bigpo.ru
добавить свой файл
1



Тезисы доклада

Начало формы

  1. НАЗВАНИЕ ДОКЛАДА:

О подходе к классификации внешних гиперссылок


  1. АВТОРЫ:

И.Э.Косинец, А.А.Печников



  1. ОРГАНИЗАЦИЯ (полное наименование, без аббревиатур):

Петрозаводский государственный университет/ Институт прикладных математических исследований Карельского научного центра Российской академии наук


  1. ГОРОД:

Петрозаводск


  1. ТЕЛЕФОН:

(8142) 71-10-15


  1. ФАКС:

(8142) 71-10-00


  1. E-mail:

ikos@psu.karelia.ru, baebron@karelia.ru


  1. ТЕКСТ ТЕЗИСОВ ДОКЛАДА:

Вебометрические исследования всё больше привлекают учёных и практиков, работающих в различных областях, а методы вебометрики всё шире используются для оценки Интернет-ресурсов и получения рейтинга различных организаций.

За рубежом серьёзными исследованиями в данной области активно занимаются Statistical Cybermetrics Research Group из Великобритании (Wolverhamptone) [1], возглавляемая М. Тилволом (Michael Thelwall [2]), и группа исследователей Cybermetrics Lab из Испании [3].

Значительная часть исследовательских и проектных работ связана с разработкой инструментов для вебометрических исследований [4] и их использованием для оценки рейтинга научных и образовательных учреждений, как за рубежом [3], так и в России [5-10].

В настоящее время вебометрические индикаторы находят и иное применение. Они стали рассматриваться как инструменты для мониторинга развития информационного общества в регионах.

Выступая с докладом «Интернет-ресурсы как индикатор информационного развития региона» на XI Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» директор Российской ассоциации электронных библиотек
А.Б. Антопольский отметил, что существующие показатели в основном оценивают технические и программные параметры информатизации, и указал на необходимость оценки информационного развития регионов. По его мнению, по аналогии с реальной экономикой, нужно учитывать производство и потребление информационной продукции. Антопольский назвал грубым приближением для показателя информационного производства количество сайтов, созданных в регионе. Он отметил, что для более тонкой оценки следует использовать вебометрический индекс региона, позволяющий учесть не только объем производимой информации, но и её качество. Антопольский считает, что этот подход имеет преимущество перед другими методами, так как допускает прямые измерения и не требует обращения к статистике, которая не в состоянии охватить этот аспект информационного производства [11].

В институте прикладных математических исследований Карельского научного центра РАН с 2008 реализуется проект «Вебометрические исследования научных Интернет-ресурсов Российского Интернета», финансируемый Российским фондом фундаментальных исследований. Для проведения исследований разработано оригинальное программное обеспечение - робот-сборщик гиперссылок LPR (Link-Page-Robot). В ходе реализации проекта создана база данных, содержащая вебометрическую информацию о научных сайтах целевого множества. Ход работы над проектом отражается на сайте [12].

Одной из задач проекта является разработка классификатора внешних гиперссылок, подходящего для описания научных сайтов российского сегмента Интернет. Классификаторы, предлагаемые зарубежными авторами, например [5], оказались неудобными для описания гиперссылок русскоязычных научных сайтов.

В рамках проекта разработан классификатор и создана база данных внешних гиперссылок, содержащая информацию о сайтах целевого множества.

Для оценки «степени научности» позиций классификатора был проведён опрос экспертов, в ходе которого они оценивали позиции классификатора по модифицированной шкале Харрингтона, представленной в таблице 1.

Таблица 1. Вербально-числовая шкала для агрегирования экспертных оценок

Код

Описание

Оценка

1

Научная ссылка

0,9

2

Скорее научная, чем какая-либо другая

0,715

3

Затрудняюсь ответить

0,5

4

Скорее ненаучная, чем научная

0,285

5

Ненаучная ссылка

0,1

Типы гиперссылок и агрегированная оценка экспертов представлена в таблице 2.

