bigpo.ru
добавить свой файл
1
Мусина Раиса Николаевна

учитель истории и обществознания

урок обществознания, 11 класс

Тема: Глобальные проблемы человечества.


Цель: показать противоречия современного мира и выявить пути решения основных глобальных проблем.


Задачи:

  • Углубить знания о глобальных проблемах человечества, причинах их возникновения;

  • Выявить взаимосвязь глобальных проблем, пути их решения;

  • Рассмотреть сущность экологической, демографической проблем, а также новые аспекты проблемы войны и мира;

  • Подвести учащихся к пониманию взаимосвязи глобальных проблем и возможности их решения только объединенными усилиями человечества;

  • Применить на уроке механизм составления слайдовой программы по заранее заданной теме.


Ценностные ориентиры:

  • Решение глобальных проблем как условие дальнейшего существование цивилизации, выживание человечества;

  • Взаимосвязь экологических, экономических, социальных и политических проблем как условие решения проблем глобальных масштабов;

  • Принцип рациональных отношений с природой и принцип ненасилия в международных отношениях как стратегия выживания человечества;

  • Экологическая культура человека – одно из условий выживания человечества.


Основные понятия: глобальные проблемы, экологический кризис, демографическая проблема, «городской взрыв».


Основные умения:

  • Обосновывать причины появления глобальных проблем, их взаимосвязь и необходимость комплексного решения;

  • Раскрывать сущность основных глобальных проблем, классифицировать их, назвать различные подходы к решению глобальных проблем;

  • Объяснять новые подходы в решении проблемы войны и мира, приводить аргументы в пользу мирного разрешения конфликтов с позиций ненасилия и гуманизма;

  • Доказывать важность осознания человеком проблемы экологического кризиса, необходимости предотвращения экологической катастрофы;

  • Выявлять связь ресурсо - энергетических и демографических проблем.

Оснащение урока: ТСО (компьютер – выход в Интернет)

Тип урока: изучение нового материала (учащимся было предложено до изучения нового материала собрать и подготовить дополнительную информацию по данной теме)


Ход урока:

План урока:

  1. Глобальные проблемы современности.

  2. Экологический кризис.

  3. Проблемы войны и мира в современных условиях.

  4. Проблема «Север-Юг».

Подготовка класса к уроку


Психологическая пауза: человечество издавна мечтает создать машину времени и заглянуть в будущее. Давайте представим, что такая машина времени у нас есть, и она позволила нам оказаться в 2906 году. Что предстанет перед нашим взором - цветущая земля или бескрайняя, безжизненная пустыня? (показ слайда)





-Это зависит в первую очередь от человечества, а значит и от нас с вами, поэтому тема сегодняшнего урока «Глобальные проблемы современности» и мы будем говорить о проблемах, от решения которых зависит «быть или не быть» нашей планете цветущим садом.

В ходе урока нам необходимо найти ответы на следующие вопросы:

  1. Как деятельность человека влияет на развитие современной цивилизации?

  2. Каковы пути решения глобальных проблем?

  3. Каждая группа должна подготовить слайдовую презентацию по заданной проблеме.



Глобальные проблемы современности


Глобальными (лат..- шар) называют проблемы, возникшие во второй половине 20 в. и угрожающие существованию всего человечества. Эти проблемы порождены деятельностью всего человечества, их решение возможно только при объединении усилий всех народов. Совместно с классом выявляем основные глобальные проблемы и причины глобальных проблем (показ слайда ).







Класс делится на 3 группы. Каждая группа состоит из 5-6 человек, получает задание, составляет слайдовую презентацию и защищает ее Для этого создается координационный центр, состоящий из учителя и 2-х учащихся. Каждая группа выбирает координатора, который поддерживает связь с центром.


Задания группам:

  • 1-я группа – определяет пути предотвращения новой мировой войны;

  • 2-я группа - находит пути преодоления экологического кризиса и его последствий;

  • 3-я группа ищет направления сокращения разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающими странами Востока, определяет, как стабилизировать демографическую ситуацию на планете.


Защита проекта 1-ой группы:


Пути предотвращения новой мировой войны.






Проблемы войны и мира в современных условиях.



Защита проекта 2-ой группы:


Пути преодоления экологического кризиса и его последствий.














Защита проекта 3-й группы


  • 3-я группа ищет направления сокращения разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающими странами Востока, определяет, как стабилизировать демографическую ситуацию на планете.




Проблема Север-Юг.

-Быстрый рост населения на Юге,

-политика Севера- «Юг-сырьевой придаток».



II. Подведение итогов

Выводы:

  1. глобальные проблемы порождены деятельностью всего человечества, их решение возможно только при объединении усилий всех народов;

  2. мировое сообщество пытается найти средства решения:
    а) 1983г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную Хартию охраны природы;
    б) 1992г. в Рио-де- Жанейро состоялась конференция ОНН по окружающей среде и развития;

в) на уровне государств принимается целый ряд программ по регулированию демографической проблемы;

3. вырабатываются основы экологической культуры человека, как одно из условий выживания человечества.


III. Закрепление материала

(Проводится в виде тестирования)


1.Верны ли суждения?

Глобальные проблемы порождены деятельностью:
А) только развитых стран;
Б) всего человечества в целом.

Варианты ответов:

  1. верно только А;

  2. 2. верно А и Б;

  3. 3. верно только Б;

4. оба неверны.

2. Глобальные проблемы появились:

  1. в средние века;

  2. 2) с зарождением капитализма;

  3. 3) с появлением всемирной общности людей;

  4. 4) в результате Реформации.

3.Верно ли суждение?

Развитие современного мира характеризуется:
А) увеличением пропасти между бедными и богатыми странами;
Б) сближением по уровню жизни стран Севера и Юга.

Варианты ответов:

1. верно только А;

2. верно А и Б;

3.верно только Б;

4. оба неверны.

4. Объединение выдающихся ученых и политиков, занимающееся экологическими и социальным прогнозированием, называется:

1) ЮНЕСКО; 3) Римский клуб;

2) ОБСЕ; 4) Пен-клуб.

5) Верны ли суждения?

В середине 21 в. человечество:

А) неизбежно переживет глобальную экологическую катастрофу;

Б) усилия всех стран и народов смогут сгладить негативные последствия воздействия человека на природу.

Варианты ответов:

  1. верно только А; 3) верно А и Б;

  2. верно только Б; 4) оба неверны.

6) Демографические проблемы порождены:

1) Гонкой вооружений;

2) соперничеством СССР и США;

3) загрязнением окружающей среды;

4) быстрым и не контролируемым ростом населения в развивающихся странах.

7) К числу глобальных проблем не относится:

1) угроза ядерной войны;

2) нехватка природных ресурсов;

3) распространение наркомании;

4) замена религиозной идеологии атеизмом.

8) Решением глобальных проблем должны заниматься:

1) только развитые страны;

2) все страны и народы;

3) выдающиеся политики и ученые;

4) страны, входящие в «большую восьмерку».

9) Верно ли суждение:

Наркомания:

А) относится к числу глобальных проблем;

Б) это чисто медицинская проблема, не влияющая на окружающую среду.

Варианты ответов:

      1. верно только А; 3) верно А и Б;

      2. верно только Б; 4) оба неверны.



Литература:


    1. Бахмутова Л.С. «Методика преподавания обществознания» часть I. Издательство «Владос»; М. 2001г.

    2. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание 11 класс; Издательство «Учитель», Волгоград 2006г.

    3. Корсаков Г.Г. «Готовимся к экзамену по обществознанию»; Издательство «Феникс» , Ростов-на-Дону, 2006г.