bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа определяет базовый уровень содержания подготовки по химии учащихся основной школы. По структуре она линейно-концентрическая. Программа сохраняет высокий теоретический уровень и делает обучение максимально развивающим. На первом году рассматривается весь теоретический материал, а затем глубоко изучается фактический материал- химию элементов и их соединений.

Программа построена с учетом межпредметных связей по физике 7класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии 9 класса, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.


ЦЕЛЬ:

- формировать у учащихся основ науки - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка; доступных обобщений мировоззренческого характера и понятий об основных принципах химического производства


ЗАДАЧИ:

- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, на производстве и повседневной жизни;

- формировать умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила ТБ.

-раскрыть роль химии в решении проблем человечества;

-развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.

  1. текущий- на уроках, выполнение работы с обязательной оценкой и комментариями

  2. итоговый- в конце четверти, полугодия и года учитывается общее количество выполненных работ и оценка за выполнение работы на последнем уроке, все это суммируется и выставляется общая итоговая оценка.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.


1.учебно-программные материалы

1.Примерная программа основного общего образования по химии

2.Стандарт основного общего образования по химии

3.УП МОУ ООШ п. Импилахти 2009-2010г.г.

4.Тематическое планирование материала 8,9 класса по курсу О.С.Габриеляна, Дрофа, 2008-2009г.г.

2.учебно-теоретические материалы

1.О.С.Габриелян «Химия-8», 2008, М., Дрофа

2.О.С.Габриелян «Химия-9», 2008, М., Дрофа

3.О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова «Изучаем химию-8», М., 2004, Дрофа

4. О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова «Изучаем химию-9», М., 2004, Дрофа

ЦОРЫ:

Габриелян О.С., Химия 9-11 класс, ООО»Дрофа»

Органическая химия, КАДИС

Общая и неорганическая химия, КАДИС

Химия, тестовый контроль, изд. «Учитель», С-72

Химия, мультимедийное учебное пособие 8-9 класс, «Просвещение»

Химия общая и неорганическая, лаборатория систем мультимедиа МарГТУ

3.учебно-практические материалы

1.Химия 8-9, самостоятельные и контрольные работы, Волгоград, «Учитель», 2003

2.И.Л.Глинка «Задачи и упражнения по общей химии», Х-1983

3.О.С.Габриелян «Настольная книга учителя химии-8», М., Дрофа, 2002

4.О.С.Габриелян «Настольная книга учителя химии-9», М., Дрофа, 2002

4.учебно-справочные материалы

1.А.И.Бусев «Словарь химических терминов», М., Просвещение, 1971

2.Ю.Д.Третьяков «Химия. Справочные материалы», М., Просвещение, 1984

3.П.И.Воскресенский «Справочник по химии», М., Просвещение, 1978

4.Ю.И.Соловьев «История химии», М., Просвещение, 1983

5.П.Ф. Буцкус «Книга для чтения по органической химии», 1,2 часть, М., Просвещение, 1985

6.В.А.Крицман «Книга для чтения по неорганической химии», 1,2 часть, М., Просвещение, 1983

7.А.А.Грабецкий «Кабинет химии», М., Просвещение, 1983

5.учебно-наглядные материалы

1. ПСХЭ Д.И.Менделеева

2.Растворимость солей, кислот и оснований

3.Распространенность химических элементов в земной коре

4.Электрохимический ряд напряженности металлов

5.Химические знаки и атомные массы

6.учебно-библиографические пособия

1. «Биографии великих химиков», МИР, М.,1981

2.П.Н.Трифонов, В.Д.Трифонов «Как были открыты химические элементы», М., Просвещение, 1990

3.Ю.И.Соловьев «История химии», М., Просвещение, 1983







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


Тема

Теорет.

Практич.

8класс







1.Введение

4

-

2.Атомы химических элементов.

9

-

3.Простые вещества.

6

-

4.Соединения химических элементов.

11

-

5.Изменения, происходящие с веществами.

7

-

6.Химический практикум №1.

-

7

7.Скорость химических реакций.

6

-

8.Растворение, растворы.

16

-

9.Химический практикум №2.

-

4

9 класс.







1.Введение.

5

-

2.Металлы.

15

-

3.Химический практикум №1.

-

4

4.Неметаллы.

20

-










5.Химический практикум №2.

-

5

6.Органические вещества.

14

-

7.Химический практикум №3.

-

3



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

8 класс.


ВВЕДЕНИЕ.

Предмет химии. Вещества. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент. Формы существования химического элемента. Превращения веществ. Роль химии в нашей жизни. Химические реакции, отличие их от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование. Экологические проблемы химии.

Краткие сведения по истории развития химии. Основоположники отечественной химии. Основные законы химии.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. структура периодической системы (таблицы): периоды и группы. Периодическая таблица как справочное пособие о свойствах химических элементов.

Знаки химических элементов. Обозначения химических элементов, их названия, происхождение названий.

Химические формулы. Запись и чтение формул. Индексы и коэффициенты. Масса атомов и молекул. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса.


ТЕМА№ 1. « АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ.»

Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложного строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, относительная атомная масса. Современное определение понятия « химический элемент». Изотопы как разновидность атомов одного и того же химического элемента.

Электроны. Электронная оболочка, электронные слои, энергетические уровни. Строение электронной оболочки атомов элементов малых периодов. Завершенный и незавершенный энергетические слои. Орбиталь, электронные формулы атомов.

