bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Гура Валерий Васильевич


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И СРЕД




13.00.08 - теория и методика профессионального образования.


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук


Ростов-на-Дону
2007


Работа выполнена на кафедре педагогики Педагогического института Южного федерального университета г. Ростова-на-Дону

Научный консультант: академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Евгения Васильевна Бондаревская

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Аксенова Эльвира Айсеновна

доктор педагогических наук, профессор
Александр Владимирович Могилев

доктор педагогических наук, профессор
Людмила Михайловна Сухорукова

Ведущая организация: Волгоградский государственный педагогический университет

Защита состоится « 7 » ноября 2007 г. в ______ часов на заседании Диссертационного Совета Д212.208.18 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» по адресу: 344082 г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 33.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Педагогического института Южного Федерального университета

Автореферат разослан «____» ____________ 2007 г.

Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор педагогических наук

П.П. Пивненко



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность и постановка проблемы исследования. Развитие современного общества и системы образования предъявляют все более высокие требования к качеству подготовки выпускников вузов. Особую роль в повышении качества образования призвана сыграть его информатизация, понимаемая не как простое представление учебной информации в цифровом виде, а как создание педагогически спроектированной информационно-образовательной среды учебного заведения, подключенной к мировому образовательному пространству и удовлетворяющей культурно-образовательные потребности современного молодого человека.

В полной мере эта задача еще не получила своего решения. Однако многие работы внесли свой вклад в ее решение. Это отечественные работы по педагогическому проектированию (Н.Г Алексеев В.И., Ю.В.Громыко, В.И. Генисаретский, Е.С. Заир-Бек, Г.Б. Корнетов, В.Е.Родионов, В.И. Слободчиков и др.); работы по проектированию информационно-образовательных сред (А.А. Андреев, Ю.Н. Афанасьев, И.Г. Захарова, В.В. Рубцов, В.А. Красильникова, В.Н. Платонов, И.К. Шалаев, В.А. Ясвин и др.); работы по созданию электронных средств обучения (Е.Н.Балыкина, А.И. Башмаков, И.А. Башмаков, Ю.С. Брановский, В.А. Вуль, Б.М.Владимирский, А.А.Гречихин, Ю.Г. Древс, А.Н. Дахин, Л.Х. Зайнутдинова, В.М. Монахов, А.С. Лакаев, А.В. Осин и др.). А также труды зарубежных ученых по развитию теории и практике электронного (дистанционного) образования (Visscher-Voerman I, Gustafson K. O. Peters, J. Baath, B. Holmberg

Образовательная ситуация, сложившаяся к настоящему времени определяется существованием определенных противоречий в высшем образовании:

  • Ускоряющийся рост научной и культурной информации, определяющей содержание образования, несовместим с ограниченным временем обучения и возможностями субъектов образовательного процесса.

  • Для повышения качества образовательный процесс современного вуза должен основываться на широком использовании возможностей информационной образовательной среды, для формирования которой требуется активная работа педагогов по подготовке электронных образовательных ресурсов. В то же время недостаточно разработаны теория и практика проектирования таких учебно-методических материалов нового поколения.

  • Вузы являются хранителями традиций и научного наследия, что вступает в определенное противоречие с тем, что при подготовке дипломированных специалистов должны использоваться новейшие научные достижения.

  • Традиционные формы обучения уже не обеспечивают решения современных задач организации образовательного процесса (например, в электронном и дистанционном образовании), но небезграничны и возможности современных информационных технологий. Таким образом, возникает потребность в осмыслении новых педагогических возможностей, связанных с применением ИКТ и сочетания их с традиционными педагогических технологиями для повышения эффективности процессов обучения и воспитания.

