bigpo.ru
добавить свой файл
1
ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Урок «Преступление и наказание»


Т.Д.Сидорова


Цели урока:

  • воспитывать правовую культуру учащихся;

  • способствовать формированию у учащихся негативного отношения к правонарушению;

  • продолжить работу по формированию умения работать в группе, выражать свои взгляды, аргументировать, вести дискуссию, работать с литературой; способствовать формированию у учащихся уважительного отношения к закону, к правоохранительным органам.


Основные понятия

Принудительные меры воспитательного воздействия. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.


Литература:

1. Основы правовых знаний т. 1, М: Вита-Пресс, 1999;

2. Методическое пособие по курсу "Основы правовых знаний", М.: Вита-Пресс, 1999;

3. Мой выбор, учебно-методическое пособие для учителей средней школы, М.: ЗАО "Учительская газета", 2000;

4. Комментарии к Уголовному кодексу РФ, М.: Юрист, 1999;

5. Уголовное право России, часть общая, М.: Бек, 1999.


Обеспечение урока

Экземпляры уголовного кодекса на каждом столе.


Методические рекомендации

Данный урок целесообразно построить в методике критического мышления. Учитель начинает свой урок с истории, которая совсем недавно произошла в городе.


Славик, Андрей и Николай учились в 10 классе. Нельзя сказать, что у них были общие интересы, но жили в одном доме, поэтому часто были вместе. Андрей и Николай учились неплохо. Славик похуже. Он еще с 13 лет дружил, в основном, со старшими мальчиками. В 9 классе с ребятами обокрал магазин. Их судили, и мальчик получил условный срок.

Однажды вечером, когда все чероки были сделаны. Слава, Андрей и Николай сидели у подъезда. Вдруг они увидели, что Олю, их одноклассницу, провожает какой-то парень, явно не из их района. Славик предложил ребятам проучить незнакомца. Мальчики колебались, им было непонятно - за- чем это? Но "опытный" Славик объяснил, что "они мужчины, что это их двор и они не должны позволять кому попало приходить сюда без их разрешения". Потом он заявил, что Андрей и Николай слюнтяи, и он без их помощи разберется с незнакомцем, отстоит честь двора.


Далее учитель предлагает ребятам в группах обсудить следующие вопросы:

- Как вы думаете, что испытали ребята в этой ситуации?

- То, о чем просил Славик - это товарищеская услуга?

- Не помочь Славику - это предательство?

- Какой вы видите выход для Андрея и Николая из этой

ситуации?


Продолжение истории. Ребятам после слов Славы стало стыдно, и они согласились помочь товарищу. Когда незнакомец возвращался, мальчишки затеяли с ним ссору, началась драка. Точнее не драка, а избиение, ведь численный и физический перевес был на стороне "хозяев" двора. Когда мальчишка упал и перестал защищаться, ребята пошли домой.


Вопросы учителя:

- Можно ли данное деяние назвать преступлением? Почему?

- Назовите признаки преступления.

- Признаки какого преступления содержит данное деяние?

- Какие категории соучастников преступления вы знаете ?

- Какие роли исполняли Слава, Андрей и Николай?


Если ребятам еще незнакомо понятие «соучастники преступления», то можно им дать поработать со ст. 33 УК РФ "Виды соучастников преступления".


...Через два дня Славик сообщил своим друзьям, что не- знакомец лежит в больнице, у него сотрясение мозга и милиция ищет тех, кто его избил. Андрей и Николай испугались. Слава их успокоил, сказав, что надо все отрицать и в случае чего говорить, что незнакомец сам затеял ссору. А если даже их поймают, то им ничего не будет, - он-то знает. А авторитет ребят во дворе и в школе после этого только возрастет. Андрея это успокоило, но Николай переживал. На следующий день в школу пришел сотрудник милиции. Он беседо- вал и со Славой, и с Николаем, и с Андреем. Однако мальчишки отрицали свою вину в случившемся.


Вопросы к учащимся:

- Как бы вы поступили на месте Николая и Андрея?

- Есть ли у ребят выход из этой ситуации?


Попросите ребят, разбившись на группы, от имени участников истории заполнить таблицы.



1 группа: Я считаю, что надо помочь правоохранительным органам в раскрытии этого преступления.

Положительные последствия

Отрицательные последствия




Положительные последствия

Отрицательные последствия

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.



2 группа: Я считаю, что не надо помогать правоохранительным органам в раскрытии этого пре- ступления.



