bigpo.ru
добавить свой файл
1
Тема. Что такое жизнь и как она возникла.

Цель: приобретение знаний о возникновении жизни, понимание уникальности смысла и назначения жизни.

Задачи:

- способствовать приобретению знаний о существующих гипотезах возникновения жизни;

- взращивание и преобразование духовного опыт учащихся посредством создания особого, насыщенного ценностями и смыслами воспитательного пространства: опыта рефлексии и совместной рефлексии, опыта понимания себя и других, опыта проблематизации (определения воспитанником актуальных для него проблем бытия), опыта сотрудничества в определении и решении данных проблем.

Ход урока.

  1. Вхождение в урок.

Упражнение «Пробуждение».

Можно применить образ ростка подсолнуха, который, чувствуя весну, пробуждается и тянется к солнцу. Он становится всё больше и больше, растут листья, набухает бутон, и сверху, над стеблем, распускается огромный жёлтый цветок. Тянемся к солнечному свету и набираем его руками-лепестками, наполняя им тело-стебель!... — и постепенно становимся состоящими из золотистых солнечных лучей!

  1. Духовное откровение в искусстве.

Самая древняя и самая большая загадка на свете – это загадка Жизни. Сколько существует на свете человек, он пытается понять – что такое Жизнь и как она возникла? Эта загадка как корни и ствол огромного дерева, на котором растут еще тысячи других загадок. Чем отличается человек от животных, что такое Душа, как работает Мозг, возможно ли бессмертие и т.д. и т.п.? Лучшие человеческие умы пытались и пытаются разобраться в этих вопросах. Ответов множество. Но загадка так и остается загадкой.

На нашей планете все живое происходит от живого. Но Земля не существовала вечно, и тогда возникает вопрос: откуда взялась жизнь? Существует большое количество мнений на этот счет, но основными можно назвать следующие.

Есть предположение, что жизнь была когда-то создана какими-то сверхъестественными силами или существом, которым мог быть бог, полубог или кто-нибудь подобный. Здесь тоже существует большое количество различных точек зрения, но главной из них - идеи божественного начала жизни на Земле — придерживается основное количество верующих.

Существует также гипотеза, предполагающая произвольное зарождение жизни. Величайшие биологи всех времен пытались воспроизвести зарождение жизни, то есть создать живой организм. Но ни одна из попыток не привела к желаемому результату. Откуда же взялся первый организм?

Теория, утверждающая, что Земля, а также жизнь на ней существовали вечно, подвергается большому сомнению. По оценке ученых возраст Земли равен приблизительно пяти миллиардам лет. Есть еще факты, ставящие под сомнение эту теорию, хотя в ней и так немало противоречий.

Есть также предположение, что Земля заселена извне. Но на самом деле достоверных фактов о существовании НЛО (неопознанных летающих объектов), занесших жизнь на Землю, нет. Хотя наскальные рисунки первобытного человека подтверждают эти догадки.

И последняя из основных гипотез - химическая эволюция. Еще тогда, когда Земля только родилась, точнее, когда она стала остывать после очень бурного вулканического периода, все тогда было в состоянии хаоса, природного месива. Возможно, тогда среди беспрерывных химических процессов возник малюсенький живой комочек. Кто знает, может быть он возник случайно, может быть, и нет...

И все же в мире нет ни одного достоверного доказательства, подтверждающего хотя бы одну из этих гипотез.

http://potomy.ru/school/174.html

Микалоюс Константинас Чюрленис (1875-1911), гордость литовского искусства.