  • Развитие систем программирования явно выявилj тенденцию к технологизации электронного образования, использующего в качестве основных педагогических средств электронные учебники, базы данных, тестовые программы и др. инструменты. При этом роль педагога зачастую состоит лишь в предоставлении образовательного содержания (контента) для программистов, дизайнеров, системных администраторов, которые являются на сегодняшний день «основными» творцами электронных обучающих систем, что приводит к недостаточной эффективности электронных средств обучения.

  • Некритически заимствуя зарубежные программные системы и заложенные в них технологии обучающих электронных ресурсов, образовательные учреждения вынужденно следуют и тем принципам, которые в неявной форме заложены при разработке этих систем и технологий, что приводит зачастую к недостаточной педагогической обоснованности и неэффективности созданных электронных образовательных средств.

  • Большая часть современных педагогов не владеет информационными технологиями в достаточной степени для создания современных обучающих систем, отражающих современную информационную картину мира, что приводит к отставанию отечественного образования в информатизации современного учебного процесса и, как следствие, неудовлетворительному качеству.

Существуют также противоречия между:

- быстро развивающимися информационными технологиями, внедряемыми в образование, и их научно-педагогической необоснованностью;

- развивающимися техническими стандартами создания компьютерных обучающих систем и отсутствием педагогических стандартов по их разработке;

- развитием средств телекоммуникации и слабым педагогическим обоснованием их использования в образовательных целях;

- стихийно повышающейся информационной компетентностью учащихся в результате их экстенсивного и интенсивного взаимодействия с современной информационно-культурной средой и отставанием педагогов в приобретении этой компетентности.

Целью образования зачастую выступает подготовка квалифицированного участника производственного процесса без учета необходимости творческого развития обучаемого. Однако человек с недостаточно развитым творческим мышлением в дальнейшем испытывает трудности в принятии решений в нестандартных быстро меняющихся ситуациях, что характерно для современного общества. Также противоречиво положение о том, что вузы призваны вести подготовку современных специалистов, соблюдая требования соответствующих Государственных стандартов, но при этом необходимо разрабатывать учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и возможностей студентов. Соответственно требуется вариативный подход к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса. В этой связи суть исследуемой проблемы сводится к выявлению и психолого-педагогическому обоснованию возможностей электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и ИОС в создании условий для разрешения данных противоречий, что и послужило основанием для выбора темы диссертации «Теоретико-методологические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред».

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между нарастающей информатизацией общества, вызванными ею новыми социальными деятельностями и устаревшими методами и формами образования в ВУЗе.

Современную ситуацию, сложившуюся в высшей школе, можно охарактеризовать как переломную, при вступлении в ХХI век, характеризующуюся поисками новых парадигм образования, обусловленными макроизменениями, происходящими в мировом сообществе, культуре и современных технологиях. А также необходимостью современной педагогики дать ответ на запрос общества по выработке новых педагогических средств обучения и воспитания в новой культурно-информационной среде. По общему признанию, ведущую роль в происходящих изменениях играют стремительно развивающиеся новые информационные технологии, изменившие за последние десятилетия весь цивилизованный мир. Образование, являющееся одним из важнейших социальных институтов общества, с необходимостью должно отражать новые запросы общества к образованному человеку. Необходимо отметить, что в настоящее время существует немало педагогических работ, которые ставили своей задачей осмыслить глобальные изменения происходящие в мире, и их влияние на сферу образования. Среди таких работ нам хочется отметить работы Прохорова А.В., Разлогова К.Э., Рузина В.Д. , посвященные осмыслению феномена «экранной культуры» и его влиянию на образование, работы Шукшунова В.Е., Взятышева В.Ф., Романковой Л.И. по инновационному образованию, работы Бондаревской Е.В., Данилюка А.Я., Серикова В.В., Шиянова Е.Н., И.С.Якиманской по личностно-ориентированному образованию, работы Вендровской Р., Тихомиpова О.К., Собчик Л.Н., Васильева В., Белинской Е.П. по компьютеризации образования; Слободчикова В.И., Крыловой Н.Б., Валицкой А.П. по культурологическому подходу в образовании и др.