Один вариант таблицы могут заполнять 2-3 группы. В ходе обсуждения они могут дополнять друг друга. Учителю желательно систематизировать высказывания учеников, показав все возможные последствия того или иного выбора.


...Николай стал переживать еще сильнее после прихода в школу милиционера. Он не удержался и все рассказал родителям. В тот же вечер мальчик с папой и мамой сходили в больницу к избитому мальчику. Коля поговорил с ним и извинился за свои действия. Роди- тели пообещали возместить все расходы, связанные с пребыванием в лечебном учреждении. После разговора с родителями и похода в больницу на душе Коли стало легче. Утром с мамой он отправился к Славе и Андрею. Те вновь отказались признавать вину и извиняться перед пострадавшим. В милиции Николай честно все рассказал и раскаялся в совершенном. Андрей и Слава бравировали, заявляя, что лучше пусть будет суд, но унижать себя извинением они не станут.


Задание учащимся:

Прочтите ст. 112 главы 14 УК РФ "Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних". И ответьте, как на ваш взгляд закончилась эта история?


Окончание истории. Андрей и Слава были осуждены по ст. 112 У РФ за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью. Андрей получил 2 года условно с испытательным сроком 1,5 года. Славу отправили в воспитательную колонию общего режима на 3 года. Информация для учителя. Гуманный подход проявляется к несовершеннолетним, виновным в совершении преступления, и в тех случаях, когда им назначается уголовное наказание. Из 13 видов наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ, к лицам совершившим преступления в возрасте до 18 лет, могут применяться лишь 6 видов наказаний ст. 88 УК РФ): штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок (при этом он не может превышать 10 лет).


Суд признал, что исправление Николая может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия и освободил его от уголовной ответственности.


Вопросы учащимся:

- На чем было основано решение суда в отношении Николая?

- Почему принудительные меры воспитательного воздействия не были применены к Андрею и Славе?


Информация для учителя

Несовершеннолетним, совершившим преступление, может быть назначено уголовное наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия. Таким образом, предусмотрена альтернатива: подростки за совершенные ими пре- ступления либо несут уголовную ответственность и подвергаются наказанию либо освобождаются от уголовной ответственности и тогда подвергаются принудительным мерам воспитательного воздействия.


Применение принудительных мер воспитательного воздействия возможно при соблюдении ряда условий:

1. Преступление должно быть совершено впервые;

2. Преступление не должно быть более тяжким, чем преступление средней тяжести;

3. Суд должен признать возможным исправление несовершеннолетнего принудительными мерами воспитательного воздействия.

Только наличие каждого из этих условий в отдельности и всех их в совокупности дает суду законные основания для применения к несовершенно- летнему принудительных мер воспитательного воздействия и освобождения его от уголовной ответственности.


Суд, прокурор, а также следователь, с согласия прокурора, принимая решение об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности и прекращая в отношении него уголовное дело, учитывают личность несовершеннолетнего, его отношение к преступлению, характер и тяжесть совершенного деяния.


Следователь, вынося постановление о направлении дела в суд для применения к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия должен мотивировать достаточность в данной ситуации именно воспитательных мер, а не уголовного наказания.


Освобожденному от уголовной ответственности несовершеннолетнему могут быть назначены судом принудительные меры воспитательного воздействия четырех видов:

1) предупреждение;

2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

3) возложение обязанности загладить причиненный вред;

4) ограничение досуга и установление особых требований к досугу несовершеннолетнего.


При этом подростку может быть назначено одновременно несколько из перечисленных принудительных мер воспитательного воздействия. В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить данные меры к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет.

В зависимости от уровня обученности класса учитель может дать информацию о принудительных мерах воспитательного воздействия или предложить учащимся самим поработать со ст.ст. 90, 91, 92 УК РФ.


Задача учителя - показать, что введенный для несовершеннолетних, впервые совершивших преступление небольшой или средней тяжести, особый вид освобождения от уголовной ответственности, соединенный с назначением принудительных мер воспитательного воздействия, не является актом всепрощения таких преступников. Он дает им шанс исправиться без претерпевания кары. Если же эти лица будут систематически уклоняться от исполнения указанных мер, последние могут быть отменены, а сами несовершеннолетние - подвергнуты уголовной ответственности.


В конце занятия ребятам предлагается написать в рабочих тетрадях 5 слов о своем отношении к проблеме урока.


В качестве домашнего задания ученики должны написать в тетрадях для самостоятельных работ мини-сочинение на тему: "Детская преступность: где выход?"