bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 24 25

Сайт автора: ilyahov.ru

АНАТОЛИЙ ИЛЬЯХОВ



ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛЮДИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ТРИУМФЫ И ПАДЕНИЯ


Эта книга об античном правосудии, когда судьбы людей решались народным голосованием, независимо от их признания, заслуг, должностей, богатства или знатности. Имена пострадавшей стороны хорошо известны – Пифагор, Эзоп, Эсхил, Мильтиад, Перикл, Ксенофонт, Сократ... Мудрецы, цари, полководцы, писатели… Разные родословные, разные темпераменты и разное проявление любви к Отечеству. Но в книге их объединяет одно – вначале общенародная признательность, любовь и слава, безграничное народное доверие, у некоторых - стремительный взлет к вершинам власти. Потом стремительное низвержение со всех пьедесталов, несправедливое осуждение и полное «всенародное» презрение, даже забвение... Затем сожаление о свершившемся злодеянии.


СОДЕРЖАНИЕ:

От Автора.

Глава 1. НА СУД БОГОВ. Фемида без повязки. Юстиция, Дике и Астрея.

Глава 2. У ИСТОКОВ ПРАВОСУДИЯ. Ликург: «В Спарте всё спокойно». Залевк: «Возьмите глаз мой!». Драконт: «Жестокость против зла». Солон: «Нельзя убивать время».

Глава 3. ГОСУДАРСТВО – ЭТО Я? В оковах свободы. У государства в рабстве. Суд, Честь и Совесть народа: Ареопаг; Экклесия; Гелиэя. Суд и Право. День суда.

Глава 4. СУДЬИ И СУДЬБЫ. Пифагор: «А земля-то круглая!».

Дионисий и пифагорейцы.

Амасис: «Всё приятное – во сне».

Эзоп: «Неправедный суд в Дельфах».

Мильтиад: «Тюрьма для героя».

Кимон: «Сын за отца – в ответе»

Фемистокл: «Наказанный гений».

Эсхил: «Побить камнями».

Софокл: «Что может защитить поэта».

Фукидид: «Моя история послужит искуплением».

Левтихид: «На чем сидишь, царь?».

Павсаний: «Кирпич от матери».

Перикл: «Не подвергай жену наказанию».

Перикл-сын: «А Сократ – против!»

Ксенофонт: «Судить героя и простить».

Демокрит: «Мудрость не подсудна».

Сократ: «Я уличаю вас в злодействе!».

Алкивиад: «Народ ошибок не прощает».

Эпаминонд: «Мои победы – мне в оправдание!».

Фокион: «Я признаю себя виновным».

Герострат: «В смертной казни отказать».

Агис: «Я лучше моих убийц».

Фрина: «Не судите красоту».


От Автора:

Законодателю Локриды Залевку сообщили, что его единственного сына уличили в любовной связи с замужней женщиной. Боги послали Залевку это испытание, ибо он сам настоял перед локрийцами на введении жестокого наказания, по которому за подобное преступление полагалось лишение глаза; сын его был увечным – имел всего один глаз…

Чтобы не отступиться от закона, Залевк предложил судьям свой глаз в погашение вины сына. Суд учёл обстоятельства и согласился...


Эту не вымышленную историю сообщил Геродот* (ГЕРОДОТ (490-430 до н.э.) - греч. историк из Галикарнаса (М.Азия). Путешествуя, писал «путевые заметки», из которых позже получилась великолепная «История». Сочинение проникнуто убеждением, что «история делается людьми, но боги при этом или помогают, или мешают». Благодарные соотечественники назвали Геродота «отцом истории»), и она по праву занимает место в нашей книге. Студент юридического факультета и аспирант, адвокат, судья и работник прокуратуры, и, безусловно, любитель античной истории, обнаружат здесь для себя достаточно познавательного материала, чтобы дополнить свои знания о легендарной истории Древней Греции.

Глава 1. НА СУД БОГОВ

(вместо предисловия)


ФЕМИДА БЕЗ ПОВЯЗКИ.

Мы настолько приучены к современному изображению богини Фемиды с повязкой на глазах, что даже не подвергаем сомнениям этот, безусловно, спорный факт. Но так заведено с древнейших времен!