Цель исследования: разработать теоретические основы педагогического проектирования личностно ориентированных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и медиаобразовательной среды ВУЗа в условиях широкомасштабного использования компьютерных и информационных технологий.

Объектом исследования стала образовательная деятельность вуза в условиях информатизации высшего образования.

Предметом исследования стала разработка теории и технологии педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и медиаобразовательной среды вуза.

Гипотеза исследования содержит следующие положения:

Педагогическое проектирование медиаобразовательной среды вуза будет способствовать созданию условий для развития у студентов личностно-профессиональной компетентности, медиаграмотности и творческой активности, если будут выполнены следующие условия:

  1. Электронные образовательные ресурсы будут спроектированы с учетом возможности удовлетворения разноуровневых личностных культурно-образовательных потребностей и личностного развития субъектов образования (студентов, педагогов, менеджеров образования);

  2. Учебная деятельность в медиаобразовательной среде будет соответствовать требованиям учебного процесса в вузе и включена в целостный учебный процесс;

  3. Технические средства, реализующие педагогическую концепцию медиаобразовательной среды, будут ориентированы на развитие медиаокомпетентности субъектов образования и удовлетворять современным требованиям к информационным технологиям (быстродействие, память, гипермедиа, интеллектуальность интерфейса и т.п.);

  4. Учебный процесс в медиаобразовательной среде будет представлять собой разумный компромисс между фундаментальностью, систематичностью и эвристичностью, между структурированностью (учебного плана вуза) и открытостью (информационному космосу);

  5. Применение технических и программных средств в медиаобразовательной среде будет подчинено педагогическим целям развития личности и приобретения личностных и профессиональных компетенций;

  6. Учебный процесс в медиаобразовательной среде будет обеспечен продуманной системой психолого-педагогической поддержки, направленной на личностное развитие обучающегося.

Поставленная проблема, цель, объект, предмет и гипотеза обусловили задачи исследования:

- Дать определение и охарактеризовать основные компоненты медиаобразовательной среды вуза, построенной на базе компьютерных и информационных технологий.

- Дать определение и разработать понятие личностно-ориентированного гипермедиа электронного образовательного ресурса, как основного носителя содержания образования в личностно-ориентированной медиаобразовательной среде.

- Разработать теоретико-методологическую базу для педагогического проектирования личностно-ориентированных адаптивных гипермедиа образовательных ресурсов и медиаобразовательной среды вуза.

- Выработать основные принципы педагогического проектирования адаптивных гипермедиа образовательных ресурсов и медиаобразовательных сред.

- Выявить особенности процесса обучения в медиаобразовательной среде.

- Разработать модель компьютерной системы для педагогического проектирования адаптивных гипермедиа образовательных ресурсов.


Методологическими и теоретическими основами исследования являются: Общая теория систем (В.Н.Садовский, А.И. Уемов, Н.Н. Моисеев); синергетика (И. Пригожин, Г. Хакен, Е.Н.Князева, С.П. Курдюмов, А.А.Колесников, С.В. Кульневич и др.); системодеятельностный подход (Г.П. Щедровицкий, П.Г. Щедровицкий, Ю.В. Громыко, О.И. Генисаретский и др.); концепция диалога культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер, И.Е.Берлянд, М. Бубер, О. Розеншток-Хюсси , С.Ю.Курганов); концепция постмодернизма (Р. Барт, Ж.Деррида, М.Фуко, Ж.Делез, А.А.Грицанов,М.А. Можейко, И.П. Ильин и др.); теория информационного общества (Д.Белл, М. Кастельс, И.С. Мелюхин, Г.Р. Громов, Ф. Уэбстер и др.); общая теория обучения (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.) и принципы личностно-ориентированного подхода (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, А.Я. Данилюк А.Я., С.В. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); моделирования учебного процесса (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько,М.В. Кларин, Д.Ш. Матрос, Е.И. Машбиц и др.); теоретические и практические разработки психолого-педагогических проблем использования современных информационных технологий в обучении (В.П. Беспалько, А.Г. Гейн, Б.С. Гершунский, В.П. Зинченко, М.П. Лапчик, А.В. Осин, С.В. Панюкова, И.В. Роберт, Э.Г. Скибицкий, О.К. Тихомиров и др.); принципы практического использования ИКТ для развития творческих методов обучения (Е.С. Полат, В.П. Тихомиров, А.В. Хуторской и др.) и формирования информационной среды учебных заведений (А.А. Андреев, Ю.Н. Афанасьев, И.Г. Захарова, В.В. Рубцов, В.А. Красильникова, В.Н. Платонов, И.К. Шалаев, В.А. Ясвин и др.), создания электронных обучающих средств (А.И. Башмаков, И.А. Башмаков, Ю.С. Брановский, А.Н. Дахин, Л.Х. Зайнутдинова, В.М. Монахов и др.)