Таблица 2. Результаты обработки экспертных оценок



Название типа внешней гиперссылки

Агрегированная оценка экспертов

1

Научные журналы

14,030

2

Публикации сотрудников

13,845

3

Научные труды организации

13,845

4

Научные библиотеки

13,845

5

Публикации других авторов

13,075

6

Научное мероприятие

12,705

7

Электронное издание

11,690

8

Собственные проекты

11,445

9

Профессиональное сообщество

11,105

10

Доступ к базам данных

9,690

11

Коллеги

9,660

12

Другие проекты

9,475

13

Альтернативный сайт

9,045

14

Справочники и руководства

8,985

15

Вышестоящая организация

8,860

16

Нижестоящая организация

8,615

17

Партнёры

8,460

18

Конкурс

7,600

19

Доступ к программному обеспечению

6,000

20

Личные страницы

5,970

21

Официальные документы

5,785

22

Фонды

4,800

23

Грантодатели и спонсоры

4,585

24

Новостные ленты

4,095

25

Другое сообщество

3,850

26

Официальная организация

3,785

27

Коммерческая организация

3,325

28

Разработчики сайта

2,770

29

Счётчики

2,370

30

Гостевые ссылки (ссылки хостеров)

1,970

31

Баннеры

1,785

32

Рекламные ссылки

1,785

Анализ данных в таблице 2 свидетельствует, что эксперты оценивают как имеющие большую «степень научности» те позиции классификатора, которые соответствуют опубликованным материалам научных исследований. Изучение базы данных внешних гиперссылок, созданной в ходе проекта, показывает, что на практике число внешних ссылок на такие ресурсы не носит преобладающего характера и в совокупности составляет не более трети от всех гиперссылок.


Список литературы

  1. Statistical Cybermetrics Research Group [Электронный ресурс] – 2009. – Режим доступа: http://cybermetrics.wlv.ac.uk.

  2. Web CV - Mike Thelwall. [Электронный ресурс] – 2009. – Режим доступа: http://www.scit.wlv.ac.uk/~cm1993/mycv.html.

  3. Ranking Web of World Universities [Электронный ресурс] – 2009. – Режим доступа: http://www.webometrics.info.

  4. Thelwall, M. Introduction to Webometrics: Quantitative Web Research for the Social Sciences // Synthesis Lectures on Information Concepts, Retrieval, and Services, 2009, Vol. 1, No. 1, P. 1-116.

  5. Thelwall M. What is this link doing here? Beginning a fine-grained process of identifying reasons for academic hyperlink creation [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://informationr.net/ir/8-3/paper151.html.

  6. Маршакова-Шайкевич И. В. Вебометрическая оценка университетов России// Высшее образование в России. - 2009. - № 4. - С. 25-36.

  7. Илюкевич О.Г., Печников А.А. Рейтинг официальных web-сайтов университетов России и Финляндии: сравнительный анализ // Информационные ресурсы России. – 2008. – № 3(103) – С.25-28.

  8. Печников А.А. Вебометрические исследования Web-сайтов университетов России // Информационные технологии. – 2008. – №11 – С. 74-78.

  9. Рейтинг сайтов научных учреждений СО РАН [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.ict.nsc.ru/ranking.

  10. Шокин Ю.И., Клименко О.А., Рычкова Е.В., Шабальников И.В. Рейтинг сайтов научных организаций СО РАН // Вычислительные технологии. – 2008. – Т. 13, № 3. – С. 128-135.

  11. Антопольский А.Б. Интернет-ресурсы как индикатор информационного развития региона. Презентация доклада на XI Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» (IMS-2008), 2008 г., Санкт-Петербург [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.prior.nw.ru/materials/Antopolsky_Monitoring_ims2008/view.

  12. Вебометрика. Институт прикладных математических исследований КарНЦ РАН. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://webometrics.krc.karelia.ru.