bigpo.ru
добавить свой файл
1
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Эндокринная система, строение и функции.

(Тема урока)




ФИО (полностью)

Ивачева Наталья Борисовна



Место работы

МБОУ СОШ №27



Должность

Учитель биологии



Предмет

Биология



Класс

8



Тема и номер урока в теме

Эндокринная система. Урок №1.



Базовый учебник

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология




  1. Цель урока: Познакомить обучающихся с особенностями строения желез внутренней секреции, значением гормонов, которые они выделяют. Создать на уроке условия для взаимного обучения учащихся, самоопределения на характер и результат своей познавательной деятельности, развития умений слушать друг друга, анализировать результаты деятельности.

9. Задачи:

- обучающие: Усвоение знаний о строении желез внутренней секреции, значении гормонов. Знакомство с заболеваниями эндокринной системы и выявление причин, вызывающих эти заболевания.

-воспитательные: Воспитание экологического мышления, валеологической культуры, коллективизма, внимательного отношения к окружающим.

- развивающие: Развитие умения применять полученные знания при решении познавательных задач, навыка, использования имеющихся знаний для понимания новых терминов и сущности явлений, логического мышлении, умений распознавать основные симптомы заболеваний эндокринной системы.

  1. Тип урока: изложение нового материала (урок – беседа).

  2. Формы работы учащихся: Работа в группе 5-6 человек с использованием разноуровневых заданий и личностно-ориентированного обучения.

  3. Оборудование: Мультимедийное оборудование, выход в интернет, карточки-задания для работы в группах.

  4. Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

(Продолжительность урока 45 мин.)

Ход урока:


  1. Организационный момент.(2мин.)

На доске тема и высказывание М. Горького «Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтоб научиться делать».


  1. Актуализация знаний. (7мин.)

Беседа по вопросам:

  1. Какие способы регуляции организма вы знаете?

  2. Каковы особенности нервной регуляции?

  3. Какие особенности характерны для гуморальной регуляции?

  4. Сравнить нервную и гуморальную регуляцию и заполнить таблицу в рабочей тетради,

Проверяют правильность ответов, распределяя признаки способов регуляций в таблице:

Гуморальная регуляция

Нервная регуляция

1,3,5,7,8

2,4,6



Признаки для сравнения:

  1. Более древняя форма взаимодействия.

  2. Сигналы передаются с большой скоростью – 100 м/с.

  3. Передача сигнала осуществляется через кровь или лимфу.

  4. Сигнал приходит точно по адресату.

  5. Связь осуществляется по принципу «всем, всем, всем!»

  6. Сигналом служит нервный импульс.

  7. Сигналом является химическое вещество.

  8. Действие сигнала более продолжительное.


Создание проблемной ситуации учителем:

Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним легким, с одной почкой, с половиной печени, но он умрет, если удалить маленькую железу – гипофиз, который весит всего 0,5 грамма. Всего желез внутренней секреции около десяти, их масса около 100 граммов.


- Почему железы внутренней секреции называют маленькими органами большого значения?

- Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы найти ответы при изучении темы «Эндокринная система, строение и функции». (Обучающиеся предлагают вопросы по теме.)


3. Формируются три группы и капитаны получают листы-задания, необходимую литературу, электронные пособия для выполнения заданий.


  1. Изучение нового материала.(21 мин.)


План работы:

  1. Характерные признаки желез внешней, внутренней и смешанной секреции.

  2. Гормоны и их свойства.

  3. Железы внутренней секреции и их значение.


Характерные признаки желез внешней, внутренней и смешанной секреции.

1 группа.

1. Изучить особенности строения желез внешней секреции, назвать примеры, воспользовавшись интерактивным рисунком.

2 группа:

1. Изучить особенности строения желез внутренней секреции, назвать примеры на интерактивном рисунке.

3 группа:

1. Почему поджелудочная железа и половые называются железами смешанной секреции? Показать их расположение на рисунке.


По итогам обсуждения первого задания заполняется схема с примерами и демонстрируются их расположение в организме человека. ЭОР №5 Типы желез

на доске размещаются под схемой рисунки желез (примеры).


Гормоны и их свойства.

1 группа:

2. Выяснить роль гормонов на органы.

ЭОР №1 Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения


2 группа:

2. Выяснить какова активность гормонов.