Методы исследования:

теоретические – изучение и анализ научной литературы в области системного анализа и информационных технологий, философии, психологии, педагогики, педагогическое моделирование и проектирование программной системы для создания электронных образовательных ресурсов,

, аналитический метод оценки качества организации образовательного процесса на базе информационных технологий;

экспериментальные - опытно-экспериментальная работа, изучение и

обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, компьютерное моделирование и проектирование.

База исследования. Основной базой исследования явились

Таганрогский технологический институт ЮФУ (бывший Таганрогский государственный радиотехнический университет) и Таганрогский государственный педагогический институт.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (1994 - 1999) изучалась и анализировалась научная литература по информатике, системному проектированию, философии, педагогике и психологии литература с целью определения методологических подходов к исследованию возможностей компьютерных и коммуникационных технологий, изучались принципы построения и информационного образовательных систем. Анализировался опыт использования учебного программного обеспечения в вузах. Были разработаны модели электронных образовательных ресурсов, разработана концепция личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов. Была разработана структура модели программной системы педагогического проектирования. Исследовалась структура проектной педагогической деятельности при разработке электронных образовательных ресурсов. Исследовались педагогические подходы к повышению эффективности педагогической проектной деятельности.

На втором этапе (1999 - 2003) исследовалась технология педагогического проектирования ЭОР в различных предметных областях: культурологи, философии, экологии, математики, физики и технических дисциплин. Разрабатывалась педагогическая концепция многоуровневого адаптивного личностно-ориентированного электронного образовательного ресурса. Разрабатывалась концепция личностно-ориентированной информационно-образовательной среды вуза и факультета. Исследовалось педагогическое проектное мышление специалистов разного профиля с целью выработки педагогического инструментария, позволяющего осуществлять учебный процесс на более высоком уровне наукоемкости, наглядности и эффективности. Исследовались возможности развития педагогического мышления педагогов-проектировщиков в контексте гипертекстовой и мультимедийной технологий для реализации личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов, способствующих развитию личности в концепции развития индивидуального творческого мышления студентов (РИТМ). Разрабатывались педагогические подходы в сочетании технологии РИТМ и электронного обучения с помощью личностно-ориентированных ЭОР. Для этого были организованы обучающие семинары для педагогов базовых вузов ТРТУ и ТГПИ по педагогическому проектированию

На третьем этапе (2003-2006) понятие информационно-образовательной среды было обобщено до понятия медиаобразовательной среды, выработаны принципы ее организации. Было осмыслено соответствие разработанной модели ЭОР существующим международным стандартам для электронных образовательных систем. Осуществлена опытно-экспериментальная работа по разработке личностно-ориентированных образовательных ресурсов и исследованы особенности восприятия и использования студентами различных электронных учебно-методических материалов; изучены особенности представления электронных учебных ресурсов на образовательном Web-сервере для реализации развивающего обучения. Разработаны компоненты предметных ИОС. Построена и внедрена модель взаимодействия различных медиа в медиаобразовательной среде вуза. На основе созданной программной системы была разработана технология проектирования образовательных сайтов педагогов. Проведено обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы и рекомендации по внедрению его результатов в педагогическую практику, завершено оформление работы.