На самом деле, скульптурные изображения Фемиды в исполнении античных ваятелей обходятся без повязки на глазах - ни грозного меча, ни весов в руках! А вот популярная у римлян богиня Эквитас, своим озабоченным видом, имела подобные принадлежности. В левой руке держала рог изобилия, а в правой «весы правосудия», олицетворяя правоту и законность в судебном производстве. По этой причине в римском Праве закрепился термин aeguitas, обозначавший «чувство справедливости, направленное на смягчение суровости строго формального наказания». А лицом и атрибутами Эквитас все же напоминает суровую и величественную Афину, «вечнодевственную» богиню мудрости и разума - когда пребывает в гневе.

За какие же заслуги люди возвели Фемиду на пьедестал олимпийского правосудия? Чем заслужила доверие у богов и людей? Ответ попытаемся найти в греческой мифологии.

Фемида - она же, Темида, или Темис, - принадлежит семье бессмертных титанов и титанид, детей «первобогов» Урана и Геи. В то время, когда Зевс осмелился бороться за верховенство на Олимпе с родным отцом Кроносом, титаны приняли сторону Кроноса, за что пострадали после поражения: Зевс низвергнул их в бездонный Тартар. Фемида вместе с сестрами не принимала участия в битве богов, избежав печальной участи братьев.

Богиня совсем молоденькой вышла замуж за титана Иапета, родила сыновей, славных героев греческих мифов: Прометея, Менетия, Эпименетия и Атланта. Иапет в титаномахии сражался против Зевса, за что пропал в подземельях Тартара. Его супруга в безутешном горе осталась с детьми одна.

У Фемиды обнаружился чудесный дар предвидения, что, правда, неудивительно для богов Олимпа. Она предупредила сына Атланта, что однажды Геркулес, сын Зевса, похитит волшебные золотые яблоки в саду дочерей бога, Гесперид. Как свидетельствуют греческие мифы, только этим можно объяснить враждебный прием, оказанный позже Атлантом Геркулесу.

Любящая мать открыла Прометею тайну, которую не знал даже сам Зевс. Оказывается, Зевс добивался любви морской нимфы Фетиды, но тогда на свет должен появиться его сын, который окажется могущественнее отца. Прометей хранил тайну, пока бог не наказал его за своеволие – он подарил людям бессмертный огонь, - приковав к высокой скале на Кавказе. Сюда каждый день прилетал огромный орел и клевал его печень, принося ужасные страдания. Прометей сильно страдал, пока не открыл громовержцу предсказание своей матери. Зевс решил не испытывать свою божественную судьбу, - свадьба с Фетидой у него расстроилась.

Зевс после этого случая долго не мог сделать свой новый выбор, и тогда Фемида, уже опытная в любовных утехах, решила женить его на себе, сделавшись властительницей Олимпа. Волшебные притирания и молодящие эликсиры сделали её и без того безукоризненную внешность настолько привлекательной, что Зевс загорелся любовным желанием. К тому же Фемида уговорила проказника Эрота пустить серебряную стрелу в сердце бога, и как только любовная стрела достигла цели, Зевс попал в устроенные тенета: принял приглашение побывать у неё в гостях. А там уже, в мягкой постели, усыпанной благоуханными цветами, познал божественное наслаждение...

Целый год провёл Зевс у Фемиды, забыв о времени и важных делах, а когда вернулся во дворец, объявил всем о намерении жениться на ней.

***

Фемида знала, что рождение детей укрепляет семейные узы. Поэтому хорошо постаралась. Правда, от Зевса у неё были пока только дочери. Это были горы (оры) – прекрасные, благожелательные к людям богини «Времени Года», приносящие цветы и плоды: Фалло - богиня цветения, Ауксо - богиня прорастания, Карпо - богиня плодов. Следом родились Эвномия – «Законный порядок», Дике – «Справедливость», Эйрена – «Мир»; другие дети - Феруса, Евпория, Ортозия, Анатола, Музыка, Гимнастика, Нимфа, Месембрия, Спонда, Дисида и ещё Авга. Все умели влиять на земную погоду, посылать весенние грозы и дожди, обеспечивающие плодородие на полях и в садах. Оттого в древнегреческом искусстве всех гор, детей Фемиды от Зевса, изображали изящными, молодыми девами цветущей наружности, как бы олицетворением юной, нежной красоты.

