bigpo.ru
добавить свой файл
1
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ



Т.С. Титова


Петербургский Государственный Университет путей сообщения

e-mail: Tamila@pgups.nw.ru

Концептуальная модель процесса обучения-контроля знаний по электробезопасности, разработанная в Петербургском Государственном университете путей сообщения, основывается, прежде всего, на системе требований к управлению обучением, которая сводится к обозначению цели управления; установлению исходного состояния процесса; обеспечению систематической обратной связи, выработки информации, полученной по каналу обратной связи, выработки корректирующих воздействий и их реализации.

Автоматизированный процесс обучения обусловлен рядом переменных, существенным образом влияющих на него. Это этапы процесса обучения; характеристики учебного материала; характеристики обучаемых, на которых рассчитана программа; характеристики преподавателя; среда, в которой осуществляется обучение.

Для обучения и контроля знаний по электробезопасности сделана попытка использования общих качественных положений рассмотренной концептуальной модели деятельности обучаемого.

Система включает в себя два основных контура: контур идентификации (диагностики) и контур управления. В первом контуре решается задача получения сведений о целях и состоянии знаний и умений обучаемого. Во втором – задача выбора подцелей и планирования обучающих действий.

Концептуальная модель процесса автоматизированного обучения предполагает обязательное программно-методическое обеспечение системы управления учебными действиями; разработку семиотической модели знаний по предмету деятельности; программу стимулирования творческой активности обучающихся и систему контрольного среза. Причём весь процесс обучения и контроля замыкается на преподавателе, место которого рассматривается в концептуальной модели как ключевое.

В результате для обучения и контроля знаний по электробезопасности в качестве концептуальной модели деятельностью обучаемого выбрана модель целенаправленной системы управления самообучающимся объектом. Основная задача здесь состоит в переводе управляемого объекта из исходного состояния в целевое за минимальное время при заданных ограничениях.

Методика использования автоматизированных контрольно-обучающих систем электробезопасности малоэффективна без досконального исследования психофизиологических особенностей обучающихся. Нами установлено, что активизация учебно-позновательной деятельности обучающихся происходит при возрастании физической, психической и интеллектуальной активности при развитии элементов самостоятельности, самоуправления и самоконтроля. В свою очередь эти качества формируются за счёт развитого ощущения, восприятия, памяти, мышления, с одной стороны, и знаний, умений и навыков, с другой.

К более сложным ступеням психических процессов, которые необходимо отслеживать в процессе работы на компьютере, относятся восприятие, логическое мышление, обобщение, абстрагирование, запоминание.

Исследования показывают, что эффективность процесса обучения может существенно повысится за счёт обогащения более глубокого и полного раскрытия психофизиологических составляющих лишь при условии высокого мотивационного контроля. И здесь ведущая роль принадлежит преподавателю, создающему комфортные условия для взаимодействия студентов с компьютером.

Однако, даже при самых благоприятных условиях интенсивная работа на компьютере, несомненно, приводит к физическому, психологическому и интеллектуальному утомлению обучающихся. С целью снятия усталости и стабилизации учебного процесса, предполагается введение рекреационных пауз, включающих в себя звучание функциональной музыки, введение в программу игровых сюжетов, элементов гимнастических упражнений и др.

Эти мероприятия помогут не только снять психофизиологические перегрузки у студентов, но и сформировать положительную мотивацию на применение компьютерных обучающих систем в процессе обучения электробезопасности.

Вместе с тем, обозначенные выше процессы “работают” относительно каждого отдельно взятого обучаемого, т.е. индивидуально. В этой связи рассматривается влияние личностного фактора на процесс обучения. Личностный фактор как совокупность свойств и качеств человека определяет его характер, установки и индивидуальные отличия от других, а в совокупности с социальным фактором имеет важнейшее значение для формирования ценностных ориентацией человека и, соответственно, линии его поведения. Наиболее значимым для соблюдения техники безопасности являются такие качества личности, как склонность к риску, мотивация, темперамент, уровень субъективного контроля, показатель асоциальности. Все вместе составляет уровень самодисциплины студента, который замеряется с помощью специальной методики, включающей основные показатели, характеризующие личность с точки зрения её индивидуальной защищённости от опасности и способности объективно оценивать свои возможности и соотносить их с реальной обстановкой. Применение разработанной методики позволяет добиваться оптимального сочетания требований, предъявляемых студентам при работе на компьютере.