Научная новизна исследования состоит в определении личностно-ориентированной медиаобразовательной среды ВУЗа в качестве цели и результата педагогического проектирования, в создании целостной педагогической концепции личностно-ориентированных гипермедиа электронных образовательных ресурсов. Определены новые принципы развития медиаобразовательной среды вуза: принцип центрированности на личности, а не на технических возможностях; принцип свободы выбора познавательной траектории и уникальности индивидуальной познавательной деятельности; принцип разнообразия ЭОР; принцип диалогического взаимодействия учащегося с культурой; принцип открытости и развития ЭОР. Медиаобразовательная среда организовывана как упорядоченная совокупность педагогически спроектированных личностно-ориентированных адаптивных гипермедиа электронных образовательных ресурсов и медиа, использующихся в педагогических целях. Концепция медиаобразовательной среды позволяет расширить уже устоявшееся понятие информационно-образовательной среды и понимать её не только как среду, в которой студент приобретает знания и развивает профессиональные компетентности, но и как среду, в которой происходит его личностное развитие в процессе педагогически организованного взаимодействия с медиа. Такая среда способствует развитию медиакомпетентности как важнейшей ключевой компетентности для современного человека, живущего и действующего во все более усложняющейся инфосфере.

Важнейшими компонентами медиаобразовательной среды являются личностно-ориентированные гипермедиа электронные образовательные ресурсы. Концепция многоуровневых адаптивных электронных образовательных ресурсов позволяет создавать локальные образовательные среды, удовлетворяющие разноуровневым культурно-образовательным запросам. Такие ресурсы, кроме предъявляемой учебной информации в различной модальности, обеспечивают психолого-педагогическую поддержку самостоятельного учения и адаптацию к уровню подготовки и индивидуальным особенностям восприятия и познания. На основе системного подхода создана модель многоуровневого адаптивного гипермедиа личностно-ориентированного электронного образовательного ресурса и технология его педагогического проектирования.

Теоретическая значимость исследования:

В аспекте главной цели педагогического проектирования личностно-ориентированных гипермедиа электронных образовательных ресурсов и медиаобразовательных сред – развития личности обучаемого, приобретения медиакомпетентности и профессионально значимых компетенций, как условий самостоятельной и творческой деятельности в условиях информационного общества – даны научные определения: личностно-ориентированной медиаобразовательной среды; личностно-ориентированного электронного образовательного ресурса; уточнено понятие многоуровневого адаптивного электронного образовательного ресурса.

Разработаны: концепция и структура медиаобразовательной среды; концепция и структура многоуровневого адаптивного гипермедиа электронного образовательного ресурса; методология разработки многоуровневых личностно-ориентированных гипермедиа электронных образовательных ресурсов; технология педагогического проектирования многоуровневых гипермедиа личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов.

Введен в научный оборот понятийный аппарат, ранее не использовавшийся в педагогических теориях: медиаобразовательная среда; личностно-ориентированный гипермедиа электронный образовательный ресурс.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны принципы и методология создания многоуровневого личностно-ориентированного образовательного ресурса, его структура и технология педагогического проектирования. Разработана модель адаптивного многоуровневого гипермедиа личностно-ориентированного образовательного ресурса. Разработана технология организационного обеспечения разработки медиаобразовательной среды и электронных образовательных ресурсов.

Создана модель компьютерной системы для педагогического проектирования адаптивных гипермедиа личностно-ориентированных образовательных ресурсов, которая может использоваться для обучения педагогов практике создания таких ресурсов и развития информационной культуры педагогического проектировании электронных образовательных ресурсов.