Вместе с матерью дочери Зевса сообщали жизни богов и людей размеренность и порядок. Рядом с могущественным супругом Фемида чувствовала себя уверенно, не боялась подавать и ему советы. Например, подсказала Зевсу хороший повод развязать войну Трои с греками-ахейцами, когда он это задумал ради того, чтобы возвеличить род полубогов и одновременно истребить «лишние» племена людей, неугодных богам. Это по её подсказке на свадьбе у Фетиды и Пелея появилась богиня раздора Эрида со своим яблоком «Прекраснейшей!». Зато ни Зевс, ни Фемида не взялись в тот день присуждать приз кому-либо из богинь, соперниц по красоте! И по её же совету Зевс поручил Гермесу отыскать юного пастуха Париса, оказавшегося младшим сыном троянского царя Приама, чтобы он взял на себя эту неприятную обязанность третейского судьи.

Но, увы, супружеское счастье Фемиды длилось не так уж долго. У возмужавшего Зевса менялись вкусы и представления о женской красоте, чувственных переживаниях и супружеских обязанностях. А у Фемиды уже не хватало сил и настойчивости удерживать супруга в тесных семейных оковах. Но она поступила мудро: первая подала мысль о разводе, говоря, что так будет им обоим лучше! Супруги расстались без взаимообидных ссор и громких скандалов, тем более, дележа общего имущества и детей. После расставания с Фемидой Зевс стал поглядывать на Геру, свою родную сестру, строя планы на новую женитьбу.

Зевс оценил мудрость и верность Фемиды, поэтому после развода она осталась при нём советницей вместе с совместной дочерью Дике. По велению громовержца Фемида созывала собрания богов и, бывало, председательствовала на пирах. А когда Гера стала новой супругой Зевса и царицей Олимпа, Фемида наглядно проявляла уважительное отношение к ней, на пирах сама подавала ей чашу с нектаром, «напитком бессмертия». Зевс назначил бывшую супругу верной своей помощницей, хранительницей законов, и теперь она – «защитница правды, права и порядка», день и ночь, следившая за всем, что происходило на Олимпе. Зевс поручил Фемиде присматривать за организацией и соблюдением законности и порядка в собраниях у людей на земле. Если народные заседатели и правители решали спорные дела не по справедливости, попирая законы, на свой манер или за взятку, справедливая богиня Дике сообщала отцу, а бог уже карал виновных с присущей ему суровостью и непоколебимостью.

Ещё одной важной заботой Фемиды были путешественники, странствующие в дороге, кто искал гостеприимство. Она помогала найти безопасный кров на ночь. Ещё оберегала людей угнетенных, претерпевших несправедливое порабощение, отчего её часто называли «Благоразумная» или даже «Благосветная».

Вот и выходило, что повязка на глазах Фемиде вовсе не была нужна! Она не могла себе позволить, хоть на миг, забыться и отвлечься от дел земных, суетных!

А человечество благодарно Фемиде за то, что она посоветовала Пирре и Девкалиону, сыну Прометея, построить себе ковчег, спастись от безжалостных вод Потопа, а затем возродить людской род, бросая через плечо камни. Она знала, что камни – это кости Матери-Земли. «Закутав головы и распустив пояса, Девкалион с женой Пиррой собирали камни и бросали их через голову: из камней, брошенных Девкалионом, появлялись мужчины, а из камней, брошенных Пиррой – женщины»* (Превращение камней в людей, вероятно, является ещё одним заимствованием, принесенным эллинами с Востока. Иоанн Креститель упоминает легенду, согласно которой «Господь может сотворить детей Авраамовых из камней пустынных (Матфей, 3,3-9; Лука, 3, 8). Когда Зевс узнал о самоуправстве Фемиды, он вознегодовал, но было уже поздно, что-либо сделать обратное! Фемида сказала Зевсу:

- Мой Зевс! Если ты уничтожишь всех людей, кто будет приносить жертвы и петь гимны восхваления в твою честь? – и Зевс согласился с ней.


ЮСТИЦИЯ, ДИКЕ И АСТРЕЯ.