Ученики работают с учебником ,рабочей тетрадью.

3 группа:

2. Что же такое гормоны? Каково их значение для организма человека?

Ученики работают с учебником, рабочей тетрадью .


Обсуждаются ответы, делаются записи в рабочей тетради:

Гормоны – это биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции и оказывающие целенаправленное действие на органы и ткани.


Свойства гормонов:

      1. Действие гормонов специфично.

      2. Обладают высокой биологической активностью.

      3. Участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма.



3. Рассказ учителя о гипофизе, его строении, расположении и функциях для организма человека . ЭОР №2 Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения (слайд №6)


Железы внутренней секреции и их значение.

1 группа:

3. подготовить сообщение о щитовидной железе: строение, расположение и значение для организма.


2 группа:

3. подготовить сообщение о поджелудочной железе: строение, расположение и значение для организма человека.


3 группа:

3. Подготовить сообщение о надпочечниках человека по плану: строение, расположение и какова роль в организме.


Ученики используют ЭОР №2 Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения и заполняют таблицу «Железы внутренней секреции и их значение».



Название железы

Название гормона

Воздействие на организм

Гипофиз







Щитовидная железа







Поджелудочная железа







Надпочечники









Отчет групп, проверка заполненных таблиц, исправления неточностей или ошибок в процессе обсуждения.


Выводы, ответы на поставленные вопросы в начале урока.

  1. Закрепление ( задания на выбор, в зависимости от подготовленности учащихся в классе) (14 мин.)

Работа в парах (взаимопроверка):

- Что является «третьим лишним», выбор обоснуй.

Печень, гипофиз, щитовидная железа.

Поджелудочная железа, надпочечники, гипофиз.

Яичники, гипофиз, поджелудочная железа.


- «Составь пары»:

А) Надпочечники тироксин

Гипофиз инсулин

Поджелудочная железа адреналин

гормон роста


Б) стимуляция синтеза белка тироксин

понижение уровня глюкозы в крови адреналин

усиление возбудимости нервной системы гормон роста

стимуляция сердцебиения инсулин


      1. Разноуровневые задания:

1 уровень. Тесты и самопроверка (ответы предлагаются учителем по итогам работы).

Выберите из предложенных суждений правильные.

  1. Гормон – это химическое вещество, выделяемое железами внутренней секреции в кровь.

  2. Инсулин – гормон, вырабатываемый поджелудочной железой.

  3. Железы внутренней секреции выделяют гормоны в специальные протоки.

  4. Секрет желез внутренней секреции выделяется непрерывно.

  5. Железы желудка относят к железам внутренней секреции.

  6. Гипофиз – главная железа внутренней секреции.

  7. Железы внешней секреции не имеют протоков.

  8. Сальные железы – железы внешней секреции.

  9. Половые железы относят к железам внешней секреции.

  10. Гормоны – биологически активные вещества.

  11. Надпочечники, гипофиз, печень относятся к железам внутренней секреции.

  12. Адреналин регулирует рост и развитие организма.



2 уровень.

Ответить на вопрос теста:

ЭОР №3 "Железы внешней, внутренней и смешанной секреции"


2. Ответить на вопрос теста:

ЭОР №4 "Железы внешней, внутренней и смешанной секреции"

3.Среди названных желез выберите только железы смешанной секреции:

Ответ

Объяснение

1) яичники




2) семенники




3)щитовидная железа




4) гипофиз




5) поджелудочная




6) надпочечники






4. Установите соответствие названия железы с ее функциями:

ФУНКЦИЯ ЖЕЛЕЗА

А) регуляция уровня йода в крови 1) гипофиз

Б) выделение гормона роста 2) щитовидная железа

В) регулирует уровень глюкозы в крови 3) поджелудочная железа

Г) выделяет гормон тироксин

Д) секреция половых желез

А

Б

В

Г

Д

















5.Вставьте пропущенные слова, используя словарь терминов:

Информация от внутренних рецепторов тела влияет на деятельность эндокринной системы следующим образом. Сначала она поступает в область ______________, называемую ___________, там обрабатывается и далее передается в __________, железистые клетки которого синтезируют ________, поступающие в кровь, которая доставляет их к органам-мишеням.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1. гипофиз 2. надпочечники 3. промежуточный мозг 4. ферменты 5. гормоны 6. гипоталамус.

