 200 и через 15 секунд снимают показания. Если переключить переключатель зонда в положение Б, и при этом показания по сравнению с положением Г, увеличатся, это свидетельствует о наличии бета-излучений.

  4. Работа со шкалами осуществляется по таблице:

Положение ручки переключателя поддиапазонов

Шкала

Единица измерения

Предел измерений

Х200

0-200 (нижняя)

Р/ч

5 – 200

Х1000

0-5 (верхняя)

мР/ч

500 – 5000

Х100

0-5 (верхняя)

мР/ч

50 – 500

Х10

0-5 (верхняя)

мР/ч

5 – 50

Х1

0-5 (верхняя)

мР/ч

0,5 – 5

Х0,1

0-5 (верхняя)

мР/ч

0,05 - 0,5


(данная таблица выводится на экран при помощи проектора)


Снова возьмите листы с вопросами и ответьте на следующие три вопроса. (Учащиеся работают самостоятельно 2-3 минуты)


Приборы контроля радиоактивного облучения.

Прибор ДП-24 наиболее простой из этих трех приборов. Он предназначен для определения дозы радиоактивного излучения полученного людьми за время пребывания на радиоактивно зараженной местности. Он состоит:

  1. Зарядного устройства.

  2. И комплекта прямо показывающих дозиметров ДКП-50А


Дозиметр ДКП-50А представляет собой электроскоп (учитель показывает электроскоп из кабинета физики) Который заряжается при помощи зарядного устройства. (Показать прибор и как заряжается электроскоп и индивидуальный дозиметр) По мере пребывания на зараженной территории, под действием радиации электроскоп разряжается пропорционально полученной дозе.


Возьмите листы с вопросами и ответьте на последние три вопроса. (Учащиеся работают самостоятельно 2-3 минуты)


Заключительная часть.

Домашнее задание параграф посвященный приборам радиационной и химической разведки и контроля. В тетради выписать порядок работы с этими приборами.


Приложение 1


1.

Как называется прибор для определения отравляющих веществ?





2.

На каком принципе основано действие этого прибора?





3.

При определении нервнопаралитических веществ, трубки окрасились одна в желтый другая в красный цвет, о чем это говорит?




4.

Каким прибором определяют уровень радиации?





5.

От чего зависят показания миллиамперметра в этом приборе?





6.

По какой шкале этого прибора определяют уровень радиации в Рентгенах/час?





7.

Как называется прибор для определения количества радиации полученной человеком?





8.

Принцип действия какого прибора повторяет индивидуальный дозиметр?




9.

Как изменяется заряд прибора при прохождении радиоактивного излучения?







Приложение 2.


Опорный конспект: Определение в воздухе отравляющих веществ.


Начинают с определения нервнопаралитических ОВ (зарина, зомана VX).


Порядок определения:

  1. Взять две индикаторные трубки с красным кольцом и точкой.

  2. Надпилить верхние (не маркированные) концы обоих трубок и вскрыть (при температуре ниже 5 градусов Цельсия предварительно нагреть в химической грелке)

  3. Взять за маркированные концы и энергично встряхнуть 2-3 раза.

  4. Одну из трубок, опытную, немаркированным концом вставляют в насос и делают 5-6 качаний.

  5. Вторую трубку, не прокачивая установить в штатив в корпусе прибора.

  6. После прокачивания разбивают нижнюю ампулу опытной трубки и встряхивают ее наотмашь 1-2 раза, так, что бы полностью смочить верхний слой наполнителя.

  7. Сразу после этого разбить нижнюю ампулу контрольной трубки и так же энергично встряхнуть.

  8. При окрашивании сначала в красный с переходом в желтый обеих трубок говорит о том, что ОВ в опасных концентрациях в воздухе нет. При окрашивании контрольной трубки в желтый цвет сохранение в опытной красного цвета говорит о наличии в воздухе ОВ.


Независимо от результатов исследования на содержание нервнопаралитических ОВ определяют присутствие в воздухе фосгена, синильной кислоты или хлорциана.


Порядок действия.

  1. Достать индикаторную трубку с тремя зелеными кольцами.

  2. Разбить верхнюю (не маркированную ампулу)

  3. Вставить в насос и сделать 10-15 качаний.

  4. Вынуть трубку из насоса и сравнить окраску с эталоном , нанесенным на кассету, в которой хранится трубка.


Затем определяют наличие в воздухе паров иприта.


Порядок действия.

  1. Достать трубку с одним желтым кольцом.

  2. Разбить верхнюю (не маркированную ампулу)

  3. Вставить в насос и сделать 60 качаний качаний.

  4. Вынуть трубку из насоса и подождать 1 минуту.

  5. Сравнить окраску с эталоном , нанесенным на кассету, в которой хранится трубка.