Периодическая система химических элементов, строение атомов и свойства элементов. Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение свойств химических элементов в периодах и группах. Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атома - образование положительных и отрицательных ионов. Ионная химическая связь.

Ковалентная химическая связь. Схема образования двухатомных молекул водорода, хлора, азота, серы. Структурные формулы. Кратность химической связи. Электроотрицательность. Ковалентная химическая связь: полярная и неполярная. Схема образования молекул хлороводорода, воды, аммиака.

Взаимодействие атомов металлов между собой- металлическая связь. Строение кристаллов натрия.


ТЕМА №2. « ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА».

Простые вещества –металлы и неметаллы. Положение металлов в п.с.х.э. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Положение неметаллов в п.с.х.э. Ковалентная связь. Физические свойства неметаллов, химические формулы. Расчет относительной молекулярной массы. Аллотропия. Понятие аллотропии на примере модификаций элемента кислорода. Аллотропия фосфора, олова. Относительность понятия «металлические и неметаллические свойства»

Количество вещества. Единицы количества вещества: моль, ммоль, кмоль. Постоянная Авогадро.

Молярная масса вещества. Расчет молярных масс по химической формуле. Выполнение упражнений.

Молярный объем газов. Понятие о молярном объёме газов, выполнение упражнений.


ТЕМА№ 3. «СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ».

Степень окисления. Понятие о степени окисления. Определение степени окисления. Определение степени окисления атомов элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ построения их названий. Важнейшие классы бинарных соединений- оксиды и летучие водородные соединения. Составление формул, их названия. Расчеты по формулам. Характеристика важнейших соединений, представители их.

Основные классы неорганических соединений. Основания. Состав, названия и классификация оснований. Важнейшие представители. Индикаторы и качественные реакции. Кислоты. Состав, названия и классификация кислот. Расчеты по формулам кислот. Характеристика представителей кислот. Изменение окраски индикаторов.

Соли. Состав и название солей. Растворимость солей. Характеристика представителей солей.

Кристаллические решётки. Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток; связь типов кристаллических решеток с видом химической связи; характерные свойства веществ с определенным типом кристаллической решетки. Закон постоянства состава вещества.

Чистые вещества и смеси. Понятие о чистом веществе и смеси, их отличия. Примеры жидких, твердых, газообразных смесей, разделение смесей и очистка веществ.

Массовая и объёмная доли компонентов смеси (раствора). Понятие о доле компонента смеси. Вычисление доли компонента в смеси и расчет массы или объема вещества в смеси по его доле.


ТЕМА №4. «ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ.»

Физические явления в химии. Способы очистки веществ, основанные на физических явлениях: дистилляция, кристаллизация, выпаривание, фильтрование, возгонка, отстаивание. Очистка питьевой воды. Перегонка нефти.

Химические реакции. Признаки протекания химических реакций. Реакции горения. Экзо- и эндотермические реакции.

Закон сохранения массы веществ. Количественная сторона химических реакций в свете учения об атомах и молекулах. Роль М.В.Ломоносова и Д.Дальтона в открытии и утверждении закона сохранения массы веществ.

Уравнения химических реакций. Условная запись химической реакции. Составление уравнений химических реакций.

Реакции разложения, соединения, замещения и обмена Сущность этих реакций. Составление уравнений реакций различных типов. Условия течения реакций между растворами кислот, щелочей и солей до конца.

Расчеты по химическим уравнениям. Нахождение количества вещества, массы и объёма продукта реакции по количеству, массе и объёму исходного вещества.


ТЕМА№5. «ХИМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ №1».

1.Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

2.Наблюдения за горящей свечёй.

3.Анализ почвы и воды.

4.признаки химических реакций.

5.Получение водорода и определение его свойств.

6.Получение и свойства кислорода.

7.Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.


ТЕМА №6. «РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА И ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ».

Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Кривые растворимости. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Количественные оценки растворимости веществ.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации веществ с разным типом связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Теория электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов по составу (простые и сложные), по заряду ( катионы и анионы). По наличию гидратированной оболочки. Определение кислот, солей и оснований с позиций теории ЭД.

Ионные уравнения. Реакции обмена, идущие до конца. Молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций. Реакция нейтрализации.

Кислоты, классификация, свойства. Диссоциация кислот, классификация кислот по различным признакам. Взаимодействие кислот с металлами, условия течения этих реакций. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с оксидами металлов и основаниями. Реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости веществ в воде для характеристики химических свойств кислот.

Основания, диссоциация и свойства. Диссоциация растворимых оснований. Классификация оснований по различным признакам. Взаимодействие растворимых оснований с кислотами, оксидами неметаллов, солями. Разложение нерастворимых оснований.

Оксиды, классификация и свойства. Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислотные и основные оксиды. Типичные реакции кислотных и основных оксидов.

Соли, классификация и свойства. средние, кислые и основные соли. Взаимодействие солей с кислотами, щелочами, солями, металлами.

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Классификация химических реакций. Различные признаки классификации химических реакций.. окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления элементов, образующих вещества различных классов. Р.И.О. и О.В.Р.- их отличия. Процессы окисления и восстановления, окислитель и восстановитель. Уравнения окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Выполнение упражнений по теме.




следующая страница >>