Обсуждение по итогам взаимопроверки.


3 уровень:

Работают с хрестоматиями «Человек. Организм и здоровье», с пособием «Школьные олимпиады» 6 – 9 классы и выполняют задания:

  1. Агрессивность собаки возрастает, если человек ее боится. Почему?

( Запах адреналина стимулирует агрессивность собаки).

2. Отчего самые дорогие и милые люди - папа и мама - перестают понимать подростка? Почему они начинают раздражать своей назойливостью, мелочной опекой? Почему некоторые подростки перестают понимать своих родителей и часто неадекватно реагируют на замечания старших?

(Одной из причин является возрастное нарушение гормонального равновесия у подростков. Одних гормонов образуется чуть больше нормы, а других – чуть меньше. При этом часто меняется настроение, наблюдаются усиленное сердцебиение и раздражительность. При правильном воспитании школьника такие небольшие нарушения гормонального равновесия не влияют на поведение подростка – он способен волевым усилием подавлять вспышки раздражительности, а назойливость родителей и старших великодушно прощает или воспринимает с юмором. Если у подростка волевые качества, великодушие и ум не очень развиты, то конфликты с окружающими неизбежны.

3. Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика.

Железы внутренней секреции

ЖЕЛЕЗА

Вырабатываемый гормон

Воздействие гормона на организм

Гипофиз







Щитовидная железа







Надпочечники







Поджелудочная железа







Яичники и яички







СЛОВАРИК: 1. Регуляция содержания глюкозы в крови 2. Тироксин 3. Ускорение работы сердца. 4. Регуляция роста организма 5. Нейрогормоны. 6. Влияние на формирование телосложения. 7. Повышение возбудимости нервной системы. 8. Инсулин. 9. Регуляция синтеза гликогена. 10. Замедление процессов пищеварения. 11. Половые гормоны. 12. Влияние на развитие молочных желез. 13. Сужение просветов кровеносных сосудов. 14. Регуляция деятельности эндокринной системы. 15. Адреналин 16. Регуляция обмена веществ в организме. 17. Влияние на рост волос на лице и теле. 18. Ростовые гормоны.



  1. Рефлексивные задания:

1. Задание эмоционально-ценностного характера:

Посмотрите, пожалуйста, на гномов. У них у всех разное настроение. Какой гном наиболее близок Вам по настроению? Какого гнома Вы бы выбрали уходя с урока с собой?




  1. Вопросы для организации самоанализа и самооценки обучаемыми результатов своей деятельности на уроке.

  1. Какие чувства у вас возникали на уроке?

  2. Чему вы научились на уроке?

  3. Что нового узнали? Что для вас было наиболее значимым? Почему?

  4. Какие трудности возникали у вас на уроке? Как вы их преодолевали?

  5. Что еще вам хотелось бы узнать по материалу, пройденному на уроке?



VI. Домашнее задание.(2 мин.)

П. 51, рабочая тетрадь стр. 11 – 12.

Дополнительное: 1) используя параграф составить кроссворд «Железы внутренней секреции»; 2) составить тесты на листе формат А 4.


Приложение к плану-конспекту урока

Эндокринная система


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения

контрольный

Интерактивные тесты

http://www.fcior.edu.ru/card/6829/rol-gormonov-v-obmennyh-processah-nervno-gumoralnaya-regulyaciya-ee-narusheniya.html

2

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения

информационный

Иллюстрации, модель

http://www.fcior.edu.ru/card/10258/rol-gormonov-v-obmennyh-processah-nervno-gumoralnaya-regulyaciya-ee-narusheniya.html

3

"Железы внешней, внутренней и смешанной секреции"

контрольный

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4e7406b6-216e-4731-a69e-4213756bea38/%5BBIO8_09-44%5D_%5BQS_04%5D.html


4

"Железы внешней, внутренней и смешанной секреции"

контрольный

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a574e85-2bd3-4d9a-9894-256813a0b5fa/%5BBIO8_09-44%5D_%5BQS_05%5D.html


5.

Типы желез

информационный

Интерактивная схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cdcf6b3c-8ca3-44c2-80a9-e63e731ca253/%5BBIO8_09-44%5D_%5BIM_03%5D.swf