Теперь, когда внесена ясность в отношениях Фемиды, Зевса и простых смертных, проявим интерес к другой богине - Юстиции (с лат. Justitia – Справедливость), божеству из римской мифологии. Термин «Юстиция» (лат. Justia) как определитель справедливости и законности впервые появился в Риме в ту пору, когда его жители осторожно, по наитию, возводили величественное здание собственного Гражданского Права (с лат. «ius civile»). При этом культура порабощенной Эллады, в не меньшей мере, риторика, философия и, безусловно, правовые основы греческого законодательства, послужили тем самым составом, которые надежно упрочили его кладку. С тех пор римляне называли «юстицией» целое устройство судебных учреждений и ведомств и собственно Правосудие, ставшее предтечей законодательств многих поздних европейских государств. Сами же эллины, разобщенные по суверенным городам-полисам, увы, так и не решились на создание общегосударственных институтов юстиции, наивно понадеявшись на уникальность народной демократии.

Но римская богиня Юстиция, как олицетворение справедливости, отождествлялась не с греческой Фемидой, а с Дике, её дочерью от Зевса. Именно она в Древней Греции покровительствовала Праву, судьям и судебным заседаниям. Большой знаток повседневной жизни богов Гесиод* (ГЕСИОД (VIII – VII вв. до р.х.) – греческий поэт. Родился в Киме (М.Азия), в детстве переселился с семьей в Беотию (Средняя Греция). Увлекся искусством рапсодов – сказителей, декламаторов текста нараспев, одерживал победы в состязаниях рапсодов на о.Эвбея. Согласно преданию, он составил конкуренцию живому Гомеру. После смерти отца, он с братом Персом унаследовал большое имущество, но друзья посоветовали ему судиться с братом, в результате Гесиод потерял свою долю. Это событие не прошло мимо Гесиода: он изобразил свои отношения с братом в большом поэтическом произведении «Труды и дни», и оно к тому же оказалось интересным описанием нелегкого земледельческого труда, имевшим множество назиданий и нравоучений. Хорошо известны его «Теогония» - о происхождении богов, и «Щит Геракла». Легенда гласит, что «в 80 лет он соблазнил деву Климену, чей брат убил его, бросив тело в море. Климена родила сына – будущего лирического поэта Стесихора), утверждал, что Дике носила ещё одно имя – Астрея, означавшее «Звезда-Дева»; она жила среди людей, в отличие от других богов, которые только посещали землю. Богиня направляла помыслы людей на добрые дела, к ней обращались за советами и разрешениями споров, и она их мудро разрешала. С особенным пристрастием Дике следила за нравственностью и добропорядочностью людей, проявляла нетерпимость ко лжи, обману и коварству. Это было время бога Кроноса, когда на земле процветал «Золотой Век».

После появления на Олимпе Зевса с молодыми богами греков, «Золотой Век» канул в безвозвратное прошлое; исчезли людская беззаботность и беспечность, покой и мир сменились жестокостями «Железного Века». Каждый человек теперь мог безнаказанно убить себе подобных ради добычи, рабов и плодородных земель. И делал это ещё ради того, чтобы самому не быть убитым более сильным и дерзким человеком! Многим из людей жизнь становилась в тягость, они забывали своих богов, не совершали жертвоприношений, сомневаясь, а нужно ли все это им, людям…

Богиня Дике пыталась увещевать их, призывала жить в мире и согласии, усмиряла дурные страсти, призывая к возрождению любви к богам. Но люди не понимали Дике, и она, оскорбленная, вознеслась на Небо, откуда «воссияла созвездием в зодиаке Девы»... И только тогда люди поняли, чего они лишись! Они молили богиню вернуться, но Дике-Астрея осталась на Небе - далекая, строгая, неподкупная…

С тех пор Дике представлялась эллинам в образе «вечно действующей силы, которая могла рассудить человека, наградить его за праведные дела или наказать за преступление».

В Древней Греции долгое время отсутствовали «писаные» законы. Общество послушно управлялось установленными обычаями предков и оракулами. А если имелась нужда рассудить спорящие стороны, жрецы вопрошали богиню Дике, ожидая проявления её божественного знака.

НЕМЕЗИДА.

Богиню Дике всегда сопровождала божество, которое люди называли Немесидой; она была дочерью Никты (Ночи). Немесида - богиня Судьбы, которая, полагаясь на внутреннее чувство справедливости или, скорее, на божественную интуицию, посылала человеку счастье или несчастье, воздавая должное по его делам или намерениям. Её решение невозможно было оспорить, даже у Зевса, потому каждый смиренно соглашался, получая от богини награду, но чаще наказание. Она жестоко преследовала человека за гордыню и, если он выходил за пределы собственного жребия, посылала ему потери и несчастья. А кому досталось в удел слишком много счастья по сравнению с другими, отнимала без сожаления часть этого счастья, чтобы передать другому, менее удачливому. И тогда, по её мнению, в человеческом обществе восстанавливалось справедливое равновесие.