Разработана целостная технология педагогического проектирования многоуровневых адаптивных личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов, отражающих современные социокультурные изменения в мире.

Действующая модель компьютерной системы педагогического проектирования может быть использована для практического обучения педагогов методам и технологиям педагогического проектирования.

Концепция медиаобразовательной среды может быть реализована в любом учебном заведении, в котором созданы для этого объективные и субъективные предпосылки.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась логикой построения исследования, выделенной методологической позицией, основанной на передовых теоретических разработках в области педагогической науки и современных информационных технологий, педагогическим моделированием и проектированием, системным теоретическим анализом, обобщением опыта применения ИКТ в обучении, практической проверкой всех теоретических результатов, их соответствием теоретическим положениям базисных наук; широкой апробацией в образовательном процессах базовых вузов, на курсах повышения квалификации педагогических кадров, проведением экспертизы полученных выводов на конференциях регионального, всероссийского и международного уровня.

На защиту выносятся: основы теории педагогического проектирования адаптивных гипермедиа личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и медиаобразовательных сред, которые включают:

  1. Результаты анализа развития электронного обучения в мире и в России, указывающие на возрастающую роль электронных средств обучения. В современном мире происходят глобальные процессы информатизации и медиатизации информационно-культурной среды человека, которые становятся факторами, изменяющими требования к качеству подготовки специалистов в высшей школе. Одним из новых требований к личности, деятельности и развитию современного специалиста является медиакомпетентность в широком смысле, включающая в себя информационную компетентность как составную часть. Глобальные изменения и возникающие благодаря широкому распространению компьютерных и коммуникационных технологий общественные и культурные противоречия становятся движущими силами для развития новых культурологических и педагогических теорий.

Необходимость осмысления изменений в педагогике, вызванных информатизацией общества обусловлена группами факторов, выделенных в нашем исследовании::

- к уровню макрофакторов относим теории и концепции глобального уровня, отражающие тенденции развития современного общества и культуры. К таковым относим концепции постиндустриального общества, постмодернизма, информационного общества, экранной культуры и новые информационные технологии;

- к мезофакторам относим собственно педагогические концепции: непрерывного образования, гуманистической педагогики, программированного обучения, личностно-ориентированного образования и медиаобразования;

- к микрофакторам относим те изменения личностного сознания, которые делают возможным понимание, усвоение и воплощение идей новых педагогических концепций – это становление нового культурного и информационного сознания, выработка практических навыков навигации в современном инфокосмосе, обретение индивидами информационной компетентности и информационной культуры.

2. Концепцию адаптивных многоуровневых гипермедиа личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов (ЭОР), которая основывается на положении, что системообразующим компонентом при проектировании электронных образовательных ресурсов являются личностные культурно-образовательные потребности субъектов образования, а не компьютерные технологии.

Гибкая модульная структура таких электронных образовательных ресурсов, позволяет адаптироваться к уровню подготовки и личностных запросов субъектов образования за счет изменения содержания информационно-образовательного пространства электронного ресурса и медиаобразовательной среды и активизации познавательной деятельности субъекта образования.

  1. Модель адаптивного многоуровневого гипермедиа личностно-ориентированного электронного образовательного ресурса (ЭОР), которая представляет собой гипертекстовую структуру, объединяющую медиаресурсы различной модальности (гипермедиа), активизируемые учебной деятельностью пользователя (субъекта образования). Структура такого образовательного ресурса состоит из модулей, реализующих конкретные педагогические цели; в свою очередь модули состоят из страниц, объединяющих в логическое целое группу медиатекстов, управляемых действиями пользователя; и медиаресурсов – конечных носителей культурно-образовательной информации различной модальности.