Цикл «Сотворение мира» Чюрлёнис создал в 1905-1906г.г. Из его письма брату (от 20 апреля 1905 года): «Последний цикл не окончен, я задумал писать его всю жизнь, конечно, постольку, поскольку в дальнейшем будут новые мысли. Это сотворение мира, только не нашего, в соответствии с Библией, а какого-то другого мира - фантастического. Хочу сделать цикл, по крайней мере, из 100 картин, не знаю, сделаю ли». Он остался неоконченным. Известно 13 рисунков темперой. Ему предшествовал, ныне утерянный цикл работ, выполненных пастелью на ту же тему с символическим призывом в названии: «Да будет!». Эти слова на польском языке написаны на рисунке с изображением руки Создателя, простертой над зелено-голубым пустым пространством. В первых шести листах серии – холодный космос. Дальше палитра теплеет. На этом рисунке – уже сотворенный живой мир. Огненные цветы вырастают из темного хаоса и тянутся вверх. Весь цикл - это образный рассказ не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира.

Чюрлёнис обладал символическим мышлением. В его утонченно-философском творчестве много недосказанности, многомерности смысла. Его музыкальная живопись - простор для фантазии зрителя. «Вселенная представляется мне большой симфонией; люди - как ноты» - М.К.Чюрленис.

Картины М.К.Чюрлениса «Сотворение мира».

Цикл «Сотворение мира» художник закончил изображением ужа - символа ума, мудрости.

Из цикла "Сотворение мира"

За это уж не знаю, как и браться.

Тому ли верю я, тому ли внемлю?

Всё ощущенья, лепет цветозвука,

Догадки музыкальной звукокисти.

Писать мог это только сумасшедший,

А он и был им. Гений, но повлекший

Чреду безумства красок, капель, листьев,

Проснувшихся зверьков смешных и стука

Дождей, что первыми омыли землю.

Но можно ли нам этого касаться?

Что такое Жизнь?

Жизнь – это отношение Человека с окружающим его миром. В ней есть Добро и Зло, Любовь и ненависть, счастье и горе, веселье и скука, верность и измена, реки и леса, Земля и небо. Чего будет больше, это зависит от самого человека. Человек делает свою жизнь сам.

 Жизнь - это Любовь.

Работа в тетради.

Как вы понимаете слова: «Любовь – причина возникновения жизни на земле?»

Слева нарисуй Жизнь, справа – что в жизни ты любишь больше всего.

Встречал ли ты людей, влюбленных в жизнь? Опиши их.

3. Чтение художественных произведений.

Жизнь - это Путь.

Притча о колодце.

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

... Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Каждая проблема - это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток.
Запомните пять простых правил:
1. Освободите свое сердце от ненависти — простите всех, на кого вы были обижены
2.Освободите свое сердце от волнений — большинство из них бесполезны.
3. Цените то, что имеете.
4. Отдавайте больше.
5. Ожидайте меньше.

  1. Время общения.

Жизнь – это школа.

Игра «От любви до ненависти ….» (К.Фопель)

Цели: определить свое отношение к школе и придумать, как можно сделать школьную жизнь интересней.

Материалы: бумага и карандаши.

Инструкция. Марина говорит, что она любит ходить в школу. А с Денисом дело обстоит совсем иначе. Он говорит, что терпеть не может школу. «Там так ужасно скучно», - стонет Денис.

Что для вас в школе интересно?

Что для вас скучно?

Возьмите бумагу и карандаш и составьте два соответствующих списка.

Теперь вы можете пройтись по классу и поговорить с другими ребятами. Сядьте по несколько человек и попытайтесь составить общие списки того, что в школе интересно, а что скучно.

Теперь обсудите, что можно придумать и сделать для того, чтобы ваше школьная жизнь стала интереснее и увлекательнее.

  1. Время для размышления.

Попробуйте доказать следующие положения (выбор по желанию):

Жизнь - это Поэзия.





Жизнь - это Люди.

Жизнь - это Книга.

Жизнь - это Чудо.

6. Подведение итогов.

Записать высказывание:

«Мы находим в жизни лишь то, что сами в неё вкладываем».

Эмерсон Ралф Уолдо - (1803-1882) - американский философ, эссеист, поэт. Крупнейший американский романтик