У Немезиды судьба оказалась сложной, даже для божества. Во-первых, её нередко отождествляли с Адрастеей, богиней «неизбежности», хотя по существу они изначально имели разные правовые полномочия. Гомер же не упоминает её как самостоятельную богиню, это имя у него употребляется лишь для обозначения «упрека» или «порицания». Только Гесиод осмелился возвеличить Немезиду богиней, но ему - видней! Он воспринимает её как «воздаяние должного» и, следовательно, она определяет судьбу каждого конкретного человека. А по этим качествам Немезида похожа на Мойр* (*с греч. «доля, участь, судьба»), но и отличается от них – ведь Мойры от самого рождения человека прядут нити его участи, а Немезида судит по поступкам, впоследствии определяя для него награду или наказание. У античных историков и поэтов Немезида является людям в роли «карающей» богини, наказывая их за надменность, усмиряя высокомерие и гордыню. И поделом, - человек не должен выходить за пределы собственного жребия!

Очевидно первое скульптурное изображение Немезиды появилось в Афинах после знаменитого сражения на Марафонском поле. 13 сентября 490 года до н.э. афинское ополчение под предводительством Мильтиада разгромило персидское войско, намного их превосходившее. Персы были настолько уверены в своей победе, что заранее привезли на кораблях вместе с войском глыбы белоснежного мрамора с острова Парос, с намерением возвести в покоренных Афинах монумент собственного триумфа. Афиняне использовали нежданный «подарок» персидского царя, направив мрамор на изготовление изваяния богини Возмездия, или Немезиды.

На древнейших памятниках искусства тоже можно угадать изображение Немезиды, молодой девушки в возрасте красавицы Афродиты; затем её представляли зрелой женщиной с опущенным взором. Одна рука, поднесенная к роскошной груди, поддерживает скромное одеяние. В другой руке – символы власти: узда, меч и бич. В императорском Риме Немезида стала покровительницей солдат и гладиаторов

***

Всякий порядок в жизни людей, законы и право, работа народных собраний и совета старейшин начинаются от Зевса и находятся под его покровительством, а Фемида, Дике и Немезида - его бессменные и мудрые помощницы. Сам бог Зевс для нарушителей законов, обычаев и религии - Аластор, или «Мститель». Он пребывает на Олимпе, который люди считают одновременно и Небом; здесь творит он природные явления и поддерживает жизнь на земле. Зевс сотрясает своим щитом, эгидой, внушая ужас богам и людям: грохочет гром и сверкают молнии в небе, на земле происходят бури и штормы, проливаются дожди.

Рядом с золотым троном бога находятся два больших сосуда, из золота: в одном помещены «зловредные» дары для человека, в другом – «добрые»; Зевс разделяет их по своему усмотрению, взвешивая судьбу каждого человека на точных золотых весах. Он внимателен при этом – не дай, бог, допустить промашку – недовес или перевес!

Как повелитель всего живого на земле, Зевс посылает эллинам знамения и знаки, и вещает оракулы в святилищах, а также пророческие сновидения, за что эллины назвали бога Паномфайос, «Всеведущий». Зевс охраняет государства от эпидемий, несчастий и разрушительных войн, за что в каждом греческом городе и каждом доме есть жертвенный алтарь в его честь.

Но нередко Зевс обрушивает Зло на людей, если видит, что они преступают его законы. Эллины зовут его Сотер, «Защитник», или Алексикакос, «Отвращающий несчастье», или Полией, «Защитник города», или Фратрий, «Защитник фратрий, родовых сообществ», или Элевтерий, «Покровитель дома», или Гамелий, «Покровитель брака». А ещё Зевс для людей – Ксениос, «Оберегающий права гостя», Фиксий – «Покровитель беглецов, просящих защиты». Он земное божество ещё со многими именами: Катарсий – «Очиститель», Мелихий – «Милостивый», Морий – «Покровитель маслин», и ещё, ещё и ещё…

Так повелось в Элладе не одну тысячу лет…



следующая страница >>