  2. Концепцию медиаобразовательной среды, которая представляет собой открытую систему, объединяющую личностно-ориентированные электронные образовательные ресурсы, средства медиа, а также программные, организационные и технические ресурсы, в результате чего медиаобразовательная среда становится не только средой личностного развития, но и средой обретения личностной медиакомпетентности как интегрального результат обучения в медиаобразовательной среде.

5. Модель компьютерной системы, позволяющей проектировать адаптивные многоуровневые гипермедиа личностно-ориентированные электронные образовательные ресурсы (ЭОР), включающая в себя управляющую подсистему, справочную подсистему, подсистему анализа информации, ориентирующую подсистему, обучающую подсистему.

Компьютерная система работает в двух основных режимах: проектирования и обучения. В режиме проектирования она позволяет создавать целостные ЭОРы, добавлять новые модули к имеющимся ЭОРам, изменять сценарии взаимодействия с уже созданными ЭОРами и т.д. В режиме обучения система адаптируется к уровню подготовки пользователя и стимулирует его к повышению уровня обучения, расширяя информационное пространство медиаобразовательной среды за счет использования дополнительных медиаресурсов.

6. Технологию педагогического проектирования адаптивных многоуровневых гипермедиа личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов ЭОР, представляющих собой открытую, развивающуюся, синергетическую образовательную систему, активно взаимодействующую с мировым информационным пространством. Гиперссылки являются точками такого взаимодействия. Проектирование ЭОР начинается с формулирования системной педагогической цели, которая разбивается на подцели, реализуемые модулями ЭОР. Проектирование многоуровневых модулей осуществляется с разработки критериев уровневого знания. В соответствии с разработанными критериями уровня знаний определяется объем и содержание учебного материала для каждого уровня знаний. После изучения определенной порции информации, пользователю предлагается тест для самопроверки, в случае благоприятного результата система предлагает повысить уровень изучения учебного материала и выдает дополнительный учебный материал посредством высвечивания дополнительных гиперссылок. В результате для пользователя расширяется информационное поле образовательного пространства и он получает возможность приобрести более глубокие знания и компетентности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на следующих научно-практических конференциях.

- Международных: «Интеллектуальные системы (IEEE AIS’04)» и «Интеллектуальные САПР» (CAD-2004) Мос. «Практика и перспективы развития институционного партнерства» Донецк, 2003; «Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент (Москва-Таганрог- Апатиты 2002); «Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании» Таганрог 2000, «Технические университеты как центры формирования инженерной элиты ХХ1 века» (Москва, 2000); «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (Сочи 2000); «Проблемы инженерного образования на пороге ХХI века» Москва 1998, «Современные технологии обучения» (Санкт-Петербург 1998); «Взаимодействие человека и культуры: теоретико-информационный. подход» (Таганрог 1998); «Актуальные проблемы фундаментальных наук» (Москва, 1994);

- всероссийских: «Экранная культура в современном медмапространстве: методология, технология, практики» ((Москва-Екатеринбург 2006); «Информатизация сельской школы» (Анапа 2006); «Телематика» (Санкт-Петербург, 2003; Санкт-Петербург, 2001), Психолого-педагогические чтения Юга России (2006, Сочи 2003, 2000, Волгоград 1997); «Наукоёмкие технологии образования» (Москва 2004, Геленджик,2003; Таганрог-Геленджик 2001); Новые информационные технологии: разработка и аспекты применения (Таганрог 2001, 2002); Технические университеты как центры формирования инженерной элиты XXI века» (Москва 2002);

Диссертационное исследование поддержано грантом Программы «Наукоемкие технологии образования» Министерства образования РФ в 2001, 2003, 2005 годах, а также внутренним грантом Таганрогского государственного педагогического института в 2005 и 2006 годах.

Внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы, результаты исследования внедрены в практику подготовки инженеров в таганрогском технологическом институте Южного Федерального университета и педагогов в таганрогском государственном педагогическом институте.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка ( 360 наименований) и двух приложений; содержит 33 рисунка и 14 таблиц.



следующая страница >>