bigpo.ru
добавить свой файл
1
СОТВОРЧЕСТВО НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ,

КАК ФОРМА ПОЛУЧЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ.

Федотова Ю.В.

(учитель изо и технологии АНО «Павловская гимназия»)


«Мы унаследовали от наших предков острое стремление к цельному, всеобъемлющему знанию».

Э. Шредингер

Изменения, происходящие в современном обществе вызывают необходимость создания новых инновационных педагогических технологий. Сложность и системность современной науки и культуры требуют универсального концептуального знания (видения) у каждого человека. Современное образование носит предметно-специализированный характер. Возникает проблема в оторванности одного предмета от другого, разрозненности знаний, получаемых учащимся на отдельных предметах. Одним из решений этой проблемы являются интегрированные уроки. Понятие «интеграция» появилось в российской педагогике относительно недавно, в 80-е годы. Тогда оно обозначало высшую форму межпредметных связей. При интеграции имеется возможность выхода за рамки одного учебного предмета и усиление познавательной мотивации.

Интеграция идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Выделяют следующие виды интеграции: внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов; межпредметная – интеграция понятий нескольких дисциплин; надпредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Интегрированные уроки отличаются по своей структуре от обычных уроков четкостью, сжатостью учебного материала, логической взаимообусловленностью интегрируемых предметов, большим объемом информации.

Интегрированные уроки дают возможность для реализации сотворческого подхода, при котором каждый участник вносит что-то новое, своё, но совместными усилиями создаётся общая, целостная картина мира.

В рамках сотворческих интегрированных уроков создаются благоприятные условия для решения не только образовательных задач, но и успешно решаются проблемы «самореализации личности каждого учащегося, при которой наблюдается всплеск развития его мышления». [2]

Использование групповых форм работы на таких уроках помогает успешно решать проблемы межличностного общения учащихся; позволяет каждому ребенку найти свое место в группе; понять ценность, значимость каждого участника процесса; формирует чувство ответственности за свою работу и, в конечном итоге, за работу коллектива в целом.

В групповой работе на интегрированном уроке можно использовать элементы исследовательской деятельности. У учащихся появляется возможность рассмотреть проблему не узкоспециализированно, с точки зрения отдельно взятой дисциплины, а с разных сторон, т.е. получить наиболее целостную картину исследуемого вопроса.

Интегрированный урок можно считать сотворческим, если на нем присутствуют некоторые из признаков: равенство позиций педагога и учащегося в процессе познавательного поиска; неопределенность в учебной ситуации; создание нового продукта, получение нового знания; извлечение новых смыслов видения, интерпретаций, понимания; совлечение в процесс творческого освоения мира, предмета; наличие диалогического, (полилогического) взаимодействия на уроке; взаимодополнительность субъектов урока; наличие радости, как результата преодоления себя и ситуации и т.д. [1]

Сотворчество на интегрированных уроках помогает повышать мотивацию познавательной и учебной деятельности; разносторонне интерпретировать и осмыслять тексты культуры; дает возможность проявлять себя как уникальная творческая личность; решать творческие задачи со множеством неизвестных. [1]

В древнем обществе, еще не достигшем стадии общественного разделения труда, деятельность человека и созидаемая этой деятельностью культура существуют в нерасчленимом синкретическом единстве своих моментов: практического, эстетического, ценностно-нравственного, познавательного. Современная культура характеризуется крайней степенью дифференциации и специализации.[3]Понятие развитой личности предполагает у индивида наличие в высокой степени развитых универсальных деятельностных (творческих) способностей, а не узкоспециальных знаний, умений и навыков. Общество нуждается в личностях, которые могут противостоять тенденциям дивергенции и окончательного распада культуры. Теоретическая антропология обосновала положение о том, что развитие личности возможно исключительно как целостное универсальное развитие, вместе с тем, существующее образование нацелено на приспособление людей к узкоспециализированным областям. Таким образом, налицо реально существующее противоречие между потребностью общества в универсально-развитой личности каждого человека и существующей системой поурочно-дисциплинарного (предметного) образования. Попыткой решить эту проблему могут быть сотворческие интегрированные уроки.


Литература:

1.Степанов С.Ю., Кремер Е.З. Сотворчество на уроке - как это возможно? Статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы химического образования», Москва 2011

2. Оржековский П.А. О приоритете воспитания при обучении. Статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы химического образования», Москва 2011

3.Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. Изд. МПСИ , Москва- Воронеж, 2002.

4. Шредингер Э. Что такое жизнь? Физический аспект живой клетки. Ижевск: РХД, 2002.