bigpo.ru
добавить свой файл
1
Программа элективного курса

по математике в 9 классе

«Изобретательность в вычислениях»

Пояснительная записка:

В нашу жизнь прочно вошел калькулятор. Да, он помогает быстро и надежно выполнять очень многие вычисления, позволяет не отвлекаться на запоминание промежуточных результатов, освобождает от знания табличных случаев вычисления. С одной стороны, это хорошо, так как мы избавляемся от многих рутинных операций но, с другой это лишает нас возможности развивать наблюдательность и память, т.е., как говорится, поработать головой.

На занятиях с ребятами будем выполнять задания, для решения которых можно проявить должную смекалку. Например, чтобы перемножить числа 19875 и 8, казалось бы, непременно нужен калькулятор. Однако множимое можно округлить до 20000, т.е. увеличить его на 125, но 125∙ 8 = 1000. Итак, 19875 ∙ 8 = (20000 – 125) ∙ 8 = 20000∙8 - 125∙8 = 160000 – 1000 = 159000.

Интерес и любознательность развиваются при изготовлении и применении простейших, давно известных вычислительных средств: таблиц, счетов и т.д. Несомненно, такая работа ума и рук способствует развитию изобретательности.

Этот курс предназначен для учащихся 9 класса на первое полугодие, рассчитан на 13 человек. Проводиться одно занятие в неделю.

Цели курса:

Привлечь внимание ребят к простейшим вычислительным устройствам, и случаям вычислений, создающим возможность проявить творчество и смекалку.

Задачи курса:

1. Расширение и углубление знаний по математике.

2. Научить учащихся в некоторых случаях считать без калькулятора.

3. Развитие у учащихся интереса и любознательности.

4. Усвоение и закрепление вычислительных навыков.

1 полугодие: 16×1=16ч


Учебно-тематическое планирование.



Тема

Часы

Форма занятия

1

Некоторые приемы вычислений.

5

Практика,

исследовательская работа

2

Вычисления с

использованием частных свойств чисел

5

Лекция,

практикум,

исследовательская работа

3

Вычислительные средства прошлых лет

5

Лекция,

практикум,

исследовательская работа

4

Зачетное занятие

1

Круглый стол (представление проектов).

Содержание:

1.Сложение и вычитание с округлением. Прибавление и вычитание чисел вида 99…9k. Умножение и деление с округлением. Умножение и деление «по частям». Возведение в квадрат.

2.Замечательное произведение. Умножение и деление на 5n. Умножение и деление с дробными числами. Умножение на 11. Умножение «крестом».

3.Природный «калькулятор». Сложение и вычитание на линейках и дисках. Палочки Непера. Русские счеты.

Ожидаемые результаты:

- получение некоторых умений и навыков исследовательской работы.

- развитие и углубление навыков устного счета.

- овладеть техникой изготовления палочек Непера, вычислений на счетах.

- иметь представление о разных способах вычислений больших чисел без калькулятора.

- развитие творческого математического мышления.

На зачетное занятие ребята должны подготовить проект «Изобретательность в вычислениях», работу над которым они должны вести в течении полугодия.

Литература:

1. А. Ф. Коликов, А. В. Коликов «Изобретательность в вычислениях», Москва, «Дрофа», 2003г

2.Инциклопедия «600 задач на сообразительность», Донецк, «Сталкер», 2007г

3.Е. И. Игнатьев «Математическая смекалка», Москва, «Омега», 2006г