bigpo.ru
добавить свой файл
1
Нашу смену нам растить


ТАКИЕ РАЗНЫЕ И ОДИНАКОВЫЕ СУДЬБЫ


Воспитание нуждается в трех вещах:

в даровании, науке, упражнении.

Привычки отцов, и дурные, и хорошие,

превращаются в пороки своих детей.

Демокрит.


Я – о подростках. С трудными судьбами мы встречаемся довольно часто. И в большинстве случаев помогаем таким ребятам, в том числе, из неблагополучных семей, выбрать правильную дорогу. А сколько их, непонятых, невыслушанных и оставшихся без внимания! И куда им податься, к кому вопрошать, у кого искать помощи? И ведь служб разных, кажется, вполне достаточно, но, увы! Почему-то не всегда получается, хотя мы говорим, что все уже делали для них и со стороны родителей, и со стороны школы. И куда только он, такой-сякой, не был вызван для бесед, наставлений, головомоек и прочего.


Итак, судьба первая: А.С. в 9 классе очень мешал ребятам на уроках, плохо учился, дома не находил ни с кем общего языка. Одна дорога – вызов на заседание комиссии по делам несовершеннолетних и решение: продолжить обучение в вечерней школе. Со второй четверти он пришёл к нам. Сначала пытался так же вести себя, но, потихоньку, глядя на старших, нашёл в себе силы и желание не выделяться. В десятом – посещал все занятия, когда перешел в 11-й класс, серьёзно заявил, что постарается получить аттестат и продолжить учёбу в профессиональном училище. Очень любит заниматься с машинами, пробовал управлять автомобилем. Мы, преподаватели, отметили, что мальчишка повзрослел, от того ершистого паренька почти ничего не осталось. Серьёзнее стал, а мама держит контроль со своей стороны, справляясь по телефону, как там её сын на занятиях, как его успехи?


Судьба вторая. В этом году после решения комиссии по делам несовершеннолетних в третьей четверти были направлены в вечернюю школу двое подростков, один из них - А.К. Я сразу же обратила внимание на внешность ребенка, а мама спокойно отдала личное дело, и всё. Ждали-ждали мы его появления, звонили по телефону через соседей, но пришлось самой поехать и узнать, в чём дело. Действительность была мрачной. Диалог начался через железную дверь: «Кто там?» Я представилась. Вышли двое, сначала загородив мне путь: кто такая? А потом, вяло улыбнувшись, оставив за собой сивушный запах, молча стали спускаться по лестнице вниз, им было всё равно. Я лихо зашла в жилище: кругом грязь, завалы во всех углах. Ко мне подошли маленькие дети с желанием удивить трезвого «пришельца» чем-то из своей недетской жизни. Я попросила маленькую, чудно одетую, женщину позвать А. ко мне. Она, медленно шевеля языком, сказала, что он ещё спит, а время шло уже к обеду. Я настояла на его пробуждении, и он вышел. Увидев его, я пришла в шок. Полный безразличия, привыкший к окружающей его обстановке. Узнав меня, смущенно ответил на мой вопрос, почему отсутствовал на занятиях, сказал, что болел. Одним словом, я взяла с него обещание приехать с выполненными заданиями, что ему были даны раньше, на экзамены. Он твёрдо обещал, что всё сделает и приедет обязательно. Я, конечно, желала побыстрее выбраться из этого «лежбища». Дорогой мысли одна за другой посещали меня: «А ведь и у этих детей будет та же судьба, что у старшего». Мне просто чисто по-человечески, очень было жаль всех ребятишек этой «семейки». А. приехал на первый экзамен, причёсанный, опрятно одетый. При администрации вечерней школы весело сказал: «Я сегодня в костюме, видите!» Мы, конечно, это отметили. Все экзамены сданы. Как сложится дальнейшая судьба юноши, пока не знаю, но рады мы были тому, что шаг первый навстречу своей судьбе А.К. сделал – и это замечательно!

Судьбы следующие: в 10-12 классах очень много учащихся работающих, имеющих одного, а то и двоих детей. Среди них нет таких, чтобы ленились и не приходили бы на занятия без уважительных причин. Они предоставляли справки с места работы, а когда проходили зачёты и контрольные – отпрашивались с работы. Занимаются и в декретных отпусках, а мужья помогают, находясь с детьми.

Глядя на жену И.Т., её муж С. тоже стал учиться у нас, желание окончить среднюю школу есть и у него. Проучившись три года, они взрослеют, по-другому рассуждают, приходят на занятия опрятными и учатся с желанием. В этом году 12-е классы «вечерки» тоже участвовали в ЕГЭ. Боялись, конечно, всё новое всегда страшит. Но теперь экзамены позади, впереди получение аттестатов…

И, знаете, они благодарят нас за участие в их непростых, одинаковых и таких разных судьбах. Главное, что мы, педагоги, действительно помогаем им во всем. А ведь они обращаются за советами по всем вопросам, хотя большинство из них сами папы и мамы. И даже их дети знают, что родители их учатся и с удовольствием ходят на занятия, порой смотрят на родителей, как они стоят у доски, решая задачу, или с места рассказывают домашнее задание. Улыбаются и радуются за своих самых родных и близких. Мы тоже вместе с ними разделяем их эмоции.

Вот несколько не уникальных, а рядовых судеб наших учащихся. Пройти мимо и не помочь оступившимся, даже не по их вине, мы не можем, не должны…


Говорят выпускники 2008 г. из вечерней школы.

Е. Валуева: Получив аттестат, я поняла, что надо было раньше прийти в «вечерку». Время пролетело быстро, только успели привыкнуть друг к другу, подружиться, а уже пора расставаться. Мне всегда казалось, что всех я знала давным-давно - и ребят, и преподавателей.

Е. Карева: А я после окончания 10-го класса родила сыночка, к 12-му он подрос. Мы так и учились с ним вместе: готовлюсь к зачётам, а он на коленках у меня, приходила с ним и на занятия. Он тоже со мной «получил аттестат».

А. Иванов: Мне пришлось долго ждать получения аттестата. И я очень благодарен преподавателям «вечерки» за их участие в нашей непростой жизни, за их терпение. Они были все годы рядом, поддерживали в трудные минуты. Успехов всем и крепкого здоровья.


Г. Белозёрова.